Методы минимизации конкурентных рисков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы минимизации конкурентных рисков



На основе определенной выше системы конкурентных рисков логично применять методы минимизации конкурентных рисков, учитывающие ее трехуровневый характер.

Выделим возможные методы минимизации конкурентных рисков:

• трехуровневая система риск-менеджмента конкурентных действий;

• многоуровневая система принятия решений;

• применение скоринговой, или балльной, системы оценки конкурентных действий и конкурентных позиций.

Применение трехуровневой системы риск-менеджмента конкурентных действий предусматривает контроль над рисками на трех уровнях управления: стратегическом, тактическом и операционном. Контроль также проводится по различным направлениям деятельности компании в рамках процессного подхода, когда риск-менеджмент проводится на уровне различных подразделений — от создания продукта до послепродажного сервиса.

Многоуровневая система принятия решений в процессе менеджмента конкурентных действий обеспечивает минимизацию рисков неправильного выбора и осуществления конкурентных действий.

Применение скоринговой, или балльной, модели позволяет провести адекватную оценку планируемых конкурентных действий и выбор наиболее эффективных из них относительно текущей ситуации задач и ресурсов компании. Применение подобных методик оценки также позволяет оценить текущие конкурентные позиции компании на разных рынках и провести их сравнение с эталонными конкурентными позициями, которые компания намерена занять.

Рассмотрим также основные общепринятые методы минимизации рисков в контексте возможности их применения по отношению к конкурентным рискам.

Методы предотвращения риска направлены на снижение вероятности возникновения риска за счет повышения качества управления и бизнес-процессов в организации. Часть из них может быть реализована за счет оптимизации бизнес-процессов и создания специальной методической базы для сотрудников в области управления конкурентными действиями. К данным методам относятся обозначенные выше методы применения трехуровневой системы риск-менеджмента и многоуровневой системы принятия решений.

Для эффективного менеджмента конкурентных действий можно внедрить определенную систему полномочий и лимитов в отношении проведения конкурентных действий. Данная система должна четко разграничивать возможное количество и объем конкурентных действий за определенный период времени, расходы на их осуществление, ответственных за их реализацию сотрудников и т. п. Расходы можно контролировать в рамках бюджета на проведение конкурентных действий, системы лимитов, ограничивающих максимальные размеры материальных и трудовых затрат на проведение одного конкурентного действия, действий на определенном рынке или действий за определенный период времени. Полномочия сотрудников области конкурентных действий можно фиксировать с помощью такого инструмента, как матрица ответственности, или с помощью специальной методической базы (инструкции, процедуры проведения конкурентных действий).

Отдельно необходимо выстроить процесс по мониторингу уровня конкурентного риска по всем направлениям деятельности компании. Для этих целей можно использовать скорингово-балльную систему оценки. С ее помощью на регулярной основе проводится количественная оценка величины конкурентного рынка по каждому из направлений бизнеса.

Методы распределения риска предполагают диверсификацию операций или продуктов для снижения уровня риска. Диверсификацию логично применять в отношении портфеля конкурентных позиций компаний. В каждый момент времени компания должна обладать различными конкурентными позициями на различных рынках (от лидера рынка и середняка до стартапа), т. е. портфель конкурентных позиций должен быть диверсифицирован. Это позволяет минимизировать воздействие экономических циклов и различия в жизненных циклах развития отдельных отраслей и продуктов. Для наглядного представления и анализа конкурентных позиций можно применять такие инструменты, как матрица БКГ (Бостонской консалтинговой группы), модель GE/McKinsey и другие подобные инструменты, с помощью которых графически обозначается совокупность конкурентных позиций компании на разных рынках.

В экономике часто применяют методы перевода кредитного риска, например страхование или инструменты государственной поддержки. В этом случае риск переносится на другой экономический субъект (изменяется носитель риска). Применительно к конкурентным рискам данный метод минимизации применить сложно. Частично конкурентный риск в части неэффективного проведения конкурентных действий можно снизить за счет привлечения других специализированных компаний, например маркетинговых и рекламных агентств, к осуществлению конкурентных действий. Но даже если осуществление конкурентных действий передается другой компании, все равно конкурентный риск в части неблагоприятных последствий конкурентных действий отражается в полной мере на компании-инициаторе конкурентных действий, в отношении продуктов которой осуществляются конкурентные действия.

Целью методов поглощения риска является минимизация последствий при его наступлении. Для этого можно формировать определенные резервы на компенсацию возможных потерь вследствие негативных последствий конкурентных действий. Эти средства пойдут на дополнительные мероприятия, необходимые для укрепления конкурентных позиций компании. Кроме того, конкурентные риски должны быть учтены при расчете себестоимости продуктов и услуг. Обычно стоимость товаров и услуг включает некоторую риск-составляющую или плату за риск. Чем выше неопределенность в части занятия устойчивых конкурентных позиций и конкурентной устойчивости на рынке определенного товара, тем выше будет соответствующая надбавка на риск в его себестоимости.

Заключение

В данной статье были рассмотрены основные виды конкурентных рисков и определены методы их оценки. Предлагается идентифицировать конкурентные риски на трех уровнях экономической системы. Определены возможные подходы к оценке конкурентных рисков на каждом из уровней. Кроме того, описаны основные виды факторов конкурентного риска.

Отдельное внимание было уделено рискам конкурентного позиционирования. Введено понятие портфеля конкурентных позиций, которое позволяет более четко определить рисковую составляющую конкурентных позиций компании. Для ее количественной оценки предлагается использовать показатель средневзвешенной конкурентной позиции компании.

