Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Срок полномочий прокуроров, назначенных на должность до установления срока полномочий по должностям прокуроров



1. Прокуроры, назначенные на должность до дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", осуществляют свои полномочия до истечения пятилетнего срока со дня их назначения.

2. В случае, если пятилетний срок полномочий прокурора истек до вступления в силу указанного Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, замещающий эту должность прокурор продолжает осуществлять свои полномочия до их продления либо до назначения на эту должность нового прокурора в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее чем до 1 июля 2015 года.

Коллегии в органах прокуратуры являются совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие прокуроры издают приказы.


2. Понятие и содержание организации работы и управления в органах прокуратуры

Организация работы в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования системы прокуратуры по реализации целей и задач, стоящих перед прокуратурой.

Содержание управления в прокуратуре выражается в волевом воздействии вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с целью достижения надлежащего выполнения задач, возложенных на них действующими законами. Эти понятия тесно взаимосвязаны, хотя и относительно самостоятельные. Но самостоятельность эта именно относительная.

Организацию работы в органах прокуратуры можно рассматривать и в виде комплекса взаимосвязанных между собой действий, направленных на упорядочение деятельности прокуратуры, и как устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда. Можно понимать ее и как создание необходимых условий взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц для достижения целей и задач функциональной деятельности органов прокуратуры. При этом также важно уяснить, что сущность организации работы состоит в упорядочении, обеспечении такого состояния системы, когда каждый субъект совместной деятельности находится на своем месте и наиболее эффективно выполняет свои обязанности.

Основным вопросом организации работы в системе прокуратуры является установление между органами, подразделениями, работниками устойчивых взаимных связей и отношений, определение целей и задач их деятельности, полномочий, компетенции, создание необходимых условий эффективного функционирования и обеспечение правильного внутреннего и внешнего взаимодействия.

В первую, внутрифункциональную (внутрисистемную), подсистему входят: анализ состояния законности и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики: анализ деятельности того или иного органа прокуратуры; определение приоритетных направлений деятельности; распределение обязанностей между прокурорскими работниками; прогнозирование и планирование работы; работа с кадрами (подбор, расстановка и воспитание); организация труда работников; оценка работы прокурорских работников, мотивация и стимулирование их деятельности; организация взаимодействия и координации деятельности структурных единиц; руководство; принятие и реализация управленческих решений; контроль и проверка исполнения.

Ко второй, внешнефункциональной, подсистеме относятся: организация надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, участия прокурора в рассмотрении дел судами, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, другие функции и иные направления деятельности прокуратуры. При этом следует учитывать, что обязательные элементы организации работы и действия, которые необходимо осуществлять для организации внутрисистемных видов деятельности, вполне применимы и к организации внешних функций и других видов деятельности. К примеру, организация надзора за исполнением законов и законностью правовых актов требует в обязательном порядке проведения аналитической работы, распределения обязанностей, планирования, подбора кадров, контроля. Подобное необходимо и для организационного обеспечения всех иных видов деятельности прокуратуры, например таких, как проведение, участие в правотворческой деятельности, взаимодействие с институтами гражданского общества и др.

Третью, вспомогательную, подсистему составляют: делопроизводство, организация и ведение учета, отчетности, систематизация законодательства, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Основными принципами организации работы, с точки зрения распределения служебных обязанностей, являются предметный, зональный и смешанный (предметно-зональный).

Наиболее часто в органах прокуратуры используется предметно-зональный принцип организации работы. При этом под предметом понимаются как основные виды деятельности прокуратуры (отрасли надзора), так и отдельные сферы общественных отношений, отрасли законодательства (к примеру, налоговая, жилищная, экологическая сферы; законодательство о несовершеннолетних, об обращениях граждан и т.д.).

Среди перечисленных внутрисистемных видов деятельности особо следует выделить организацию информационно-аналитической работы, прогнозирования и планирования, распределения служебных обязанностей, взаимодействия, контроля и проверки исполнения.

Сущность информационно-аналитической работы, как правило, заключается в сборе (накоплении), обработке (обобщении и оценке) информации и подготовке выводов и предложений по повышению эффективности надзорной или иных видов деятельности. При этом основное внимание уделяется анализу состояния законности на территории или объекте, входящих в сферу компетенции конкретной прокуратуры. Под состоянием законности в данном случае подразумевается положение дел с преступностью и нарушениями законов непреступного характера. Исходя из этого информационно-аналитическая работа прокуроров включает сбор, накопление и анализ информации об исполнении законов, выявленных нарушениях, а также о состоянии борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, о деятельности правоохранительных и контролирующих органов, о деятельности конкретной прокуратуры.

