Общая характеристика программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика программы.



Общая характеристика программы.

Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения

- несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи;

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.

Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика », способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».

 

Цели и задачи программы.

Цели программы:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:

1. Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире.

2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:

- обогащать и активизировать словарный запас,

- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

3. Развитие устной речи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;

- развивать фразовую и связную речь.

4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение):

- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;


5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.

7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

 

Содержание учебного курса.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей.

Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации.

Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночиречевой ситуации. Составление связного высказывания Выбор атрибутов Развитие артикуляционной моторики..

 

                           Мониторинг результативности программы

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с РАС оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

1. Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

2.  Оценки сформированности каждого действия.

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя

5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить про­ме­жу­точные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.

 

 

Планируемые результаты

У учащихся будут сформированы следующие умения и навыки:

Выполнять простые инструкции учителя;

отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

Применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

Выбирать картинку, соответствующую слову;

Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;

Выполнять простые инструкции (сядь, встань, возьми и т.д.);

Правильно выполнять речевой плавный выдох;

Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение.

 

Тематический план курса: «Логопедические занятия».

Четверть.

Четверть.

«Ребёнок и его дом» (2ч.)

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Пальчиковые игры:«В домике», «Дом и ворота»

III этап.

 Изучение гласных и согласных звуков и букв.

11. «Ребёнок и его игрушки» (2 ч.)

Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук/ а. /и буква Аа.«Рисуночное письмо» «Мячи».

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и букваОо.

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво-рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). «Таня и кукла»

Ребёнок в школе» (2 ч.)

Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой.

.Звук О. и букваОо. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво-рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок) Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ «колючий мяч»

ЧЕТВЕРТь

Ребёнок и машины» (1ч.)

Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Звук М и буква Мм.Рисуем пальчиками на песке-машинуОвладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профе

ссиональных и социальных ролях людей.

Четверть.

IV Коррекционный период.

Звук ш. (2ч.)

Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Повторить пройденные звуки и буквы. «Домашние птицы» Находить картинку Рисуем пальчиками на песке-шар ик

Звук и буква Шш. (1ч.)

Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1

упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке

Диагностика(1ч.)

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Выявить динамику развития. «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы Рисуем пальчиками на песке.

 

                        Индивидуальный календарно-тематический план

Класс (35 ч.)

Четверть

Задачи

Кол-во

Ча-сов

Звук и буква

Развитие мелкой моторики

 

Информационное

 сопровождение

 

По плану

 

По Факту

 

 

                                              I Этап: Диагностический

                                                                  4 ч.

1.

 

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

Провести первичную

Диагностику.

 

1

 

 

Грибова, О.Е.

«Технология организации

 логопедического

обследования».

 – М:, «Айрис дидактика»,

 2011 г.

5.09

2.

 

Обследование импрессивной и связной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений.

1

 

 

 

12.09

3.

 

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

Выявить наличие нарушений звукопроизношений.

1

 

 

 

19. 09

4.

Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса.

Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов

1

 

26.09

                                   Реализационный этап

     

5

 

 

«Это — я»,

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата.

1

Формирование представления о звуках речи

«Пальчики»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, «Владос», 2001 г

Морозова, И.А., 2007 г.

03.10

 

6

«Я- ребёнок»

 

Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми

1

. Формирование представления о звуках речи

«Пальчики»

 

10.10

 

 

«Ребёнок в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.

1

 

Формирование представления о звуках речи.

«Моя семья»

 

17.10

7

«Я-в семье»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

1

 

Формирование представления о звуках речи.

«Семь сестрёнок»

24.10

                                                               2 четверть.

8

 

«Ребёнок и его дом»

 

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.

1

 

«В домике»

«Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой

Картинный материал. Лалаева, Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, «Владос», 2010 г

Морозова, И.А., 2007 г.

07.11

 

9

«Ребёнок и его дом»

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении.

1

«Дом и ворота»

14.11

Общая характеристика программы.

Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения

- несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи;

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом.

Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика », способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».

 

Цели и задачи программы.

Цели программы:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:

1. Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире.

2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:

- обогащать и активизировать словарный запас,

- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

3. Развитие устной речи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;

- развивать фразовую и связную речь.

4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение):

- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;


5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

6. Формировать пространственно-временные представления и понятия.

7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.133 с.)