Для направления 38. 03. 01 – экономика (экономика предприятий и организаций) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для направления 38. 03. 01 – экономика (экономика предприятий и организаций)



ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 38.03.01 – ЭКОНОМИКА (ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ)

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

Тема 1. Предмет, формы, функции и виды конкуренции………………………………….….2

Тема 2. Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества…6

Тема 3. Сила конкуренции при различных формах конкурентного рынка……………….…8

Тема 4. Иерархия понятий конкурентоспособности экономических объектов…………….11

Тема 5. Факторы конкурентоспособности организации и их классификация…………...…15

Тема 6. Конкурентные преимущества объектов……………………………………………...21

Тема 7. Методики определения конкурентоспособности организации………………….…41

Тема 8. Сущность стратегического управления конкурентоспособностью предприятия...53

Тема 9. Особенности оценки конкурентоспособности предприятия……………………….60

Вопросы к зачету……………………………………………………………………………….63


Для самостоятельной работы по дисциплине (модулю) обучающиеся используют следующее учебно-методическое обеспечение:

1. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 242 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. [электронный ресурс] http://znanium.com/bookread2.php?book=635081

2. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 300 с. [электронный ресурс]http://znanium.com/bookread2.php?book=937630

3. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учебное пособие-М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-320 с..-(Высшее образование: Бакалавриат) [электронный ресурс]

http://znanium.com/bookread2.php?book=541568

4. Управление рисками предприятия: учебное пособие / В.Н. Уродовских. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. — 168 с. [электронный ресурс]http://znanium.com/bookread2.php?book=615086

 

Система конкурентных рисков

Согласно определению, данному Ю. Рубиным, под риском в конкуренции (или конкурентным риском) понимается «состояние относительной неопределенности, присущее конкурентным действиям, результативность которых не представляется очевидной и имеет вероятностный характер» [Рубин, 2014а]. В литературе понятие рисков применительно к конкуренции встречается достаточно часто, но специально эта группа рисков рассматривается очень редко. Например, некоторые авторы отдельно рассматривают риск реализации отдельных конкурентных стратегий [Шмарин, 2012].

В. Луканин определяет конкурентные риски в виде «совокупности переменных факторов риска формирования конкурентных позиций и в процессе конкурентной борьбы» [Луканин, 2012].

Таким образом, во всех имеющихся определениях и по своей сути конкурентные риски связаны с процессом конкуренции, который ведет любая фирма и который на практике выражается в системе конкурентных действий, определяемых и предпринимаемых на стратегическом, тактическом и ситуационном уровнях.

Для лучшего понимания конкурентных рисков и разработки наиболее эффективных методов их минимизации в первую очередь необходимо их идентифицировать. Ведь система управления любым видом риска включает следующие компоненты: субъекты управления, идентификация риска; оценка степени риска; мониторинг риска, выбор метода управления риском.

По мнению автора, логично изучить воздействие конкурентных рисков на субъектов предпринимательства на разных уровнях экономики. Это логично, поскольку сама система конкурентных действий затрагивает различные уровни экономики [Коваленко, 2013].

Поэтому автор предлагает определить систему конкурентных рисков как совокупность рисков, влияющих на конкурентные действия компании. Данная система состоит из 3 уровней (рис. 1).:

• конкурентные риски направления (отрасли) предпринимательства;

• конкурентные риски субъекта предпринимательства;

• конкурентные риски продуктового ряда субъекта предпринимательства.

На мезоуровне экономики каждая отрасль или направление предпринимательской деятельности имеет свои особенности. Применительно к определению конкурентных рисков мы оценивает отрасль именно в аспекте особенности присущих ведению предпринимательства в данной сфере конкурентных действий, методов и тактик.

Конкурентные риски направления предпринимательства
Конкурентные риски продуктового ряда субъекта
предпринимательства
Конкурентные риски субъекта предпринимательства
Риски составляющих продукта
Продуктовые риски

Рис. 1. Система конкурентных рисков Fig. 1. The system of competitive risks

На микроуровне каждый субъект предпринимательства также обладает рядом особенностей, которые могут быть вызваны различными факторами: размерами бизнеса субъекта предпринимательства, месторасположением, деловым окружением, конкурентной средой. К примеру, существенно различается набор конкурентных действий субъектов малого бизнеса и крупнейших компаний. Кроме того, конкурентные риски субъекта предпринимательства тесно связаны с его конкурентной позицией.

 

Основу деятельности любого субъекта предпринимательства составляют производимые им товары или услуги. Именно исходя из своего продуктового ряда предприятие планирует и реализует конкурентные действия. Это обусловлено тем, что конкурентная позиция компании и ее положение на рынке определяются тем, какие позиции на рынке занимают отдельные ее продукты или услуги. Именно продукты или услуги покупают и потребляют клиенты компании, формируя таким образом ее прибыль и позволяя занять определенную долю рынка.

Итак, продуктовый ряд является ключевым элементом конкурентного позиционирования компании, поскольку он составляет основу материальной составляющей конкурентоспособности компании и определяет возможности компании по сохранению или достижению конкурентной позиции.

