Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Или территорию своего сердца.Содержание книги Поиск на нашем сайте
ДРУГАЯ ЧАША Бывает, что человек уже готов раздражиться, воспылать каким-нибудь «праведным» гневом, и тут вспоминает что-то такое из своей жизни, что как на весах уравновешивает начинающийся «праведный» огонь.
И вот думаешь: а может, Господь попустил мне в своё время что-то недолжное совершить, чтобы я сейчас это «что-то» положил на другую чашу весов? Чтобы, пусть не по любви, но хоть как торгаш или наёмник что-то со своей душой делал, как-то ее взвешивал и смирял.
О ПОТЕРЯННОЙ БЕСПОЩАДНОСТИ К СЕБЕ «В силу профессиональных “искривлений сознания” у меня есть некоторые особенности – ни на кого специально не гляжу, при этом всё важное вижу, чувствую. В Питере стоял необычно крепкий морозец под тридцатку, который заползал даже под мембраны и термуху, как диверсант.
Отъезжаю с адреса в пригороде Питера и вдруг вижу картину – по перекрёстку мечется дядя, а у дяди во лбу бесновато сверкает диодный фонарик. Говорю себе: “То, что это городской сумасшедший, – к бабке не ходить. Ну и по закону подлости и моего, так сказать, везения он сейчас кинется ко мне и сладострастно наблюёт мне на капот, ибо так устроен твой мир”.
Дядя, как-то бочком и на полусогнутых, бегал, бегал от машины к машине – и вдруг видит меня и, видимо, понимает: вот тот, кто мне нужен, бегу блевать, благо машина мытая. И семенит ко мне мелкой рысью на неуверенных ногах. Сокрушённо думаю: “Ну посмотри, как удачно, а...” А у меня ещё красный горит, как засахарился, а дядя уже скребётся в окошко одеревеневшими перчатками, виновато улыбаясь. Я ему жестами семафорю: “Вали отсюда, касатик, по четвергам не подаю”. Ну, он безропотно – прыг, и ко второй машине, и опять мимо, мимо… зябко трётся к машинам, пугая их своим фонариком и внешней безнадёгой. Выезжаю на перекрёсток и боковым зрением вижу машину, которая мордой заехала в сугроб. Года восьмидесятого “Фольксваген-Гольф”, крепко червивый, до уровня “побит дробью”, торчит дряблой задницей из снега. Как-то на автомате еду дальше, сто метров, двести, и вдруг жёстко, до рези в глазах, понимаю, что этот маленький человечек, лет шестидесяти, – в неразрешимой беде (а у него транзитные номера). Наверное, у него закончился бензин, у него прокололось колесо, у него двигатель заглох. И сейчас он мечется, мечется, мечется… залезет в машинку (а уже поздно, смеркается) и замёрзнет на питерском инфернальном морозе минут за сорок. А я, брезгливо проехавший мимо парень, только что был весь из себя православный… Только что Господь мне послал самый важный экзамен моей жизни, а я его бездарно …! Губу оттопырил – и как с тем мытарем. Любви в сердце не хватило… Степень ужаса, который испытал, не описать… Меня парализовало омерзительное отвращение к себе. Через две сплошные, на посту ГАИ, перед одеревеневшими от моей наглости ментами, разворачиваюсь и мчу назад. Если бы они остановили, бросил бы машину и побежал бегом к нему! Потому что понимал, вся моя жизнь сейчас теряет всякий смысл, если уже не потеряла. Мчу и перебираю решения: ему нужно дать денег или нужно я не знаю что – вызвать эвакуатор, его нужно хватать и куда-то селить, нужно привязать верёвкой это корыто и тащить куда-то… То есть надо что-то делать, потому что, если я этого не сделаю, вся моя жизнь оказалась бессмысленна. Потому что всю свою жизнь я шёл к этому поступку, и я его не совершил. Тот экзамен, который я должен на этой планете выдержать, я завалил немилосердно, в ноль.
Домчался до сугроба, а он уехал... Его там нет. Он просто дорогу искал. Он не местный, у него номера были транзитные… Я такую малость не дал человеку. Не хватило беспощадности к себе, потому что я, ничтожество, испугался, что он мне, козявочкой замерзшей, крыло поцарапает…
ПРОГРАММА СПАСЕНИЯ Обжигает мысль о том, что вот сейчас 2020 год; казалось бы, что осталось от человека, погрязшего в грехах, страстях, не прошедшего миллион искушений? И вот о спасении души этого человека Господь заботится видимым образом. Представляете? Вот об этой моей душе Господь всё равно заботится каждый день и час. Верит в меня! И не нами она пишется, программа спасения. Что мы можем написать, не зная всей картины? Не зная замысла Творца о мироздании. Не зная всей цепи, в которую мы встроены звеном от предков до потомков. Нам дана жизнь со всеми её фрагментами, условиями, испытаниями. Разная жизнь для каждой души. Нам дан Христос, Евангелие. Помоги, Господи, искать правды Твоей.
