Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как учат музыке за рубежом. Сост. , авт. Предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. – M. : издательский дом «классика-ххі», 2009.
Музыкальное образование в странах Ближнего и Дальнего Востока
В японском обществе большое значение придается развитию у детей творческого мышления в повседневной жизни с помощью занятий музыкой, что составляет значение искусства для развития человека и цель музыкального образования. Последняя была уточнена в «Основных направлениях образования» (1947 г.) и сводилась к восприятию и пониманию красоты музыки как вида искусства с тем, чтобы дети могли возвышать joso — эстетические и нравственные чувства — и развивать творческое мышление. Причем то, что музыкальное образование должно воспитывать joso, означает, что обучение музыке само по себе способствует формированию возвышенных эстетических и нравственных чувств. Погружение в эстетические качества произведения искусства рассматривается как метод воспитания чувств, и в этом контексте восприятие и понимание музыки ценится выше, чем ее исполнение и сочинение. Характерно, что эти принципиальные установки были уточнены в преддверии XXI в. (1998 г.) в новом Государственном стандарте учебных планов, где задачи музыкального образования заключаются в развитии у детей склонности к музыке, повышении их музыкальной чуткости, развитии музыкальности и эстетического чувства в процессе исполнения и слушания музыки. Реализация этих задач предполагает, что на уроках музыки дети ее полюбят, будут с удовольствием ею заниматься, а затем — слушать музыку в течение всей жизни. Занятия по самовыражению и музыкальному восприятию призваны расширять интересы и углублять понимание детьми музыкальной культуры Японии и других стран. Таким образом, новые задачи носят более практический характер. В Японии, где в государственных школах всегда уделялось значительное внимание эстетическим факторам воспитания детей, существуют единые программы, и художественно-эстетический компонент (вместе с литературой и каллиграфией) составляет около 50 % учебного времени. Музыка изучается трижды в неделю в I классе, дважды - в II-VIII классах, один раз в неделю в IX классе. Почти все школы создают хоровые коллективы, регулярно организуются большие сводные оркестры юных скрипачей. Изучение изобразительного искусства базируется на единстве национальных традиций и ценностей мировой культуры.
Музыка, которую преподают в начальной и средней школе первой ступени – 9 лет – (6 + 3), называется «общей» музыкой, где детей обучают восприятию, исполнению и сочинению, а также теориям различных музыкальных стилей. Показательно количество учебного времени, отводимого на курс «общей» музыки: 68 стандартных единиц в год в 1-м классе и 70 единиц в год во всех последующих восьми классах (каждая единица — это два урока в неделю по 45 минут). Однако в связи с реформой образования, начиная с 2002 г. количество времени, отводимого на музыку, уменьшилось: в начальной школе это по годам обучения составит 68, 70, 60, 60, 50 и 50 единиц в год, а в средней школе первой ступени – 45, 35 и 35 единиц в год. В средней школе второй ступени музыка стала предметом по выбору. Содержание уроков музыки составляют разнообразные виды деятельности учащихся. Так, в 5-м классе предписывается самовыражение, включающее: пение и игру на инструментах – вслед за исполняемым примером и с листа; сочинение или импровизацию; пение и игру с листа мелодии, записанной в фа-мажоре; выразительные телодвижения, отражающие особенности темпа, динамики, метра и фразировки; наслаждение фактурой и гармонией в процессе хорового и инструментального исполнения; сочинение пьес с разработкой структуры и фактуры произведения; знакомство с различными музыкальными знаками и обозначениями; восприятие музыки различных стилей и т.д. При этом строго регламентировано количество произведений, изучаемых в каждом разделе. Содержание урока описывается достаточно конкретно и каждая его деталь контролируется. Одним из новшеств в музыкальном образовании современной Японии является введение в программу «свободного сочинения», «творческого музицирования» или «звукового творчества». Соответствующее министерство следит за тем, чтобы обучение было гибким и предполагало инициативу самих детей в выборе репертуара и форм деятельности на уроке музыки. Предполагается, что педагоги будут придерживаться «интегрированного» обучения, которое понимается с позиции использования музыки различных направлений и стилей, компьютерной музыки, мультимедийных искусств, дизайна и пр.