Конкурентные риски продуктового ряда складываются из рисков, присущих конкретным продуктам компании. Например, сейчас ряд зарубежных и российских товаров и продуктов подвергнуты санкциям соответственно в России и за рубежом, что привело к снижению объема продаж и оказало существенное влияние на конкурентные позиции компаний, продуктовый ряд которых включал данные виды продуктов.

Факторы конкурентного риска

Отдельно необходимо рассмотреть факторы конкурентного риска, т. е. причины возникновения рисков данного вида. Факторы конкурентного риска можно классифицировать по следующим основным типам:

• по источнику возникновения:

{{субъект предпринимательства;

{{конкуренты;

{{другие представители конкурентной среды;

• по отношению к конкретным конкурентным действиям:

{{внешние;

{{внутренние; • по природе возникновения:

{{экономические;

{{неэкономические; • по экономическому уровню:

{{макроуровень;

{{мезоуровень; {{микроуровень.

По источнику возникновения факторы конкурентного риска связаны с участниками конкурентных действий, в результате деятельности которых непосредственно возникает конкурентный риск. Они могут быть связаны с субъектом предпринимательства, который сам проводит конкурентные действия, а также с объектом конкурентных действий, на которого данные действия направлены. Это в первую очередь конкуренты, а также другие представители окружения, которые формируют конкурентную среду: поставщики, клиенты, государство, работники и др.

Факторы конкурентного риска делятся на внутренние и внешние по отношению к непосредственному конкурентному действию. Внутренние факторы связаны непосредственно с проводимым конкурентным действием и его составляющими элементами, а внешние — не связаны с конкурентным действием, а обусловлены внешними причинами.

По природе возникновения выделяют экономические или неэкономические факторы. Первые связаны с экономическими причинами, а вторые — с неэкономическими, такими как изменениями социального, политического, природного характера.

Факторы конкурентного риска также разделяются в зависимости от экономического уровня, на котором они возникают: макроуровень, микроуровень, мезоуровень.

Основой для контроля и минимизации конкурентных рисков является менеджмент конкурентных действий, в рамках которого осуществляется планирование, проведение, оценка и контроль конкурентных действий компании.

Заключение

В данной статье были рассмотрены основные виды конкурентных рисков и определены методы их оценки. Предлагается идентифицировать конкурентные риски на трех уровнях экономической системы. Определены возможные подходы к оценке конкурентных рисков на каждом из уровней. Кроме того, описаны основные виды факторов конкурентного риска.

Отдельное внимание было уделено рискам конкурентного позиционирования. Введено понятие портфеля конкурентных позиций, которое позволяет более четко определить рисковую составляющую конкурентных позиций компании. Для ее количественной оценки предлагается использовать показатель средневзвешенной конкурентной позиции компании.

Выделены методы минимизации конкурентных рисков в рамках трехуровневой системы их оценки. Проведен анализ основных методов минимизации рисков при их применении в отношении конкурентных рисков. Изучение возможностей адаптации существующих методов минимизации рисков для их использования применительно к конкурентным рискам, а также разработка новых методов являются перспективными направлениями для дальнейших исследований. По мнению автора, дальнейшего изучения также заслуживают вопросы организации системы управления и контроля конкурентных рисков в организациях.

Список литературы

1. Бабошин А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной т еории конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 2 (14). С. 119.

2. Березин А. А., Коваленко А. И. Бенчмаркинг в системе конкурентных действий предпринимательских структур // Современная конкуренция. 2014. Т. 8. № 5 (47).

3. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. Т. 7. № 6 (42). URL: http://moderncompetition.ru/ general/upload/articles/p65–79.pdf (дата обращения: 22.03.2015).

4. Крючкова П. В., Авдашева С. Б. Государственный и частный инфорсмент законодательства при риске ошибок I рода: выбор для России // Журнал новой экономической ассоциации. 2012. Т. 15. № 3 (19). С. 114 – 140.

5. Леднев М. В. Управление конкурентоспособностью факторинговой компании // Современная конкуренция. 2010. Т. 4. № 1 (19). С. 56–70.

6. Луканин Ю. В. Структурные аспекты институциональной конкурентоспособности национальной экономики // TERRA ECONOMICUS. 2012.

Т. 10. № 2. Ч. 3. С. 5 – 8.

7. Рубин Ю. Б. Менеджмент конкурентных действий // Современная конкуренция. 2014а. Т. 8. № 5 (47). С. 121–143.

8. Рубин Ю. Б. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде // Современная конкуренция. 2014б. Т. 8. № 2 (44). С. 101–143.

9. Рубин Ю. Б. Стратегии конкурентных действий// Современная конкуренция. 2014. Т. 8. № 4 (46).

10. Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: от теории к практике взаимодействия// Журнал Новой экономической ассоциации. — 2014. — Т. 22. — № 2. — С. 205 – 209.

11. Шмарин А. П. Анализ потенциальных рисков при реализации конкурентных стратегий предприятия // Известия ОГАУ. 2012. № 5 (37). С. 173-176. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-potentsialnyhriskov-pri-realizatsii-konkurentnyh-strategiypredpriyatiya (дата обращения: 26.02.2015).