ТУПИК САМООПРАВДАНИЯ Привычная, к сожалению, картина: человек сказал слово, а ему в ответ – десять. Пулемётная очередь. Так, на всякий случай. Вопрос: что я всё время так агрессивно защищаю? И от кого – может, от самого себя? Может, это прошлое, нераскаянное и неисправленное, держит меня в окопе самооправдания?
Если любой диалог я превращаю в дуэль с победным выстрелом за мной, значит, я прав и во всём остальном – такая логика. Дух самооправдания требует всё новой пищи, мешает мне видеть себя, исключает покаяние. Ведёт человека, семью, народ в тупик. Следующая цель лукавого – уничтожить, пока не успели покаяться.
Например, чтобы не думать об убитых в абортах, вместо покаяния чаще звучит самооправдание. Отсюда бесконечная череда праздников и развлечений, заглушающих совесть; ропот или унылое согласие с ударами судьбы – бесплодное, если не ведёт к работе над своей душой.
И неважно, когда это произошло, двадцать лет или двадцать секунд тому назад. В моём отношении к чему угодно – от соучастия в детоубийстве до грязной мыслишки – видны два пути: поиск самооправданияили поиск покаяния.
Из беседы. Ефрем Филофейский: «Святой Антоний Великий говорит: “Если человек обвиняет себя, то находит успокоение, а когда обвиняет другого, возмущается”.
Испытайте это сами во время искушения. Скажите, что виноват другой, – и тут же почувствуете внутренний дискомфорт, возмущение, скорбь.
Но стоит вам только сказать: “Виноват не он, а я; что говорить о других – на себя надо смотреть, за мной столько всего… так что не мне и говорить!” – и тут же начинаешь ощущать под ногами твёрдую почву и уже не боишься упасть…»10
СТУПЕНЬКА А что в начале, у Иоанна Предтечи? – «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Евангелие от Матфея, 3:2). Так ведь оно каждую секунду всё ближе. Я же эту Евангельскую ступеньку не замечаю или пытаюсь перепрыгнуть. А надо бы, в начале любой мысли, любого слова-дела, держать её в поле зрения, чтобы не спотыкаться. Она в начале, она для меня, эта ступенька. Не для других. Тогда и всё последующее, что хочу понять в Евангелии, сказать другим людям или себе, будет правильнее услышано, сказано и понято.
КАМЕНЬ …И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Евангелие от Матфея, 16:18
На щеках апостола Петра бороздки от слёз – следствие отречения от Христа и постоянного покаяния. В руках – ключи от Царствия Небесного. Пётр, исповедуя свой грех, уберегается от гибельного самоутверждения, увлекает за собой кающихся грешников. Таким образом, указан путь к спасению.
Апостол Пётр имеет в памяти эпизод, который не даёт ему гордиться или тщеславиться. И поэтому он твёрд к искушениям, как камень или скала. И каждый из нас, помня свои неправые дела, слова, мысли, может использовать их к покаянию.
И, опираясь на то, на что, казалось бы, опереться нельзя – на свою духовную немощь, – человек может увидеть, как Господь приходит на помощь. И даёт силы исправить то, что сам я, по гордости, исправить не мог, хоть и пытался.
Сила Моя совершается в немощи. 2-е Послание к Коринфянам, 12:9
НЕВИДИМАЯ СТЕНА «Как бы мы ни говорили Господу: “Боже, я хочу творить Твою волю!” – из глубин наших будет подниматься крик: “Но не в этом! Не в том!.. Да, я готов принять ближнего моего – но не этого ближнего! Я готов принять все, что Ты мне пошлешь, – но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь...”» (митрополит Антоний Сурожский)14.
Например, надо попросить прощения, вернуть украденное или признаться в обмане. А у меня не получается. Даже когда «случайно» попадается на пути человек, которого обидел. Не могу переступить через гордыню. Упираюсь в невидимую стену. На душе муторно.
