Экспериментирование со снегом и льдом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментирование со снегом и льдом.



Экспериментирование со снегом и льдом.

 

Программное содержание:

Раскрывать многогранность явлений в природе и жизни человека.

Задачи, цели:

Закреплять знания детей о явлениях природы весной.

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к природе и своему здоровью.

Таяние снега

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход опыта:

Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т.д.

Принесённый в группу снежный ком помещаем в таз. Постепенно он тает, сначала становится рыхлым, затем превращается в воду.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

Можно ли пить талую воду?

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход опыта:

Берём две светлые тарелки: в одну положим снег, а в другую нальём обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотрим воду в тарелках. Сравним ее и выясним, в которой из них был снег (определяем по мусору на дне), и в какой водопроводная вода (она осталась такой же как её налили(чистой). Убедились в том, что снег – это грязная, талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, для питья животным.

Превращение воды в лёд

Цели и задачи те же

Ход опыта:

В пять формочек для песка наливаем воду: в 1 – обычную, во 2, 3, 4, 5 – подкрашенную: красным, синим, жёлтым, зелёным цветом. Выносим на улицу. На следующий день смотрим – вода превратилась лёд. Освобождаем из формочек, рассматриваем, трогаем.

Вывод: Вода при минусовой температуре превращается в лёд. Лёд прозрачный, красиво переливается на солнце, при ударе может расколоться на много льдинок.

Проводимые с детьми опытно – экспериментальные работы приводят к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствуют обогащению жизненного опыта, развивают инициативу. Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.


 

Экспериментирование со снегом

Опыт №1. «Определение цвета».

- Какого цвета снег? (белый)
- Какого цвета лёд? (бесцветный)
Если ребенок называет: белый, голубой, серый - покажите ему эти цвета и сравните их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).

Опыт №3. (по возможности провести на улице)

Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий). А лёд? Я «случайно» уронила лёд, что с ним случилось? (он раскололся, он - хрупкий).

Опыт №4. «Воздействие температуры».

Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах, принесенных нами с улицы. Что с ними случилось, пока мы играли? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.


 

Рекомендации родителям: «Маленькие исследователи»

Цель:

1. Формирование и развитие общения познавательно-исследовательского характера и средств общения

2. Развитие образного мышления, воображения, умения устанавливать закономерности.

3. Расширение представлений об окружающем мире.

Рекомендации родителям:

- Организовать с ребенком серию бесед о правилах безопасной жизни (дома, на улице – общение с незнакомыми людьми, животными).

- Гостиная для детей и их родителей «Всезнайка» -рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;

- использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения

- поддерживать радостную, эмоционально положительную атмосферу в семье.

- Сохранять традиции семейных праздников, досугов.

- Продумывать совместное посещение театров, парков, зоопарков, музеев и т.д. в выходные дни

 

Снежные цветы

Материалы: соломинка, мыльный раствор.

Исходные знания: снежинки — это крошечные кристаллики, которые образуются в облаках при низких температурах.

Цель эксперимента: увидеть, как образуются снежинки.

Ход эксперимента:

в сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах. Можно также показать малышу, как образуется иней — в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Разноцветный снег

Материалы: покрытые снегом разной толщины поверхности, пластиковые бутылки с горячей водой, подкрашенной гуашью, в пробке которых иголкой проделано отверстие, детская лопатка.

Исходные знания: все в мире состоит из крошечных частиц — молекул.

Цель эксперимента: выяснить, как происходит окрашивание (путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета).

Ход эксперимента:

после снегопада, когда на улице лежит пушистый снег, выйдите с малышом на прогулку. С собой возьмите несколько бутылок с подкрашенной гуашью водой яркого цвета. Лучше, если вода будет горячая — так ею будет проще рисовать, она дольше не замерзнет. Найдите несколько поверхностей, на которых снег лежит слоями разной толщины, Попросите кроху порисовать на снегу, просто выливая крашеную воду из бутылки. Это само по себе очень увлекательное занятие — поэтому, возможно, в первые несколько раз на дальнейшие обсуждения сил у ребенка уже не останется. Ничего страшного! Когда интерес к рисованию будет удовлетворен, можно продолжить исследование. Подняв лопаткой прокрашенный слой, рассмотрите его внимательно. Заметил ли малыш, что чем больше воды он лил, тем глубже прошла краска? Чем пушистее снег — тем, опять же, толще прокрашенный слой. А если из снега скатать плотный шар или просто его утрамбовать — прокрашиваться будет только верхний слой.

Важно! Имейте в виду: чем на улице холоднее, тем быстрее вы получите результат. Совет: Эту идею можно реализовать и в домашних условиях. Приготовьте баночки с подкрашенной водой разных цветов, разложите снег на противень, не мешайте ребенку реализовать свой творческий потенциал.

Кто подо льдом живет?

Материалы: лужа, покрытая прозрачным льдом, снег.

Исходные знания: сквозь прозрачную плоскость видно то, что за ней находится. Сквозь непрозрачную — нет. Объяснить это малышу можно на основе обычного оконного стекла.

Цель эксперимента: увидеть, что находится на дне лужи (пруда).

