Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса.

Поиск

ИСКУССТВО РОССИИ

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением за­кончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взо­шедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) осуществил долгождан­ную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улуч­шения в национальной жизни». Художники стремились к тому, чтобы их ис­кусство было связано с решением социальных проблем.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности приёмов и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

360

 

Архитекторы пробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригиналь­ный стиль. Но на практике элементы разных стилей смешивались в одном здании. Такое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преоб­ладал тогда в архитектуре.

Облик городов в то время стремительно менялся. Доходные дома зани­мали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пасса­жи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и оби­лию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. со­держат черты, восходящие к древне­русской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вы­шивки или воспроизводящие в кам­не резьбу по дереву. Этот стиль, по­лучивший название неорусского, поддерживали и правительство, и передовая художественная интел­лигенция. В нём отразились важ­нейшие идеи времени — историзм и патриотизм.

Архитектура этой эпохи во мно­гом определила облик современных городов. Тогда были построены цер­ковь Воскресения на Крови в Петер­бурге (1883—1907 гг., архитектор А. А. Парланд), музеи Исторический (1875—1883 гг., архитектор В. О. Шер­вуд) и Политехнический (1875— 1877; 1896; 1903—1907 гг., архитек­торы И. А. Монигетти, Н. А. Шохин, П. А. Воейков и В. И. Ерамешанцев), Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—

1893 гг., архитектор Н. А. Померан­цев) в Москве, здания вокзалов в ря­де городов, Театр оперы и балета в Одессе (1884—1887 гг., архитек­торы Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Оперный театр в Киеве (архитек­тор В. А. Шрётер).

Архитекторы обратились к ис­тории искусства, скульпторы —

Ф. Фельнер, Г. Гельмер.

Театр оперы и балета. 1884—1887 гг. Одесса.

Владимир Шервуд.

Александр Померанцев, Верхние торговые ряды (ГУМ). 1889—1893 гг.

361

Михаил Микешин.

Тысячелетие России.

Г.

Великий Новгород.

к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Их работы изо­биловали подробностями — это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает коло­кол, она увенчана царской державой

и по-своему очень выразительна. Од­нако её трудно оценить по достоин­ству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рю­рика (согласно летописной легенде, начальника варяжского военного от­ряда, призванного княжить в Новго­роде, основателя династии Рюрико­вичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором ал­легорические персонажи чередуют­ся с фигурами политических деяте­лей, святых, полководцев, писателей, художников.

Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументаль­ности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину на Тверском бульва­ре в Москве (1880 г.) работы Алек­сандра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относи­тельно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее ка­мерное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось пере­дать момент вдохновения, которое делает скромный облик Пушкина возвышенным и прекрасным.

Александр Опекушин.

Памятник

А. С. Пушкину. 1880 г.

Москва.

Марк Антокольский.

Иван Грозный. 1871 г.

362

ЖИВОПИСЬ

В 1862 г. Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако «вольности» в стенах академии просущест­вовали недолго.

В 1863 г, молодые художники — участники академического конкурса по­дали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые се­го пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом че­тырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали пи­сать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демон­стративно подали новое прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — Артель художников, которую возглавил живописец Иван Николаевич Крам­ской. Артельщики принимали заказы на исполнение различных художест­венных работ, жили в одном доме, собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.

В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала еже­годные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами Товарищества.

Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Он считал: «...толь­ко уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу, помогает со­зревать экзотическим растениям, называемым картинами». Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и преж­де всего о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным дей­ствительности для художника-реалиста означало не только точно воспроиз­водить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли за­думаться над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен.

С Товариществом передвижных выставок были связаны почти все замет­ные художники-реалисты 70—80-х гг. К середине 90-х гг. Товарищество утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло сорок пять выставок; послед­няя, сорок восьмая, была устроена в 1923 г.

ВАСИЛИЙ ПЕРОВ

(1834—1882)

Василий Григорьевич Перов вначале учился в Арзамасской школе жи­вописи, а потом поступил в Москов­ское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1861 — 1862 гг. появи­лись одно за другим три жанровых полотна, сделавших Перова самым популярным художником 60-х гг. За «Проповедь в селе» (1861 г.) Акаде­мия художеств присудила ему Боль­шую золотую медаль, которая дава­ла право на заграничную поездку.

