Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к общественной обструкцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На стоящий, разумный эгоист всегда будет держать нос по ветру тенденций, имеющихся в социуме, от которого он в той или иной мере зависит. Жизнь наша полна парадоксов и ситуаций, когда невозможно принять однозначное и удовлетворяющее всех решение, когда все стороны правы. И без компромиссов не обойтись — без них общество просто-напросто развалится! Единственный критерий, на основе которого настоящий, разумный эгоист корректирует свое поведение — «мои поступки не должны никому мешать!» Конечно, желательно, чтобы при этом его действия не мешали еще и ему самому, его здоровью. Но это уже личное дело каждого из нас! Если это так, то он может себе позволить наплевать на мнение людей, которые по той или иной причине критикуют его. Но, настоящий, разумный эгоист на то и эгоист, что если критика все-таки есть, он обязательно задумается — ведь критика является ответом на то или иное его вмешательство в жизнь критикующих. И ты, дорогой мой читатель, если с тобой случится что-либо подобное, сделаешь очень разумный поступок, если скорректируешь свои действия соответственно критике. Поступать как животное легко, но это ведет к застою. Поступать как человек трудно, но только так мы можем сделать себя довольными, счастливыми, вообще настоящими людьми. Если для человека значимы требования общества, он чаще всего будет выбирать ориентиром своей деятельности его требования. И наоборот. Самое интересное, что можно найти очень много степеней свободы для выражения своего «Я», получения материальных благ, даже не нарушая требований общества. Многим людям это удавалось даже в удушающей атмосфере последних десятилетий Советского Союза. Просто для этого надо быть очень гибким и творчески анализировать свои взаимоотношения с окружающим миром. При попытках объяснения сущности своей натуры люди почти всегда грешат склонностью к идеализации своей психики. Мы льстим сами себе, когда объясняем свое поведение исходя из того, какими мы хотим видеть его основы. Нам совершенно не хочется исходить из реального положения дел. Нам совершенно не хочется видеть в себе то животное, что иногда заставляет нас делать гадости с человеческой точки зрения. Мы предполагаем списывать свое отклоняющееся поведение на случайности, но никоим образом не на реальные мотивы, существующие в нашей психике. Поэтому нам очень приятно считать себя созданными по образу и подобию ангелов, только вот крыльев нам по какой-то оплошности в раю не выдали. Если же жизнь нам многократно докажет, что это не так, мы бросаемся в другую крайность и начинаем утверждать, что человек изначально плох, что он наполнен иррациональным Злом. Ни та, ни другая позиция с точки зрения практической психологии не верна. Здесь важное значение имеет психический механизм, обеспечивающий нам безопасное существование и выживание. Известно, что если племени чем-то не нравился кто-либо из соплеменников, то это представляло для него реальную угрозу—его могли изгнать или убить. И в том и в другом случае человек с отклоняющимся поведением рискует своей драгоценной шкурой, если будет упорствовать в своей нестандартности.
Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее. Гете
Люди вынуждены всю жизнь балансировать между Сциллой стадности и Харибдой индивидуальности. Связано это с тем, что человеку одному не выжить. По сравнению с медведем или тигром способности человека к индивидуальной жизни равны почти нулю. Поэтому жестокая необходимость заставляет нас поступать так, как принято в данном «племени». Даже более того — все, кто это вовремя не понял, были с удовольствием съедены «благодарными» соплеменниками! Остались только те люди и их потомки, кто прекрасно понимал важность соглашательства. Критерием того, что я хорош, и, значит, залогом безопасности является одобрение группой моего поведения. Поэтому нам так не хочется выделяться и быть плохими в глазах соплеменников. Всю историю развития человека это было опасно для жизни! Поэтому большинство из нас так подвержено влиянию моды. Ведь на самом деле человек одевается по моде для того, чтобы сообщить окружающим: «Я свой! Я такой же, как все!» Подтверждением этому является повальное увлечение людьми кожаными куртками и плащами. Когда я вижу группу «модных» подростков, которые все как один одеты в кожаные куртки и пострижены наголо, мне сразу вспоминается армия. Там насильно заставляли выглядеть одинаково. А мы изо всех сил, хоть в мелких деталях, но старались подчеркнуть свою индивидуальность. И в толпе этих подростков царит не декларируемое «Это модно!», а жесточайшее давление группы. По всем параметрам здесь работают те же законы, что и в волчьей стае! Но законы взросления равным образом относятся не только к отдельным людям, но и ко всему обществу. Оно постепенно становится все более «взрослым» и все более терпимым к своим членам. Поэтому теперь уже не надо так судорожно доказывать всем, что ты такой же, как окружающие, что ты «хороший», как это приходилось делать нашим предкам. Чем более человек свободен от давления общества, тем независимее он одевается. Например, в США почти нет такого понятия, как мода. Каждый носит то, что ему нравится. Правда, такая ситуация тоже имеет свою оборотную сторону, которая уже достаточно сильно проявляется в тех же западных странах. Там происходит так называемая конвергенция полов, то есть граница между полами как бы стирается: мужчины становятся похожими на женщин, а женщины — на мужчин. Пышным цветом расцвел гомосексуализм, который там становится весьма серьезным фактором, ощутимо влияющим даже на поли- тику. Понятно, что это связано с тем, что обществу уже не нужны ярко выраженные мужчины и женщины. Если эта дифференциация раньше была нужна для выживания Человечества (мужчина — добытчик и защитник, женщина — хранительница очага), то теперь люди могут позволить себе отойти от этих ролей. Конечно, если развитие общества будет идти спокойно, то это сойдет нам с рук. А если внезапно потребуется большое количество защитников? Культ физической силы и «понта», который был так важен в «подростковом» мире, в современном «взрослеющем» мире уступает место культу знания и умения. В настоящее время мы постоянно убеждаемся, что почти всегда выигрывает не более сильный, а более умный и более предприимчивый.
Ссоры не продолжались бы так долго, если бы Виновата была только одна сторона. Ф. Ларошфуко
Поэтому настоящий, разумный эгоист сделает все для того, чтобы получить как можно больше знаний о законах, что управляют отношениями между людьми. В древнем Китае, в одном из монастырей в течение многих лет монахи обучали детей искусству выживания. Для этого они тренировали их с целью максимально возможно развить их чувствительность, ловкость и силу. И выпускным экзаменом являлся проход в кромешной тьме незнакомого лабиринта, начиненного самострелами, ямами-ловушками и змеями. Сегодня нам тоже часто приходится мгновенно оценивать ситуацию на основе мизерной информации. И делать те или иные поступки, которые могут привести к серьезным последствиям. Это, конечно же, очень не проста Концепция настоящего, разумного эгоиста поможет тебе защитить себя от большого количества ошибок в этом деле. Поэтому настоящий, разумный эгоист всегда