Как учат музыке за рубежом. Сост. , авт. Предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. – M. : издательский дом «классика-ххі», 2009. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как учат музыке за рубежом. Сост. , авт. Предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. – M. : издательский дом «классика-ххі», 2009.



 

 

Музыкальное образование в странах Ближнего и Дальнего Вос­тока

 

В японском обществе большое значение придается развитию у детей творческого мышления в повседневной жизни с помощью занятий музыкой, что составляет значение искусства для развития человека и цель музыкального образования. Последняя была уточнена в «Основных направлениях образования» (1947 г.) и сводилась к восприятию и пониманию красоты музыки как вида искусства с тем, чтобы дети могли возвышать joso — эстетические и нравственные чувства — и развивать творческое мышление. Причем то, что музыкальное образование должно воспитывать joso, означает, что обучение музыке само по себе способствует формированию возвышенных эстетических и нравственных чувств. Погружение в эстетические качества произведения искусства рассматривается как метод воспитания чувств, и в этом контексте восприятие и понимание музыки ценится выше, чем ее исполнение и сочинение.

Характерно, что эти принципиальные установки были уточнены в преддверии XXI в. (1998 г.) в новом Государственном стандарте учебных планов, где задачи музыкального образования заключаются в развитии у детей склонности к музыке, повышении их музыкальной чуткости, развитии музыкальности и эстетического чувства в процессе исполнения и слушания музыки. Реализация этих задач предполагает, что на уроках музыки дети ее полюбят, будут с удовольствием ею заниматься, а затем — слушать музыку в течение всей жизни. Занятия по самовыражению и музыкальному восприятию призваны расширять интересы и углублять понимание детьми музыкальной культуры Японии и других стран. Таким образом, новые задачи носят более практический характер.

В Японии, где в государственных школах всегда уделялось значительное внимание эстетическим факторам воспитания детей, существуют единые про­граммы, и художественно-эстетический компонент (вместе с литературой и кал­лиграфией) составляет около 50 % учебного времени. Музыка изуча­ется трижды в неделю в I классе, дважды - в II-VIII классах, один раз в неделю в IX классе. Почти все школы создают хоровые коллективы, регулярно организу­ются большие сводные оркестры юных скрипачей. Изучение изобразительного искусства базируется на единстве национальных традиций и ценностей мировой культуры.

Музыка, которую преподают в начальной и средней школе первой ступени – 9 лет – (6 + 3), называется «общей» музыкой, где детей обучают восприятию, исполнению и сочинению, а также теориям различных музыкальных стилей. Показательно количество учебного времени, отводимого на курс «общей» музыки: 68 стандартных единиц в год в 1-м классе и 70 единиц в год во всех последующих восьми классах (каждая единица — это два урока в неделю по 45 минут). Однако в связи с реформой образования, начиная с 2002 г. количество времени, отводимого на музыку, уменьшилось: в начальной школе это по годам обучения составит 68, 70, 60, 60, 50 и 50 единиц в год, а в средней школе первой ступени – 45, 35 и 35 единиц в год. В средней школе второй ступени музыка стала предметом по выбору.

Содержание уроков музыки составляют разнообразные виды деятельности учащихся. Так, в 5-м классе предписывается самовыражение, включающее: пение и игру на инструментах – вслед за исполняемым примером и с листа; сочинение или импровизацию; пение и игру с листа мелодии, записанной в фа-мажоре; выразительные телодвижения, отражающие особенности темпа, динамики, метра и фразировки; наслаждение фактурой и гармонией в процессе хорового и инструментального исполнения; сочинение пьес с разработкой структуры и фактуры произведения; знакомство с различными музыкальными знаками и обозначениями; восприятие музыки различных стилей и т.д. При этом строго регламентировано количество произведений, изучаемых в каждом разделе.

Содержание урока описывается достаточно конкретно и каждая его деталь контролируется. Одним из новшеств в музыкальном образовании современной Японии является введение в программу «свободного сочинения», «творческого музицирования» или «звукового творчества». Соответствующее министерство следит за тем, чтобы обучение было гибким и предполагало инициативу самих детей в выборе репертуара и форм деятельности на уроке музыки. Предполагается, что педагоги будут придерживаться «интегрированного» обучения, которое понимается с позиции использования музыки различных направлений и стилей, компьютерной музыки, мультимедийных искусств, дизайна и пр.

