Тема: Доказательства происхождения человека от животных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Доказательства происхождения человека от животных



Происхождение человека

Тема: Доказательства происхождения человека от животных

Задание 1. Систематическое положение человека

Заполните таблицу:

Систематические категории (таксоны) Название категории (таксона) Обоснование
Царство    
Тип    
Подтип    
Класс    
Подкласс    
Отряд    
Подотряд    
Семейство    
Род    
Вид    

Задание 2. Доказательства происхождения человека от животных

Заполните таблицу:

Науки Факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных
Сравнительная анатомия  
Эмбриология  
Палеонтология  
Физиология  
Молекулярная биология  

Задание 3. Рудименты и атавизмы человека

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1, 2 — третье веко у птицы и человека; 3, 4, 5 — ушная раковина обезьяны, шестимесячного эмбриона человека; дарвинов бугорок у взрослого человека; 6, 7 — слепая кишка и аппендикс у копытного и человека; 8 — волосатый мужчина; 9 — случай многососковости; 10 — ребенок с мягким хвостом.

 

 


1. Дайте определение рудиментам.

2. Дайте определение атавизмам.

3. Какие рудименты человека изображены на рисунке?

4. Какие атавизмы человека изображены на рисунке?

Задание 4. Биохимические доказательства

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

 

 

 

 


1. Сколько хромосом в кариотипе человека?

2. Сколько хромосом в кариотипе шимпанзе?

3. Сравните хромосомы человека и хромосомы шимпанзе. Сделайте вывод.

4. Сравните вторую хромосому человека и две хромосомы шимпанзе. О чем говорит сходство между этими хромосомами?

5. Гибридизация гомологичных нитей ДНК человека и шимпанзе происходит на 97,5%. Сделайте вывод.

Задание 5. Сходства и отличия человека и понгид (антропоидов)

Заполните таблицу:

Человек и понгиды Сходства Отличия
Человек Понгиды (антропоиды) Шимпанзе Горилла Орангутан   Связанные с прямохождением:   Связанные с трудовой деятельностью:   Связанные с речью:

Задание 6. Факторы эволюции человека

Заполните таблицу:

Движущие силы антропогенеза Значение в антропогенезе
Биологические факторы Наследственная изменчивость Естественный отбор Изоляция Популяционные волны Дрейф генов Социальные факторы Общественная жизнь Труд Речь Сознание  

 

Тема: Предшественники человека

Задание 7. Эволюция приматов

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

 

 


1. От какого отряда произошли приматы?

2. В какую эру, и какой период появились приматы?

3. Какие антропоморфозы появились у приматов в результате жизни на деревьях?

4. Какие антропоморфозы появились в результате перехода к наземному образу жизни?

5. Можно ли считать современных человекообразных обезьян прямыми предками человека? Ответ аргументируйте.

6. На каком континенте появились первые прямоходящие приматы (гоминиды)?

7. Каков возраст наиболее древних обнаруженных австралопитеков?

8. Какой объем мозга был у австралопитеков?

9. Когда предшественники человека стали изготавливать первые каменные орудия труда?

Задание 8. Предшественники человека

Тест

Задание 9. Характеристика архантропов и палеоантропов

Заполните таблицу:

 

 

Архантропы, древнейшие люди

Человек умелый Питекантроп Синантроп Гейдельбергский человек
Исторический возраст Место обнаружения Вид Объем мозга Особенности черепа Орудия труда Использование огня Речь        
 

Палеоантропы, древние люди (неандертальцы)

Исторический возраст Место обнаружения Вид Объем мозга Особенности черепа Орудия труда Использование огня Речь

 

 

Задание 10. Архантропы и палеоантропы

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

 

 

 


1. Каков объем головного мозга архантропов и палеоантропов?

2. К какому виду относятся архантропы?

3. Когда жили архантропы?

4. Особенности черепа архантропов?

5. К какому виду относятся палеоантропы?

6. Когда жили палеоантропы?

7. Особенности черепа палеоантропов?

Задание 11. Предшественники человека. Древнейшие и древние люди

Дайте ответы на вопросы:

1. Кто считается общим предком человекообразных обезьян и человека?