Прогнозирование представляет собой процесс получения информации о будущем состоянии явлений, событий, процессов. В органах прокуратуры прогнозируется развитие состояния законности или отдельных ее элементов на перспективу, развитие организационной структуры, состояние кадрового обеспечения и иные аспекты.

Существо планирования состоит в определении целей деятельности прокуратуры, формировании конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения мероприятий и их исполнителей. К типичным мероприятиям, включаемым в план, относятся такие, как: подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период, обсуждение их на совещаниях, прокурорские проверит исполнения законов, обобщения практики прокурорского надзора, мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации, заседания коллегии и др. Планы должны быть комплексными, конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения, реальными, т.е. основываться на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения. Каждое планируемое мероприятие должно иметь основание, к которым относятся как решения вышестоящих органов прокуратуры, так и результаты обобщения обращений граждан, анализ состояния законности и др.

В органах прокуратуры применяют три вида планов: а) перспективные (на год и более); б) текущие (полугодовые, квартальные и месячные); в) краткосрочные (недельные, ежедневные). Разновидностями планов являются планы работы органов прокуратуры по повышению деловой квалификации, планы стажировки, планы проведения надзорных проверок и др.

Основными танами в органах прокуратуры, которые, как правило, составляются на полугодие, являются: а) план работы прокуратуры; б) план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в) план работы постоянно действующего семинара по повышению профессиональной подготовки работников; г) план работы прокуратуры по взаимодействию со СМИ и общественностью и др.

При проведении объемных проверок или разрешении сложных материалов практикуется составление еженедельных планов-графиков. План-график - это таблица, в которую вносятся дни недели и конкретные мероприятия, запланированные на конкретное время каждого дня. Подобный план очень удобен в пользовании, прост в составлении и элементарен в проверке. Используются и отраслевые планы, которые определяют деятельность прокуратуры по направлениям прокурорской деятельности. В таких планах группируются мероприятия, касающиеся одного направления деятельности или отдельной отрасли, например надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, о борьбе с коррупцией и др.

Процесс планирования обычно состоит из сбора необходимой информации, анализа состояния законности, разработки прогнозов, подготовки проекта плана, обсуждения проекта плана, утверждения плана и организации исполнения плана.

Кроме планирования работы органа прокуратуры в целом, отраслевого планирования, осуществляется также планирование работы каждого прокурорского работника, в том числе прокурора, его заместителей и помощников. Для ведения личного календарного плана на практике используются еженедельники установленного образца, где предусмотрены разделы, что нужно сделать, в какое время, кого пригласить, кому позвонить, где необходимо быть и т.д. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для достижения результативности в работе, способствует повышению организованности и профессионализма прокурорских работников. К числу индивидуальных (личных) планов относятся: планы повышения деловой квалификации и профессионального мастерства; личный план работы на день, неделю, месяц; проверки жалоб, заявлений граждан; проведения надзорной проверки; выступления в судебном заседании и иные планы.

Следующим важным элементом организации работы внутри системы прокуратуры является распределение служебных обязанностей. При этом следует иметь в виду, что для правильного распределения обязанностей необходимо обеспечить полный учет объема работы прокуратуры, рациональное соотношение прав, обязанностей, ответственности, согласованность и целенаправленность в работе. А при подготовке приказа (распоряжения) о распределении обязанностей учитывать: деловую квалификацию, опыт и компетентность работника; психологические и физические возможности; оперативность и ответственность за порученное дело при выполнении служебных обязанностей; трудоемкость выполненной работы; взаимозаменяемость и другие условия.

Учитывая, что взаимодействие является одним из основных вопросов, отражающих существо и содержание организации работы в органах прокуратуры, следует иметь в виду, что под ним понимается согласованная деятельность двух и более субъектов, имеющих общие цели, задачи. При этом взаимодействие выражается во взаимных контактах, обмене информацией, объединении усилий, взаимном воздействии субъектов общения друг на друга, решении одной взаимодействующей стороной своих задач за счет больших возможностей и потенциала другой стороны. Но при всем этом при взаимодействии не складываются отдельные результаты деятельности субъектов взаимодействия, а объединяются применяемые ими формы и методы работы, которые в своей совокупности дают некий общий результат. Именно в объединении форм и методов профессиональной деятельности субъектов проявляется сила их взаимодействия.

