Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX  начале XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX  начале XX В.



Е.

Начало царствования Александра II было ознаменовано значительным подъемом общественного движения: Крымская война ясно показала провал правительственной системы Николая, необходимость перемен в государственной политике. Особенно острым был крестьянский вопрос. Так, указы о наборе в ополчение вызывали массовое бегство крестьян от помещиков в ряде областей империи. Со второй половины 1850-х годов в обществе начинают ходить рукописные сочинения, авторы которых — помещики и видные чиновники, ученые и публицисты — анализировали причины разразившегося кризиса и предлагали программы дальнейшего развития России.

В 1855-1857 годах представители разных общественных течений были едины в стремлении к самым общим освободительным преобразованиям, приветствовали каждый шаг правительства. Однако когда выяснилось, что грядущие перемены (прежде всего крестьянская реформа) затронут существенные материальные интересы различных классов, единое доселе общественное мнение раскололось.

На левом фланге оформилась радикальная группировка во главе с ведущим публицистом журнала "Современник" Н.Г.Чернышевским. Сторонник социализма и демократии, Чернышевский враждебно относился к помещикам, считал, что отмена крепостного права должна стать как можно менее обременительной для крестьян и что нужно передать им большую часть земли. Неприязнь к компромиссам и ориентацию на народ разделял с Чернышевским его соратник по "Современнику" Н.А.Добролюбов. Более сдержанную позицию занимал политический эмигрант А.И.Герцен, вместе с Н.П.Огаревым издававший в Лондоне альманах "Полярная звезда" (1855-1868) и газету "Колокол" (1857-1867). Вместе с Герценом Чернышевский считается одним из идеологов общинного социализма: к социализму Россия может прийти через крестьянскую общину, в которой существует взаимовыручка, круговая порука, взаимная ответственность. Герцен назвал крестьянскую общину «зародышем социализма».

К леворадикальному крылу принадлежал и журнал "Русское слово", возглавляемый Д.И.Писаревым. Писарев и его сторонники стремились освободить человеческую личность абсолютно от всяких стеснений, считали, что ничего не должно стоять над ней. Сторонников Писарева часто называли "нигилистами" (от лат. "nihil" — ничего).

В советской историографии Чернышевский и его единомышленники рассматривались как зачинатели нового этапа в освободительном движении — разночинского (1861-1895), пришедшего на смену прежнему этапу — дворянскому (1825-1861). В это время главную роль в революционном движении играла интеллигенция, в которую вошли выходцы из разных сословий — разночинцы, согласно тогдашней терминологии. Субъективно эти разночинцы (в советской историографии они именовались революционерами-демократами) были социалистами, однако объективно их требования (передача всей земли крестьянам, введение республики) был и буржуазно-демократическими. Поэтому буржуазно-демократическим именовался и разночинский этап освободительного движения.

К 1861 года обстановка в России весьма накалилась. Крестьянство, считавшее, что земля не является дворянской собственностью, испытывало смутное недовольство реформой. Иногда это недовольство прорывалось наружу: происходили беспорядки, завершавшиеся кровавым усмирением (например, в селе Бездна Казанской губернии). Были недовольны реформой и многие помещики. В угоду им уже в апреле 1861 года, царь, как указывалось выше, отправил в отставку фактического автора крестьянской реформы Н.А.Милютина и его покровителя министра внутренних дел С.С.Ланского. Назначение министром внутренних дел П.А.Валуева, принявшегося при проведении реформы выдвигать на первый план помещичьи интересы, было воспринято в обществе как начало реакции.

Особенно чутко реагировала на изменение общественно-политической атмосферы молодежь. Осенью 1861 году в Московском, Петербургском и Казанском университетах произошли волнения. В это же время в обществе начали распространяться прокламации — "Великорус", "К молодому поколению", призывавшие к решительным переменам в общественном строе.