В картине «Проповедь в селе», со­зданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о вза­имоотношениях крестьян и помещи­ков, Перов изобразил сцену в сель­ской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой — на задремавшего в кресле помещи­ка, толстенького, неприятного; сидя­щая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо ка­кой-то холёный господин. Левее сто­ят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорчённо и

363

Василий Перов.

364

Василий Перов.

Василий Перов.

Василий Перов.

Василий Перов.

365

ИВАН КРАМСКОЙ

(1837—1887)

Путь Ивана Николаевича Крамского в искусство характерен для разно­чинца: он родился в маленьком го­роде Острогожске в семье мелкого чиновника, закончил четырёхкласс­ное училище, был переписчиком,

подмастерьем иконописца, ретушё­ром у фотографа; наконец приехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал мно­жество портретов, из которых наи­более интересен автопортрет 18б7 г. К зрителю повёрнуто некрасивое, но

БЫТОВОЙ ЖАНР ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В живописи передвижников на первый план выдвинулся бытовой жанр. Глав­ной темой стало изображение народной жизни (в то время для многих слова «реализм» и «бытовой жанр» звучали почти как синонимы).

Старшим из передвижников, рабо­тавшим в бытовом жанре, был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). Произведение, принёсшее ему наи­больший успех, — «Земство обедает» (1872 г.) (земство — выборный орган местного самоуправления в Россий­ской империи). Художник отказался здесь от прямого противопоставления участников земского собрания: кресть­ян и господ — на последних намекает лишь лакей, моющий посуду в помеще­нии за открытым окном. Крестьяне же,

366

умное и волевое лицо с присталь­ным взглядом. Здесь нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о художнике, зато Крамской передал в собственном облике типичные черты разночин­ца 60-х гг. Именно так, по воспоми­наниям художника Ильи Ефимови­ча Репина, и выглядел в то время

Крамской: «Вместо прекрасного бледного профиля у этого было худое, скуластое лицо и чёрные гладкие волосы вместо каштановых кудрей до плеч, а такая трёпаная, жидкая бородка бывает только у студентов и учителей».

Известным Крамского сделала работа «Христос в пустыне» (1872 г.).

*Разночинцы — в конце XVIII—XIX вв. образованные люди, происходившие не из дворян, а из других сословий: духовенства, купе­чества, крестьянства и т. п.

Николай Ярошенко.

367

Иван Крамской.

Христос в пустыне. 1872 г.

Иван Крамской.

Иван Крамской.

368

Иван Крамской.

НИКОЛАЙ ГЕ

(1831—1894)

Николай Николаевич Ге был пра­внуком французского эмигранта, но родился в уже обрусевшей семье.

Он закончил киевскую гимназию, некоторое время учился в Киевском, а затем в Петербургском универси­тетах. Позднее Ге понял, что главное, чем он хочет заниматься в жизни, — живопись, и поступил в Академию художеств. Конкурсная работа при­несла молодому художнику Боль­шую золотую медаль и дала возмож­ность поехать за границу.

В Италии Ге написал полотно «Тайная вечеря» (1863 г.). Художник выбрал сюжет, к которому обраща­лись многие мастера прошлого. Од­нако вместо трапезы, на которой Иисус предсказывает, что один из двенадцати учеников, сидящих ря­дом, предаст Его, Ге изобразил мо­мент разрыва Иуды с Христом. Рез­ким движением набрасывая плащ, Иуда уходит от Учителя. Напряжён­ный конфликт подчёркнут резким освещением. Светильник, стоящий на полу, заслонён тёмным зловещим

369

Николай Ге.

370

ИВАН АЙВАЗОВСКИЙ

(1817—1900)

Иван Константинович Айвазовский, сын купца из города Феодосии на побережье Чёрного моря, закончил Санкт-Петербургскую академию художеств с Большой золотой медалью. Ещё студентом он выбрал основной темой сво­его творчества морской пейзаж. К двадцати пяти годам Ай­вазовский приобрёл европейскую славу, в двадцать семь лет стал живописцем Главного Морского штаба, в двадцать девять — профессором. Художник написал около шести ты­сяч картин, объездил Европу, Америку, Восток, стал чле­ном академий разных стран, обладателем многих наград. Ему пожаловали дворянство. Друзьями Айвазовского были живописцы, литераторы, адмиралы, сам царь часто посе­щал его мастерскую.