2. Когда появились первые приматы?

3. Какие особенности появились у приматов в результате жизни на деревьях?

4. Перечислите особенности в скелете, появившиеся в результате прямохождения.

5. Кто относится к первым прямоходящим приматам?

6. К какому виду относятся существа, первыми начавшими изготавливать каменные орудия труда?

7. Какой объем мозга был у существ, изготавливавших первые каменные орудия труда?

8. Какой объем мозга характерен для древнейших людей?

9. Какой объем мозга характерен для древних людей?

10. Кто относится к древнейшим и древним людям?

Задание 12. Дайте определения или объяснения следующим понятиям:

1. Дриопитеки. 2. Рамапитек. 3. Гоминиды. 4. Австралопитек. 5. Человек умелый. 6. Питекантроп. 7. Синантроп. 8. Неандерталец.

Задание 13. Эволюция черепа человека

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

 


1. Сравните объем мозга человека современного типа, древнейших и древних людей.

2. Чем отличается лицевой отдел черепа современного типа от лицевого отдела древнейших и древних людей?

 

 

Задание 14. Древние люди современного типа

Заполните таблицу:

Кроманьонцы Характерные особенности
Исторический возраст Место обнаружения Вид Объем мозга Речь Особенности черепа Орудия труда Изготовление одежды Возникновение искусства    

Задание 15. Основные расы человека

Заполните таблицу:

Человеческие расы Характерные особенности
Австрало-негроидная Монголоидная Европеоидная  

Задание 16.

Тест

I вариант

Часть А.

  1. Развитие на теле человека большое количество сосков называют:

а) ароморфозом;  б) регенерацией; 

в) атавизмом;       г) идиоадаптацией.

 

  1. В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло формирование:

а) потребностей в трудовой деятельности;              б) развитого сознания;

         в) речи;                                                                          г) сводчатой стопы.

 

  1. В отличие от человекообразных обезьян у человека имеется:

а) резус фактор;                    б) рассудочная деятельность; 

в) четырехкамерное сердце; г) абстрактное мышление.

 

  1. Прямохождение у предков человека способствовало:

а) освобождению руки;                    б) появлению речи;

в) развитию многокамерного сердца; г) усилению обмена веществ.

 

  1. О единстве родства человеческих рас свидетельствует:

а) приспособленность к жизни в разных климатических условиях;

б) одинаковый набор хромосом;

в) их расселение по всему земному шару;

г) способность преобразовывать внешнюю среду.

 

 

  1. Социальная природа человека проявляется:

а) в создании письменности;                 б) формировании пятипалой конечности;

в) наличие коры больших полушарий; г) в образовании условных рефлексов.

 

  1. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование:

а) морфологических признаков; б) членораздельной речи;

в) трудовой деятельности;       г) развитого сознания.

 

 

  1. Какое значение имело приобретение темного цвета кожи людьми негроидной расы:

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей; б) усиление обмена веществ;

в) приспособление к климату;                         в) улучшения дыхательной функции кожи.

 

  1. Какая из движущих сил эволюции человека имеет социальную природу:

а) членораздельная речь; б) изменчивость;

в) естественный отбор; г) наследственность.

 

  1. Возрастание численности вида Человека разумного свидетельствует о:

а) об узкой адаптации;          б) развитии по пути дегенерации;

в) биологическом прогрессе;  г) биологическом регрессе.

 

 

Часть В.

 

Часть С.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы.

 

 

1. Доказать, что человек относится к классу «Млекопитающие».

 

2. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

II вариант.

Часть А.

1. Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции:

        а) социальным;     б) биологическим;

        в) антропогенным; г) биотическим.

 

2. Верхняя конечность, наиболее резко изменившаяся в процессе эволюции человека:

          а) плечо;                б) предплечье; 

          в) кисть;                 г) лопатка.

 

3. К древним людям относят:

         а) неандертальца;                                                         б) питекантропа;

         в) синантропа;                                                              г) кроманьонца.

 

4. Сходство человека и млекопитающих свидетельствует:

         а) о их родстве в общем плане строения; б) одинаковом уровне организации;

         в) конвергентном сходстве;                  г) происхождении от разных предков.

