Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тамбовский район Тамбовская область

Поиск

Тамбовский район Тамбовская область

 

 

Программа

«Обучение учащихся основам восстановительной медиации»

 

Педагог-психолог

Солопова Светлана Геннадьевна

2019

Пояснительная записка

    В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей,  неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.

    Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.

    Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая «наука»: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта и т.д.

Конечно, вступая в конфликт, сложно так всеобъемлюще его проанализировать, но помочь сторонам может посредник – медиатор, организующий диалог (своеобразную «рефлексию») между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи.

 Поэтому дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Обучение учащихся основам восстановительной медиации» ориентирована максимальным образом на обучение подростков культуре миротворчества через призму решения конфликтов.

Необходимость «работы» подростков в школьной службе примирения:

· Подростки лучше знают ситуацию в школе;

· Ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;

· Деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;

· Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Программа состоит из 3 трёх этапов:

1. Расширить представления о конфликте. Ознакомить учащихся с программами, подходами, техниками медиации.

2. Создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр.

3. Игры для сплочения коллектива.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность программы 13 недель.

Тренинговые занятия предполагают в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

Цель программы – формирование базовых умений у обучающихся необходимых для организации безопасного пространства в воспитательно-образовательной среде.

Задачи программы:

· Анализ типичных способов реагирования на конфликты;

· Освоение позиции медиатора;

· Освоение коммуникативных навыков;

· Практическая тренировка в работе с конфликтами в ролевых играх.

Ожидаемые результаты – изменения в позиции участников:

· Учащиеся ознакомятся с технологией медиации;

· Участники тренингов освоят базовые навыки медиатора;

· Смогут проводить медиацию в школе, тем самым приобретать опыт медиаторов;

· Сформируется команда волонтеров.

Принцип отбора учащихся в школьную службу примирения:

    Проводится анкетирование, задается два вопроса учащимся:

1. К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение, у вас что-то случилось? Напишите фамилию этого человека.

2. У нас в школе создается группа учащихся, помогающая ученикам разрешить конфликты; кто бы хотел участвовать в этом?

В результате образуется два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Это и есть кандидаты в группу медиаторов.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Количество часов
1 Вводное занятие. 1
2 Понятие конфликт. Решение конфликтной ситуации 1
3 Понятие о медиации. История медиации 1
4 Принципы медиации 1
5 Этапы восстановительной медиации 2
6 Ролевое обыгрывание ситуации 2
7 Качества медиатора 1
8 Невербальные аспекты поведения 1
9 Принятие решений 1
10 Оформление документации 1
11 Подведение итогов 1

Итого

13

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие.

Упражнение «Знакомство». Согласование правил работы группы. Упражнение «Моё имя: почему меня так назвали?». Что такое «Школа юных медиаторов». Упражнение «Змейка».

Тема 4. Принципы медиации.

Упражнение «Выбрасывание пальцев». Принципы медиации. Упражнение «Телеграмма».

Тема 7. Качества медиатора.

Упражнение «Построиться по…». Этический кодекс медиатора. Ролевое обыгрывание ситуации.

Тема 9. Принятие решений.

Упражнение «Необитаемый остров».

Тема 11. Подведение итогов.

Упражнение «Дерево дружбы». Упражнение «Обратная связь». Вручение сертификатов.

 

Литература:

1) Сайт А.Ю.Коновалова http://www.8-926-145-87-01.ru/

2) «В помощь школьным службам примирения» Сборник методических материалов. Сост. Макурина Ю.В., Грихутик Н.Н. 2008 г.

3) «Медиация как способ решения конфликтов в образовательном процессе» Кузичкина Л.А.

4) «Школьная служба примирения – способ позитивной самореализации подростков» Халабузарь А.Б.,2013г.

 

Методические рекомендации к занятиям

Занятие 1. Вступительное.

Цель: знакомство с детьми, включение их в работу, определение дальнейших направлений движения.

Задачи: информировать участников группы, чем мы будем заниматься на наших тренингах, сформировать спокойную, доброжелательную обстановку в группе, формировать первые впечатления друг о друге.

1. Упражнение «Знакомство».

Знакомство проходит по типу «снежного кома»: первый участник представляется, называет присущее ему качество на первую букву своего имени; второй участник повторяет то, что сказал первый и по той же схеме представляется сам.

2. Вырабатываем правила.

Обсудить с участвующими, что такое правила, для чего нужно их принимать. Предложить группе правила работы в такой последовательности:

· Приходить вовремя;

· Быть положительными;

· С уважением говорить;

· С уважением слушать;

· Конфиденциальность.

Группа может предлагать свои правила. Обсуждение и согласование правил с группой.

3. «Моё имя: почему меня так назвали?»

Данное упражнение даёт возможность лучше узнать друг друга и располагает к доверию. Каждому участнику предлагается назвать своё имя и рассказать, почему его так назвали, нравится ли своё имя, как зовут дома, в школе и как хотелось бы, что бы называли на наших занятиях.

4. Рассказать учащимся об обучении в «Школе юных медиаторов».

5. Упражнение «Змейка».

Выбирают одного ведущего. Остальные дети берутся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать, не разрывая при этом рук.

