Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика программы.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Общая характеристика программы. Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно: - нарушение звукопроизношения - несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи; Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика », способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Цели и задачи программы. Цели программы: - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; - максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка; Задачи программы: 1. Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире. 2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 3. Развитие устной речи: - создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся; - развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; - развивать фразовую и связную речь. 4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение): - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Содержание учебного курса. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Условные знаки (пиктограммы) в общении людей. Аудирование. Выполнение простых инструкций. Слушание литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Повторение отдельных слогов, слов, предложений.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в разговоре. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Составление диалогов. Определение темы ситуации. Правила речевого общения. Обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночиречевой ситуации. Составление связного высказывания Выбор атрибутов Развитие артикуляционной моторики..
Мониторинг результативности программы В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с РАС оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. 1. Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. 2. Оценки сформированности каждого действия. 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя 5баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Планируемые результаты У учащихся будут сформированы следующие умения и навыки: Выполнять простые инструкции учителя; отвечать на простые вопросы с помощью учителя; Применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов); использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Выбирать картинку, соответствующую слову; Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом; Выполнять простые инструкции (сядь, встань, возьми и т.д.); Правильно выполнять речевой плавный выдох; Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение.
Тематический план курса: «Логопедические занятия». Четверть. Четверть. «Ребёнок и его дом» (2ч.) Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Пальчиковые игры:«В домике», «Дом и ворота» III этап. Изучение гласных и согласных звуков и букв. 11. «Ребёнок и его игрушки» (2 ч.) Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук/ а. /и буква Аа.«Рисуночное письмо» «Мячи». Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук О. и букваОо. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво-рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). «Таня и кукла» Ребёнок в школе» (2 ч.) Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. .Звук О. и букваОо. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво-рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок) Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Звук У. и букваУу. АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ «колючий мяч» ЧЕТВЕРТь Ребёнок и машины» (1ч.) Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Звук М и буква Мм.Рисуем пальчиками на песке-машинуОвладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профе ссиональных и социальных ролях людей. Четверть. IV Коррекционный период. Звук ш. (2ч.) Уточнить артикуляцию данного звука. Закрепить правильное и четкое произношение звука в слогах, словах. Повторить пройденные звуки и буквы. «Домашние птицы» Находить картинку Рисуем пальчиками на песке-шар ик Звук и буква Шш. (1ч.) Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. 1 упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке
Диагностика(1ч.) Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. Выявить динамику развития. «Найди предмет» – порядок нахождения игрушек – используются пиктограммы Рисуем пальчиками на песке.
Индивидуальный календарно-тематический план Класс (35 ч.) Четверть
Задачи |
Кол-во Ча-сов |
Звук и буква |
Развитие мелкой моторики |
Информационное сопровождение |
По плану |
По Факту | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I Этап: Диагностический 4 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.
| Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. | Провести первичную Диагностику.
| 1
|
| Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, «Айрис дидактика», 2011 г. | 5.09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.
| Обследование импрессивной и связной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов и построение предложений. | 1
|
| 12.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.
| Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношений. | 1
|
| 19. 09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. | Выявить степень владения слоговой структурой. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов | 1 |
| 26.09 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализационный этап | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5
|
«Это — я», | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. | 1 | Формирование представления о звуках речи | «Пальчики» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой Картинный материал. Лалаева, Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, «Владос», 2001 г Морозова, И.А., 2007 г. | 03.10 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | «Я- ребёнок»
| Формировать первоначальные представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми | 1 | . Формирование представления о звуках речи | «Пальчики» |
| 10.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| «Ребёнок в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. | 1
| Формирование представления о звуках речи. | «Моя семья» |
| 17.10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | «Я-в семье» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я); | 1
| Формирование представления о звуках речи. | «Семь сестрёнок» | 24.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 четверть. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8
| «Ребёнок и его дом» |
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. | 1
| «В домике» | «Кодовый словарь» Л.Б. Баряевой
Картинный материал. Лалаева, Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, «Владос», 2010 г Морозова, И.А., 2007 г. | 07.11 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | «Ребёнок и его дом» | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. | 1 | «Дом и ворота» | 14.11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая характеристика программы. Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Нарушения речи у детей с (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно: - нарушение звукопроизношения - несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи; Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика », способствующий формированию коммуникативно-речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Цели и задачи программы. Цели программы: - преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; - максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка; Задачи программы: 1. Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире. 2. Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся. 3. Развитие устной речи: - создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся; - развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной; - развивать фразовую и связную речь. 4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение): - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.77 (0.133 с.) |