Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Проблема смысла жизни в современной психологии
Проблема смысла жизни - громадная по объему, чрезвычайно важная и многоплановая. Она имеет множество аспектов: психолого-педагогический, нравственный, этический, социологический и ряд других. Нельзя не отметить, что до недавнего времени проблеме смысла жизни нашей наукой уделялось недостаточное внимание. Понятие смысла жизни отсутствовало в психологическом и философском словарях, в философской энциклопедии. Обходят эту проблему и учебники психологии, педагогики. В последнее время неуклонно растет интерес к смысловой сфере личности. Понятие «смысл» в психологии имеет различные толкования. В контексте смыслогенеза личности смыслом является «личная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта». Другим вариантом толкования является «смысл личностный -невербальный конструкт, отражающий знания, ценности, установки, отношения и индивидуальный опыт человека в их неразрывном единстве. Главное смысловое образование человека - смысл жизни (Франкл, Б.С.Братусь). «Смысл жизни - целостное представление личности о собственном предназначении, высшей цели, о фундаментальных основаниях собственного бытия, о жизненно необходимых, сущностно значимых ценностях. Человек является единственным живым существом, которому дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Смысложизненные ориентации – ключевые ценности, превалирующие на данном жизненном этапе и аккумулирующие значимые тенденции выбора направления самореализации. В словаре по этике это понятие сформулировано так: «Смысл жизни - осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет». Нужен ли смысл жизни? Ответ на этот вопрос мы находим у знатока человеческой души, у Ф.М.Достоевского: «Без какой-нибудь цели и стремления к ней,- пишет он,- не живет ни один живой человек. Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище…»
Смысл является важнейшим из понятий, касающийся жизни и функционирования любой личности. Без смысла невозможна никакая продуктивная деятельность, невозможно длительно что-либо делать, лишенное какого бы то ни было смысла. Смысл порождает цель, цель связана с побудительной силой, а мотив порождает необходимые силы и реализацию действия или циклов действий ради цели. Бессмысленная деятельность обречена, она блокируется, не возможно бесконечно делать то, что не имеет ни значения, ни смысла. То, что бессмысленно связано с концом, можно сказать со смертью, разрушением. Таким образом, можно отметить энергизирующую функцию смысла. Смысл дает токи жизни делу, деятельности, функционированию. Чем больше смысл, тем большим потенциалом он обладает. В противном случае, без осознания дальнейшего смысла своего существования больной, например после инфаркта, может не выжить. В целом можно сказать что без смысла нет жизни, без смысла жизни нет и самой жизни. В.Франкл - крупнейший исследователь смысла жизни на Западе. Он остро критикует тех, кто считает удовольствия и наслаждения смыслом жизни, обосновывая эту мысль тем, что удовольствия и наслаждения не существуют в отрыве от реальных объектов. Он говорит, что смыслы объективны и существуют вокруг нас, они существуют в отдельных жизненных ситуациях. Удовлетворение вообще не может быть смыслом жизни и при стабильном достатке и отсутствии препятствий, мешающих удовлетворению потребностей смысл жизни утрачивается. В.Франкл выдвинул гипотезу о существовании у человека особой, высшей потребности – стремления к смыслу жизни, не сводимой к потребностям. Это стремление удовлетворяется служением делу и любовью к людям. Если человек сосредоточен на себе, на своих наслаждениях и удовольствиях, то он не сможет найти смысл жизни. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя партнеру, тем в большей степени он становится самим собой и тем полнее реализуется его стремление к смыслу. В отечественной психологии первая попытка раскрыть содержание понятия «смысл» была предпринята А.Н.Леонтьевым. В его трактовке смысл выступает как отношение мотива деятельности к ее цели.
«Смысл жизни – не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу», - пишет В.Э. Чудновский. В 1998 году В.Э. Чудновский предложил рассматривать проблему смысла жизни человека в психологии с точки зрения следующих основных положений: а) смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов; б) функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его личности, зависит не только от содержания главной идеи, жизненной основной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов; в) существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.006 с.) |