Современный русский язык. Синтаксис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный русский язык. Синтаксис



СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС

 

Учебно-методическое пособие

для студентов филологических специальностей

 

 

Павлодар

УДК 811.161.1: 81'367 (07)

ББК 81.2 Рус – 2

Ш17

 

Рекомендовано Ученым советом ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензенты:

Г.Н. Кенжебалина – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой РФиБ ПГУ им. С.Торайгырова

 

Ш17 Шаймарданова С.К.

Современный русский язык. Синтаксис: учебно-методическое    

пособие для студентов филологических специальностей. –   

Павлодар, 2007. – 100 с.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для организации лекционных, практических и лабораторных занятий по курсу «Современный русский язык. Синтаксис» для студентов очной и заочной форм обучения специальностей «Русский язык и литература», «Русская филология», а также для студентов всех филологических специальностей, у которых изучается дисциплина «Современный русский литературный язык». Оно может быть использовано как руководство при самостоятельной работе студентов, с помощью которого можно составить представление о современной синтаксической системе русского языка и ее единицах, типах и видах синтаксической связи в словосочетании и предложении. 

Пособие может быть использовано как студентами, так и магистрантами, преподавателями, а также учителями колледжей и лицеев гуманитарной направленности.

 

 

                                                                          

                                                                      УДК 811.161.1: 81'367 (07)

                                                                      ББК 81. 2 Рус - 2

 

                                                                

    

                                                   © Шаймарданова С.К., 2007

                                                   © Павлодарский государственный

                                                   университет им. С.Торайгырова, 2007

Введение

В связи с переходом на двуступенчатую модель университетского образования – бакалавриат и магистратура – возникает необходимость в содержательном обновлении курса «Современный русский литературный язык», занимающего центральное место в подготовке филологов-русистов, учителей русского языка и литературы. Именно этот курс дает развернутое описание всех уровней системы современного русского литературного языка в наиболее устойчивой, утвердившейся научной интерпретации.

 Вместе с тем, развитие самой науки о русском языке, возникновение новых направлений, изменивших понимание некоторых традиционных объектов лингвистической науки, должно найти обязательное отражение в вузовских курсах и, прежде всего, в представленном курсе, который координируется с другими курсами, опирается на них, и в то же время сам является базой для изучаемых параллельно и после него историко-лингвистических, общелингвистических и литературоведческих дисциплин.

Настоящее учебно-методическое пособие включает в себя материал по синтаксису современного русского языка, который рассчитан на 45 аудиторных часов (1 кредит), из них 15 часов отводится соответственно на лекционные занятия, 30 часов – на практические и 15 часов на лабораторные занятия. Лекционный курс небольшой по объему и поэтому не может содержать систематическое изложение всего материала программы дисциплины. Он должен быть скоординирован с учебниками и учебными пособиями и опираться на них. В нем рассматриваются наиболее важные, узловые вопросы, отражающие концепцию русского языка, построенную на основе структурно-семантического метода, так как именно он позволяет выявить многоаспектность языка и речи в совокупности их дифференциальных признаков.

Важной составной частью курса являются разработанные практические занятия, которые должны связать теоретические сведения с практическим анализом фактов языка, выработать навыки лингвистического анализа синтаксических единиц и тем самым закрепить понимание сущности рассматриваемых языковых категорий.

Лабораторные занятия по синтаксису русского языка, являющиеся продолжением и дополнением к практическим занятиям, имеют свои специфические цели и задачи как в плане отбора материала для анализа, так и в организационном отношении. В целом тематика лекционных, практических и лабораторных занятий определяется действующей типовой программой.

Материал пособия способствует формированию научного лингвистического мировоззрения, знакомит с современной научной интерпретацией синтаксических явлений русского языка и представляет определенный интерес для изучающих современный русский литературный язык, т.е. для студентов и магистрантов специальностей «Русский язык и литература», «Филология: русская филология», а также для учителей-филологов, преподавателей лицеев и колледжей гуманитарного направления.

 

 

1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

 

 

1.1 Цель преподавания дисциплины

Курс «Современный русский язык» является основным курсом среди базовых специальных дисциплин, формирующих теоретическую профессиональную подготовку учителей русского языка и литературы.

