Главные макроэкономические балансы и тождества, вытекающие из четырехсекторной модели круговых потоков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные макроэкономические балансы и тождества, вытекающие из четырехсекторной модели круговых потоков.



Реальный сектор. Система национальных счетов Республики Беларусь. Основные макроэкономические показатели, тождества, пропорции.

Система национальных счетов (СНС)– система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов.

Счет товаров и услуг характеризует общие ресурсы товаров и услуг по экономике в целом, а также направления их использования. В ресурсной части счета отражается выпуск товаров и услуг, импорт товаров и услуг, налоги на продукты за вычетом субсидий. В части использования отражено промежуточное потребление, расходы на конечное потребление, валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и экспорт товаров и услуг. Балансирующей статьи нет, ресурсы = использованию.

 

Счет производства отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства товаров и услуг. В ресурсной части счета производства отражается выпуск товаров и услуг, налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты, в части использования– промежуточное потребление товаров и услуг. Балансирующая статья счета– валовая добавленная стоимость. На уровне экономики в целом балансирующей статьей счета производства является ВВП, который характеризует конечный результат производственной деятельности институциональных

единиц-резидентов.

Счет образования доходов отражает распределительные операции, непосредственно связанные с процессом производства. В ресурсной части счета образования доходов записывается величина валовой добавленной стоимости(на уровне экономики в целом– ВВП). В части использования отражаются следующие расходы производителей из добавленной стоимости: оплата труда наемных работников, налоги на производство и импорт за вычетом субсидий.

Балансирующая статья счета– валовая прибыль и валовые смешанные доходы.

Счет распределения первичных доходов характеризует распределение первичных доходов, полученных от производственной деятельности и от собственности, между институциональными единицами или секторами экономики и сектором остального мира. Он не связан непосредственно с процессом производства. В ресурсной части отражаются валовая прибыль и валовые смешанные доходы, оплата труда работников, налоги на производство и импорт за вычетом субсидий на производство и импорт и полученные доходы от собственности. В части использования отражаются переданные доходы от собственности.

Балансирующая статья счета – сальдо первичных доходов.

Балансирующая статья – сальдо первичных доходов для экономики в целом называется валовым национальным доходом.

ВНД в Беларуси чуть меньше, чем ВВП. Это обусловлено тем, что объем вывозимой прибыли от вложенных ранее иностранных инвестиций в экономику Беларуси превышает объем зарплат, которые ввозят белорусы, работающие за границей. По крайней мере, если верить данным официальной статистики.

Счет вторичного распределения доходов отражает процесс распределения доходов и показывает, как сальдо первичных доходов институциональной единицы или сектора экономики, преобразуется в располагаемый доход с помощью получения и выплат текущих трансфертов, кроме социальных трансфертов в натуральной форме. В ресурсной части счета вторичного распределения доходов отражаются валовой национальный доход и текущие трансферты, полученные от остального мира. В части использования показываются трансферты, переданные остальному миру.

Балансирующая статья счета – валовой располагаемый доход, который предназначается для конечного потребления и накопления.

ВРД в динамике увеличивается. 2014г – 758,1 трлн руб, 2015г – 865,9 трлн руб.


 

Монетарный сектор. Аналитический баланс денежно-кредитной сферы. Предложение и спрос на деньги (эмиссия денег со стороны Национального банка и депозитарных организаций). Основные макроэкономические показатели, тождества, пропорции.

Средняя рублевая денежная база за январь 2017 г. сложилась в объеме 4 008,8 млн. рублей, снизившись относительно января 2016 г. на 2,1%. Средняя рублевая денежная масса за январь 2017 г. составила 10 758,3 млн. рублей., выросла относительно января 2016 на 22,4 %. Средняя широкая денежная масса за январь 2017 г. сложилась в объеме 33,9 млрд. рублей что на 0,3% больше 2016 г.

Валютный рынок. Население за январь продало на чистой основе 131,3 млн.долларов США. Субъектами хозяйствования-резидентами за январь 2017 г. на чистой основе куплено иностранной валюты в объеме 13 млн. долларов США. За январь 2017 г. объем золотовалютных резервных активов вырос на 57,9 млн.долларов США.

Средний курс белорусского рубля (январь 2017 г. к январю 2016 г.) по отношению к доллару США увеличился на 2,5 процента, к евро - увеличился на 4,7 процента, к российскому рублю - снизился на 25,9 процента.

Основные макроэкономические показатели (январь 2017). Темп роста ВВП в сопоставимых ценах составил 99,5%. Замедление снижения динамики реального ВВП обусловлено восстановлением роста промышленного производства.