 

Часть В.

Часть С.

Дайте развернутый ответ на следующие вопросы.

 

 

1. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду?

 

2. Какие факторы эволюции у человека возникли раньше – биологические или социальные?

 

 

 

Задание 17. Вопросы к семинарскому занятию:

1. Приведите пять признаков млекопитающих, характерных для человека.

2. По каким признакам человека относят к отряду приматов?

3. Эмбриологические доказательств животного происхождения человека.

4. Определение атавизмов и примеры атавизмов у человека.

5. Определение рудиментов и примеры рудиментов у человека.

6. Какие обезьяны относятся к понгидам (человекообразным обезьянам)?

7. Биохимические доказательств родства человека и понгид.

8. У какой обезьяны гибридизация гомологичных нитей ДНК c ДНК человека осуществляется на 97,5%?

9. Как называются морфологические и физиологические преобразования на пути эволюции человека?

10. Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате использования огня.

11. Перечислите антропоморфозы, появившиеся в антропогенезе в результате прямохождения?

12. Какие биологические факторы эволюции привели к появлению человека?

13. Какие социальные факторы привели к появлению человека?

14. Ближайший возможный предок австралопитеков?

15. Ближайший предок архантропов?

16. Характеристики: австралопитека, человека умелого, архантропа, палеоантропа, неоантропа. (Исторический возраст; рост; поддержание или добывание огня; V мозга; лоб и надбровный валик; речь; подбородочный выступ; искусство).

17. Кто относится к архантропам, палеоантропам, неоантропам?

18. Какие морфологические особенности имеет европеоидная раса?

19. Какие морфологические особенности имеет негроидно-австралоидная раса?

20. Какие морфологические особенности имеет монголоидная раса?

 

Происхождение человека

Тема: Доказательства происхождения человека от животных

Задание 1. Систематическое положение человека

Заполните таблицу:

Систематические категории (таксоны) Название категории (таксона) Обоснование
Царство    
Тип    
Подтип    
Класс    
Подкласс    
Отряд    
Подотряд    
Семейство    
Род    
Вид    

Задание 2. Доказательства происхождения человека от животных

Заполните таблицу:

Науки Факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных
Сравнительная анатомия  
Эмбриология  
Палеонтология  
Физиология  
Молекулярная биология  

Задание 3. Рудименты и атавизмы человека

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1, 2 — третье веко у птицы и человека; 3, 4, 5 — ушная раковина обезьяны, шестимесячного эмбриона человека; дарвинов бугорок у взрослого человека; 6, 7 — слепая кишка и аппендикс у копытного и человека; 8 — волосатый мужчина; 9 — случай многососковости; 10 — ребенок с мягким хвостом.

 

 


1. Дайте определение рудиментам.

2. Дайте определение атавизмам.

3. Какие рудименты человека изображены на рисунке?

4. Какие атавизмы человека изображены на рисунке?

Задание 4. Биохимические доказательства

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

 

 

 

 


1. Сколько хромосом в кариотипе человека?

2. Сколько хромосом в кариотипе шимпанзе?

3. Сравните хромосомы человека и хромосомы шимпанзе. Сделайте вывод.

4. Сравните вторую хромосому человека и две хромосомы шимпанзе. О чем говорит сходство между этими хромосомами?

5. Гибридизация гомологичных нитей ДНК человека и шимпанзе происходит на 97,5%. Сделайте вывод.

Задание 5. Сходства и отличия человека и понгид (антропоидов)

Заполните таблицу:

Человек и понгиды Сходства Отличия
Человек Понгиды (антропоиды) Шимпанзе Горилла Орангутан   Связанные с прямохождением:   Связанные с трудовой деятельностью:   Связанные с речью:

Задание 6. Факторы эволюции человека

Заполните таблицу:

Движущие силы антропогенеза Значение в антропогенезе
Биологические факторы Наследственная изменчивость Естественный отбор Изоляция Популяционные волны Дрейф генов Социальные факторы Общественная жизнь Труд Речь Сознание  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.07 с.)