Принято различать внутреннее (внутрисистемное) и внешнее (межведомственное) взаимодействие. Внутреннее взаимодействие проявляется при рассмотрении связей внутри системы прокуратуры в организационных отношениях субординации (между прокурором-руководителем и подчиненным, с вышестоящими подразделениями Генпрокуратуры РФ и нижестоящими прокуратурами городов, районов); реординационные, основанные на инициативе подчиненного работника, и наконец, координационные отношения (субъекты взаимодействия равны по статусу, но один из них наделяется полномочиями по организации взаимных отношений (полномочиями координатора)). Внешнее взаимодействие характерно для отношений субъектов, объединенных решением общих задач и представляющих различные службы. Для органов прокуратуры таковым является взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами, контролирующими органами, СМИ, общественными и другими организациями.

Основными формами взаимодействия органов прокуратуры являются: обмен информацией; участие в проведении и проведение совместных совещаний, заседаний соответствующих подразделений, органов, советов, комитетов, рабочих групп; внесение предложений, участие в подготовке или совместная разработка предложений по формированию различных комплексных планов, программ; участие в разработке или совместная подготовка предложений по совершенствованию законодательства и др. (подробнее об этом см. гл. 14 настоящего пособия).

Особо необходимо выделить взаимодействие, осуществляемое на условиях координации деятельности. Роль координатора внутри системы - объединить усилия всех работников прокуратуры по представлению информации по закрепленным предметам о нарушениях законов в сфере межнациональных отношений, противодействии коррупции, экстремизму и терроризму, т.е. нужно определить круг (перечень) источников информации о нарушениях, обосновать общую заинтересованность в согласованной деятельности, обеспечить регулярность поступления информации, ее накопления, анализа, использовать потенциал, возможности взаимодействующей стороны в достижении общих целей (порой в определении этих общих целей), к примеру, со СМИ. Эти отношения основаны не столько на принуждении, сколько на осознании и понимании совместности и согласованности действий. Формы таких координационных отношений: рабочие группы, оперативные и рабочие совещания, совместное планирование, обмен информацией, совместные информационные письма, методические рекомендации и т.д.

На практике должны вырабатываться схемы внутреннего взаимодействия, отрабатываться механизмы взаимных действий путем принятия управленческих решений (распоряжение, указание) с определением координатора конкретного предмета или направления деятельности. К примеру, при разработке схемы взаимодействия по подготовке обращений прокуроров в арбитражные суды с заявлениями или исковыми заявлениями предусматривается механизм взаимных действий не только между подразделениями аппарата прокуратуры субъектов РФ, но и с районного звена.

Организация контроля в органах прокуратуры состоит в обеспечении получения, обобщения, оценки и использования информации о проделанной работе для достижения целей деятельности прокуратуры. Существо процесса контрольной деятельности заключается в наблюдении за исполнением приказов и указаний Генпрокурора РФ и других вышестоящих прокуроров, собственных решений и поручений; получении данных о фактическом выполнении плановых мероприятий и иных заданий; оценке деятельности подчиненных работников; корректировке (при необходимости) режима исполнения заданий и мероприятий. Принято считать наиболее эффективным контроль по результатам деятельности прокуратуры, т.е. по фактическому состоянию законности и правопорядка, уровню обеспечения прав и законных интересов граждан, государства и общества. Обычно различают: а) текущий (промежуточный) и итоговый (окончательный) контроль; б) плановый и внеплановый; в) сплошной и выборочный; г) прямой и косвенный; д) постоянный и периодический.

Основной формой контроля в органах прокуратуры является проверка исполнения. При проверках устанавливается фактическое состояние дел, дается оценка деятельности работников, принимаются меры по устранению выявленных недостатков. К другим формам контроля относятся: представление письменных и устных отчетов работников, в том числе на плановых оперативных совещаниях, созываемых прокурорами; заслушивание объяснений об исполнении заданий и мероприятий; получение аналитических справок, обобщений. Нередко в качестве формы контроля выступают обращения граждан и должностных лиц, содержащие информацию, оценку деятельности подчиненных работников.

При всей важности контрольной деятельности прокуроров, она не должна сводиться к мелочной опеке, препятствующей проявлению инициативы работников, с одной стороны. С другой - отсутствие постоянного контроля, нетребовательность прокурора-руководителя приводит к нарушению сроков выполнения мероприятий, принижению чувства ответственности работников за порученное дело.

