Наиболее часто смешиваемые звуки: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее часто смешиваемые звуки:



Дифференциация звуков.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.

“ В старшей группе детей учат дифференцировать

Наиболее часто смешиваемые звуки:

Шипящие и свистящие, сонорные ”.

Валентина Викторовна Гербова.

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Коммуникация».

 

Развитие звуковой культуры речи.

 

Задачи.

& Закреплять правильное, отчётливое произнесение детьми звуков.

& Формировать умение детей различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с–з, с–ц, ш–ж, ч–ц, с–ш, ж–з, л–р.

& Продолжать развивать фонематический слух.

& Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.

 

Перспективный план

Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.

Дифференциация звуков.

Месяц Звуки Деятельность.

Сентябрь

Дифференциация звуков “З” и “С”.

Игровое упражнение «Комар и кобра». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с ". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Игровая ситуация «Зайка и сайка». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки " с " и " з ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Занимательная игра «Оса и коза». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "з – с ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Сенокос». Задачи. Вызвать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " з " и " с ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.

Октябрь

Дифференциация звуков “Ц” и “С”.

Игровое упражнение «Насос и цепь». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ц ". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Игровая ситуация «Сокол и курица». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки " с " и "ц". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Занимательная игра «Лиса и овца». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ц ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Скворцы и синицы». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " ц " и " с ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.

 

 

Месяц Звуки Деятельность.

Ноябрь

Дифференциация звуков “Ж” и “Ш”.

Игровое упражнение «Листья и жук». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – ш ".  Развивать фонематический слух, внимание детей.
Игровая ситуация «Жук и шорох». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "ж" и "ш".
Занимательная игра «Луша и лужа». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ш – ж ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Старушки». Задачи. Вызвать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " ж " и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Декабрь

Дифференциация звуков “С” и “Ш”.

Игровое упражнение «Ветер и снег». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш ". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Игровая ситуация «Саша». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "с" и "ш". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Занимательная игра «Лиса хороша». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "с – ш ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Сушки». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " с " и " ш ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

 

Месяц Звуки Деятельность.

Январь

Дифференциация звуков “З” и “Ж

Игровое упражнение «Жук и комар». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – з ". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Игровая ситуация «Зима да стужа». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "з" и "ж".
Занимательная игра «Ёж и коза». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ж – з ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Железная и золотая». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " з " и " ж ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Февраль

Дифференциация звуков “Ч” и “Щ”.

Игровое упражнение «Кузнечик и саранча». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – щ ". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Игровая ситуация «Щеночек». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "щ" и "ч". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей.
Занимательная игра «Туча и пуща». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – щ ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух, память детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Чудовище». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " ч " и " щ ". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

 

 

Месяц Звуки Деятельность.

Март

Дифференциация звуков “Ц” и “Ч”.

Игровое упражнение «Птицы». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – ц ". Развивать фонематический слух, внимание детей.
Игровая ситуация «У кого?» Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "ч" и "ц".
Занимательная игра «Грач и скворец». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "ч – ц ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Отличница». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " ч " и "ц". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Апрель

Дифференциация звуков “Р” и “Л”

Игровое упражнение «Цирк». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "р – л ". Развивать фонематический слух, внимание.
Игровая ситуация «Журавли». Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "р" и "л".
Занимательная игра «Игла и игра». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л – р ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Занимательная игра «Король». Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение детей отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки " р " и "л". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Развивать память детей.

Май

Занимательная игра «Сочинялка». Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л – р ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.
Ритмическая игра «Туки-тук». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.
Малоподвижная игра «Место звука "о" в слове». Задача. Закреплять умение детей определять место звука "о" в слове.
Ритмическая игра «Дили-бом». Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.
Малоподвижная игра «Место звука "л" в слове». Задача. Формировать умение детей определять место звука "л" в слове.
Диагностическое задание. Игра «Звуки в слове» (индивидуально). Задача. Выявить умение детей определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком, чётко произносить все звуки русского языка.

 

Сентябрь

 

Упражнение.

Игра.

Игра.

Игра.

Упражнение.

Игра.

Игра.

Игра.

Упражнение.

Игра.

Игра.

Игра.

Упражнение.

Игра.

Игра.

Игра.

Этап. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки,

Сушек Сашиных поесть.

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Здóрово, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

 

 

Январь

 

Упражнение.

Игра.

Игра.

Игра.

Этап. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Железная кружка из железа,

золотая ложка из золота.

 

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

— Здóрово, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

 

 

 

Февраль

 

Упражнение.

Игра.

Игра.

Игра.

Этап. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Щупальца у чудовища.

У чудовища сокровища.