В тридцать один год Айвазовский поселился в Феодосии, в доме возле моря. Здесь он создал лучшие произведения, самое известное среди которых — «Девятый вал» (1850 г.).

Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на об­ломки корабля с горсткой людей. Это зрелище страшно и одновременно прекрасно: грозная стихия воды с удивитель­ным искусством передана тончайшими оттенками цвета.

Выдающаяся работа Айвазовского — «Чёрное море» (1881 г.). Одну половину картины занимает небо, другую — волнующаяся вола. Здесь показаны не только форма и цвет волн, но и бег облаков, поэтическая тоска одиночества, уси­ленная крошечным парусом, исчезающим на горизонте.

Художник часто писал по памяти и мог создать карти­ну за два часа. Айвазовский любил широкие панорамы на огромных холстах, сияющие краски, необыкновенные све­товые эффекты. Всю жизнь он оставался верен романти­ческому идеалу прекрасной одухотворённой природы.

Айвазовский обладал талантами архитектора, музыкан­та, поэта, археолога. Раскопанными им в Крыму античны­ми драгоценностями до сих пор гордится Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Разбогатев, он помогал всем, кто нуждался, и превратил Феодосию из захолустья в цветущий город.

371

Николай Ге.

ПЕЙЗАЖ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

В творчестве художников-передвиж­ников значительное место занимал пейзаж. На этих картинах мастера с проникновенным лиризмом и теп­лотой изображали различные угол­ки русской природы.

Один из родоначальников русско­го реалистического пейзажа Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) родился в Москве в семье купца. Окончив Московское училище жи­вописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть лет — преподавателем воспи­тавшего его училища. Саврасов мно­го путешествовал: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию. Вернувшись в Россию, художник принял участие в организации Това­рищества передвижных выставок

На первой выставке передвижни­ков Саврасов представил произведе­ние, сразу принёсшее ему извест­ность, — «Грачи прилетели» (1871 г.). Необычайно светлая по ко-

*Иудея - в 6-395 гг. древнеримская провинция в Южной Палестине, образо­ванная на территории древ­нееврейского Иудейского царства после присоедине­ния его к Римской империи.

372

лориту, маленькая картина удивила зрителей простотой сюжета. Ху­дожник показал начало весны в за­холустном уголке Костромской гу­бернии. На переднем плане кривые берёзы и грязный талый снег, спра­ва лужа, в середине облупленная церквушка с колокольней. Перед ней щербатый сарай и покосив­шийся забор. Из облаков вот-вот пойдёт снег, и даже грачи не ожив­ляют убогого вида: их тёмные силу­эты словно пятна на полотне, а гнёзда неуютны и растрёпанны.

Прекрасна здесь только сама жи­вопись: снег написан нежнейшими оттенками сиреневого, голубого, жёл­того, коричневого, розового. В луже отражается небо, берёзы тянутся вверх, и это как бы расширяет про­странство картины, вызывая ощуще­ние пробуждающейся природы.

На полотне «Просёлок» (1873 г.) Саврасов изобразил раскисшую мок­рую дорогу, уходящую вдаль под облачным небом, с лохматыми вётлами на повороте и островками травы на обочине.

Поздние маленькие этюды ху­дожника написаны лёгкими свобод­ными мазками, свежестью красок, чистотой восприятия. Таков этюд «Дворик. Зима» (конец 70-х гг.), где зритель как будто из окна видит двор, окружённый деревянными по­стройками, и утиное семейство, гре­ющееся на зимнем солнышке.

«Он сумел отыскать в самом про­стом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто пе­чальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейза­же и так неотразимо действуют на душу», — писал о Саврасове его ученик, знаменитый пейзажист Иса­ак Ильич Левитан.