Начинаю искать всякие оправдания, чтобы полегчало: что «достаточно осознать и помолиться»; «попозже»; «ну, он же тоже виноват». И другие оправдания ищу себе в книгах, советах, мнениях.
Не легчает. Самооправданием только увеличиваю клубок прежних нераскаянных, неисправленных грехов. А за него, в свою очередь, лукавый держит когтями так, что даже не могу сказать «прости». Чем больше клубок – тем сильнее держит. Хватка слабнет, только когда начинаю распутывать, хоть по ниточке.
Но и тут свои тонкости. Я ещё могу что-то сделать на уровне дел, слов, мыслей; чувства могу уравновесить; могу разобраться с собой на уровне мотива.
НО. Что я могу сделать на уровне духа? Самом главном уровне, от которого всё остальное исходит и зависит? Дух остаётся непредсказуемый, поражённый, мятущийся: бросает то в осуждение, то в раздражение. Всюду примешивается гордость, спасительного смирения не хватает.
Могу нажать выключатель, и лампочка загорится, но не могу просто так включить в сердце постоянную, чистую, евангельскую любовь к Богу, людям, своей душе. Приходится признать: нищий я духом. Отсюда – настоящая, нелицемерная молитва: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" (Псалом 50, 1:12).
Отсюда – движение ко Христу, как к духовному Врачу и Спасителю, к усвоению Его качеств и отказу от каких-то своих. «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения» (святитель Игнатий (Брянчанинов))11.
Тут хорошо бы не останавливаться и, опираясь на познание своей немощи, на примеры текущей жизни, питать постоянную внутреннюю молитву, поддерживать вакуум, голод по Богу в сердце.
Потому что ступенька лестницы духовной нищеты, на которую только что мысленно наступил, перестаёт быть духовной. Она уже осознанная, плотская, моя, и влечёт к самоутверждению. Надо поблагодарить Бога и нащупывать следующую.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Евангелие от Матфея, 5:3
И часто так бывает, что, когда человек смирится сердцем, откажется от своей «правоты», Бог помогает и даёт силы признаться в обмане, вернуть долги, исправить злые дела.
КОШАКИ Из дневника. Дня три тому назад ездил в город. Перед поездкой настроение было пасмурное, на душе тяжело. Даже Ленка заметила.
В городском доме живут мои близкие и ещё пять кошек. Которые гадят в комнатах. Приехал ещё и для того, чтобы убрать.
Вся эта история длится больше месяца. Сначала сильно раздражался, возмущался, что никто не убирает, что никому, кроме меня, это не нужно. Потом помаленьку успокоился. Обзавёлся веничком, совочком, привёз опилки. Даже построил тёплую вольеру на чердаке.
Но кошаки всё равно оттуда сбегали, чтобы творить свои гнусные дела. Приехал, смотрю: вход под тумбочку, который я загородил от кошек, отгорожен. Спрашиваю Серёжку. Говорит: «Я отгородил». – «Зачем?» – Молчание…
Тут я понимаю, что прямо сейчас разнесу всю эту халабуду вдребезги пополам. Такое искушение, словами не передать. Опять же, краем – мысль: «Искушение-то от лукавого…».
Далее вот что происходит. Сам от себя не ожидал, говорю как есть. Падаю перед сыном на колени, прошу у него прощения и разрешения убрать кошачье дерьмо в маминой комнате. Такая вот сцена… Серёга, конечно, тоже в шоке. Через какое-то время всё убрали, сын помогал, и я поехал в деревню.
По дороге смотрю, а на душе, изнутри, необычайно светлеет. Как солнышко встаёт. Явная радость и лёгкость в душе. Весна среди зимы! Если есть благодать Божия, то вот она! Держалось это состояние около полутора суток!
Вывод: не так важно, под каким предлогом человек смиряет, укрощает свой гордый дух, под каким предлогом страдает мой «ветхий человек» – страстная часть души. Главное: чем сильнее страдает, сохнет, уменьшается гордыня, тем больше места в душе для благодати Божией. Отсюда небывалая лёгкость и радость.
Теперь понимаю христиан-подвижников духа, монахов, юродивых, которые считали, что день прошёл зря, если не претерпелось в нём поношения, унижения или оскорбления. Вспомним случаи из жизни нашего почти современника, отца Виталия (Сидоренко).
То есть унижается, ослабляется худшая, греховная половина, а лучшая получает свободу и благодать. Лучшая – та, где место Царствию Небесному. Оттого и небывалая, забытая, детская радость на душе. Они, подвижники духа, эту несравненную радость знали. А мы, «нормальные», не понимаем...