12. Belleflamme P., Picard P. M. Piracy and Competition. Journal of Economics and Management Strategy, 2007, no 16, pp. 351 – 383.

13. Miller D. & Chen M.-J. Nonconformity in Competitive Repertoires: A Sociological View of Markets. Social Forces, 1996, no. 74 (4), pp. 1209 – 1234.

14. Gordon W. J., Watt R. (eds.) The Economics of Copyright. Developments in Research and Analysis. Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2003.

References

1. Baboshin A. V. Businesses competitive positions as seen by the modern theory of competition. Journal of Modern Competition, vol. 3, 2009, no. 2 (14), pp. 115–128 (in Russian, abstr. in English).

2. Berezin A. A., Kovalenko A. I. Benchmarking in the system of firms competitive actions. Journal of Modern Competition, 2014, vol. 8, no. 5 (48), pp. 117 – 129. (in Russian, abstr. in English).

3. Kovalenko A. I. Theoretical and methodological aspects of application the concept of «Competitive ability» in scientific researches. Journal of Modern С ompetition, 2013, vol. 7, no. (42), pp. 65 – 79 (abstr. in English).

4. Kryuchkova P.V. Avdasheva S.B. Public and Private Enforcement of Law under the High Risk of Type I Errors: the Russian Case. The Journal of the new Economic Association, 2012, vol. 15, no. 3 (15), pp. 114–140.

5. Lednev M. V. Competitive Capacity Management of a Factoring Company. Journal of Modern Competition, 2010, vol. 4, no. 1 (19), pp. 56 – 70 (in Russian, abstr. in English).

6. Lukanin Y. V. Structural aspects of the institutional competitiveness of national economy, TERRA ECOnOMICUS, 2012, vol. 10, no. 2, part 3, pp. 5 – 8.

7. Rubin Y. B. Competitive actions management. Journal of Modern Competition, vol. 8, 2014, no. 5 (47).

8. Rubin Y. B. Competitive position of market participants in the competitive environment. Journal of Modern Competition, 2014, vol. 8, no. 2 (44).

9. Rubin Y. B. Strategies of competitive actions. Journal of Modern Competition, 2014, vol. 8, no. 4 (46), pp. 101–143.

10. Shastitko A.Y. Industrial and Competition Policy: from Theory to Practice of Interaction. The Journal of the new Economic Association, 2014, vol. 16, no. 2 (22), pp. 205-209.

11. Shmarin A. P. Analysis of potential risks during realization of company competitive strategies. Izvestia Orenburg State Agrarian University, 2012, no. 5 (37), pp. 173-176. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/analiz-potentsialnyh-riskov-pri-realizatsii-konkurentnyh-strategiy-predpriyatiya.

12. Belleflamme P., Picard P. M. Piracy and Competition. Journal of Economics and Management Strategy, 2007, no. 16, pp. 351–383.

13. Miller D. & Chen M.-J. Nonconformity in Competitive Repertoires: A Sociological View of Markets. Social Forces, 1996, no. 74 (4), pp. 1209–1234.

14. Gordon W. J., Watt R. (eds.) The Economics of Copyright. Developments in Research and Analysis. Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2003.


M. Lednev, Department of Theory and Practice, of Competition, MFPU «Synergy», Mockow, Russia, mlednev@bk.ru

About author:

M. Lednev, PhD in Economics, Associate Professor

For citation:

Lednev M. Assessment and management of competitive risks and risks of competitive positioning in current conditions, Journal of Modern Competition, 2015, vol. 9, no. 1 (49), pp. 54 – 65 (in Russian).

Вопросы к зачету ОУКП

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 38.03.01 – ЭКОНОМИКА (ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ)

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

Тема 1. Предмет, формы, функции и виды конкуренции………………………………….….2

Тема 2. Конкуренция и конкурентоспособность как движущие силы развития общества…6

Тема 3. Сила конкуренции при различных формах конкурентного рынка……………….…8

Тема 4. Иерархия понятий конкурентоспособности экономических объектов…………….11

Тема 5. Факторы конкурентоспособности организации и их классификация…………...…15

Тема 6. Конкурентные преимущества объектов……………………………………………...21

Тема 7. Методики определения конкурентоспособности организации………………….…41

Тема 8. Сущность стратегического управления конкурентоспособностью предприятия...53

Тема 9. Особенности оценки конкурентоспособности предприятия……………………….60

Вопросы к зачету……………………………………………………………………………….63


Для самостоятельной работы по дисциплине (модулю) обучающиеся используют следующее учебно-методическое обеспечение:

1. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 242 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. [электронный ресурс] http://znanium.com/bookread2.php?book=635081

2. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 300 с. [электронный ресурс]http://znanium.com/bookread2.php?book=937630

3. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учебное пособие-М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-320 с..-(Высшее образование: Бакалавриат) [электронный ресурс]

http://znanium.com/bookread2.php?book=541568

4. Управление рисками предприятия: учебное пособие / В.Н. Уродовских. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2017. — 168 с. [электронный ресурс]http://znanium.com/bookread2.php?book=615086

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.056 с.)