 

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки

 

— Отлично, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

 

 

Март

 

Упражнение.

Игра.

Игра.

Игра.

Этап. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

На отлично училась ученица,

отличница и умница.

 

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

 

— Отлично, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

 

 

 

 

 

Апрель

 

Игра.

Упражнение.

— Дети, приглашаю вас в удивительную страну – Страну Звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим. Педагог показывает пальцем на ухо, затем на рот.

— Звуки живут в словах. Звуки мы слышим. Дети, а вы хорошо слышите звуки? Проверим! Дети, если вы услышите в слове звук "Ррррр", руки вверх, затем вниз. Педагог показывает движение.

— Если вы услышите в слове звук "Ллл", руки вперёд, затем вниз. Педагог показывает движение.

— Дети, тише, тише, тишина! Звуки слушать нам пора!

  Лексический материал:

цирк,

купол,

артисты,

арена,

клоуны,

акробаты.

атлеты,

дрессировщик,

звери

лошади,

львы,

тигры

слоны.

 

  Дети выполняют задание. Педагог чётко произносит слово, ждёт, когда дети завершат движение, затем произносит следующее слово.

 

— Очаровательно, дети! Весело играли, звуки "р" и "л" различали. 

 

 

Игровая ситуация «Журавли».

Задачи. Формировать умение детей различать на слух и называть слова с определённым звуком. Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умение отчётливо произносить сходные по звучанию согласные звуки "р" и "л".

Игровой материал: картинка «Журавли».

Игра.

Игра.

Игра.

Этап. Конкурс чтецов.

Педагог читает скороговорку.

Король подарил королеве бриллиант.

А королева пригласила короля в Орлеан.

 

— Дети, сегодня у нас конкурс чтецов. Каждый должен проговорить скороговорку. Мы читаем скороговорку быстро, чётко, проговаривая все звуки. Начинаю я.

Педагог произносит скороговорку быстро, чётко проговаривая все звуки. Все дети по очереди произносят скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.

 

— Обворожительно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.

 

 

 

Май

 

Занимательная игра «Сочинялка».

Задачи. Упражнять детей в умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки "л – р ". Формировать умение детей подбирать сходные по звучанию слова. Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к чистоговоркам.

Игровой материал: картинка «Сочинялка».

Игра.

— Дети, в край Чистоговория приглашаю, чистоговорку сочинить предлагаю.  Дети, помогите мне, пожалуйста, чистоговорку сочинить. Слово по смыслу подбираем, правильно изменяем.

Педагог читает чистоговорку по строчкам, не договаривая последнее слово в предложении. Дети хором называют последнее слово. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки в слове.

Ра-ра-ра – начинается … игра.

Ла-ла-ла – у птицы два … крыла.

Ро-ро-ро – вода течёт в … ведро.

Ло-ло-ло – на улице … т епло (светло).

Ру-ру-ру – продолжаем мы … игру.

Лу-лу-лу – нитку вдели мы в … иглу.

Ры-ры-ры – летят воздушные … шары.

Лы-лы-лы – дети вымыли … полы.

Ра-ра-ра – вот закончилась … игра.

 

— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, чистоговорку сочинить мне помогали.  Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.

Педагог читает чистоговорку по одному предложению. Дети повторяют хором или поочерёдно. П едагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко произносили все звуки.

 

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ла-ла-ла – у птицы два крыла.

Ро-ро-ро – вода течёт в ведро.

Ло-ло-ло – на улице тепло (светло)..

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

Лу-лу-лу – нитку вдели мы в иглу.

Ры-ры-ры – летят воздушные шары.

Лы-лы-лы – дети вымыли полы.

Ра-ра-ра – вот закончилась игра.

 

— Потрясающе! Спасибо, дети! Слова вы в рифму подбирали, чистоговорки сочиняли.

 

 

Ритмическая игра «Туки-тук».

Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.

Игра.

— Дети, в ритмическую игру «Туки-тук» играем, ритм слов изучаем.

Игровое правило. В ладоши ритм отбиваем, слова за мной повторяем.

Педагог проговаривает чётко слова, прохлопывает ритм.

Тук, тук, туки-тук! Дети повторяют ритм.

Туки-туки-туки-тук! Дети повторяют ритм.

Туки-тук, туки-тук! Дети повторяют ритм.

Туки-тук, тук, тук! Дети повторяют ритм.

Туки, тук, тук, тук! Дети повторяют ритм.

Тук, туки, тук, туки! Дети повторяют ритм.

— Дети, играем вместе со мной.

Педагог проговаривает чётко слова, прохлопывает ритм. Дети играют вместе с педагогом.