поступает так, чтобы его действия идеально соответствовали требованиям общества. Он будет ограничивать свои потребности для того, чтобы общество не стало ограничивать их своими способами, которые будут нарушать его эгоистические потребности. Глава тридцать четвертая Отношение к насилию На стоящий, разумный эгоист использует насилие в отношении окружающих людей только тогда, когда это абсолютно необходимо. И он знает, что насилие, как хамелеон, очень хитро маскируется под заботу о другом человеке, одевает одежду высшей морали и так далее и тому подобное. И что насилие может быть очень тонким — вроде бы даже и не насилием вовсе. Например, когда человек говорит: «Может быть, ты так сделаешь. И у тебя это получится!» Все человеческое общество пронизано насилием, основано на насилии (а наше, российское, вообще, не раз било по этому показателю рекорды!). И это вполне обосновано, если учесть, что наша животная сущность постоянно выглядывает через наши глаза и только ждет удобного момента для того, чтобы вырваться наружу. Только немногие из нас могут сами накладывать на себя ограничения и сами же их выполнять. Кстати, с моей точки зрения главным подвигом Иисуса Христа является его борение в Гефсиман-ском саду. Он знал, что сейчас придут стражники и его арестуют. И, если сейчас принять меры, то можно спастись от гибели. Но он знал также, что если так поступит, то перечеркнет все, во что верил, все, что проповедовал. И в этой борьбе между плотью и духом он одержал победу! И эта победа сделала его Богом! Но большинству людей до таких вершин в личностном развитии — как до Луны пешком» Они не хотят ограничивать себя даже в элементарном, например, в еде. И поэтому общество просто нуждается в насилии в виде законов. И как ни горько это осознавать, мы еще не доросли до мира без насилия. Правда, по мере «взросления» общества насилие в нем становится все меньше и меньше. Ребенок при рождении является абсолютным эгоистом и эгоцентристом. Можно сказать более смело — он в это время является почти животным. Но животным с колоссальной, просто фантастической, способностью к обучению. Человек и по этой способности уникальное для Природы существо! И, если ребенка целенаправленно не воспитывать, то он этим животным так и останется. Все мы знаем красивую сказку о Маугли. Но в реальности ребенок, который попадал к животным (а такие примеры в истории есть), так и оставался навсегда животным, сколько бы педагогических усилий к нему не прилагалось. Наша задача как родителей — сделать ребенка Человеком. А так как воспитание неизбежно является в той или иной степени насилием, то люди вынуждены применять его к своим детям. Ведь они в этом возрасте неразумны и уговорам могут и не поддаться. Смысл этого насилия — бесконфликтное включение подрастающего поколения в общество. Но чем больше ребенок будет становиться человеком, тем меньше относительно него будет требоваться насилия! Мы прекрасно знаем, что с домашними животными не всегда можно обойтись только лаской. Хотим мы этого или нет, но по отношению к ним периодически требуется применять насилие. То же самое с ребенком! Его тоже надо приучать к послушанию. В ребенка нужно внедрить и «вожжи» и «тормоза». И надо сделать это вовремя. Начнешь делать это рано — он ничего не поймет. Поздно — будет бешено сопротивляться. Относительно ребенка такое «насилие» очень даже оправдано — иначе он не сможет приспособиться к жизни в обществе. Насилие при воспитании детей делится на жизненно необходимое для него и на удобное для нас. Второе очень удобно для родителей — запретил и голова не болит об этом деле. И это — как раз то насилие, которое чрезвычайно деструктивно действует на развитие ребенка. А если насилие применяется к ребенку еще и без любви к нему, то это просто-напросто уродует его как личность. Нам только кажется, что ребенок ничего не понимает. Если запрет обоснованный, то он переносит его достаточно спокойно. Но сколько раз я видел самую настоящую обиду в глазах своего сына, когда запрещал ему то, что мама без меня разрешала. И на что, с его точки зрения, он имел полное право!