При проведении комплексных проверок организации работы нижестоящих прокуратур также обращается особое внимание на организацию контроля в этих прокуратурах, на определение личной роли прокурора в организации надзорной и иной деятельности прокуратуры города, района. В частности, проверяется организация контроля за исполнением организационно-распорядительных документов вышестоящих прокуратур (приказов, указаний, решений коллегий, оперативных и координационных совещаний), а именно: а) наличие отдельного наряда с этими документами с отметкой об ознакомлении с указанными документами под роспись всех прокурорских работников; б) наличие копий документов лично у прокурора и у каждого работника, определенного прокурором в качестве лица, ответственного за выполнение конкретных пунктов документов; в) соблюдение сроков и качества подготовки соответствующих информаций, докладных записок, справок по результатам проведенных обобщений; г) организация работы по исполнению требований организационно-распорядительных документов, находящихся на постоянном контроле; д) периодичность заслушивания отчетов подчиненных работников о состоянии работы в данном направлении; е) обеспечение личного контроля со стороны прокурора за исполнением указанных документов и др.

Важным управленческим воздействием является оценка деятельности прокурорских работников. Критерием оценки должны быть своевременность, качество и полнота принятия мер по установлению и пресечению нарушений закона, требующих прокурорского реагирования, восстановлению нарушенных прав. Результативность деятельности прокурорских работников во многом зависит от наличия благоприятных условий для выполнения ими служебных обязанностей. Это выражается прежде всего в материальной, моральной и иной заинтересованности прокурорских работников в повышении эффективности своего труда, ответственности за порученное дело. К числу обстоятельств, стимулирующих деятельность прокурорских работников, обычно относят: понимание важности и уверенность в значимости тех функций, которые выполняют в государстве органы прокуратуры, справедливое материальное и социальное обеспечение, признание профессионализма и компетентности как основание для продвижения по службе, наличие надлежащего микроклимата в коллекцию и хорошего руководителя.

Наряду с осуществлением контроля, координации, оценки деятельности работников к функциям управления внутри системы прокуратуры относится руководство, состоящее в управлении прокурорами-руководителями отношениями в коллективе (отношениями всех уровней, по горизонтали и по вертикали - между подчиненными, с подчиненными, между подчиненными и их начальниками, между руководителями разного и одного иерархического уровня). Прокурор-руководитель лишь тогда справляется со своими обязанностями, когда он помогает коллективу подчиненных эффективно выполнять поставленные задачи по укреплению законности и правопорядка, обеспечению защиты прав и законных интересов гражданина, общества и государства.

Обычно руководство рассматривается как общее и текущее. Общее руководство подразумевает определение целей и задач, выделение среди задач наиболее значимых для конкретной прокуратуры, формирование стратегии деятельности прокуратуры на длительный период. Текущее руководство предполагает наблюдение за ходом работы по исполнению принятых решений, решение текущих задач, корректировку планов и заданий. К такому руководству относится повседневное регулирование деятельности подчиненных работников, обеспечение равномерной нагрузки и ритмичности, внесение корректив, исправление ошибок и т.п.

Вопросы организации внешнефукционнальных видов деятельности, выступая в качестве составной части организации работы органов прокуратуры, являются по своей сути одними из самых важных и значимых. Любая управленческая деятельность не может обходиться без организации движения документов, без выполнения работы по созданию и оформлению соответствующих бумаг. Для ведения комплекса работ с документами в органах прокуратуры осуществляется делопроизводство, порядок ведения которого регулируется в основном ведомственными нормативными правовыми актами.

Ведение учета документов производится путем записи их в специальные книги, карточки, надзорные производства, составления описи. Для этого ведутся книги учета: следственных дел; уголовных, гражданских и иных дел, проверяемых в порядке надзора; документов, отправляемых с нарочным; ценных писем, бандеролей, посылок; надзорных производств по жалобам, уголовным, гражданским и иным делам, спецдонесениям; регистрации приказов, указаний и распоряжений. На поступающую в органы прокуратуры корреспонденцию, в зависимости от вида и содержания, заводятся алфавитные, ссылочные, корреспондентские карточки, а также карточки учета движения надзорных производств. Кроме перечисленных работ с документами в содержание работы по делопроизводству согласно Инструкции входит организация документооборота и учет его объема, контроль за исполнением документов, правила оформления документов и их копии, выполнение переводов, составление номенклатуры дел, формирование дел и надзорных производств, экспертиза ценности документов, обеспечение сохранности документов, дел и надзорных производств, учет, хранение и использование печатей и штампов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.015 с.)