Иван Иванович Шишкин (1832— 1898) родился в городе Елабуге в се­мье образованного и влиятельного купца. После окончания Московско­го училища живописи, ваяния и зод­чества, а затем Академии художеств

Алексей Саврасов.

Алексей Саврасов.

373

Алексей Саврасов.

Иван Шишкин.

374

Иван Шишкин.

Фёдор Васильев.

375

написал Шишкин. Ни тот ни другой художник не считали картину твор­ческой удачей. Однако публика полюбила её, наверное за то, что медведям здесь присущи вполне че­ловеческие отношения: дети балуют­ся, а мама ворчит.

Своеобразный талант художника оценили и представители Академии художеств, и члены Товарищества передвижных выставок.

Пейзажист Архип Иванович Куинджи (1841 — 1910) родился в Мариуполе на побережье Азовского моря. Его отец, грек по происхожде­нию, был сапожником. Куинджи не получил систематического художест­венного образования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у Ивана Константиновича Айвазов­ского в Феодосии, а в конце 60-х гг. переехал в Петербург. С друзьями, бу­дущими передвижниками, художник много работал на природе.

В 1873 г. Куинджи написал карти­ну «На острове Валааме». Ещё неза­конченной она привлекла внимание знатоков. Каменистая земля с редки­ми деревьями справа окаймлена озе­ром. От горизонта надвигается тём­ная мгла, поглощая дальний лес.

Хмурое небо почти всё озарено необыкновенным светом с перели­вами, напоминающими сияние дра­гоценных камней. Мрачные пейзажи Русского Севера впервые были пока­заны так прекрасно и странно.

На деньги, уплаченные за это про­изведение коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым, Куинджи совершил поездку в Европу. Здесь он набрался опыта, особенно его привлекли полотна французских жи­вописцев барбизонской школы.

В своих работах художник преж­де всего стремился передать осве­щение, контрасты света и тени. Пространство картины «Вечер на Украине» (1878 г.) тонет в сумраке, последние солнечные лучи осве­щают белые хаты на тёмном при­горке среди садов.

Не все художники одобряли своеобразную живопись Куинджи, однако зрители ждали его произ­ведений с нетерпением. В их числе необычная по композиции картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них — силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг — изумруд-

Архип Куинджи.

Вечер на Украине. 1878 г.

376

Архип Куинджи.

ВАСИЛИЙ ПОЛЕНОВ

(1844—1927)

Василий Дмитриевич Поленов ро­дился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литерату­рой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Пе­тербургском университете на юри­дическом факультете. Закончив обу­чение, молодой художник был направлен академией в заграничную

командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знако­мился с новыми веяниями в живопи­си. Тогда же Поленов написал кар­тины на сюжеты из европейской истории. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил за эти работы зва­ние академика.

В 1878 г. художник представил на передвижную выставку картину, за которую извинялся перед Ива­ном Николаевичем Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-нибудь более значительное. Это был «Мос­ковский дворик» — произведение, ставшее этапом в русской живописи.

Уголок старого Арбата: солнечное утро; в траве играют дети, около од­ной из тропинок стоит малыш; спра­ва лошадь, запряжённая в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами купо­ла церкви Спаса на Песках, белая ко­локольня, а надо всем — синее небо. В этой картине можно увидеть жан­ровую зарисовку из жизни простого народа, а можно — философскую мысль о соединении повседневного, будничного с возвышенным, вечным.

377

Василий Поленов.

Московский дворик. 1878 г.

Василий Поленов.

378

Василий Поленов.

Христос и грешница. 1887 г.

ИЛЬЯ РЕПИН

(1844-1930)

Илья Ефимович Репин родился в го­роде Чугуеве Харьковской губер­нии. Он поступил в топографиче­скую школу (где учили и чертить, и рисовать), затем обучался у местно­го художника, который делал роспи­си в церквах, сам выполнил не­сколько заказов. На вырученные деньги Репин поехал учиться в Пе­тербург. Сразу попасть в Академию художеств ему не удалось, поэтому он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с Иваном Нико­лаевичем Крамским. Это знакомст­во надолго определило творчество живописца.