Выделены методы минимизации конкурентных рисков в рамках трехуровневой системы их оценки. Проведен анализ основных методов минимизации рисков при их применении в отношении конкурентных рисков. Изучение возможностей адаптации существующих методов минимизации рисков для их использования применительно к конкурентным рискам, а также разработка новых методов являются перспективными направлениями для дальнейших исследований. По мнению автора, дальнейшего изучения также заслуживают вопросы организации системы управления и контроля конкурентных рисков в организациях.

Список литературы

1. Бабошин А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной т еории конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 2 (14). С. 119.

2. Березин А. А., Коваленко А. И. Бенчмаркинг в системе конкурентных действий предпринимательских структур // Современная конкуренция. 2014. Т. 8. № 5 (47).

3. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. Т. 7. № 6 (42). URL: http://moderncompetition.ru/ general/upload/articles/p65–79.pdf (дата обращения: 22.03.2015).

4. Крючкова П. В., Авдашева С. Б. Государственный и частный инфорсмент законодательства при риске ошибок I рода: выбор для России // Журнал новой экономической ассоциации. 2012. Т. 15. № 3 (19). С. 114 – 140.

5. Леднев М. В. Управление конкурентоспособностью факторинговой компании // Современная конкуренция. 2010. Т. 4. № 1 (19). С. 56–70.

6. Луканин Ю. В. Структурные аспекты институциональной конкурентоспособности национальной экономики // TERRA ECONOMICUS. 2012.

Т. 10. № 2. Ч. 3. С. 5 – 8.

7. Рубин Ю. Б. Менеджмент конкурентных действий // Современная конкуренция. 2014а. Т. 8. № 5 (47). С. 121–143.

8. Рубин Ю. Б. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде // Современная конкуренция. 2014б. Т. 8. № 2 (44). С. 101–143.

9. Рубин Ю. Б. Стратегии конкурентных действий// Современная конкуренция. 2014. Т. 8. № 4 (46).

10. Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: от теории к практике взаимодействия// Журнал Новой экономической ассоциации. — 2014. — Т. 22. — № 2. — С. 205 – 209.

11. Шмарин А. П. Анализ потенциальных рисков при реализации конкурентных стратегий предприятия // Известия ОГАУ. 2012. № 5 (37). С. 173-176. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-potentsialnyhriskov-pri-realizatsii-konkurentnyh-strategiypredpriyatiya (дата обращения: 26.02.2015).

12. Belleflamme P., Picard P. M. Piracy and Competition. Journal of Economics and Management Strategy, 2007, no 16, pp. 351 – 383.

13. Miller D. & Chen M.-J. Nonconformity in Competitive Repertoires: A Sociological View of Markets. Social Forces, 1996, no. 74 (4), pp. 1209 – 1234.

14. Gordon W. J., Watt R. (eds.) The Economics of Copyright. Developments in Research and Analysis. Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2003.

References

1. Baboshin A. V. Businesses competitive positions as seen by the modern theory of competition. Journal of Modern Competition, vol. 3, 2009, no. 2 (14), pp. 115–128 (in Russian, abstr. in English).

2. Berezin A. A., Kovalenko A. I. Benchmarking in the system of firms competitive actions. Journal of Modern Competition, 2014, vol. 8, no. 5 (48), pp. 117 – 129. (in Russian, abstr. in English).

3. Kovalenko A. I. Theoretical and methodological aspects of application the concept of «Competitive ability» in scientific researches. Journal of Modern С ompetition, 2013, vol. 7, no. (42), pp. 65 – 79 (abstr. in English).

4. Kryuchkova P.V. Avdasheva S.B. Public and Private Enforcement of Law under the High Risk of Type I Errors: the Russian Case. The Journal of the new Economic Association, 2012, vol. 15, no. 3 (15), pp. 114–140.

5. Lednev M. V. Competitive Capacity Management of a Factoring Company. Journal of Modern Competition, 2010, vol. 4, no. 1 (19), pp. 56 – 70 (in Russian, abstr. in English).

6. Lukanin Y. V. Structural aspects of the institutional competitiveness of national economy, TERRA ECOnOMICUS, 2012, vol. 10, no. 2, part 3, pp. 5 – 8.

7. Rubin Y. B. Competitive actions management. Journal of Modern Competition, vol. 8, 2014, no. 5 (47).

8. Rubin Y. B. Competitive position of market participants in the competitive environment. Journal of Modern Competition, 2014, vol. 8, no. 2 (44).

9. Rubin Y. B. Strategies of competitive actions. Journal of Modern Competition, 2014, vol. 8, no. 4 (46), pp. 101–143.

10. Shastitko A.Y. Industrial and Competition Policy: from Theory to Practice of Interaction. The Journal of the new Economic Association, 2014, vol. 16, no. 2 (22), pp. 205-209.

11. Shmarin A. P. Analysis of potential risks during realization of company competitive strategies. Izvestia Orenburg State Agrarian University, 2012, no. 5 (37), pp. 173-176. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/analiz-potentsialnyh-riskov-pri-realizatsii-konkurentnyh-strategiy-predpriyatiya.

12. Belleflamme P., Picard P. M. Piracy and Competition. Journal of Economics and Management Strategy, 2007, no. 16, pp. 351–383.

13. Miller D. & Chen M.-J. Nonconformity in Competitive Repertoires: A Sociological View of Markets. Social Forces, 1996, no. 74 (4), pp. 1209–1234.

14. Gordon W. J., Watt R. (eds.) The Economics of Copyright. Developments in Research and Analysis. Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar, 2003.


M. Lednev, Department of Theory and Practice, of Competition, MFPU «Synergy», Mockow, Russia, mlednev@bk.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.194.128 (0.012 с.)