Синтаксис как раздел курса «Современный русский язык» завершает изучение данного курса и занимает центральное место в его системе, поскольку содержит сведения о единицах высшего уровня языка. Данный курс знакомит студентов данной специальности с синтаксической системой современного русского языка: единицы синтаксиса, их типология, типы и виды синтаксических связей и отношений. Слушатели должны получить знания о синтаксисе словосочетания, простого предложения, сложного предложения, а также о сложном синтаксическом целом и истории русской пунктуации. На завершающем этапе знакомства с системой современного русского языка выявляется целевая установка данного курса: повторив и обобщив имеющуюся систему знаний по основным разделам курса «Современный русский литературный язык», сформировать у студентов прочные и четкие знания по типологии всех синтаксических единиц и выработать понимание синтаксиса как высшего уровня языковой системы.

 

1.2  Задачи изучения дисциплины

1.2.1 Знакомство студентов с понятийно-терминологическим аппаратом разделов «Словосочетание», «Простое предложение», «Простое осложненное предложение», «Сложное предложение».

1.2.2 Показ места синтаксического уровня в системе языка, а также во взаимосвязи с другими уровнями языка.

1.2.3 Выработка у студентов навыков осознанного синтаксического и пунктуационного анализа всех типов сложных предложений.

Решение учебных задач курса будет способствовать дальнейшему формированию научно-профессиональной компетенции студентов-филологов:

Студент должен знать:

1) материал о современной системе русского литературного языка;

2) основы теории русистики;

3) отечественные и зарубежные традиции в области теории синтаксиса.

Студент должен уметь:

1) квалифицированно проводить анализ различных языковых явлений русской грамматики;

2) активно пользоваться необходимой учебной и научной литературой;

3) проводить синтаксический и пунктуационный анализы языковых явлений.

 

Пререквизиты

 

При изучении данного курса предполагается знание студентами следующих дисциплин:

а) общее языкознание – разделы:

1) системно-структурный характер языка;

2) отношения в системе языка;

б) историческая грамматика – раздел:

1) становление синтаксических единиц русского языка;

в) культура речи;

г) стилистика – раздел: Стилистические ресурсы синтаксиса

 

3 Содержание дисциплины

Содержание теоретического курса

Тема 1 Введение. Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса.

1.1 Связь синтаксиса с другими разделами курса «Современный русский язык», а также с лингвистическими дисциплинами.

Тема 2 Словосочетание как синтаксическая единица.

2.1 Признаки словосочетания.

2.2 Словосочетание и другие языковые единицы (слово, предложение).

Тема 3 Типология словосочетания

3.1 Структурные типы словосочетаний.

3.2 Типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова.

3.3 Синтаксические связи с отношения в словосочетаниях.

Тема 4 Простое предложение.

4.1 Простое предложение как синтаксическая единица.

4.2 Признаки предложения: предикативность (модальность, темпоральность); структурная схема; парадигма предложения. Смысловая и ситуативная привязанность.

4.3 Аспекты изучения предложения.

Тема 5 Типология простого предложения.

5.1 Коммуникативные признаки предложения: функциональные типы простого предложения (по цели высказывания), по модальности, по наличию эмоциональной окраски.

5.2 Односоставное предложение и его типы. Противопоставление односоставных глагольных и личных предложений.

5.3 Односоставные глагольные предложения: личные и безличные предложения.

5.4 Односоставные именные предложения: номинативные, генитивные предложения. Конструкции, внешне сходные с номинативными предложениями. 

Тема 6 Простое осложненное предложение.

6.1 Синтаксические единицы, осложняющие предложение. Понятие о структурном и семантическом осложнении.

6.2 Типология осложненных предложений.                                        

Тема 7 Однородные члены предложения.

7.1 Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов

7.2 Вопрос об однородных и неоднородных членах предложения.              

Тема 8 Обособленные члены предложения.

8.1 Предложения с обособленными членами. Общие и частные условия обособления. Понятие о полупредикативности:

8.2 Обособленные определения и обстоятельства.

8.3 Обособленные дополнения

Тема 9 Члены предложения, грамматически не связанные с ним.

9.1 Предложения с вводными конструкциями.