Ещё не всё. Перед Рождеством в Задонском монастыре встретил монахиню Арсению. У неё послушание: с кошками разбираться. Поговорили, поделился опытом про вольеру. Уж не знаю почему, она говорит: «Ну привози, может, пристроим». С утра отвёз трёх чёрных в монастырь. Такая вот перемена к лучшему в жизни кошаков. И в моей!
Ещё вывод: если кто-то или что-то меня достаёт, раздражает, то это не прекратится, пока не пойму, до каких качеств моего сердца это искушение хочет достучаться. Не прекратится, пока не изменю, с Божьей помощью, мотивы, чувства, мысли, дела по отношению к этому искушению. Не прекратится, пока не перестану реагировать страстно. Такая вот даже от кошаков может быть польза душе. Слава Богу за всё!
ОБИДЫ – НЕНАВИСТЬ – ПРОЩЕНИЕ Наверное, про обиды каждый может написать свою книгу: – обиды маленькие, минутные; – обиды многолетние; – обиды, которые причиняю я; – обиды тяжёлые, до разрыва, до развода, до гроба; – обиды по самомнению, то есть когда приписываю человеку то, о чём он и не подозревает; – обиды «сладкие», «горькие», прощённые, непрощённые…
И все эти обиды могут исчезнуть как дым при перемене к ним отношения. Хорошо сказал хороший человек: «Обиженный христианин – это нонсенс». Действительно, если я стараюсь воспринимать всё со мной происходящее как стимул для работы с неисправностями души, то где тут место обиде?Ещё и благодарить надо!
А если уж проникла в сердце или сидит там давно, то лучше эту боль от обиды и желание от неё освободиться направить для поиска и обличения страстей-попутчиков обиды, сначала своих, а затем – обидчика. Полегчает!
Ненависть тоже бывает разная. Например, внушаемая духами злобы накануне встречи, разговора, примирения.
Зная, что любящий брата своего любит и Бога, они [демоны] влагают в сердца наши ненависть друг к другу. Преподобный Антоний Великий12
Ненависть может возникать к людям с более чистой душой, которые призывают меня брать с них пример. Это трудно, потому что надо расставаться со своими страстями. Наверно, отсюда и крики «…распни Его!» (Евангелие от Иоанна, 19:15).
Бывает ненависть-уныние к себе, своим греховным качествам, если ненавижу их в общем, слепо, без разбора. Уклоняюсь от честного разговора с самим собой.
И напротив, если мысль касается конкретной духовной болячки, если её называю или хотя бы вижу очертания, шарик лопается, ненависть к себе преобразуется в исцеляющую молитву ко Христу Спасителю.
Самая популярная – ненависть к «врагам», когда не желаю понять, что их атаки направлены на состояние моего сердца, на страсти, которые лелею и оправдываю, потому что не вижу от них никакого вреда для своей бессмертной души.
От сумы, тюрьмы, болезни, войны, говорят, не зарекайся. Но, бывает, это единственные средства, чтобы дух ненависти ушёл из сердца. Иссяк, перегорел, был признан ложным уже здесь, на земле.
Потому что, окажись я за гробом со своей ненавистью, что только не отдам, чтобы сделать шаг назад и от неё, мучительной, избавиться.
…и уже всё прошлое не имело для них значения. Может, Господь и свёл этих мужиков в дружбе и соперничестве, а теперь и на соседних койках, ради этих минут, когда один мог доверить и сказать, а другой – принять и простить. Искренне и легко. Когда можно без всякого напряжения или стеснения сказать друг другу ВСЁ. И это не вызывало никакого страстного движения в душе. Можно было рассказать о женщинах, деньгах, зависти, подлых планах, мерзких мыслях по отношению к другу, и в то же время сопернику. И говорить о себе как о чуждом. И ответ на эти слова был спокойный: у них был один на двоих примиритель – смертельная болезнь…
Наверное, простить всех и каждого – один из желаемых итогов земной жизни. Но не всегда получается. Пишет близкая:«По своему опыту знаю, что мне самостоятельно прощение не даётся вообще. Простила только одного человека, и то во сне. Мне показали его, и я простила, заглянув ему в глаза. Чувство однозначно подарено Богом. Так что – как можно простить, если не прощается? Усилием воли? Только просить, чтобы Бог освободил от злобы».
Действительно, КАК? И тут понимаешь, насколько сердце поражено гордостью, обидчивостью, местью, как трудно бывает «уговорить» его. Да и лукавый разжигает, ненависть – его пища.