С последней трети XX в. большое внимание в школах уделяется традиционной японской музыке и введению в школу традиционных японских музыкальных инструментов. Так, очень популярны японские детские народные песни (варабэута), в основе мелодий который лежит пентатоника с верхним тоном ре (ми-соль-ля-до-ре). Японские теоретики музыки считают, что наиболее характерными для японской музыки являются нисходящие последовательности ре-до-ля и ля-соль-ми, на которых основаны детские народные песни. Все большую популярность приобретают японские народные инструменты, например, сямисэн (трехструнная лютня). Японская традиционная музыка преподается по системе иемото — длительного многоуровневого обучения различным жанрам: пагаута (лирические песни под аккомпанемент сямисэна), киемото (высокое быстрое пение в театре Кабуки), сокьеку (музыка для кото), сякухачи (музыка для бамбуковой флейты), но (музыка древнейшего японского театра). Подобные курсы традиционной японской музыки проводятся в многочисленных «школах культуры» или «культурных центрах» и неизменно собирают весьма значительную заинтересованную аудиторию.

Наиболее популярными школами, помимо общеобразовательных, являются школы Ш. Судзуки и Т. Ямаха. Система обучения музыке Судзуки нацелена на формирование «целостного ребенка» и его музыкальности - универсальной способности, которую можно воспитать с самого рождения. Отсюда разработанный Судзуки «метод родного языка», позволяющий малышам с 2,5 года обучаться музыке, заучивая ее по слуху. Основным и наиболее эффективным с точки зрения воспитания музыкального слуха инструментом для Судзуки служит скрипка, на которой он обучает сначала матерей, а затем и малышей, которые, подражая мамам, легко осваивают сложный инструмент и игровые навыки. Характерно, что только после того как ученики запомнят и будут свободно играть по слуху первую часть ля-минорного Концерта Вивальди, Судзуки начинал заниматься с детьми нотной грамотой.

Система обучения Ямаха состоит из различных курсов для детей, начиная с 4 лет, и для взрослых. Большое значение в этих курсах уделяется «домашнему обучению» с опорой на приобретение раннего музыкального опыта. Классные занятия проводятся раз в неделю. На них учат не только игре на инструментах (например фортепиано), но и тому, как с помощью музыки что-либо выразить. Дети учатся читать ноты, играть в ансамбле, их обучают специальным упражнениям для развития подвижности пальцев («пальцеробика») и игре на инструменте в различных стилях.

Япония – родина караоке, которое популярно во всем мире и привлекательно для детей. Популярность караоке, помимо прочего, свидетельствует о потребности в практической музыкальной деятельности, в частности, певческой, что удачно дополняет энтузиазм японцев в отношении инструментального музицирования.

Новый Государственный стандарт учебных планов (1998 г.) направлен на либерализацию содержания занятий, изучение традиционной японской музыки и инструментов, введение «периода целостного обучения», связанного с непрерывным освоением музыки различных стилей и разнообразных видов музыкально-творческой деятельности. В этой связи возникает проблема соответствующей профессиональной подготовки учителей музыки, которые владели бы традиционными японскими и другими инструментами, методикой преподавания, предписываемой программой обучения в школе.

Японские педагоги стремятся максимально разнообразить уроки за счет ознакомления учащихся не только с традиционной японской и западной классической музыкой, но и с музыкой народов Азии и Африки, популярной музыкой и др. В этом, как и в освоении старинных инструментов, им помогают добровольцы, сотрудничающие со школой, учителями и детьми. Интерес к традиционной японской музыке и ее активное освоение изменили содержание и формы занятий, общую направленность уроков музыки на личностное развитие учащихся в русле национальных традиций, популяризацию народной музыки как общенациональной ценности.

В государственных и частных школах Японии обучение ведется по общим программам Национального министерства просвещения, но учителя корректируют их с учетом местных условий. Музыку для пения, слушания и объем музыкальной грамоты разрабатывает кабинет музыки Научно-исследовательского института. Сотрудники института также создают пособия для учителей и учебники для учащихся. Пособия выпускаются ежегодно, большими тиражами, хорошо оформлены и выдаются детям бесплатно.

Особое значение японцы придают начальному муз воспитанию детей. Они справедливо считают, что именно у младших школьников воспитывается интерес и любовь к музыке, к разным видам муз деятельности. Японские педагоги ставят перед собой задачу способствовать активному самовыражению детей в музыке, творческому проявлению себя в ней.

Уже в 1-м классе перед педагогами стоит задача обучить детей целому комплексу умений и навыков: ребята учатся правильно сидять и дышать во время пения, понимать основные дирижерские жесты, петь легким напевным, ненапряженным звуком, разучивают и исполняют песни.

Прежде чем обучать детей игре на муз инструментах, большое внимание уделяется развитию чувства ритма. Учащиеся различают на слух и отражают в движениях равномерную пульсацию, темп, ритмический рисунок мелодии. Особое внимание уделяется навыку определения сильных и слабых долей в 2, 3, 4-хдольных размерах. Дети прохлопывают или отстукивают сильную долю такта, слушая и исполняя песни. Сначала дети учатся выполнять однострочные упражнения, затем более сложные: одна группа прохлопывает ритм, другая отстукивает сильную долю т.д. Эти упражнения подготавливают знакомство детей с простейшими ударными инструментами: бубнами, кастаньетами, маленькими барабанами, треугольником, тарелками, а также предшествуют обучению нотной записи.