9.2 Предложения с вставными конструкциями. Сходство и различие между ними.                                                                                                    

9.2 Предложения с обращениями.                                                                                 

  Тема 10 Сложное предложение как единица языка.

10.1 Понятие о сложном предложении как единице языка. Признаки сложного предложения.

10.2 Понятие о структурной схеме сложного предложения.   

Грамматическое значение и структура сложного предложения 

Тема 11 Формальное выражение связей в сложном предложении

11.1 Средства связи и выражения отношений между частями сложного предложения. Основные и факультативные средства связи в сложном предложении.

11.2 Типология сложных предложений по виду связи: сложные предложения с недифференцированной (бессоюзной) и дифференцированной (союзной) связью

11.3 Сочинение и подчинение в сложном предложении

Тема 12 Сложносочиненное предложение (ССП).

12.1 Признаки ССП. Отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного

12.2 Структурные типы ССП. Сложносочиненные предложения открытой структуры, их семантические типы.      

12.3 Сложносочиненные предложения закрытой структуры, их семантические типы

Тема 13 Сложноподчиненное предложение (СПП).

13.1 Признаки СПП. Принципы классификации сложноподчиненного предложения в синтаксической традиции и в современной науке.      

Тема 14 Классификация сложноподчиненных предложений в русском языкознании

14.1 Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры: изъяснительные, присубстантивно-атрибутивные

14.2 Местоименно-соотносительные СПП, их специфика.                                                                                       

14.3 Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры и их

семантические разновидности: обстоятельственные, присоединительные.                                                                                                                                                                                                         

  Тема 15 Бессоюзное сложное предложение (БСП).

15.1 История изучения БСП. Структурные типы бессоюзного сложного предложения

15.2 Семантические разновидности бессоюзных сложных предложений открытой структуры

15.3 Семантические разновидности бессоюзных сложных предложений закрытой структуры.                                                                                                                                                                                                             

 

Содержание практических занятий

Цель практических занятий: закрепление студентами теоретических знаний по курсу «Современный русский язык. Синтаксис» и выработка у них умения лингвистического (синтаксического) анализа текста.

3.2.1 Введение. Синтаксис как раздел языкознания. Предмет и задачи синтаксиса.

3.2.2 Словосочетание как синтаксическая единица. Соотношение словосочетания, слова и предложения в системе языковых единиц. Форма и значение словосочетания.

3.2.3 Типология словосочетания. Принципы классификации словосочетаний по морфологической природе главного слова, по структуре, по степени семантико-синтаксической спаянности компонентов, по грамматической семантике. Три вида подчинительных связей.

3.2.4 Простое предложение как синтаксическая единица. Признаки словосочетания: предикативность (модальность, темпоральность); структурная схема; парадигма предложения.

3.2.5 Строение двусоставного предложения. Подлежащее – главный член двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего в двусоставном предложении.

3.2.6 Сказуемое как главный член предложения. Типология сказуемых. Типы сказуемых по составу: простые, составные, сложные. Типы сказуемых по способу выражения вещественного значения: глагольные и именные. Типы глагольных сказуемых. Именное сказуемое. Виды грамматической связи между подлежащим и сказуемым.

3.2.7 Второстепенные члены предложения. Виды и способы выражения определения, дополнения, обстоятельства.

3.2.8 Типология простого предложения. Коммуникативные типы предложений. Односоставные предложения. Односоставные глагольные предложения: личные и безличные. Односоставные именные предложения: номинативные, генитивные.

3.2.9 Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения.

Вопрос о разграничении однородных и неоднородных членов предложения.

3.2.10 Обособленные члены предложения. Общие и частные условия обособления. Понятие о полупредикативности: обособленные определения и обстоятельства. Обособленные дополнения.

3.2.11 Обособленные члены предложения непредикативного характера. Пояснительные и уточняющие члены предложения. Сходство и различие между ними. Функции пояснений и уточнений в речи.

3.2.12 Присоединительные члены предложений. Особенности присоединений. Функции присоединений в речи.

3.2.13 Члены предложения, грамматически не связанные с ним. Предложения с вводными конструкциями. Предложения с вставными конструкциями. Структурные виды вводных и вставных конструкций. Предложения с обращениями.                                                                                                                  

3.2.14 Анализ осложненных конструкций (предложений с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вставными и вводными конструкциями).