В 1864 г., когда Репин наконец по­ступил в Академию художеств, он уже был сторонником идей передвижни­чества. Первая картина, которая при­несла молодому живописцу шумную известность, — «Бурлаки на Волге»

*Моисей — согласно Биб­лии, первый ветхозаветный пророк, законодатель, рели­гиозный наставник и вождь израильских племён.

379

Илья Репин.

Илья Репин.

Портрет

М. П. Мусоргского.

Г.

Государственная

Третьяковская галерея,

Москва.

В огромной галерее порт­ретов, созданных Репи­ным, много первокласс­ных полотен, но это отличается необычайной живописной свободой и выразительностью.

*Бурлаки — в России XVI— XIX вв. наёмные рабочие, тя­нувшие речные суда против течения с помощью бечевы и вёсел.

380

революционеры: «Отказ от испове­ди» (1879—1885 гг.), «Арест про­пагандиста» (1880—1892 гг.) и са­мую известную из них — «Не ждали» (1884—1888 гг.). В этих работах сказались все достоинства живопис­ной манеры мастера: точность порт­ретных характеристик, тщательно выверенная композиция, отноше­ние к современности как к событи­ям исторического масштаба.

Ко времени расцвета таланта Ре­пина относятся его знаменитые кар­тины на исторические сюжеты «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891 гг.).

Художника привлекали не пере­ломные моменты в истории, а си­туации, в которых наиболее полно раскрывались те или иные человече­ские чувства и состояния. Так, в по­лотне «Иван Грозный и сын его Иван» важны не столько приметы времени, сколько сильные, поистине шекспировские чувства. Главное

Илья Репин.

Не ждали.

Гг.

Государственная

Илья Репин.

381

Илья Репин.

Илья Репин.

382

в этой работе — глаза царя, в кото­рых боль, ужас, отчаяние и раскаяние почти перешли в безумие. Историче­ские декорации лишь подчёркивают важность чувств, а также позволяют персонажам Репина открыто выра­жать их.

«Запорожцы...» — картина о поли­тических событиях на Украине XVII в., однако для художника важнее всего было показать смех (чтобы понять сюжет этого полотна, нужно знать: письмо султану было предель­но оскорбительным и чудовищно непристойным). Кажется, здесь изо­бражены все разновидности смеха: от громогласного хохота до сдержан­ного хихиканья, — вся мимика и по­зы смеющихся людей.

Наступил XX в., на смену пере­движникам пришло новое поколе­ние с другими вкусами и интереса­ми. После Октября 1917 г. репинская дача «Пенаты» в Куоккале оказалась на территории отделившейся Фин­ляндии, а сам Репин попал в эмигра­цию. Он прожил ещё долго и писал картины до конца жизни, но его эпоха осталась в прошлом.

ВАСИЛИЙ СУРИКОВ

(1848—1916).

Василий Иванович Суриков родился в казачьей семье в Сибири. Он меч­тал о серьёзном обучении живопи­си и в двадцать лет отправился в Петербург. Суриков успешно за­кончил Академию художеств, и ему предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Здесь, в Москве, была задумана и создана первая из знаменитых исто­рических картин Сурикова — «Утро стрелецкой казни» (1881 г.). Перед зрителями предстают две силы: стрельцы, которые борются за ста­рую, патриархальную Русь, и Пётр со своими регулярными полками, строящий новую Россию по евро­пейскому образцу.

На Красной площади — стрель­цы, ожидающие смерти, их жёны, матери, дети. Толпа волнуется, дви­жется; кажется, что она звучит. Пёстрые купола храма Василия Бла­женного, узорчатые дуги конской упряжи, разноцветные одежды

Василий Суриков.

383

ВАСИЛИЙ ВЕРЕЩАГИН

(1842—1904)

Василий Васильевич Верещагин проис­ходил из старинного дворянского рода. Он закончил петербургский Морской кадетский корпус, но отказался от во­енной карьеры, чтобы стать художни­ком-профессионалом. Два года Вереща­гин учился в Академии художеств, потом, разочаровавшись в ней, оставил обучение.