6. Рефлексия.

Выводы:

Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

Согласие на участие

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

 

Дата ситуации

 

Дата передачи дела координатору

 

Кто передал информацию о происшествии; его телефон:

 

Его Ф.И.О., должность

 

Совершались ли ранее обидчиком подобные действия?

 

Состоит ли на учете?            

 

Собираются ли стороны или администрация обращаться в правоохранительные органы?

 

Имя и фамилия обидчика или стороны конфликта    

Имя и фамилия пострадавшего или стороны конфликта    

 

 

 

Класс

 

Телефон

 

Класс

 

Телефон

 

 

Имя и фамилия родителей

Имя и фамилия родителей

 

 

 

Телефон

 

Телефон

 

Описание ситуации

 

 

 

 

 

 

Фамилия и имя медиатора(ов)

 

 

 

Фамилия и имя остальных участников программы

 

 

 

 

Какая программа проводилась?

 

Число взрослых участников программы

 

Число школьников, участвовавших в программе

 

Дата проведения программы

 

Не проведена (причины)

 

 

Был ли обидчиком возмещен причиненный пострадавшему ущерб?

 

Был ли сторонами выполнен примирительный договор?

 

Повторялось ли подобное (в течение месяца)

 

Комментарии

 

 

 

 

Дата сдачи отчета

 

                                                           

Тамбовский район Тамбовская область

 

 

Программа

«Обучение учащихся основам восстановительной медиации»

 

Педагог-психолог

Солопова Светлана Геннадьевна

2019

Пояснительная записка

    В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей,  неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается «гремучая смесь». Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны.

    Школьная служба примирения — детско-взрослая команда, которая реализует в школе восстановительный подход к конфликтам, а также правонарушениям несовершеннолетних.

    Как доказывает практика, грамотный выход из конфликтной ситуации – это целая «наука»: знания о сущности, причинах, механизмах разрешения конфликта, умения сдерживать свои эмоциональные реакции, понимание состояния своего оппонента и в целом всей ситуации, прогнозирование последствий конфликта и т.д.

Конечно, вступая в конфликт, сложно так всеобъемлюще его проанализировать, но помочь сторонам может посредник – медиатор, организующий диалог (своеобразную «рефлексию») между ними. Чем раньше человек освоит умения управления конфликтной ситуацией, научится помогать восстанавливать отношения между людьми, то он будет более эффективно и успешно решать свои личностные и профессиональные задачи.

 Поэтому дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Обучение учащихся основам восстановительной медиации» ориентирована максимальным образом на обучение подростков культуре миротворчества через призму решения конфликтов.

Необходимость «работы» подростков в школьной службе примирения:

· Подростки лучше знают ситуацию в школе;

· Ровесникам больше доверяют и расскажут то, что никогда не доверят взрослому;

· Деятельность в качестве ведущего меняет подростков, поскольку им нужно реально проявлять толерантность, видеть разные точки зрения, помогать договариваться;

· Это элемент истинного самоуправления, когда часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Программа состоит из 3 трёх этапов:

1. Расширить представления о конфликте. Ознакомить учащихся с программами, подходами, техниками медиации.

2. Создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме ролевых игр.

3. Игры для сплочения коллектива.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность программы 13 недель.

Тренинговые занятия предполагают в доступной для учащихся форме знакомство с основами конфликтологии, с анализом влияния на развитие событий эмоциональных состояний, с законами проведения переговоров.

Цель программы – формирование базовых умений у обучающихся необходимых для организации безопасного пространства в воспитательно-образовательной среде.

Задачи программы:

· Анализ типичных способов реагирования на конфликты;

· Освоение позиции медиатора;

· Освоение коммуникативных навыков;

· Практическая тренировка в работе с конфликтами в ролевых играх.

Ожидаемые результаты – изменения в позиции участников:

· Учащиеся ознакомятся с технологией медиации;

· Участники тренингов освоят базовые навыки медиатора;

· Смогут проводить медиацию в школе, тем самым приобретать опыт медиаторов;

· Сформируется команда волонтеров.

Принцип отбора учащихся в школьную службу примирения:

    Проводится анкетирование, задается два вопроса учащимся:

1. К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение, у вас что-то случилось? Напишите фамилию этого человека.

2. У нас в школе создается группа учащихся, помогающая ученикам разрешить конфликты; кто бы хотел участвовать в этом?

В результате образуется два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Это и есть кандидаты в группу медиаторов.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Количество часов
1 Вводное занятие. 1
2 Понятие конфликт. Решение конфликтной ситуации 1
3 Понятие о медиации. История медиации 1
4 Принципы медиации 1
5 Этапы восстановительной медиации 2
6 Ролевое обыгрывание ситуации 2
7 Качества медиатора 1
8 Невербальные аспекты поведения 1
9 Принятие решений 1
10 Оформление документации 1
11 Подведение итогов 1

Итого

13

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие.

Упражнение «Знакомство». Согласование правил работы группы. Упражнение «Моё имя: почему меня так назвали?». Что такое «Школа юных медиаторов». Упражнение «Змейка».



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.129 (0.007 с.)