3.2.15 Сложное предложение как единица языка. Признаки сложного предложения. Формальное выражение связей в сложном предложении. Основные и факультативные средства связи

3.2.16 Структура сложного предложения. Грамматическое значение и модели сложных предложений. 

3.2.17 Сложносочиненное предложение. Отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного. Структурные типы ССП. Сложносочиненные предложения открытой структуры, их семантические типы. Сложносочиненные предложения закрытой структуры, их семантические типы.

3.2.18 Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры: изъяснительные, присубстантивно-атрибутивные; Структурно-семантические особенности местоименно-соотносительных предложений нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры и их семантические разновидности: обстоятельственные, присоединительные. 

3.2.19 Бессоюзное сложное предложение (БСП). Структурно-семантические типы БСП.  

Семантические разновидности бессоюзных сложных предложений открытой структуры.                                                                                                      

Семантические разновидности бессоюзных сложных предложений закрытой структуры.              

3.2.20 Сложные предложения многочленной структуры с разными видами связи. Синтаксический анализ сложных предложений многочленной структуры с разными способами организации предикативных частей.     

 

Содержание лабораторных занятий

Цель лабораторных занятий: отработка навыков и закрепление умения практического синтаксического анализа связного текста на материале всех синтаксических единиц; текущий контроль за усвоением теоретического материала по курсу «Синтаксис современного русского языка».

     Тема 1 Типология словосочетания. Структурные типы словосочетаний. Типы словосочетаний по лексико-грамматической природе главного слова. Синтаксические связи и отношения в словосочетании.

    Студенты отработают навыки выделения словосочетаний из связного текста; научатся отличать словосочетание от внешне сходных явлений; контроль за усвоением темы «Словосочетание» будет осуществлен в ходе выполнения зачетной письменной работы «Полный анализ словосочетания».

Тема 2 Простое предложение. Простое предложение как синтаксическая единица. Признаки словосочетания: предикативность (модальность, темпоральность); структурная схема; парадигма предложения.

    Студенты будет определять на конкретных примерах основные признаки предложения как языковой единицы; научатся составлять структурные схемы предложений, их парадигмы, а также находить предложения, соответствующие тем или иным структурным схемам.

Тема 3 Строение двусоставного предложения. Подлежащее – главный член двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего в двусоставном предложении.

    В ходе лабораторного занятия студенты научатся находить подлежащее; определять способ его выражения (морфологизованный/неморфологизованный); также важное место займет определение вида синтаксической связи подлежащего со сказуемым. Сказуемое как главный член предложения. Типология сказуемых. Типы сказуемых по составу: простые, составные, сложные. Типы сказуемых по способу выражения вещественного значения: глагольные и именные. Типы глагольных сказуемых. Именное сказуемое. Виды грамматической связи между подлежащим и сказуемым.

    Сложный характер темы определяет большое количество материала и заданий, в ходе выполнения которых материал должен быть окончательно усвоен и закреплен. Студенты должны находить сказуемое; определять способ его выражения (морфологизованный/неморфологизованный); много внимания будет уделено определению типов сказуемого.

    Степень усвоенности темы «Главные члены предложения» будет проверена путем выполнения аудиторной зачетной работы.

Тема 4 Второстепенные члены предложения. Виды и способы выражения определения, дополнения, обстоятельства.

Студенты должны находить второстепенные члены предложения; осознанно определять способ его выражения (морфологизованный/неморфологизованный), а также тип второстепенного члена. Контроль за усвоением материала будет осуществлен посредством аудиторной письменной работы «Анализ второстепенных членов предложения».

Тема 5 Типология простого предложения. Коммуникативные типы предложений. Односоставные предложения. Односоставные глагольные предложения: личные и безличные. Односоставные именные предложения: номинативные, генитивные.

Выполняя лабораторные работы, студенты должны закрепить и проверить знание типологии простого предложения в русском языке. Студенты научатся определять коммуникативные и структурные признаки предложения. Кроме этого, они закрепят материал о противопоставлении двусоставных и односоставных предложений. Контроль за качеством знаний по этой теме будет осуществляться в ходе проверки письменных зачетных работ: «Анализ двусоставного предложения» и «Анализ разных видов односоставных предложений».