Объем ВВП в текущих ценах составил 7,8 млрд. рублей и по сравнению с январем 2016 г. в номинальном выражении увеличился на 9 %,

Промышленное производство по сравнению с январем 2016 г. в сопоставимых ценах увеличилось на 5,9 %. Увеличение произошло только за счет прироста производства в обрабатывающей промышленности на 8,5 %. Запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий за январь 2017 г. увеличились. Наиболее высокий уровень запасов готовой продукции наблюдался в производстве текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха.

Производство продукции сельского хозяйства по сравнению с январем 2016 г. в сопоставимых ценах увеличилось на 1,9

Инвестиции в основной капитал по сравнению с январем 2016 г. в сопоставимых ценах снизились на 17,9 %.

Реальная заработная плата 2016 году по сравнению с 2015 годом снизилась на 4%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2016 году по сравнению 2015 годом снизились на 7,3 %.

Внешнеторговое сальдо товарами и услугами в 2016 году сложилось отрицательным в размере 27,3 млн. долларов США против положительного в размере 121,2 млн. долларов США в 2015 году.

Численность занятых в экономике в декабре 2016 г. на 2% меньше, чем в декабре 2015 г.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты, на конец января 2017 г. уменьшилась на 16,3%.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2017 г. составил 0,9% от экономически активного населения (на конец января 2015 года. - 1,1 процента).

Государственный долг Республики Беларусь на 1 января 2017 г. составил 37 млрд. рублей (39,2 процента ВВП) и по сравнению с 1 января 2016 г. увеличился на 4,1 млрд. рублей, или на 12,5 процента.


 

6. Фискальный сектор. Система статистики государственных финансов (СГФ). Государственные доходы и государственные расходы (деньги правительства). Основные макроэкономические показатели, тождества, пропорции.

В рамках сотрудничества Республики Беларусь с МВФ, Министерство финансов осуществляет подготовку и представление данных статистики государственных финансов (СГФ) в МВФ для публикации в сборниках «Ежегодник по статистике государственных финансов МВФ» и «Международная финансовая статистика». В целях сопоставимости между странами такие данные представляются в формате, соответствующем международным стандартам составления. Основным источником информации, используемым при подготовке данных СГФ, является отчетность об исполнении консолидированного бюджета и исполнении фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Данные представлены на сайте МинФина РБ ежеквартально.

Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Доходами являются те деньги, что поступают в бюджет безвозмездно и безвозвратно. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:

1. Налоговые поступления (в 1 полугодии 2017 г. – 84%, увеличились);

2. Неналоговые доходы

3. Безвозмездные поступления(в 1 полугодии 2017 увеличились по сравнению с 1 пол. 2016 на 68,7%).

Формирование налоговых доходов в 1 полугодии 2017 года обеспечено за счет поступлений: налога на добавленную стоимость (35,7%), подоходного налога (17,0%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (14,5%).

Расходы консолидированного бюджета в 1 полугодии 2017 выросли по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Структура:

24,4% - расходы на общегосударственную деятельность

19,6% - судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

14,4% - здравоохранение

14,3% - национальная экономика

9,6% - социальная политика.

 

 


 

7. Внешний сектор. Приток/отток иностранного капитала (деньги иностранных центральных банков). Платежный баланс. Международная инвестиционная позиция страны. Основные макроэкономические показатели, тождества, пропорции.

Связи резидентов Беларуси с нерезидентами (остальным миром) в модели круговых потоков отражаются в виде данных на счетах платежного баланса. Платежный баланс состоит из текущего счета, счета по операциям с капиталом, и финансового счета.

Текущий счет платежного баланса (current account balance, САВ) состоит из следующих составляющих (1): САВ = NX + Yf + Tr (1)

NX – чистый экспорт товаров и услуг;

Yf – чистые факторные доходы;

Tr – чистые текущие трансферты.

Весь платежный баланс можно записать в виде фундаментального тождества (2):

САВ + FI + RES = 0 (2)

Дефицит текущего счета платежного баланса (-САВ) означает, что страна накапливает долги перед остальным миром или сокращает свои международные резервные активы (ЗВР). Это следует из тождеств (3): FI + RES = -САВ (3)

FI – финансовый счет (прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, кредиты и займы). Первые три компонента не приводят к росту внешнего долга, последний четвертый компонент (кредиты и займы) – приводит к росту валового внешнего долга.

RES – финансирование за счет ранее накопленных резервов (МРА), а также специально взятых кредитов на цели финансирования платежного баланса (кредиты МВФ, фонда ЕврАзЭС, и др.).

