Берёзовая роща. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Берёзовая роща. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.



ная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

В 1881 г. Куинджи выставил пей­заж, вопреки ожиданиям публики написанный в спокойных светлых тонах, — «Днепр утром». Сквозь ту­манную дымку слева виден пригорок Справа извивается лента реки, а над ней простирается бесконечная глу­бина неба.

Эта лирическая работа была по­следней из тех, которые публика увидела при жизни Архипа Куинджи. Вскоре художник затворился в своей мастерской и до самой смер­ти почти никому не показывал но­вых произведений.

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ

(1844—1927)

Василий Дмитриевич Поленов ро­дился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литерату­рой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Пе­тербургском университете на юри­дическом факультете. Закончив обу­чение, молодой художник был направлен академией в заграничную

командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знако­мился с новыми веяниями в живопи­си. Тогда же Поленов написал кар­тины на сюжеты из европейской истории. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил за эти работы зва­ние академика.

В 1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Ива­ном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. Это был «Мос­ковский дворик» — произведение, ставшее этапом в русской живописи.

Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около од­ной из тропинок стоит малыш; спра­ва лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами купо­ла церкви Спаса на Песках, белая ко­локольня, а надо всем — синее небо. В этой картине можно увидеть жан­ровую зарисовку из жизни простого народа, а можно — философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным.

377

Василий Поленов.

Московский дворик. 1878 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Поленов.

Бабушкин сад. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Но скорее всего здесь раскрылся По­ленов-созерцатель, который безмя­тежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечён игрой красок, световыми эффектами. Русские художники были поражены, увидев подлинно пленэр­ную живопись — свет и воздух, пере­данные в картине.

Большую часть полотна «Бабуш­кин сад» (1878 г.) занимает пышно разросшаяся зелень. Сквозь густое переплетение ветвей видна часть особняка, старинного, обветшавше­го, но всё ещё красивого. По садо­вой дорожке прогуливаются сгорб­ленная старушка и юная девушка. Пейзаж здесь не является фоном: именно на нём сосредоточено вни­мание художника, любующегося тонкими цветовыми переходами в тени и на солнце. Картина окраше­на грустью об уходящем в прошлое уюте дворянского быта.

Поленов мечтал о больших исто­рических полотнах. Он задумал

378

Василий Поленов.

Христос и грешница. 1887 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.0.212 (0.005 с.)