Тема 6 Однородные члены предложения. Признаки однородных членов предложения. Вопрос о разграничении однородных и неоднородных членов предложения.

    Студенты будут рассматривать трудные случаи разграничения однородных и неоднородных членов предложения; умение определять условия возникновения однородности будет проверяться в письменной работе по данной теме. 

Тема 7 Обособленные члены предложения. Общие и частные условия обособления. Понятие о полупредикативности: обособленные определения и обстоятельства. Обособленные дополнения.

    Повторив материал об условиях обособления, в письменной работе студенты будут определять данные условия в конкретных предложениях; закрепят навыки пунктуационного оформления предложений с обособленными членами различного характера.

Тема 8 Обособленные члены предложения непредикативного характера. Пояснительные и уточняющие члены предложения. Присоединительные члены предложения. 

Тема 9 Члены предложения, грамматически не связанные с ним. Предложения с вводными и вставными конструкциями. Предложения с обращениями.

Тема 10 Сложное предложение как единица языка. Признаки сложного предложения.

    Студенты сопоставят различные синтаксические единицы и выявят специфику сложного предложения как коммуникативной единицы комплексного характера. Также они закрепят материал о дифференциальных признаках сложного предложения.

Тема 11 Сложносочиненное предложение (ССП). Отличие сложносочиненного предложения от сложноподчиненного. Структурные типы ССП. Сложносочиненные предложения открытой структуры, их семантические типы. Сложносочиненные предложения закрытой структуры, их семантические типы.

    Студенты научатся делать связный анализ сложносочиненных предложений минимальной и многочленной структуры. Степень усвоенности материала будет контролироваться в ходе выполнения аудиторной письменной работы «Анализ сложносочиненного предложения».

Тема 12 Сложноподчиненное предложение (СПП). Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры: изъяснительные, присубстантивно-атрибутивные; структурно-семантические особенности местоименно-соотносительных предложений нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры и их семантические разновидности: обстоятельственные, присоединительные.   

Студенты научатся делать связный анализ сложноподчиненных предложений минимальной и многочленной структуры. Степень усвоенности материала будет контролироваться в ходе выполнения аудиторной письменной работы «Анализ сложноподчиненного предложения».                                                                                                                  

    Тема 13 СПП многочленной структуры. Письменный анализ СПП многочленной структуры.

Студенты закрепят навык разбора СПП многочленной структуры, научатся определять способы организации предикативных частей в таких предложениях.

Тема 14 Бессоюзное сложное предложение (БСП). Структурно-семантические типы БСП.  

    Студенты научатся делать связный анализ бессоюзных предложений минимальной и многочленной структуры. Степень усвоенности материала будет контролироваться в ходе выполнения аудиторной письменной работы «Анализ бессоюзного сложного предложения».        

Тема 15 Сложные предложения многочленной структуры с разными видами связи. Синтаксический анализ сложных предложений многочленной структуры с разными способами организации предикативных частей.     

Студенты научатся делать связный анализ сложных многочленной структуры. Студенты должны закрепить умение составлять и читать структурные схемы сложных предложений многочленной структуры; Итогом работы по теме будет выполнение аудиторной письменной зачетной работы «Анализ сложных предложений многочленной структуры».

Примечания

1 В определенно-личных предложениях главный член – сказуемое - не может быть выражен формой 3 лица, так как, по мнению проф.А.М. Пешковского, в 3 лице к сказуемому можно подставить не только личное местоимение ОН, но и тысячи других слов с разными значениями. Предложения с такими сказуемыми считаются неполными: На коленях в огороде лебеду полю, вырываю и бросаю, пусть простит меня!

2 Главный член определенно-личных предложений не может быть выражен формой прошедшего времени. Формы прошедшего времени вообще не имеют лица, следовательно. Не могут указывать на определенное лицо. Подобные предложения рассматриваются как двусоставные неполные (контекстуальные): Письмо ваше получил, спасибо.