Если притока иностранных инвестиций (FI) не хватает для финансирования отрицательного текущего счета платежного баланса (то есть не хватает, как говорят, традиционных средств), то приходится прибегать к чрезвычайному (исключительному) финансированию, т.е. тратить ранее накопленные золотовалютные резервы (RES).

Начиная с 2005 г. Беларусь имеет отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса, прибегая к чистому заимствованию у остального мира. Это означает, что экономика Беларуси абсорбирует (т.е. вбирает в себя больше потребительских и инвестиционных расходов, C+I), нежели позволяет естественный уровень ВНРД. 

В 2016 г. сальдо текущих операций – отрицательное в -1,7 млрд.руб.


 

Межсекторальные макроэкономические тождества. Общеэкономические пропорции. Понятие и критерии сбалансированного и устойчивого развития экономики страны. Признаки наступления экономического кризиса. Диагностирование наступления кризиса.

Макроэкономические тождества — это сходство, подобие предметов, явлений друг другу, представляющих собой утверждения, которые должны выполняться всегда, так как они задаются самими определениями переменных и правилами национального счетоводства.

Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Реальный сектор:

1. ВВП

2. Валовой региональный продукт (ВРП)

3. Уровень инфляции (ИПЦ)

4. Уровень официальной безработицы

5. Денежные доходы в расчете на душу населения

6. Реальная зарплата

7. Тарифная ставка первого разряда

8. Средняя зарплата в бюджетных организациях

9. Располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства

10. Бюджет прожиточного минимума

11. Объем инвестиций в основной капитал

12. Рентабельность продаж

13. Розничный товарооборот

14. Численность населения Беларуси

Фискальный сектор:

15. Доходы консолидированного бюджета

16. Дефицит/профицит республиканского бюджета

17. Государственный долг Беларуси

18. Объем эмиссий гособлигаций Минфина

Монетарный сектор:

19. Ставка рефинансирования

20. Золотовалютные резервы

21. Купля-продажа населением наличной и безналичной иностранной валюты на внутреннем валютном рынке

22. Объем сделок на Белорусской универсальной товарной бирже

Внешний сектор:

23. Экспорт товаров и услуг

24. Покупательная способность белорусского экспорта (индексы физические объемов, ценовые индексы экспорта)

25. Сальдо внешней торговли товарами и услугами

26. Экспорт капитала (инвестиции белорусских предприятий за границу)

27. Иностранные инвестиции в экономику Беларуси

28. Внешний госдолг Беларуси и его обслуживание


 

Пример кластера в Беларуси.

Кластер по производству огурцов. Расположение: деревня Ольшаны (Беларусь) в Столинском районе. Население деревни – 8 тысяч человек. Оборот на рынке – 1-1,5 млн. долл. в день. Одновременно загружается 30-50 автопоездов. Микроавтобусы и более мелкие машины не в счет. Экспорт осуществляется в Россию. Многодетность и отсутствие у местных мужчин пристрастия к выпивке связано с тем, что все сельчане – истово верующие протестанты. Половина семей – многодетные, в каждой – небольшой автопарк, включающий легковую и грузовую технику. За сезон с одной теплицы в среднем зарабатывают 300 тысяч российских рублей. У многих семей по 5-7 теплиц. То есть годовой доход = 67 тыс. долларов (5 600 долл. в месяц). Это больше чем средняя зарплата в США. Деревню Ольшаны называют в Беларуси «ольшанский феномен».

 


 

Поведенческая теория.

Согласно данной теории, человек в реальной жизни при принятии решений использует готовый набор правил поведения, причем не уни­версальных, а применимых к наиболее часто встречающимся в эконо­мической жизни ситуациям. То есть, его экономическое поведение, по сути, носит не рациональный, а конвенциальный характер (это значит, подчиняется принятым в обществе правилам и условностям).

Развитие в Беларуси аутсорсинга и субконтрактных отношений. Многие фирмы, как за рубежом, так и в России, уже реализовали модель «радикального аутсорсинга». В сложившейся «белорусской модели» большинство предприятий не заинтересованы в развитии аутсорсинга и субконтрактных отношений, освобождении от непрофильных активов и подразделений, поскольку это может привести к снижению объемных показателей и количества занятых, что не приветствуется органами управления. Поэтому «достаточно часто на предложение о поставке субконтрактной комплектации высшего качества, подтвержденного европейскими сертификатами, сборочные предприятия отвечают отказом, мотивируя это тем, что произойдет значительное уменьшение трудоемкости».

Обеспечить процесс включения жизнеспособных звеньев белорусских предприятий в транснациональные сети специализации и кооперации. Чтобы запустить процесс включения жизнеспособных звеньев белорусских предприятий в транснациональные сети специализации и кооперации, следует создать необходимые условия.