И кроме собственной вины иного горя не бывает. А. Мицкевич
В отношениях между взрослыми людьми насилие в конце концов обязательно приводит к противоположным результатам. Насилие в этом случае бесплодно по своей сущности. В любом случае его применение относительно взрослого человека есть крайняя мера, своего рода расписка в психологической безграмотности. Мы тратим огромные силы (и, надо сказать, изредка небезрезультатно) на то, чтобы подмять под свой устав обитателей чужих монастырей. Иногда редкие из них временно покоряются, но потом обязательно пытаются вырваться. Говорят, у древних римлян была поговорка: провинцию легче завоевать, чем удержать. Нам приходится тратить огромные силы на покорение, а затем еще большие (и постоянно) на сохранение этого господства. Понятно, что эта борьба совершенно бесперспективна и сильно смахивает на битье головой об стену. А это дело, как ты, дорогой мой читатель, прекрасно знаешь, с неизменным успехом обеспечивает только головную боль. Это самая вредная для здоровья работа. Настоящий, разумный эгоист никогда не будет тратить силы на столь бесперспективное дело. Насилие над другими в конце концов обязательно приведет к ответному насилию. Злым человеком мы называем того, кто добивается тех или иных личных целей, используя для этого других людей. Или того, кто решает свои проблемы, используя нас Как ты уже понял, дорогой мой читатель, он мотивирует свои действия перед собой очень даже благородными причинами. Но, подчиняя нас своей личной цели, он таким образом производит над нами насилие (!) А насилие, как мы уже знаем, бесплодно по самой своей природе. Все, что создано в этом мире, создано только любовью! Насилие направлено на получение от человека желаемого. Это тот же древний принцип: «Ты — мне, я — тебе». Только в этом случае «насилуемый» не согласен с ценой. Из всего вышесказанного можно вывести основополагающий принцип, который хорошо бы использовать всем нам при общении с другими людьми: Никто ни на кого не имеет никаких (!) прав, до тех пор пока сам человек добровольно и сознательно, с позиции «взрослого», не передаст их другому человеку. Все остальные варианты организации процесса общения — насильственные, обрекающие человека на ту или иную степень рабства. А рабство вынуждает почти всех людей тем или иным образом бороться за достижение свободы. Что мы и видим вокруг себя сплошь и рядом.
Часто гораздо короче и полезнее приноровиться самому к другим, чем заставить других приноровиться к себе. Лабрюйер
Поэтому настоящий, разумный эгоист всегда будет ограничивать свою естественную склонность решать проблемы внешне самым легким путем — через насилие. Он знает, что не всегда прямые пути ведут к земле обетованной! Глава тридцать пятая Отношение к запретам На стоящий, разумный эгоист сделает все для того, чтобы освободиться от ненужных запретов. Дорогой читатель! Я не буду читать тебе нотаций и перечислять — что же нельзя тебе делать из того, что тебе хочется делать, если ты хочешь максимально большее время быть здоровым. Лучше скажу так: «Ты можешь делать все, что только придет в твою светлую голову, все, что твоей душе угодно. Ты имеешь на это полное право! Но будет ли тебе хорошо от безоглядной реализации своих прав?» Мы буквально окутаны запретами. Мы не можем шагу ступить без того, чтобы не наткнуться на запрет относительно себя, взаимоотношений с другими людьми или же с окружающим миром. И непонятно нам: «А зачем все это нужно?» Я всегда стараюсь дойти до глубинных корней запретов, освободиться от второстепенной «шелухи» и таким образом познать суть дела. И давай, дорогой мой читатель, подумаем: «А каков социальный смысл запрета? Зачем нужно обществу внедрять в свою ткань запреты на что-либо? Ведь не из-за простого же каприза это делается!» Любой наложенный обществом запрет не придуман по чьей-то прихоти. Не бывает так, что кому-то пришла блажь в голову и поэтому что-то взяли и запретили. Даже в условиях абсолютной монархии такое случается очень редко! С моей точки зрения запрет служит для ограничения поведения, которое может принести вред или самому человеку, или окружающим его людям. И в этом плане запреты чрезвычайно важны. Но они в первую очередь нужны неразумным детям, когда те сами не понимают того, что могут натворить. Например, этому служит «знаменитый» запрет: «Не трогай спички — это опасно!» Если человек психологически является «ребенком», то без внешних ограничителей своего поведения он такого может натворить, что потом лаптем не расхлебаешь! Например, многие люди нарушают запреты ради того, чтобы доказать себе и всем окружающим, что они взрослые. Большинство людей начинает курить именно таким образом. Ведь для многих детей сигарета является символом взрослости. Понятно, что ничего хорошего от этого «доказательства» не получается! Когда человек становится более-менее взрослым, он начинает прилагать огромные усилия, чтобы избавиться от курения. Если человек не дорос до безопасного применения свободы, то от свободы ему будет только вред. Но если он «дорос» и в состоянии сознательно регулировать свое поведение, то он перестает нуждаться в ограничении своего поведения! А также перестает доказывать свою взрослость глупыми поступками. Из христианской мифологии известно, что на левом плече каждого из нас сидит «черт», который постоянно толкает нас к нарушению запретов. От черта или от Бога — не знаю, но запрещенное манит нас вспомним яблоки в соседнем саду, которые почему-то всегда вкуснее своих!