Ход эксперимента: если около вашего дома нет прозрачной лужи, сделайте ее сами — хотя бы в пятилитровой пластиковой бутыли. На дно положите камешки, орешки, палочки. Залейте водой и выставьте на мороз. Вода замерзнет, но сквозь лед вы сможете видеть все предметы. А вот если сверху присыпать снежком — видно ничего не будет. Почему? Лед прозрачный, а снег — нет.

В ходе этого же опыта можно еще обсудить, что снег — рыхлый, сыпучий, мягкий, а лед — хрупкий, ломкий, твердый, может быть с острыми краями.

Дед Мороз и расписные окна

Материалы: мисочка с горячей водой, кусок сухого стекла или пластика (будет выполнять роль окна), кисточки разной толщины, очень холодная погода.

Исходные знания: достаточно рассмотреть морозные узоры на оконном стекле в вашей квартире.

Цель эксперимента: с помощью воды и кисточки воспроизвести морозную роспись на кусочке стекла.

Ход эксперимента:

перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза. На улице кисточкой наносите водный узор на предварительно протертое окно или кусок стекла (поверхность должна быть сухой),

Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застыла, не стоит! А вот когда картинка замерзла, можно сделать линии более толстыми.


 

Тонет, не тонет.”

В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Вода выталкивает более легкие предметы)
2. “Подводная лодка из яйца”

В стакане соленая вода, в другом пресная. В соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
3. “Цветы лотоса”

Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки распускаются)
4. “Чудесные спички”

Надломить спички. Капнуть несколько капель воды на сгибы спичек. Постепенно спички расправляются (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
5.“Подводная лодка из винограда”

Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать)
6. “ Чем пахнет вода”

Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены)
7 “Есть ли у воды вкус?”

Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено)

Есть ли у воды цвет?»

Взять четыре стакана с прозрачной водой. Добавить в них краситель. Отметить, что вода приобретает тот цвет, который в нее добавляют.

Есть ли у воды форма?»

Взять разные емкости с водой и отметить, что вода принимает форму сосуда, в который помещена.


 

Рекомендации для родителей: «Игры с песком»

Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, придают определенную форму. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке. Родителям при этом важно не оставлять без внимания работу малыша. Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, ее легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребенок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду. Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Еще интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков веревки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов. "Шли по дороге большие ноги и маленькие ножки". Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: "Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!" Взрослый и ребёнок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет огромный косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая мышка. "Я пеку, пеку, пеку". Ребёнок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок "угощает" пирожками маму, папу, кукол. "Заборчики" Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

 

 

Ход эксперимента.

В гости к детям пришла капелька и принесла много различных веществ. Она просит помочь ее разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Перед тем, как определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться, нюхать нужно осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Сначала дети выясняют, что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах.

Чистая вода + вещество

Соль

Быстро растворилась в воде, раствор остался прозрачным.

Сахар

Быстро растворился в воде, раствор остался прозрачным.

Песок

Придал воде коричневатый цвет (вода стала грязной) и осел в виде осадка на дне.

Мука

Растворилась в воде, но вода стала мутной, часть муки осела в виде осадка

Шампунь

Легко растворился, но раствор стал мутноватым и начал пениться при интенсивном помешивании.

Растительное масло

Масло не растворилось в воде. Оно плавает по ее поверхности в виде пленки. Если раствор взболтать, то масло приобретает на некоторое время вид мелких капелек, которые затем снова преобразуются в пленку.

Марганцовка

Быстро растворилась и при этом изменила цвет раствора на красный.

Чай

Быстро изменил цвет раствора на коричневый, но при этом сам не растворился.

Камень

Осел на дно, цвет воды не изменил, но заметно ее вытеснил (воды словно стало больше)


 

Какими бывают камни?

Цель: сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Материалы: разнообразные камни, лупы

Ход опыта:

Внимательно рассмотрите камни. Какие они? Разные. Большие и маленькие. Какие камешки вам нравятся больше всего? Найдите самые красивые камешки для вас. Обоснуйте свое мнение. (Ответы детей: Гладкие и цветные. На них есть полосочки. Круглые и маленькие.) Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется? Этот морской камень называется галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? Предлагаю взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Что вы чувствуете? Дети выбирают камень. Д ети затрудняются ответить. Как они стучат? А почему они стучат? (Ответы детей: потому что мы их трясем) А что с ними происходит в море? Они там стучат и бьются. Силой воды. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом, они трутся о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся круглыми.

Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. Педагог кладет детям в ладошки небольшие шершавые камешки. Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь? (Ответы детей Не гладкие. Неровные, царапаются.)

Чем отличаются эти камни от морских камней? (Ответы детей: Не гладкие, острые, шершавые.)

Выложите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите? (Ответы детей: трещинки, узоры.)

Что мы с вами узнали нового о камнях? Камни бывают маленькими и большими, гладкими и шершавыми, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

Твердый камень

Цель: Сформировать представление о твердости камня

Материалы: камешки, пластилин, монеты

Ход опыта:

Возьмите в одну руку камешки, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? Пластилин смялся, а камешек – нет, потому что он твердый.

Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно и пластилин мялся, а когда двумя камешками – то слышен стук и камни не мнутся.

А почему, как вы думаете, был слышен шум при стучании камня о камень? Предполагаемые ответы детей: потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.

Нацарапайте что-нибудь на камешке монеткой. Что получается? Ничего не видно. Камень очень твердый. Почему говорят «твердый как камень», «стоит как каменный»? Камешки твердые.

Тонет - не тонет

Цель: сформировать представления о свойствах камня

Материалы: Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой.

Ход опыта:

Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? Предполагаемые ответы детей: Он утонет

Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Предполагаемые ответы детей: утонул.

Может ли камень плавать? Нет

Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы ли камни по весу? Предполагаемые ответы детей: Нет, один – легкий, другой -тяжелый.

Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Утонут

Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Предполагаемые ответы детей: Пемза не утонула, гранит утонул.

Как вы думаете почему?   Дети затрудняются с ответом.

Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

Меняют ли камни цвет?

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Материалы: пустые емкости, лейки с водой, камни.

Ход опыта:

Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет? Нет

Педагог предлагает детям положить в емкость камень и залить его водой. Затем потрогать камни, ощупать их в воде, и вытащить из воды.

Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие. Предполагаемые ответы детей: мокрые камни  стали темными.

Какие из них красивее? Мокрые.

Какой вывод можно сделать? Предполагаемые ответы детей: мокрые камни меняют цвет

Рисующие камни

Цель: сформировать представления о свойствах камня.

Материалы: небольшие листы фанеры, мел, уголь

Ход опыта

Педагог вспоминает с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.

Какими камнями лучше всего рисовать на фанере: белым мелом или черным углем? Предполагаемые ответы детей: мелом.

Давайте попробуем это сделать. Дети рисуют на доске фанеры мелом и углем.

Чем рисовать лучше? Почему? Предполагаемые ответы детей: мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголь твердый – он царапает.

Предложить детям для самостоятельного экспериментирования разнообразные камни: галька, пемза, кирпич, уголь.

В конце эксперимента сформулировать выводы.

Теплый камешек

Цель: сформировать представление о свойствах камня.

Материалы: лампа (солнечная погода), камешки разного цвета (обязательно должен быть камень черного цвета)

Ход опыта:

Потрогайте разные камни и скажите, они холодные или теплые? Предполагаемые ответы детей: холодные.

Зажмите камень в кулаке. Стал ли он теплее? Предполагаемые ответы детей: чуточку.

Как вы думаете почему? Предполагаемые ответы детей: у нас руки теплые.

Возьмите камешек. белый и черный, подержите из под лампой (оставьте на ярком свету) Какие стали камни? Предполагаемые ответы детей: камешки стали теплые.

Какой камень нагрелся больше? Предполагаемые ответы детей: черный.

Почему черный камень оказался самым теплым? Дети затрудняются ответить.

Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэтому черный камень нагрелся больше, чем белый.

Вспомните, в какой одежде нам жарче летом? Предполагаемые ответы детей: в черной.

Прочный камень

Цель: сформировать представления о свойствах камня

Материалы: камни разной плотности, молоток

Ход опыта:

Воспитатель предлагает разбить пемзу, гранит, гальку и мел молотком. Один камень разбился, а другой – нет

Какой камень легче было разбить? Предполагаемые ответы детей: мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки. Пемзу – она пористая.

А какой камень не получилось разбить? Предполагаемые ответы детей: гранит, гальку

Почему? Предполагаемые ответы детей: он плотный и тяжелый.

О каком свойстве камня мы сегодня узнали? Предполагаемые ответы детей: о прочности.

Экспериментирование со снегом и льдом.

 

Программное содержание:

Раскрывать многогранность явлений в природе и жизни человека.

Задачи, цели:

Закреплять знания детей о явлениях природы весной.

Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к природе и своему здоровью.

Таяние снега

Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.

Ход опыта:

Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т.д.

Принесённый в группу снежный ком помещаем в таз. Постепенно он тает, сначала становится рыхлым, затем превращается в воду.

Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.

Можно ли пить талую воду?

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход опыта:

Берём две светлые тарелки: в одну положим снег, а в другую нальём обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотрим воду в тарелках. Сравним ее и выясним, в которой из них был снег (определяем по мусору на дне), и в какой водопроводная вода (она осталась такой же как её налили(чистой). Убедились в том, что снег – это грязная, талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, для питья животным.

Превращение воды в лёд

Цели и задачи те же

Ход опыта:

В пять формочек для песка наливаем воду: в 1 – обычную, во 2, 3, 4, 5 – подкрашенную: красным, синим, жёлтым, зелёным цветом. Выносим на улицу. На следующий день смотрим – вода превратилась лёд. Освобождаем из формочек, рассматриваем, трогаем.

Вывод: Вода при минусовой температуре превращается в лёд. Лёд прозрачный, красиво переливается на солнце, при ударе может расколоться на много льдинок.

Проводимые с детьми опытно – экспериментальные работы приводят к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствуют обогащению жизненного опыта, развивают инициативу. Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.


 

Экспериментирование со снегом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.089 с.)