Обучение по нотам проходит на ладовой основе по абсолютной системе: сначала используется «лесенка», затем на нотном стане (без скрипичного ключа) в соответствии с движением мелодической линии изображаются звездочки, внутри которых – названия нот, затем звездочки заменяются нотами. Вначале появляются четверти, затем половинные и восьмые.

Сразу же после знакомства с нотами и длительностями учащиеся приступают к обучению игре на металлофоне, губной гармошке и фисгармонии. Разучивание и исполнение песенок становится все более разнообразным. В программу включены не только японские песни, но и песни других народов, в том числе и русские. Сначала дети разучивают песню со словами, потом по нотам (в следующих классах наоборот); затем исполняют отдельные фразы на металлофоне, фисгармонии, губной гармошке. Игра на ударных чередуется: в запеве сильную долю отбивает барабан, слабую – бубен; а в припеве вступают тарелки и кастаньеты.

Школьный год распадается на 3 триместра и продолжается 38 недель. В 1-м триместре дети овладевают навыком ритмического 2-хголосия, во 2-м начинают выполнять на инструментах несложные 2-хголосные упражнения (1-й голос исполняется на фисгармонии, 2-й на металлофоне и соответственно пропевается голосом во время исполнения на инструменте). Такой путь, по мнению японских педагогов, создает надежную основу для овладения навыком хорового двухголосия.

Слушая музыку в 1-м классе, дети определяют характер муз произведений, темп, динамику, регистр, тембр, различают простую 3-хчастную форму (АВА), простейшие жанры музыки. В дальнейшем задания усложняются и к 6-му классу дети играют достаточно сложные муз произведения, изложенные в 7-8-ми строчной партитуре.

Таким образом, значительное место на уроке музыки в начальной школе занимает обучение детей игре на муз инструментах. Благодаря этому удается привлечь детей к активному участию в муз занятиях всех детей, пробуждать у них любовь и интерес к музыке.

Учебный план и программы по музыке составляются таким образом, чтобы непосредственное участие детей в муз исполнительстве способствовало активному и систематическому развитию муз слуха и подготавливало к восприятию более сложных произведений. В каждом последующем классе увеличивается время для слушания музыки. Школьники знакомятся с произведениями классической и современной музыки, с выдающимися исполнителями. Портреты композиторов и небольшие рассказы о них помещены в учебниках.

Во время слушания музыки учитель широко использует технические средства, видеомагнитофонные записи.

Один раз в неделю транслируются телевизионные музобразовательные передачи, которые записываются школами на магнитофон. Затем учителя используют их на уроках, органически включая в ход учебного процесса. В японских школах применяются проекторы, передающие на экран диапозитивы на специальной пленке – отпадает необходимость писать на доске нотные примеры и партитуры.

В Японии своеобразная система учета и контроля во время урока музыки. Знания и умения проверяются учителем, но оценки не ставятся. Педагоги, по их словам, лишь ведут наблюдение: 2 раза в триместр проводятся фронтальные опросы, проверяются знания и навыки по всем разделам. В результате выставляются итоговые оценки за триместр.

Почти в каждой школе есть хоры. Ребята занимаются в них 2 раза в неделю, собираясь на репетиции по партиям и всем хором. Всю работу с хором ведет учитель музыки. Особо следует отметить такие характерные явления для музыкальной жизни Японии как организация огромных сводных оркестров юных скрипачей. Большую роль в культурной жизни Японии играет хоровое общество «Поющие голоса Японии», объединяющее любителей хорового пения.

В отличие от большинства западных стран, музыкальное образование в Китае не свободно от политического влияния. Музыка здесь рассматривается как средство обучения, так что она в очень значительной мере функциональна. Понятие музыкального образования как такового в китайской истории всегда было связано с моралью, красотой и добром. «Возникай через поэзию песни, утверждайся через ритуалы, достигай совершенства через Музыку» — такова философия конфуцианства, под воздействием которой музыкальное образование находилось более 2000 лет.

Обучение музыке в Китае рассматривается как средство, способствующее тому, чтобы человек вел добродетельную жизнь, владел собой и совершенствовал свое поведение. Конфуций полагал, что честность, любовь и уважение к родителям вырабатываются шестью искусствами — музыкой, ритуалами, стрельбой из лука, искусством управлять колесницей, письмом и счетом.

