Тема 10. Характер как система отношения личности к социальной действительности, труду, к себе и другим людям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Характер как система отношения личности к социальной действительности, труду, к себе и другим людям



Характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.

 Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтой и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода.

1. Все черты характера связывают с психическими процессами, и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты.

2. Черты характера рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причём содержание направленности личности проявляется в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и себе. Например, отношение человека к окружающему миру может проявляться или в наличии определённых убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует жизненную направленность личности, т.е. материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений.

Другой группой черт характера являются те, которые характеризуют отношение человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение человека к конкретному виду выполняемой работы, но и деятельности вообще.

Другим проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяют такие черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение человека к самому себе. С этой точки зрения чаще всего говорят об эгоизме и альтруизме человека. Эгоизм всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист же ставит интересы других людей выше своих собственных.

Характер является одним из основных проявлений личности. Черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт, во-первых, необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности. Здесь как определённые характерологические черты могут проявиться рациональность, расчётливость или противоположные им качества.. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремлённость, последовательность и др. А этом случае характер сближается с волей человека.. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например: экстраверсия – интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др.

Характер формируется после рождения человека. Основную роль в формировании и развитии характера ребёнка играет его общение с окружающими его людьми.. В свойственных для него поступках и формах поведения ребёнок прежде всего подражает своим близким..

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками.

Весьма важны для становления характера ребёнка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребёнком.

Раньше других в характере закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, чёрствость, безразличие к людям.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном возрасте.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребёнка с окружающими за счёт множества новых школьных друзей, а также учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.

 Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому можно утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

      

       Тема 11. Роль и место способностей в структуре личности

Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Б.М. Теплов – 3 основных признака понятия «способности»: 1) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей; 3) понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, кот уже выработаны у данного человека.

От способностей зависит быстрота и легкость приобретения знаний, умений, навыков. Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития.

Классификациявидов способностей:1) Природные (естественные) способности. Данные способности связаны с врожденными задатками, являются общими для человека и животных (т.е. натуральные функции: память, восприятие, способности к элементарной коммуникации).

2) Специфически человеческие способности (они в свою очередь делятся на: общиеспециальные; теоретическиепрактические; учебныетворческие).

А) общие (а. определяют успехи человека в самых различных видах деятельности – мыслительные способности память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они социально обусловлены));

Б) специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие – музыкальные, математические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные);

теоретические (предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям);

практические (конкретные практические действия); учебные (определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений, навыков);

творческие (определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры).

Основанием для развития способностей являются задатки (природные предпосылки, возможно это свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур, возможно это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению). Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Любые задатки должны пройти большой путь развития прежде чем превратится в способности..

Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий:

1) созревание необходимых органических структур и их функциональная дифференциация.

2) в развитии способностей можно выделить несколько этапов (повышенная чувствительность к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности – сензитивные периоды). Эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если функция не получила благоприятного развития, то в последствии ее развитие оказывается затруднено, а то и невозможно;

3) особенности семейного воспитания (много факторов + создание родителями зоны оптимальной трудности).

4) яркие эмоциональные переживания

5) неотъемлемый компонент способностей повышенная мотивация, она обеспечивает интенсивную и «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей. Неблагоприятные условия: обедненная среда (нехватка впечатлений), плохие условия воспитания (психические травмы), неправильное обращение с мотивацией (излишнее принуждение). Классификация уровней развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Основанием для развития способностей являются задатки.

Одаренность: это сочетание различных высокоразвитых способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности (именно возможность, потому что от человек требуется еще и овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками).

Талант: это высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных). Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека характеризуется новизной, оригинальностью подхода (творчество). Пробуждение таланта, как и способности общественно обусловлено. Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом (необходимы и гибкость ума, богатая фантазия, сильная воля, чтобы добиться результата).

Гениальность: это высший уровень развитияспособностей. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.008 с.)