Грамматическая семантика односоставных неопределенно-личных предложений - обозначение действия неопределенного лица или группы неопределенных лиц. Главный член таких предложений выражается: 1) формой 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени - В дверь стучат: властно и торопливо. И на обломках самовластья напишут наши имена! 2) формами множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения - Америку открыли в конце 15 века.

Если бы они этого заслуживали, о них писали бы в газетах.

Грамматическая семантика односоставных обобщенно-личных предложений - обозначение действия обобщенного лица, действие типичное, повторяющееся, относящееся к каждому и ко всем. Наименование действующего лица устранено, в связи с его обобщенностью, неконкретностью. Формы выражения главного члена:

1) глаголами в формах 2 лица ед. числа настоящего и будущего времени

Муха – не волк, из ружья не убьешь. На всех не угодишь;

2) глаголами в форме 3 лица множественного числа настоящего времени изъявительного наклонения – Особенно хвалят тот товар, который хотят сбыть с рук. Цыплят по осени считают;

3) глаголами в форме 1 лица множественного числа изъявительного наклонения –

Что имеем, не храним, потерявши, плачем;

4) глаголами в форме повелительного наклонения – Глупому в поле не давай воли.

Если в односоставных личных предложениях субъект-исполнитель действия не был назван, но подразумевался (как некое определенное, неопределенное или обобщенное лицо), то в безличных глагольных предложениях деятельность осуществляется без деятеля (по А.М.Пешковскому), независимо от него, чаще стихийно. На этом основании в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

Сравните: Саша не спит, но она весела. Саше не спится, но весело ей. (Во втором предложении – состояние, независимое от воли действующего лица)

 Главный член безличного предложения выражается:

1) безличным глаголом - В воздухе похолодало. Скоро рассветет. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей;

2) личным глаголом в безличном употреблении - Пахнет сеном над лугами. От лип душистых медом тянет. (Сравните: Роза пахнет малиной. Кто-то тянет за веревку);

3) словом категории состояния - В вагоне было тесно. Надо перестраивать всю жизнь;

4) страдательным причастием в форме среднего рода - Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно;

5) отрицательным словом (словом-предложением) - У меня нет времени. Не было ни гроша.

В последние годы в самостоятельную группу выделяются инфинитивные предложения, то есть такие предложения, главный член которых выражен независимым инфинитивом – Скоро ехать. Тебе идти первому.

 

 

Определение места инфинитивных предложений в системе типов односоставных предложений носит дискуссионный характер в современной лингвистике. Одни ученые (Галкина-Федорук, авторы

школьных учебников) рассматривают инфинитивные предложения в составе безличных (иначе говоря, считают их безличными) на том основании, что и в этих предложениях общим является то, что в них нет и не может быть подлежащего. Другие ученые (А.Н. Гвоздев, Н.С.Валгина, В.А.Белошапкова, Л.Ю.Максимов, В.А.Бабайцева и др.) разграничивают безличные и инфинитивные предложения, выявляя следующие существенные различия между ними:

- различие в семантике предложений. В преобладающем большинстве своем безличные предложения обозначают действие или состояние, возникающее и протекающее независимо от деятеля. Зачастую, по сути, он вообще отсутствует. В инфинитивных предложениях действующее лицо побуждается к действию;

- различен характер выражения модальности. В безличных предложениях модальное значение выражается лексически (Тебе следует, нужно заниматься), в инфинитивных предложениях – с помощью интонации (тебе заниматься бы);

- различна природа главного слова. В безличных предложениях в большинстве случаев подлежащее недопустимо в силу лексического значения глагола-сказуемого (Тошнит. Скучно. Мне не спится.), в инфинитивных предложениях подлежащего не допускает форма сказуемого (Молчать! Съездить бы к морю).

 Таким образом, общее между безличными и инфинитивными предложениями носит поверхностный характер, а различий проявляется больше и они являются более основательными, что позволяет выделение инфинитивных предложений в самостоятельную группу в системе типов односоставных предложений.

По структурно-семантическим особенностям инфинитивные предложения можно разделить на две основные группы:

1) предложения без частицы «бы»; 

     2) предложения с частицей «бы».