С последней трети XX в. большое внимание в школах уделяется традиционной японской музыке и введению в школу традиционных японских музыкальных инструментов. Так, очень популярны японские детские народные песни (варабэута), в основе мелодий который лежит пентатоника с верхним тоном ре (ми-соль-ля-до-ре). Японские теоретики музыки считают, что наиболее характерными для японской музыки являются нисходящие последовательности ре-до-ля и ля-соль-ми, на которых основаны детские народные песни. Все большую популярность приобретают японские народные инструменты, например, сямисэн (трехструнная лютня). Японская традиционная музыка преподается по системе иемото — длительного многоуровневого обучения различным жанрам: пагаута (лирические песни под аккомпанемент сямисэна), киемото (высокое быстрое пение в театре Кабуки), сокьеку (музыка для кото), сякухачи (музыка для бамбуковой флейты), но (музыка древнейшего японского театра). Подобные курсы традиционной японской музыки проводятся в многочисленных «школах культуры» или «культурных центрах» и неизменно собирают весьма значительную заинтересованную аудиторию. Наиболее популярными школами, помимо общеобразовательных, являются школы Ш. Судзуки и Т. Ямаха. Система обучения музыке Судзуки нацелена на формирование «целостного ребенка» и его музыкальности - универсальной способности, которую можно воспитать с самого рождения. Отсюда разработанный Судзуки «метод родного языка», позволяющий малышам с 2,5 года обучаться музыке, заучивая ее по слуху. Основным и наиболее эффективным с точки зрения воспитания музыкального слуха инструментом для Судзуки служит скрипка, на которой он обучает сначала матерей, а затем и малышей, которые, подражая мамам, легко осваивают сложный инструмент и игровые навыки. Характерно, что только после того как ученики запомнят и будут свободно играть по слуху первую часть ля-минорного Концерта Вивальди, Судзуки начинал заниматься с детьми нотной грамотой. Система обучения Ямаха состоит из различных курсов для детей, начиная с 4 лет, и для взрослых. Большое значение в этих курсах уделяется «домашнему обучению» с опорой на приобретение раннего музыкального опыта. Классные занятия проводятся раз в неделю. На них учат не только игре на инструментах (например фортепиано), но и тому, как с помощью музыки что-либо выразить. Дети учатся читать ноты, играть в ансамбле, их обучают специальным упражнениям для развития подвижности пальцев («пальцеробика») и игре на инструменте в различных стилях. Япония – родина караоке, которое популярно во всем мире и привлекательно для детей. Популярность караоке, помимо прочего, свидетельствует о потребности в практической музыкальной деятельности, в частности, певческой, что удачно дополняет энтузиазм японцев в отношении инструментального музицирования. Новый Государственный стандарт учебных планов (1998 г.) направлен на либерализацию содержания занятий, изучение традиционной японской музыки и инструментов, введение «периода целостного обучения», связанного с непрерывным освоением музыки различных стилей и разнообразных видов музыкально-творческой деятельности. В этой связи возникает проблема соответствующей профессиональной подготовки учителей музыки, которые владели бы традиционными японскими и другими инструментами, методикой преподавания, предписываемой программой обучения в школе.
Японские педагоги стремятся максимально разнообразить уроки за счет ознакомления учащихся не только с традиционной японской и западной классической музыкой, но и с музыкой народов Азии и Африки, популярной музыкой и др. В этом, как и в освоении старинных инструментов, им помогают добровольцы, сотрудничающие со школой, учителями и детьми. Интерес к традиционной японской музыке и ее активное освоение изменили содержание и формы занятий, общую направленность уроков музыки на личностное развитие учащихся в русле национальных традиций, популяризацию народной музыки как общенациональной ценности. В государственных и частных школах Японии обучение ведется по общим программам Национального министерства просвещения, но учителя корректируют их с учетом местных условий. Музыку для пения, слушания и объем музыкальной грамоты разрабатывает кабинет музыки Научно-исследовательского института. Сотрудники института также создают пособия для учителей и учебники для учащихся. Пособия выпускаются ежегодно, большими тиражами, хорошо оформлены и выдаются детям бесплатно. Особое значение японцы придают начальному муз воспитанию детей. Они справедливо считают, что именно у младших школьников воспитывается интерес и любовь к музыке, к разным видам муз деятельности. Японские педагоги ставят перед собой задачу способствовать активному самовыражению детей в музыке, творческому проявлению себя в ней. Уже в 1-м классе перед педагогами стоит задача обучить детей целому комплексу умений и навыков: ребята учатся правильно сидять и дышать во время пения, понимать основные дирижерские жесты, петь легким напевным, ненапряженным звуком, разучивают и исполняют песни. Прежде чем обучать детей игре на муз инструментах, большое внимание уделяется развитию чувства ритма. Учащиеся различают на слух и отражают в движениях равномерную пульсацию, темп, ритмический рисунок мелодии. Особое внимание уделяется навыку определения сильных и слабых долей в 2, 3, 4-хдольных размерах. Дети прохлопывают или отстукивают сильную долю такта, слушая и исполняя песни. Сначала дети учатся выполнять однострочные упражнения, затем более сложные: одна группа прохлопывает ритм, другая отстукивает сильную долю т.д. Эти упражнения подготавливают знакомство детей с простейшими ударными инструментами: бубнами, кастаньетами, маленькими барабанами, треугольником, тарелками, а также предшествуют обучению нотной записи.
