Тема 1 «Стратегия организации научно-исследовательской работы» (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 «Стратегия организации научно-исследовательской работы» (1 час)



С 11.05. 2020 по 16.05.2020

Тема 1 «Стратегия организации научно-исследовательской работы» (1 час)

Тема 2 «Интерпретация, апробация и представление результатов исследования» (1 час)

Задание 1. (теоретическая часть).

Изучить материалы лекции

Тема 1 «Стратегия организации научно-исследовательской работы»

План

1. Программа научного исследования

2. План проведения психолого-педагогического эксперимента

3. Технология проведения психолого-педагогического исследования

 

Планирование решения проблемы научного исследования

Любое научное исследование начинается с поиска проблемы, определения стратегии и составления программы ее решения.

Выбор проблемы научного исследования связан с обнаружением разного рода противоречий. Противоречия чаще всего обнаруживаются:

- между теоретическими взглядами разных авторов;

- между теорией и практикой решения прикладных задач;

- между результатами, полученными разными авторами при решении аналогичных задач, но разными методами.

Именно на основе обнаруженных противоречий в теории и практике решения избранной проблемы должна быть законченном виде сформулирована тема исследования.

Определение темы исследования является отправной точкой определения стратегии и составления программы исследования.

Стратегия научного исследования в гуманитарных науках определяется целью исследования (поиск, описание, объяснение, сравнение и интерпретация). Соответственно, существует три разновидности плана научного исследования:

· поисковый принципиальный план исследования,

· описательный (дескриптивный) план исследования,

· объяснительный экспериментальный план исследования,

Поисковый план исследования (exploration) применяется, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования; его цель – разведка, зондирование почвы, формулировка проблемы, выявление гипотез. Этот вид плана определяет и очередность задач, которые должен решать исследователь. Применяются такие приемы, как изучение документов, проведение опросов, интервью и наблюдения. Поисковое исследование проводится в ситуации, незнакомой исследователю или когда объект относительно новый и неизученный.

Поисковое исследование типично для следующих ситуаций: 1) удовлетворение любопытства исследователя и стремление к лучшему пониманию; 2) проверка почвы для проведения затем более масштабного и точного исследования; 3) совершенствование новой методики для проверки ее перед прикладным исследованием.

Описательный или аналитический план. Его цель – систематическое описание, т.е. установление точных качественно-количественных характеристик объекта. К описательному плану целесообразно обращаться, когда есть знания о проблеме, позволяющие выделить объект, сформулировать описательную гипотезу; его цель – проверка этой гипотезы, получение точной характеристики объекта исследования.

Объяснительный план. Применяется в случае, если имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель – выявление причинно-следственных связей в объекте. Проводится эксперимент, который является самым надежным методом проверки объяснительной гипотезы.

На основании выбранной стратегии научного исследования составляется программа научно-исследовательской работы, которая включает планы изучения литературы, обобщения опыта работы, проведения эксперимента и т. д. Первые варианты этих планов могут уточняться в процессе работы. Однако нужно стараться, чтобы изменения не отразились на сроках окончания работы в целом. При составлении планов работы нужно обратить внимание на правильное определение ее задач и методик исследований.

 

План проведения психолого-педагогического эксперимента

Психолого-педагогический эксперимент – научно поставленный опыт обучения, воспитания и формирования (развития) личности, позволяющий наблюдать и изучать исследуемые психологические и педагогические явления в контролируемых и учитываемых условиях, обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов.

Программа опытно-поисковой (экспериментальной) работы включает несколько разделов, каждый из которых направлен на характеристику различных аспектов проводимой работы.

Чем сложнее экспериментальная деятельность, тем больше она требует продуманной организации и управления. В полном объеме педагогический эксперимент содержит три крупных блока: подготовительный, формирующий и аналитический. Следуя этому педагогический эксперимент строится по плану, состоящему из следующих этапов:

1. Разработка модели эксперимента. Основываясь на проблеме, идее, теме и гипотезе научно-исследовательской работы ученый воображает, продумывает образ эксперимента, выбирая его вид (лабораторный или естественный, педагогический или пограничный и др.).

2. Разработка проекта программы эксперимента. Это его предварительное проектирование по воплощению созданной модели.

3. Выбор или нахождение места проведения эксперимента.

4. Определение участников эксперимента (частично проводится на предыдущем этапе).