Тук, тук, туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

Туки-тук, туки-тук!

Туки-тук, тук, тук!

Туки, тук, тук, тук!

Тук, туки, тук, туки!

— Прелестно! Молодцы, дети! Весело играли, мелодию сочиняли.

 

Малоподвижная игра «Место звука "о" в слове».

Задача. Закреплять умение детей определять место звука "о" в слове.

Игра.

— Дети, место звука "о" определяем, движениями обозначаем

Игровое правило. Звук в начале слова – руки вверх, звук в середине слова – руки вперёд, звук в конце слова – наклон, руки вниз.

— Внимание, игра начинается.

Педагог медленно, чётко проговаривает слова, давая детям возможность определить место звука в слове.

Лексический материал. Гном, осы, ворон, бревно, город, ослик, слон, осень, письмо, кошка, темно, крот, обувь, эскимо, дождь, осина, конь, обувь, ночь, кино, пол, крыло, бочка, ведро, волк.

 — Великолепно! Молодцы, дети! Место звука "о" правильно определяли, движениями обозначали.

 

 

Ритмическая игра «Дили-бом».

Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов.

Игра.

— Дети, в ритмическую игру «Дили-бом» играем, ритм слов изучаем.

Игровое правило. В ладоши ритм отбиваем, слова за мной повторяем.

Педагог проговаривает чётко слова, прохлопывает ритм.

Бом, бом, дили-бом! Дети повторяют ритм.

Дили-дили-дили-бом! Дети повторяют ритм.

Дили-бом, дили-бом! Дети повторяют ритм.

Дили-бом, бом, бом! Дети повторяют ритм.

Дили, бом, бом, бом! Дети повторяют ритм.

Бом, дили, бом, дили, бом! Дети повторяют ритм.

— Дети, играем вместе со мной.

Педагог проговаривает чётко слова, прохлопывает ритм. Дети играют вместе с педагогом.

Бом, бом, дили-бом!

Дили-дили-дили-бом!

Дили-бом, дили-бом!

Дили-бом, бом, бом!

Дили, бом, бом, бом!

Бом, дили, бом, дили, бом!

— Здóрово!  Молодцы, дети! Весело играли, мелодию сочиняли.

 

 

Малоподвижная игра «Место звука "л" в слове».

Задача. Формировать умение детей определять место звука "л" в слове.

Игра.

— Дети, место звука "л" определяем, движениями обозначаем

Игровое правило. Звук в начале слова – руки вверх, звук в середине слова – руки вперёд, звук в конце слова – наклон, руки вниз.

— Внимание, игра начинается.

Педагог медленно, чётко проговаривает слова, давая детям возможность определить место звука в слове.

Лексический материал. Стул, лодка, пенал, луна, пила, лук, булавка, стол, юла, лошадь, мел, ласточка, белочка, лыжи, пчела, лопата, кукла, вокзал, колос, лампа, игла, дятел, ландыш, крокодил, ложка.

— Замечательно! Молодцы, дети! Место звука "л" правильно определяли, движениями обозначали.

 

Диагностическое задание.

Игра «Звуки в слове»

(индивидуально).

Задача. Выявить умение детей определять место звука в слове, называть слова с заданным звуком, чётко произносить все звуки русского языка.

Игровой материал. Предметные картинки (в наборе должны быть слова, в которых один и тот же звук встречается в начале, в середине и в конце слова). Например, мальчик, арбуз, рябина, танк, абрикос, …

Игра.

Картинки лежат рисунком вниз.

— … (имя ребёнка), посмотри, как много у меня карточек. Расскажи мне, пожалуйста, что нарисовано на этих карточках. Ребёнок берёт по одной карточке и называет, что нарисовано. Карточки кладёт рисунком вверх. Если ребёнок затрудняется, педагог называет слово.

Задание 1.

— … (имя ребёнка), определи, пожалуйста, место звука "а" в слове. Справа положи карточки со словами, где звук "а" мы слышимв начале слова, а слева карточки, со словами, где звук "а" мы слышимв середине слова. Ребёнок выполняет задание.

 — … (имя ребёнка), как ты думаешь, почему остались лишние картинки? (В слове «рябина» звука "а" нет ни в начале, ни в середине слова).

— Молодец!

Задание 2.

— … (имя ребёнка), придумай, пожалуйста, слова со звуком "м" в начале слова. Ответы ребёнка.

— … (имя ребёнка), придумай, пожалуйста, слова со звуком "н" в середине слова. Ответы ребёнка.

Оценка результатов.

Дифференциация звуков.

Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет.

“ В старшей группе детей учат дифференцировать

наиболее часто смешиваемые звуки:



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.147 с.)