В мае 1862 года Петербург был охвачен грандиозными пожарами, виновник которых так и не был найден. Пожары совпали с появлением новой прокламации — "Молодая Россия". Ее автор, студент П.Г.Заичневский, призывал к кровавой революции, обобществлению имуществ, ликвидации брака и семьи.

Правительство прибегло к репрессиям. Были арестованы Писарев, Чернышевский (последний был отправлен на каторгу), другие левые радикалы. К этому времени революционеры создали в Петербурге тайное общество "Земля и воля" (1861-1864). Эта тайная организация была создана под руководствам Н.Г.Чернышевского на основах строгой конспирации (по принципу пятёрок). Его руководителями были Н.А. и А.А.Серно-Соловьевичи, Н.И.Утин, Г.Е.Благосветлов. Общество занималось изданием и распространением прокламаций и революционной литературы, имело отделения в ряде городов. К 1863 году революционеры ждали крестьянского бунта.

В 1866 году Д.В.Каракозов, член революционного кружка Н.А.Ишутина, совершил покушение на царя. После этого правительство перешло в наступление не только на радикалов, но и на либералов. "Современник" и "Русское слово" были закрыты. Ряд либеральных государственных деятелей получил, как уже указывалось, отставку, важнейшие реформы стали подвергаться искажениям и ограничениям, под суровым нажимом оказались земства, печать, студенчество. К началу 1870-х годов и либеральное, и радикальное движения находились в упадке.

 

Е.

Правительственные репрессии, временно подавив леворадикальное движение, не устранили его причин. Неблагополучие в русской деревне, социальные контрасты и противоречия постоянно поддерживали в радикалах тягу к переустройству общества. Стеснение правительством деятельности самоуправления и печати сужало возможность легальной общественной работы. Неудачи либералов с их тактикой компромисса и постепенности убеждали молодежь, что действенными являются лишь радикальные меры. На рубеже 1860-1870-х годов складывается ряд новых леворадикальных кружков.

В 1869 г. тайное революционное общество в Москве создал студент С.Г.Нечаев. Нечаев считал, что революционная борьба оправдывает любые средства — шантаж, обман, провокацию. Чтобы крепче связать, друг с другом членов своей организации, Нечаев заставил их убить одного из участников общества — студента И.И.Иванова, выразившего недовольство нечаевскими методами. После убийства Нечаев бежал в Швейцарию, однако, был выдан России как уголовный преступник и умер в Петропавловской крепости. Все деятели леворадикального движения, его настоящие идеологи осудили нечаевщину.

В 1869-1874 годах в Москве действовал кружок "чайковцев" (участники — Н.В.Чайковский, С.Л.Перовская, А.И.Желябов, П.А.Кропоткин, С.М.Кравчинский). Отвергая нечаевские методы, члены общества сосредоточились, прежде всего, на организации кружков самообразования, издании и распространении социалистической литературы, т.е. просветительской и революционной пропагандой.

На рубеже 1860-1870-х годов формировалась идеология народничества, ставшая идейным знаменем радикальной молодежи. Приверженцы этой системы взглядов считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнета и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого общественного уклада. Будучи социалистами, народники (следуя теориям Герцена и Чернышевского) считали, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой же для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Считая главным избавление народа от социально-экономического гнета, большинство народников отрицало или преуменьшало значение политической борьбы.

Вопрос о готовности народа перейти к новому строю вызывал среди народников споры и привел к оформлению трех течений по вопросу о методах революционной борьбы.

Теоретиком бунтарского течения был М.А.Бакунин (1814-1876), в прошлом — западник, затем — политический эмигрант и один из вождей анархизма. Бакунин считал, что русский крестьянин по природе — социалист и бунтарь, поэтому интеллигенции достаточно просто обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.

Теоретиком пропагандистского направления был П.Л.Лавров, (1823-1900), в прошлом — полковник, профессор артиллерийской академии. Лавров считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды.