С 1863 г. Верещагин много путешест­вовал. Он побывал на Кавказе, в Сред­ней Азии, Индии, на Балканах, в Сирии, Палестине, Японии. Рисунки и картины художника — точные, почти докумен­тальные свидетельства о природе далё­ких земель, о нравах и обычаях разных народов, об архитектурных памятниках и исторических событиях («Двери Тамерлана», 1872—1873 гг.; «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—1876 гг.).

Однако в историю русской живопи­си Верещагин вошёл прежде всего как художник-баталист (от франц. bataille — «битва», «сражение»). До него сражения изображали главным образом по госу­дарственному заказу и в соответствии с официальной идеологией. А Верещагин стал писать живописные очерки, расска­зывавшие простым языком об эпизодах, которые, быть может, не решали исход сражений, но давали понять, что такое война в её неприукрашенном виде.

На картине «Представляют трофеи» из серии «Варвары» (1871—1872 гг.) изображена часть Самаркандского двор­ца — колоннада, внутренний дворик; в глубине эмир (от арабск. «амир» — «по­велитель»; в странах мусульманского Востока правитель, глава государства,

военачальник) разглядывает груду по­черневших отрубленных голов; за ним следует группа приближённых. Совре­менному зрителю это произведение ка­жется кадром из документального филь­ма или удачной фотографией: так скрупулёзно и бесстрастно выписаны архитектурные подробности и одежды персонажей.

Завершает эту серию знаменитый «Апофеоз войны». Среди выжженной пустыни возвышается пирамида из че­ловеческих черепов. Над ней кружит вороньё. На заднем плане — разру­шенный город, засохшие деревья. Кар­тину можно считать исторической: та­кие устрашающие пирамиды сооружал в знак своего могущества среднеазиат­ский полководец Тимур (Тамерлан). Однако Верещагин вложил в неё более общий смысл, добавив к названию:

384

«Посвящается всем великим завоева­телям, прошлым, настоящим и будущим».

Главные произведения художника рассказывают о русско-турецкой войне 1877— 1878 гг.

Об отношении Верещагина к войне ярко свидетельствует полотно, которое изображает радость победы, — «Шип­ка — Шейново. Скобелев под Шипкой»

(1878—1879 гг.). Вдоль огромного строя солдат, кажущегося бесконечным, стре­мительно скачут всадники. Впереди на белом коне генерал Михаил Дмитрие­вич Скобелев, герой решающего сраже­ния у деревни Шейново недалеко от Шипкинского перевала в горах Болга­рии. Он приветственно поднял руку, над строем взметнулись солдатские фу­ражки. А на переднем плане снежное

поле и неубранные трупы солдат. Вере­щагин говорил: «Передо мной как перед художником — война, и я её бью, сколько у меня есть сил... бью её с раз­маха и без пощады».

В начале русско-японской войны (1904—1905 гг.) Верещагин отправился на Дальний Восток. В марте 1904 г. он погиб на взорванном вражеской миной броненосце «Петропавловск».

Василий Верещагин.

Василий Верещагин.

385

напоминают о яркой древнерус­ской культуре. Всё это позволяет прочувствовать совершающееся как народную, национальную трагедию. Яростно и непримиримо смотрят друг на друга стрелец с рыжей бо­родой и молодой царь. На пересече­нии их взглядов возвышается скло­нённая фигура стрельца, который прощается с народом. Победа на стороне самодержца: трепетным огонькам свеч в руках стрельцов противопоставлен свет наступаю­щего утра, как пестроте Василия Блаженного — гладкие кремлёвские стены с однообразными зубцами и ряды виселиц, а многоликой тол­пе — уверенный и неподвижный Пётр на коне и шеренги солдат.

Картина, показанная на девятой выставке передвижников, произвела огромное впечатление. Ничего по­добного русская живопись до Су­рикова не знала. Художник впервые передал сущность целой эпохи, бур­ной и сложной.

Следующее историческое полот­но, «Меншиков в Берёзове» (1883 г.),

связано с первым: его тема — паде­ние в XVIII в. последнего яркого представителя Петровской эпохи.

На третьей, может быть самой знаменитой исторической картине Сурикова, «Боярыня Морозова» (1887 г.), изображён пролог к траги­ческим событиям Петровской эпо­хи, разыгравшийся ещё при отце Петра, царе Алексее Михайловиче. Феодосия Прокопиевна Морозова (1632—1б75) была защитницей ста­рообрядчества. В 1671 г. её аресто­вали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла в заточении.