Обучение по нотам проходит на ладовой основе по абсолютной системе: сначала используется «лесенка», затем на нотном стане (без скрипичного ключа) в соответствии с движением мелодической линии изображаются звездочки, внутри которых – названия нот, затем звездочки заменяются нотами. Вначале появляются четверти, затем половинные и восьмые. Сразу же после знакомства с нотами и длительностями учащиеся приступают к обучению игре на металлофоне, губной гармошке и фисгармонии. Разучивание и исполнение песенок становится все более разнообразным. В программу включены не только японские песни, но и песни других народов, в том числе и русские. Сначала дети разучивают песню со словами, потом по нотам (в следующих классах наоборот); затем исполняют отдельные фразы на металлофоне, фисгармонии, губной гармошке. Игра на ударных чередуется: в запеве сильную долю отбивает барабан, слабую – бубен; а в припеве вступают тарелки и кастаньеты. Школьный год распадается на 3 триместра и продолжается 38 недель. В 1-м триместре дети овладевают навыком ритмического 2-хголосия, во 2-м начинают выполнять на инструментах несложные 2-хголосные упражнения (1-й голос исполняется на фисгармонии, 2-й на металлофоне и соответственно пропевается голосом во время исполнения на инструменте). Такой путь, по мнению японских педагогов, создает надежную основу для овладения навыком хорового двухголосия. Слушая музыку в 1-м классе, дети определяют характер муз произведений, темп, динамику, регистр, тембр, различают простую 3-хчастную форму (АВА), простейшие жанры музыки. В дальнейшем задания усложняются и к 6-му классу дети играют достаточно сложные муз произведения, изложенные в 7-8-ми строчной партитуре. Таким образом, значительное место на уроке музыки в начальной школе занимает обучение детей игре на муз инструментах. Благодаря этому удается привлечь детей к активному участию в муз занятиях всех детей, пробуждать у них любовь и интерес к музыке. Учебный план и программы по музыке составляются таким образом, чтобы непосредственное участие детей в муз исполнительстве способствовало активному и систематическому развитию муз слуха и подготавливало к восприятию более сложных произведений. В каждом последующем классе увеличивается время для слушания музыки. Школьники знакомятся с произведениями классической и современной музыки, с выдающимися исполнителями. Портреты композиторов и небольшие рассказы о них помещены в учебниках. Во время слушания музыки учитель широко использует технические средства, видеомагнитофонные записи. Один раз в неделю транслируются телевизионные музобразовательные передачи, которые записываются школами на магнитофон. Затем учителя используют их на уроках, органически включая в ход учебного процесса. В японских школах применяются проекторы, передающие на экран диапозитивы на специальной пленке – отпадает необходимость писать на доске нотные примеры и партитуры.
В Японии своеобразная система учета и контроля во время урока музыки. Знания и умения проверяются учителем, но оценки не ставятся. Педагоги, по их словам, лишь ведут наблюдение: 2 раза в триместр проводятся фронтальные опросы, проверяются знания и навыки по всем разделам. В результате выставляются итоговые оценки за триместр. Почти в каждой школе есть хоры. Ребята занимаются в них 2 раза в неделю, собираясь на репетиции по партиям и всем хором. Всю работу с хором ведет учитель музыки. Особо следует отметить такие характерные явления для музыкальной жизни Японии как организация огромных сводных оркестров юных скрипачей. Большую роль в культурной жизни Японии играет хоровое общество «Поющие голоса Японии», объединяющее любителей хорового пения. В отличие от большинства западных стран, музыкальное образование в Китае не свободно от политического влияния. Музыка здесь рассматривается как средство обучения, так что она в очень значительной мере функциональна. Понятие музыкального образования как такового в китайской истории всегда было связано с моралью, красотой и добром. «Возникай через поэзию песни, утверждайся через ритуалы, достигай совершенства через Музыку» — такова философия конфуцианства, под воздействием которой музыкальное образование находилось более 2000 лет. Обучение музыке в Китае рассматривается как средство, способствующее тому, чтобы человек вел добродетельную жизнь, владел собой и совершенствовал свое поведение. Конфуций полагал, что честность, любовь и уважение к родителям вырабатываются шестью искусствами — музыкой, ритуалами, стрельбой из лука, искусством управлять колесницей, письмом и счетом. В XX веке музыкальное образование в Китае продолжает выполнять свои функции, но одновременно является политическим и социальным инструментом. Документы компартии относительно реформы образования устанавливали взаимоотношения между образованием, политикой и экономическим развитием следующим образом: «Образование должно жить целям социалистического строительства, а социалистическое