Блага, которые мы теряем, получают в наших глазах двойную цену. М. Ю. Лермонтов Мало кто задумывается над тем, что снятие запрета практически всегда приводит к парадоксальному результату: человек теряет к этому делу интерес! И я не знаю — будут ли рождаться дети, если в области сексуальных взаимоотношений снять все запреты! С психологической точки зрения намного выгоднее находиться в позиции «могу, но не хочу», чем в позиции «хочу, но не могу». Первая позиция дает ощущение довольства жизнью, а вторая — что ты бессилен что-либо изменить, то есть ощущение твоей личной ущербности. Человек, находящийся в позиции «хочу, но не могу», периодически бунтует против общественных запретов. Тем самым только ухудшая свое положение, запутываясь в них все больше и больше. «Взрослые» люди должны быть максимально освобождены от запретов. И чем человек «взрослее», тем меньше ему требуется ограничений. Взрослому разрешено все, если, конечно же, он может управлять собой, то есть если он действительно взрослый человек. Мы должны прийти к такому положению, при котором будем выполнять какую-то обязанность на основе полного осознания своей свободной воли делать или не делать это. И дойти до высшей степени свободы — свободы от свободы. Человек свободный (не имеющий внутри себя запрета на какую-либо деятельность) действительно свободен. Он не будет ради преодоления запрета делать опрометчивые поступки, а потом страдать из-за этого. С эгоистической точки зрения нет более глупого занятия! Люди очень любят управлять нами или собой при помощи обязанностей: «Ты должен, я обязан!» Эти слова мы слышим много раз в течение хотя бы одного дня. Относительно детей, как мы уже говорили выше, это вынужденная мера. Но относительно взрослых это очень нерациональная мотивация поведения. Человек занимается длительное время только тем, что выбрано им добровольно. От всех обязанностей («хочешь ты этого или нет, но ты обязан'!!») он тем или иным образом все равно уйдет. Обязанность является насилием над человеком. А насилие человек терпит только в случае абсолютной невозможности от него освободиться!
Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не считает себя выше других. К. Гельвеций
Все наши действия всегда взвешиваются на очень точных весах, и мы выбираем такое поведение, которое будет приносить нам максимум удовольствия и минимум неприятностей в данный момент и в будущем. Ведь если пьющий человек решил бросить это «дохлое» занятие, то ему придется очень трудно. При помощи алкоголя и под его прикрытием человек решал многие свои проблемы. Например, компенсировал комплекс неполноценности. Без алкоголя ему станет намного труднее достичь стабильности своей психики и относительного здоровья своего тела в окружающем социуме. Если алкоголь помогал решать эти проблемы без особых личных усилий, то в новых условиях человеку, скорее всего, придется приложить огромные усилия для адаптации. Понятно, что сделать это очень трудно. Зачастую после периода громогласных деклараций человек очень быстро возвращается на круги своя. Поэтому настоящий, разумный эгоист безжалостно выкорчует из себя все ненужные и вредные запреты. Он сделает все для того, чтобы дух освобожденности витал над ним и помогал ему никогда не делать глупые, «детские» поступки, которые будут ему очень дорого обходиться! Он будет каждый день с любовью поливать цветок свободы, который растет в нем. И безжалостно выкорчует чертополох зависимостей и диких страстей. Глава тридцать шестая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.016 с.) |