Иногда говорю: «прости», «прощаю». Слова-то хорошие, но идут ли они от сердца? Если нет, то так и скажи: «Брат, умом понимаю, но сердце гордое, каменное, прости как можешь, и я стараюсь тебя простить». Вот – начало!
И всё ли я сделал, чтобы простить другого? Поговорил с ним? Сам помог кому-то простить меня?
Лёгкость прощения даётся по мере изгнания из сердца лжи, лицемерия, гордыни. Разными способами. И книжка эта, работа с помянником – для того же.
И Бог всё видит, поможет. Даже когда человек, измучившись, просто обратится: «Господи, прости прегрешения вольные и невольные, спаси и сохрани (имя обидчика), и меня, грешного, помилуй». Проверено, легчает!
КАК ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ Тут вот протиснулась тонкая мысль. Наверное, иногда надо говорить себе: я человек противный. Вижу, как лезет сластолюбие, гордыня, раздражительность, блудливость, меркантильность и прочее. Люди это чувствуют, и я для них – неприятный человек.
Как помочь этим бедным людям, которые терпят мои гнусности? Очень просто. Нужно встать на их сторону. Стать человеком, который желает изменений в своей душе так же, как ближние, которые вынуждены наблюдать и терпеть меня сегодняшнего.
То есть: лицемерие из души гнать, гордыню укрощать, злые дела исправлять. Вот, если буду в этом направлении себя подгонять, то увижу, что и людям со мной легче. Ненавидят меньше, улыбаются шире, начинают и со своей душой что-то делать. В общем, нужно пожалеть людей, которые вынуждены находиться рядом со мной, мерзким грешником. Помоги, Господи!
ТЕЛЕГРАММА У каждого есть возможность отправить Богу телеграмму. Например, с человеком непонятности, сложные отношения. Так позвони, напиши, встреться, обличи себя, попроси прощения, усмири гордыню, поделись, помоги. ВСЁ. Телеграмма улетела. Ангел доставил Богу телеграмму.
ДЕФОЛТ Из дневника. Немногие помнят, а ведь был такой дефолт в девяносто восьмом году. Когда доллар, который вчера стоил шесть рублей, сегодня стал стоить тридцать. А я незадолго до этого взял в долг 15 тысяч «зелёных», да ещё под жуткие проценты. Такой вот «коммерсант».
И вот, узнав про этот дефолт, я стою и понимаю, что эти деньги и проценты я не выплачу н и к о г д а. Всё. Приехали. Все мои «дела» перестали иметь смысл. Я стал лёгок как пушинка.
И наверное, от этой лёгкости в душу на минуту вошло спокойствие и необъяснимая радость. Даже как бы приподнялся над землёй… Ну а потом, уже на земле, Володя рассказал ситуацию Сане. И Саня выручил меня, без всяких процентов, на неопределённый срок. Спасибо, братья. Помню.
Но откуда была та неземная радость на душе? Почему она иногда возникает, когда радоваться, по земным меркам, нечему? Может, потому, что человек отключается от суеты, смиряется душой, сбрасывает груз гордыни? Наверное, полный ответ на земле так и не узнаем. Хотя надо пытаться.
ЧТО ПЛОХОГО В ГОРДОСТИ В прежние времена гордость считалась недостатком, дурным и опасным качеством. Люди с печалью смотрели на гордого, полагая, что в его судьбе будут смиряющие удары. Но для себя объясняю удары судьбы, болезни и скорби, чем угодно, только не гордостью сердца. Просто не вижу от неё вреда или не вижу её в себе.
В сегодняшней шкале ценностей дух гордыни укрепился на почётном месте, под разными предлогами проникает во все поры жизни, искушает людей с малолетства и, к сожалению, одобряется нами.
Смотрите, сколько железа, раздражения, осуждения, превосходства в голосах современных шоу, фильмах, сериалах. Но, если я это смотрю – значит, мне это нравится, резонирует с таким же холодом и железом в моём сердце. Господи, помилуй!
А хуже всего, если гордость, как качество души, будет во мне при переходе в вечность. Тогда она продолжит требовать своё, искать поводы гордиться даже перед Творцом. А это неправильно, вредно для самого человека. Поэтому «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Соборное послание святого апостола Иакова, 4:6).
Упражнения от гордости: «…Принуждать себя выслушивать и быть внимательными к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание – какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки». Священник Александр Ельчанинов13
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.209.100 (0.016 с.) |