строительство должно опираться на образование». Моральное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие направлено на модернизацию социализма и построение социалистического государства специфически-китайскими характеристиками. В основе музыкального образования лежат соображения о том, что оно должно служить инструментом политики; это и определяет особенности обучения музыке в начальной и средней школах. Цели музыкального образования, сформулированные китайским правительством в начале годов, ясно показывают, что предпочтение отдается утилитарным и социальны функциям музыки. В указаниях правительства говорится о необходимости: 1. Воспитывать в учениках любовь к своей стране, народу, труду путем обучения музыке; это должно сделать их совершенными, высоко моральными, образованными и дисциплинированными и строителями социализма. 2. Совершенствовать знания и эстетическое чувство учеников пар с ростом их физического и духовного. 3. Воспитывать в учениках интерес к музыке и развивать их навыки игры и пения и умение читать ноты. 4. Воспитывать в учениках национальную гордость и уверенность в себе на представительных примерах китайского фольклора, а также расширять их музыкальный опыт путем знакомства с иностранными сочинениям. Содержание уроков музыки в школах Китая весьма единообразно и сво в первую очередь, к слушанию музыки и обучению пению. Музыкальное восприятие, а не активное творчество – ключевая составляющая боль музыкальных занятий. В последнее время были попытки ввести творчества в уроки музыки. Признано, что сам процесс творчества столь же, а может быть и более важен, чем его результат. Цель процесса – творческого духа учеников. Однако, то, что дети учат на уроках, часто зависит от возможностей учителя, и на уровне общего музыкального образования сильно различается. Как и некоторые западные страны (например, Англия) на протяжении шестидесятых годов Китай постоянно сталкивался с крайней нехваткой учителей музыки. В году в Китае было 70 000 начальных и средних школ, но только 24 000 учителей музыки. Городские и сельские школы разительно отличаются друг от друга. Вдобавок к высокому уровню педагогов, некоторые начальные и средние школы Шанхая и Кантона (Гуанчжоу) располагают широким набором музыкальных инструментов, компьютерными и программными пособиями и высококвалифицированным музыкальным штатом. Ученики в сельских районах не имеют таких преимуществ. В Корее музыка является обязательным предметов и в начальной, и в средней школе. В начальной школе ей отводится в среднем два урока в не в средней – один урок. В двенадцатом классе занятия музыкой уже не так как ученики напряженно готовятся к вступительным экзаменам университет. В начальной школе музыку преподает учитель общеобразовательных обычно это специалист в области образования, но не музыке. В средней школе преподавание музыки поручается педагогу, имеющему университетскую музыкальную подготовку. С недавнего времени некоторые частные школы нанимают учителей специально для занятий музыкой. В июне 1999 года правительство отобрало 200 учителей музыки для преподавания в начальной школе. Это – полезное начинание как для учеников начальных школ, так и для выпускников университетов с профессией музыканта-педагога, поскольку в последние несколько лет существовал значительный избыток таких специалистов, по ожидавших места школьного учителя музыки. Музыкальные специализации. Самый распространенный вид исполнительской деятельности в шко — хоровое пение. Дело в том, что для корейцев пение – источник огромного наслаждения к тому же это – мощное средство снятия как видно из повального увлечения «поющей комнатой» – корейским стилем караоке. Другие направления музыкальной специализации и школе – это камерно-инструментальный ансамбль (ориентированный на классическую музыку) и школьные оркестры. Джазовые ансамбли в корейских школах встречаются редко. Кроме пения в хоре, любимыми занятиями корейских школьников оказываются игра в школьном оркестре, пение в церковном хоре, а также частные уроки музыки и фортепианной игры. Для оценки результатов занятий ученика служит характеристика, ко ему дает педагог, а также разнообразные экзамены (по выбору) по музыкальной грамоте и истории музыки. Некоторые школы, тяготеющие к новациям, недавно стали проводить у себя «профильные» оценки музы успехов учеников. Они включают в себя письменную характеристику успехов ученика в пении, игре на инструменте, музыкальной грамоте I истории музыки, а также оценку его достижений за семестр или за год. Оценки пока не преобладают в корейских школах, но их важность признается некоторыми специалистами в образовании, в том числе и музыкальном. Музыкальное образование в Корее опирается на традиционную дисциплину и любовь к пению, и эта двойственная самобытность, несомненно, будет и дальше развиваться и эволюционировать в новом тысячелетии. Литература
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.019 с.) |