Обеспечить внедрение инноваций на белорусских предприятиях. Сложившаяся в отрасли промышленности система отношений директората с органами госуправления неблагоприятна для научно-технического прогресса.

В Беларуси необходима реформа системы оплаты труда. Согласно отчету, подготовленному в середине 2008 года Исследовательским центром ИПМ, «сложившаяся система оплаты труда в Беларуси приводит лишь к непроизводительным затратам труда экономистов и бухгалтеров». Из документа следует, что «именно по причине сложности регулирования оплаты труда и ее низкой гибкости, а также высоких ставок отчислений в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в Беларуси сохраняется практика выплаты зарплат «в конвертах».

В Беларуси необходима реформа ценообразования. Цены регулирует спрос, а не правительство. Если кто-то нарисовал высокий ценник, это не значит, что по такой цене он товар продаст.

Официально в Беларуси кризиса нет, так как падение ВВП не было зафиксировано. Несмотря на то, что в Беларуси даже в 2009 г. не было отмечено падения ВВП, отдельные аналитики полагают, что наличие ряда кризисных явлений в белорусской экономике все же имеет место. Причем, как полагает большинство аналитиков, «истоки кризиса кроются внутри страны, а мировой финансовый кризис его только усугубил».


Взаимоотношения с ЕБРР

Сотрудничество Европейского банка реконструкции и развития с Беларусью вышло на стратегический уровень. Это означает, что мы будем посвящать ему гораздо больше времени. Осталось три года для реализации Стратегии для Беларуси, принятой ЕБРР.

Хотя банковская сфера – одно из основных направлений деятельности ЕБРР, были рассмотрены и другие направления сотрудничества.

Сотрудничество между Беларусью и ЕБРР расширяется. "В ближайшее время будет вестись речь об инвестициях банка в сумме до 200 млн евро.

Индикаторы уровня открытости национальной экономики. Индекс глобальной интеграции по глубине и ширине международных связей национальной экономики. Политика импортозамещения и ее теоретическая обоснованность.

Для экономики страны большую роль играет внешняя торговля. Для того чтобы определить, на сколько страна интегрирована в международную экономическую систему, рассчитываются следующие показатели:

- экспортная квота (величина товарной массы или ее стоимость, разрешенная к вывозу из страны),

- импортная квота (нетарифные количественные (стоимостной или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров в страну),

- внешнеторговая квота (отношение суммы экспорта и импорта страны к ее валовому внутреннему продукту).

Экспортная квота Беларуси, без учета экспорта в Россию, снизилась с 28,7% в 2015 году до 26,4% в 2016 году (исторический минимум) и до 23,9% в январе 2017 года (новый минимум).

Термин «импортозамещение» прочно вошел в лексикон жителей Беларуси. «Купляйце беларускае!», «Зроблена ў Беларусi», «Беларускае – самае маё» такими лозунгами выражается в стране борьба с «засильем импорта». Однако в результатах опросов, проведенных в рамках данного исследова­ния, наблюдается низкая степень заинтересованности в потреблении това­ров белорусского производства среди населения.

Каждый год Министерство торговли Республики Беларусь, изучив по­требности внутреннего рынка, представляет субъектам хозяйствования пе­речень и объемы производства импортозамещающих потребительских то­варов на будущий год.

Проанализировав причины подобной тенденции, были выявлены следу­ющие пути решения возникшей проблемы:

1. Улучшение проработки импортозамещающих проектов на стадии их планирования и подготовки, налаживание координации между органами государственного управления при производстве необходи­мой продукции.

2. Привлечение в проекты иностранных инвестиций. Данный вариант мо­жет быть вполне приемлем для Беларуси, так как иностранные инве­сторы вместе с деньгами приносят проверенные технологии, бренды.

3. Максимальное задействование уже имеющихся в республике произ­водственных мощностей на основе их модернизации и перепрофили­рования с учетом обновления и расширения номенклатуры выпускае­мой продукции, а также привлечение существующих в стране сопря­женных производств.

4. Расширение перечня льготных условий для развития бизнеса и вне­дрения инноваций.

5. Появление возможности в условиях открытой границы в пределах Таможенного союза отклониться от курса импортозамещения некото­рых товаров в сторону экспорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что при проведении вышеперечисленных мероприятий, таких как привлечение инвестиций, внедрение инноваций, бизнес сам будет заниматься перспектив­ными проектами без каких-либо программ и административных решений.