5. Разработка методов диагностирования. Определение критериев и показателей.

6. Формирование контрольных и экспериментальных групп, зависящее от модели эксперимента. Имеется ввиду количество контрольных и экспериментальных групп и их состав. Необходимое условия для получения объективных результатов научного исследования – однородность респондентов в группах по интересующим критериям (единый возрастной, гендерный состав, одинаковый уровень интеллектуальных умений, физических возможностей и прочее).

7. Составление графика эксперимента – разработка календарного плана его проведения.

8. Психологическая подготовка участников экспериментальной деятельности. Она включает разъяснение цели и гипотез, достижение единогласия в технологии экспериментирования, формирование уверенности в ценности исследования и готовности к сотрудничеству в ходе проведения эксперимента.

9. Профессионально-педагогическая подготовка участников связана с распределением функций между ними и обучением их выполнению.

10. Материально-техническое обеспечение эксперимента состоит в том, чтобы насытить пространственную среду такими средствами, при которых эксперимент может состояться, не будет прерван или искажен

11. Методическое обеспечение эксперимента создается также в оптимальном режиме для самого экспериментирования.

12. Исходное диагностирование, обработка полученных данных и корректировка программы и графика экспериментирования.

13. Апробация скорректированной модели или программы.

14. Повторные диагностические срезы в сочетании с коррекцией модели или программы автора.

15. Обобщение результатов диагностических срезов и формулировка выводов (количественный и качественный анализ).

16. Сравнительных анализ полученных результатов до и после апробации авторской модели, методики или технологии.

17. Подведение итогов, соотношение выводов по эксперименту и гипотезы исследования. Здесь формулируется ответ на главные вопросы исследования: доказана ли экспериментальными данными гипотеза? Действительно ли экспериментальные данные подтвердили ее?

18. Описание эксперимента в отчете.

 

Апробация работы

Апробация работы

Необходимый этап созревания работы – ее апробация. Надеж­ная апробация исследования – одно из условий его корректно­сти, состоятельности, истинности результатов, один из самых ре­альных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодо­леть личные пристрастия исследователей, вовремя скорректиро­вать и исправить допущенные промахи и недочеты.

Слово «апробация» латинского происхождения и дословно оз­начает «одобрение, утверждение, установление качеств» (не пу­тать с опробованием, т.е. проверкой на практике). В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступа­ют отдельные компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы и ауди­тории.

Апробация может проходить в форме публичных докладов, об­суждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апроба­ция выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссер­тации).

Существует и играет немаловажную роль и неофициальная ап­робация: беседы, споры со специалистами и коллегами.

Апробация включает осмысление и учет возника­ющих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументи­рованное обоснование или пересмотр ряда положений исследова­ния и способов доказательства, помогает либо утвердиться в при­знании истинности защищаемых положений, либо скорректиро­вать или пересмотреть их. Кроме итоговой апробации необходима поэтапная апробация исходных поло­жений, гипотез, методики исследования, его промежуточных ре­зультатов.

Положительные отзывы приносят удовлетворение, придают уверенность, помогают раскрыть перспективы дальнейших поисков. Менее приятны, но не менее полезны критические замечания, советы и предложения. Очень полезен глубокий анализ возникших воп­росов.

Есть основания утверждать, что полезны в конечном счете лю­бые возникшие в процессе представления работы вопросы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются. Среди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с непонима­нием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуждают к уточнению, поиску более четких формулировок, до­работке стиля, т.е. помогают сделать изложение более конкрет­ным и убедительным. Вопросы дополняющие представляют запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т.д. Они побуждают исследователя ввести в оборот новые факты, дать дополнитель­ные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов. Вопросы корректирующие побуждают к уточ­нению, усиливают аргументацию, устраняют двусмысленность. Проблемные вопросы вскрывают проблемы, нацеливают на бо­лее глубокую интерпретацию, выводят на новые проблемы и за­дачи.

Следует порекомендовать очень внимательно и благожелатель­но принимать все оценки, советы, рекомендации и соратников, и оппонентов, в том числе и критические. Однако реализовать следует те из них, которые помогают углубить исследование, по­высить его корректность и доказательность, которые не противо­речат принятой концепции.

С 11.05. 2020 по 16.05.2020

Тема 1 «Стратегия организации научно-исследовательской работы» (1 час)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.026 с.)