В инфинитивных предложениях без частицы «бы» выражаются модальные значения долженствования, необходимости, неизбежности действия. Они заключают в себе категоричный приказ, волю говорящего (Построиться в одну шеренгу). В инфинитивных предложениях с частицей «бы» выражается желательность, предпочтительность действия, опасение по поводу совершения действия (Только бы мне место хорошенько узнать).

Литература

 

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - В трех частях, часть 3. Синтаксис. Пунктуация.  М., 1987.

2 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта.  М.: Дрофа, 2000.

3 Современный русский язык // Под редакцией В.А. Белошапковой.  М., 1989.

4 Сборник упражнений по современному русскому языку // Под редакцией С.Г. Ильенко.  М.: Просвещение, 1977.

5 Сборник упражнений по современному языку: Учебное пособие для студентов пединститутов / Е.Г. Ковалевская, Л.В. Бондарко и др.  М.: Просвещение, 1986.

 

       Практическое занятие 2 - 3 Словосочетание как единица синтаксиса. Принципы классификации словосочетаний в русском языке

Цель занятия:сформировать у студентов представление о словосочетании; научить их квалифицированно проводить анализ словосочетаний

1 Подготовьтесь к беседе по следующим вопросам:

1) Понятие о словосочетании. Соотношение словосочетания, слова и предложения в системе языковых единиц. Форма и значение словосочетания.

    2) Принципы классификации словосочетаний, (по структуре, по лексико-морфологической характеристике главного слова и т.д.).

      3) Вопрос о сочинительных словосочетаниях.

2 Практическая часть:

    1) Перепишите текст, выпишите из него подчинительные словосочетания (10), сочинительные словосочетания и несловосочетания (в 3 столбика).

Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается. Уметь читать - это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. Сухомлинский).

    2) Дайте полную характеристику 3-х подчинительных простых словосочетаниях в этом же тексте по схеме:

    1) выписать словосочетание из текста;

    2) докажите, что данная единица является словосочетанием (словесное и графическое доказательство);

3) начальная форма словосочетания.

4) свободное словосочетание или синтаксически неразложимое.       

5) характеристика словосочетания по морфологической природе главного слова (по МПГС).

6) модель словосочетания (схема).

7) грамматическое значение словосочетания.

    8) тип связи между главным и зависимым словом (управление, согласование, примыкание).

    9) характер синтаксических отношений между главным и зависимым словом.

  10) способ выражения синтаксических отношений (аналитический, синтетический, смешанный)

  11) средство(а) выражения грамматических отношений в словосочетании.

Образец анализа словосочетания:

Золотая осень - словосочетание, т.к. состоит из главного и зависимого слова.

Начальная форма - золотая осень. Свободное словосочетание, так как каждый компонент его выполняет самостоятельную синтаксическую функцию.

По морфологической природе главного слова - субстантивное.

Модель - существительное + прилагательное.

Грамматическое значение - «предмет + признак».

Связь - согласование, полное.

Синтаксические отношения - определительные (атрибутивные). Способ выражения грамматических отношений - синтетический. Средство выражения грамматических отношений – флексия

зависимого слова.

 

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – В трех частях, часть 3. Синтаксис. Пунктуация.  М., 1987.

2 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта.  М.: Дрофа, 2000.

3 Современный русский язык // Под редакцией В.А. Белошапковой.  М., 1989.

4 Сборник упражнений по современному русскому языку // Под редакцией С.Г. Ильенко.  М.: Просвещение, 1977.

5 Сборник упражнений по современному языку: eчебное пособие для студентов пединститутов / Е.Г. Ковалевская, Л.В. Бондарко и др.  М.: Просвещение, 1986.

 

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – В трех частях. Часть 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987.

2 Современный русский литературный язык // Под редакцией П.А. Леканта. – М., 2000.

3 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976.

4 Белошапкова В.А.. Современный русский язык.Синтаксис. –М., 1977.

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987.

2. Современный русский литературный язык // Под

редакцией П.А. Леканта. – М., 2000.

3 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976.

     4 Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. –М., 1977.

Литература

1 Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987.

2 Современный русский язык. – Часть 2. Синтаксис // Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1976.

3 Белошапкова В.А.. Современный русский язык. Синтаксис. –М., 1977.

4 Современный русский литературн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.138 с.)