Журналист П.Н.Ткачев (1844-1885), участник нечаевского кружка, был идеологом заговорщицкого направления. Он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социализм в русскую жизнь. По мнению ряда историков, Ткачев и Нечаев предвосхитили методы, которыми в XX веке пользовался Ленин.

В 1874 году нараставшее в среде радикальной молодежи напряжение вылилось в массовое движение — "хождение в народ". Сотни молодых интеллигентов двинулись в деревню. Одни, согласно теории Бакунина, пытались, переходя из деревни в деревню, путем "летучей пропаганды" разжечь крестьянский бунт. Другие просто хотели "отдать долг народу" — лечить, просвещать его. Вопреки ожиданиям народников, крестьянство не поднялось на восстание и не проявило стремлений к социализму. Правительство же разгромило "хождение в народ", арестовав множество лиц, прямо или косвенно к нему причастных. Фактически было разгромлено около сотни различных студенческих кружков, несколько тысяч молодых людей отправились на каторгу за просветительскую пропаганду, обучение крестьянских детей.

Учтя опыт неудач, народники решили объединить усилия, создав крупную революционную организацию, названную "Земля и воля" (1876). Организацией руководили А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, С.М.Кравчинский, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов. Землевольцы решили перейти к более глубокой, "оседлой" пропаганде, создав в деревне ряд поселений: началось второе "хождение в народ".

Поддерживали землевольцы и рабочее движение, хотя отводили ему второстепенную роль. Народнической идеологии придерживались первые рабочие организации — ''Южно-российский союз рабочих" (руководитель — Е.О.Заславский) и "Северный союз русских рабочих" (руководители — В.П.Обнорский, С.Н.Халтурин).

К концу 1870-х годов выяснилось, что "оседлая" агитация оказалась ненамного успешнее "летучей" - как из-за нежелания крестьян воспринимать народнические взгляды, так и из-за репрессий правительства. Все чаще народники начинают прибегать к террору. В 1878 году В.И.Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова, приказавшего наказать розгами политического заключенного. Через несколько месяцев С.М.Кравчинский в отместку за казнь революционера, оказавшего вооруженное сопротивление при аресте, заколол на улице шефа жандармов Н.В.Мезенцева.

В 1879 году "Земля и воля" раскололась. На прежних народнических позициях осталась группа "Черный передел" (руководители — Плеханов, Засулич и др.). Чернопередельцы пытались продолжать пропаганду, считая, что революция и утверждение социализма должны стать делом самого народа, однако были разгромлены правительством и эмигрировали.

Иную позиция заняла группа "Народная воля" (руководители — Желябов, Перовская, Морозов, Михайлов и др.). Народовольцы считали, что у социалиста, не желающего отказываться от борьбы за утверждение нового строя, остался один путь — политическая борьба, и одна ее форма — террор. Фактически народовольцы пришли к взглядам Ткачева. После свержения самодержавия народовольцы планировали передать власть Учредительному собранию. Считая самодержавие самодовлеющей, не связанной ни с одним из классов общества силой, народовольцы считали, что убийство самодержца разрушит политическую систему самодержавия. Народовольцы организовали ряд покушений на царя, в том числе взрывы на пути царского поезда и в Зимнем дворце (во время последнего было убито и ранено несколько десятков солдат).

Под влиянием общественного кризиса выступили либералы: они считали, что для успокоения страны необходимо продолжить Великие реформы, а главное — созвать общероссийское представительство. После прихода к власти Лорис-Меликова начал намечаться, как указывалось выше, контакт между правительством и умеренными слоями общества; он был сорван гибелью Александра II.

Убийство царя в марте 1881 года не привело, как рассчитывали народовольцы, к разрушению политической системы самодержавия. В то же время умеренные слои, опасаясь общественных потрясений, сплотились вокруг правительства. В 1880-е годы происходит внутреннее ослабление и гибель " Народной воли ", заметное отступление либеральных и нарастание консервативных стремлений в обществе.

 

Е.