Суриков долго обдумывал компо­зицию картины. На первом эскизе опальную боярыню в оковах везут мимо царских палат по кремлёв­скому двору. Вокруг толпится народ, но она смотрит поверх голов на кого-то в здании или на крыльце, возможно на царя. За первым эс­кизом последовало множество дру­гих, действие из Кремля было пе­ренесено на московскую улицу, и в окончательном варианте сани

386

Василий Суриков.

Боярыня Морозова. 1887 г.

Василий Суриков.

387

а полное заразительного веселья. Но снова художник любовно изобра­жает русские лица, пёстрые народ­ные одежды, нарядную сбрую лоша­ди, морозный воздух.

В 90-х гг. Суриков написал баталь­ные полотна «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) и «Переход Суво­рова через Альпы» (1899 г.), создал ещё несколько исторических картин и множество пейзажей, преимущест­венно городских; в начале XX в. он много работал как портретист.

По словам художника и истори­ка искусства Александра Николаеви­ча Бенуа, «значение Сурикова... для русского общества огромно и всё ещё недостаточно оценено и поня­то... Лишь очень редкие художники, одарённые почти пророческой... мистической способностью, могут перенестись в прошлое... разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь... Для них далёкое прошлое

целого народа все еще ясно, все ещё теперь, всё ещё полно прелес­ти, смысла и драматизма».

Василий Суриков.

ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

(1848—1926)

Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин, как будто самой судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил из за­поведной глубины России: родился в Вятской губернии и в Вятке про­вёл детство — среди подлинно рус­ской природы и живого фольклора. Его отец был сельским священни­ком, а религиозная среда прочно со­храняла традиционные мировоз­зрение и уклад жизни.

Когда Васнецов учился в Петер­бурге (сначала в Рисовальной шко­ле, потом в Академии художеств), он много раз иллюстрировал книги. Эта работа оказалась для него необычайно полезной. То Васнецо­ву попадается книга об Оружейной палате — и художник, сделав точные изображения старинного оружия, приобретает глубокие познания в этой области, то он иллюстрирует сказки в народном духе — и получа­ется как бы первая репетиция буду­щих картин.

Однако общее течение совре­менной художественной жизни не благоприятствовало сказочным сюжетам. В искусстве царил быто­вой жанр, и ранние работы Васнецо­ва были именно такими.

Известность художнику принес­ла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.). Необычен и смел сам её замысел: по­казать не события, а образ, суть «Слова о полку Игореве». Половцы победили, и дерущиеся за мертвечи­ну стервятники не дают забыть о страшной цене, которую запла­тило русское воинство. Но павшие не выглядят побеждёнными. Спокой­ная мощь видна в фигуре богатыря в левой части картины; прекрас­ный юноша со стрелой в груди как

*«Слово о полку Игореве» — памятник древнерус­ской литературы конца XII в. В основе сюжета — неудач­ный поход князя новгород-северского Игоря Святосла­вича (1150-1202) в союзе с другими князьями против половцев.

388

 

Виктор Васнецов.

После побоища Игоря

Святославича

С половцами. 1880 г.

Виктор Васнецов.

389

 

390

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Государственная Третьяковская гале­рея в Москве — одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный нацио­нальный культурный центр. Музей но­сит имя основателя — московского купца Павла Михайловича Третьякова (1832—1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею (око­ло двух тысяч произведений), а также небольшую коллекцию брата Сергея Михайловича Третьякова (1834—1892) и дом в Лаврушинском переулке, кото­рый начали перестраивать под музей­ное здание.

«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в ка­ких-либо полезных учреждениях», — писал П. М. Третьяков. Он хотел соз­дать публичный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». Третьяков не толь­ко собирал произведения, важные для истории русского искусства, но, зака­зывая картины, морально и материаль­но поддерживал художников, чтобы они не зависели от вкусов рынка. «Он вынес на своих плечах вопрос сущест­вования целой русской школы живоп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.015 с.)