 


 

 

ПО ЛЮБОМУ ВОПРОСУ;)

Пожалуй, впервые с 2010 года эксперты, не сговариваясь, пришли к обозначению позитивных тенденций в развитии страны. Может быть, речь идет и не совсем о тенденциях, а о потенциальных точках роста изменения текущей ситуации от экономики до политики. В общем, главное, что отметили эксперты в 2017-м – понимание необходимости перемен происходит на уровне принятия решений.

Главные макроэкономические балансы и тождества, вытекающие из четырехсекторной модели круговых потоков.

Для анализа состояния экономики страны во всем мире используют четырехсекторную макроэкономическую модель круговых потоков.

Национальную экономику разделяют на четыре основных сектора:

1. Реальный сектор. Основной экономический агент – предприятия, ресурсы которых формируются за счет получения прибыли от производства товаров и услуг. Экономические связи предприятий с другими агентами отражаются в системе национальных счетов (СНС) и в балансе финансовых потоков.

2. Фискальный (бюджетный) сектор. Основной экономический агент – правительство, ресурсы которого формируются за счет налоговых поступлений и доходов от государственной собственности. Экономические связи правительства с другими агентами отражаются в системе статистики государственных финансов (СГФ).

3. Монетарный (финансовый) сектор. Основной экономический агент – финансовые организации, ресурсы которых формируются за счет полученных процентов, комиссионных, страховых взносов. Экономические связи финансовых организаций с другими агентами отражаются в аналитическом балансе денежно-кредитной сферы (обзор финансового сектора).

4. Внешний сектор. Основной экономический агент – остальной мир, который контактирует с экономикой Беларуси. Экономические связи остального мира с другими агентами в Беларуси отражаются в Платежном балансе и в Международной инвестиционной позиции.

Экономику страны (национальную экономику) можно представить в виде модели круговых потоков.

Рассмотрим три макроэкономических тождества.

1. Основное макроэкономическое тождество (тождество дохода) отражает равенство доходов и расходов:

Y = C + I + G + NX.

2. Тождество сбережений и инвестиций. Рассмотрим закрытую экономику, в которой отсутствует государственный сектор, следовательно, и налоги. Тогда:

Расходы на ВНП = Потребление + Инвестиции.

Доход, или ВНП, измеренный по доходам = Сбережения + Потребление.

Т.к. расходы на ВНП и доходы, полученные в результате производства ВНП, равны, то приравнивая уравнения, имеем:

C + I = S + C или I = S.

Совокупные сбережения делятся на частные (Sp), государственные (Sg) и сбережения остального мира (Sr):

S = Sp + Sg + Sr.

Частные сбережения = сумме доходов (Y), трансфертов (TR), % по государственному долгу (N) за вычетом налогов (T) и потребления (C):

Sp = (Y + TR + N – T) – С.

Государственные сбережения определяются как:

Sg = (T – TR – N) – G.

Если сбережения государства являются положительной величиной, то они составляют бюджетный излишек. Если же они отрицательны, то это бюджетный дефицит (BD):

BD = - Sg.

Сбережения внешнего мира = доходу, который внешний мир получает за счет нашего импорта (IM), минус затраты на наш экспорт (Х):

Sr = IM – X или Sr = - NX = - Xn.

Сбережения внешнего мира могут быть использованы для покупки финансовых активов в нашей стране, для сокращения иностранной задолженности, и тогда мы имеем приток капитала в страну.

Sp + Sg + Sr = (Y+TR+N-T) – C + (T-TR-N) – G + (- NX) = Y – C – G – NX;

S = I.

3. Тождество госбюджета. Сбережения могут быть использованы для инвестиций в реальные активы или для увеличения финансовых активов. Допустим, имеется 2 вида финансовых активов: государственные облигации и наличные деньги. Государственные сбережения могут быть использованы либо на покрытие госдолга, либо для сокращения денежной массы.

Sg = - (ΔM + ΔB),

где ΔM – изменение денежной массы;

ΔB - изменение суммы выпущенных облигаций.

Это тождество госбюджета. Если имеется дефицит бюджета, то он может быть профинансирован выпуском денег или облигаций:

BD = - Sg или BD = ΔM + ΔB.

Частные сбережения могут быть использованы на увеличение реальных активов или оставаться в форме государственных облигаций или наличности:

Sp = I + ΔM + ΔBp.

Сбережения остального мира могут быть использованы на покупку облигаций нашей страны: Sr = ΔBr.

Сумма трех видов сбережений с точки зрения их использования дает нам известное тождество: S = I.

Предполагается, что все облигации, выпущенные государством (ΔB), покупаются либо частным сектором (ΔBр), либо иностранцами (ΔBr), т.е. ΔB = ΔBр + ΔBr.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.098 с.)