Убийство Александра II 1 марта 1881 года — наивысший пик деятельности революционеров-народников — стало началом их заката: гибель императора не вызвала, как рассчитывали народники, ни разрушения политической системы самодержавия, ни народной революции. Полиция с помощью преследований и провокаций разрушала внутренне ослабленную "Народную волю"; к 1884 году основной костяк этой организации прекратил существование. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение группы петербургских студентов под руководством А.И.Ульянова (старшего брата Ленина) на Александра III 1 марта 1887 года.

На первый план в 1880-е годы выходит либеральное народничество, идеологами которого были Н.К.Михайловский, В.В.Воронцов. Сохранив веру в крестьянскую общину как зародыш социализма, либеральные народники сосредоточились в первую очередь на культурных, просветительских мерах. Взгляды, близкие к народническим, выражал журнал "Отечественные записки", руководимый М.Е.Салтыковым-Щедриным и Н.К.Михайловским, а впоследствии — журнал "Русская мысль".

Вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса. В 1885 года на Никольской мануфактуре в Орехово-Зуеве, принадлежавшей Т.С.Морозову, разразилась "Морозовская стачка". Стачечники потребовали учредить действенный государственный контроль за положением рабочих, принять законодательство об условиях найма. Правительство вынуждено было запретить ночной труд женщин и детей, более четко определить обязанности фабрикантов по отношению к рабочим.

Попыткой объяснить новые социально-экономические реалии стала деятельность русских марксистов. В 1883 году эмигранты-народники, перешедшие на позиции марксизма, — Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод — основали группу "Освобождение труда". Она развернула активную переводческую и издательскую деятельность. Плеханов в работах "Наши разногласия". "Социализм и политическая борьба" доказывал, что Россия уже вступила на путь капитализма и надежды народников на приход к социализму через крестьянскую общину беспочвенны. Революционеры, заявлял Плеханов, должны ориентироваться не на крестьянство, а на пролетариат — единственный последовательно революционный класс.

Марксистские кружки возникают и в России: петербургские группы Д.И.Благоева (1884-1885) и М.И.Бруснева (1889-1892), группа Н.И.Федосеева (1888-1889), в деятельности которой принимал участие В.И.Ленин.

Либералы и охранители 

Очагами либерального движения в 1880- 1890-е годы были земства, университеты, различные органы печати. В начале царствования Александра III, когда правительственный курс еще не определился, либералы активно выступали за преобразования; главной их целью был созыв общероссийского представительства.

Переход правительства к реакции похоронил надежды либералов, однако, они в меру сил пытались отстаивать свои принципы, выступали против контрреформ, ратовали за свободу совести, печати, соблюдение законности. Главным либеральным органом был журнал М.М.Стасюлевича "Вестник Европы".

Флагманом реакционно-охранительной прессы стала газета М.Н.Каткова "Московские ведомости". Убежденный либерал во второй половине 1850-х гг., Катков в 1880-е годы столь же убежденно требовал утверждения контроля правительства над всеми сферами русской жизни, ратовал за идейную и национальную монолитность России.

Сложную позицию занимал И.С.Аксаков — славянофил, издатель газеты "Русь". С одной стороны, Аксаков выступал против конституции и парламента, за усиление религиозных начал и русификацию окраин империи. С другой стороны, он настаивал на развитии местного самоуправления, защищал свободу слова, требовал терпимости по отношению к старообрядцам. Такое достаточно противоречивое сочетание представлялось Аксакову средним путем между либерализмом и реакцией, отвечающим исконным национальным основам

русской жизни.

Для многих общественных деятелей эпоха Александра III была временем, когда, по словам А.А.Блока, "в сердцах царили сон и мгла". Иным она представлялась эрой национального возрождения и социального мира, сменившего потрясения рубежа 1870-1880-х годов. Общественные противоречия, однако, не исчезли — они лишь ушли вглубь, чтобы с новой силой выйти на поверхность в начале 1900-х годах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.023 с.)