В XX веке музыкальное образование в Китае продолжает выполнять свои функции, но одновременно является политическим и социальным инструментом. Документы компартии относительно реформы образования устанавливали взаимоотношения между образованием, политикой и экономическим развитием следующим образом: «Образование должно жить целям социалистического строительства, а социалистическое строительство должно опираться на образование». Моральное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие направлено на модернизацию социализма и построение социалистического государства специфически-китайскими характеристиками.

В основе музыкального образования лежат соображения о том, что оно должно служить инструментом политики; это и определяет особенности обучения музыке в начальной и средней школах.

Цели музыкального образования, сформулированные китайским правительством в начале годов, ясно показывают, что предпочтение отдается утилитарным и социальны функциям музыки. В указаниях правительства говорится о необходимости:

1. Воспитывать в учениках любовь к своей стране, народу, труду путем обучения музыке; это должно сделать их совершенными, высоко моральными, образованными и дисциплинированными и строителями социализма.

2. Совершенствовать знания и эстетическое чувство учеников пар с ростом их физического и духовного.

3. Воспитывать в учениках интерес к музыке и развивать их навыки игры и пения и умение читать ноты.

4. Воспитывать в учениках национальную гордость и уверенность в себе на представительных примерах китайского фольклора, а также расширять их музыкальный опыт путем знакомства с иностранными сочинениям.

Содержание уроков музыки в школах Китая весьма единообразно и сво в первую очередь, к слушанию музыки и обучению пению. Музыкальное восприятие, а не активное творчество – ключевая составляющая боль музыкальных занятий. В последнее время были попытки ввести творчества в уроки музыки. Признано, что сам процесс творчества столь же, а может быть и более важен, чем его результат. Цель процесса – творческого духа учеников. Однако, то, что дети учат на уроках, часто зависит от возможностей учителя, и на уровне общего музыкального образования сильно различается. Как и некоторые западные страны (например, Англия) на протяжении шестидесятых годов Китай постоянно сталкивался с крайней нехваткой учителей музыки. В году в Китае было 70 000 начальных и средних школ, но только 24 000 учителей музыки.

Городские и сельские школы разительно отличаются друг от друга. Вдобавок к высокому уровню педагогов, некоторые начальные и средние школы Шанхая и Кантона (Гуанчжоу) располагают широким набором музыкальных инструментов, компьютерными и программными пособиями и высококвалифицированным музыкальным штатом. Ученики в сельских районах не имеют таких преимуществ.

В Корее музыка является обязательным предметов и в начальной, и в средней школе. В начальной школе ей отводится в среднем два урока в не в средней – один урок. В двенадцатом классе занятия музыкой уже не так как ученики напряженно готовятся к вступительным экзаменам университет. В начальной школе музыку преподает учитель общеобразовательных обычно это специалист в области образования, но не музыке. В средней школе преподавание музыки поручается педагогу, имеющему университетскую музыкальную подготовку. С недавнего времени некоторые частные школы нанимают учителей специально для занятий музыкой. В июне 1999 года правительство отобрало 200 учителей музыки для преподавания в начальной школе. Это – полезное начинание как для учеников начальных школ, так и для выпускников университетов с профессией музыканта-педагога, поскольку в последние несколько лет существовал значительный избыток таких специалистов, по ожидавших места школьного учителя музыки. Музыкальные специализации.

Самый распространенный вид исполнительской деятельности в шко — хоровое пение. Дело в том, что для корейцев пение – источник огромного наслаждения к тому же это – мощное средство снятия как видно из повального увлечения «поющей комнатой» – корейским стилем караоке. Другие направления музыкальной специализации и школе – это камерно-инструментальный ансамбль (ориентированный на классическую музыку) и школьные оркестры. Джазовые ансамбли в корейских школах встречаются редко. Кроме пения в хоре, любимыми занятиями корейских школьников оказываются игра в школьном оркестре, пение в церковном хоре, а также частные уроки музыки и фортепианной игры.

Для оценки результатов занятий ученика служит характеристика, ко ему дает педагог, а также разнообразные экзамены (по выбору) по музыкальной грамоте и истории музыки. Некоторые школы, тяготеющие к новациям, недавно стали проводить у себя «профильные» оценки музы успехов учеников. Они включают в себя письменную характеристику успехов ученика в пении, игре на инструменте, музыкальной грамоте I истории музыки, а также оценку его достижений за семестр или за год. Оценки пока не преобладают в корейских школах, но их важность признается некоторыми специалистами в образовании, в том числе и музыкальном.

Музыкальное образование в Корее опирается на традиционную дисциплину и любовь к пению, и эта двойственная самобытность, несомненно, будет и дальше развиваться и эволюционировать в новом тысячелетии.

Литература



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.019 с.)