Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составил: канд. Мед. Наук, доцент

Поиск

 Хасанова Резеда Рахматулловна

 

Томск – 2019 г.
Форма занятия: практическое.

Учебные цели

Цель занятия: в результате обучения по теме «Основные понятия генетики и закономерности, установленные Г. Менделем. Моногенное наследование. Моногибридное скрещивание» студенты должны:

Знать:

· особенности гибридологического метода;

· I и II законы Менделя;

· хромосомные основы менделевского наследования;

· понятие множественных аллелей;

· принцип наследования групп крови по системе АВО;

· отклонения от менделевского расщепления, связанные с неполным доминированием и летальными генами.

2. Уметь:

· решать задачи на моногибридное скрещивание.

3. Владеть:

· основными терминами генетики;

· навыками работы с генетической символикой;

· навыками записи схем скрещивания;

· навыками решения генетических задач.

 

2. План, содержание и расчет времени занятия

№ п/п Рекомендуемые действия преподавателя Расчёт времени, мин.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: изложение структуры занятия, организационные вопросы по работе на занятии. 5
2. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: проверка подготовленности студентов к теме занятия «Основные понятия генетики и закономерности, установленные Г. Менделем. Моногенное наследование. Моногибридное скрещивание»: устный опрос студентов. 10
3. ОБСУЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ: · Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого, их диалектическое единство. · Наследственность как свойство, обеспечивающее материальную преемственность между поколениями. · Понятие об аллельности, гомозиготности, гетерозиготности. Гибридологический анализ - фундаментальный метод генетики. Правило единообразия гибридов первого поколения. · Правило расщепления гибридов второго поколения. Доминантность и рецессивность. Генотип и фенотип. · Фенотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды. · Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, рецессивность, кодоминирование, межаллельная комплементация. · Множественные аллели. · Наследование групп крови АВО. Летальные гены. Плейотропия. 30
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ЗАНЯТИИ · решение задач. 70
5. ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ: компьютерное тестирование. 15
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: подведение итогов занятия, оценка работы студентов, задание на следующее занятие. 5
  ИТОГО 135

Учебные материалы

3.1. Теоретический материал для подготовки к занятию

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Датой «рождения» генетики можно считать 1900 год, когда Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли» законы наследования признаков, установленные Г. Менделем еще в 1865 году.

Наследственность  свойство организмов передавать свои признаки от одного поколения к другому.

Изменчивость - свойство организмов приобретать новые по сравнению с родителями признаки. В широком смысле под изменчивостью понимают различия между особями одного вида.

Признак - любая особенность строения, любое свойство организма. Развитие признака зависит как от присутствия других генов, так и от условий среды, формирование признаков происходит в ходе индивидуального развития особей. Поэтому каждая отдельно взятая особь обладает набором признаков, характерных только для нее.

Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

Ген - функционально неделимая единица генетического материала, участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, молекулы транспортной или рибосомной РНК. В широком смысле ген — участок ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.

Генотип - совокупность генов организма.

Локус - местоположение гена в хромосоме.

Аллельные гены - гены, расположенные в идентичных локусах гомологичных хромосом.

Гомозигота - организм, имеющий аллельные гены одной молекулярной формы.

Гетерозигота - организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным.

Рецессивный ген - аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным.

Доминантный ген - аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным.

Методы генетики. Основным является гибридологический метод - система скрещиваний, позволяющая проследить закономерности наследования признаков в ряду поколений. Впервые разработан и использован Г. Менделем. Отличительные особенности метода:

1) целенаправленный подбор родителей, различающихся по одной, двум, трем и т. д. парам контрастных (альтернативных) стабильных признаков;

2) строгий количественный учет наследования признаков у гибридов;

3) индивидуальная оценка потомства от каждого родителя в ряду поколений.

Скрещивание, при котором анализируется наследование одной пары альтернативных признаков, называется моногибридным, двух пар - дигибридным, нескольких пар - полигибридным. Под альтернативными признаками понимаются различные значения какого-либо признака, например, признак - цвет горошин, альтернативные признаки - желтый цвет, зеленый цвет горошин.

Кроме гибридологического метода, в генетике используют: генеалогический - составление и анализ родословных; цитогенетический - изучение хромосом; близнецовый - изучение близнецов; популяционно-статистический метод - изучение генетической структуры популяций.

Генетическая символика. Символика, предложенная Г. Менделем, используется для записи результатов скрещиваний:

Р - родители;

F - потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения (F1- гибриды первого поколения - прямые потомки родителей, F2- гибриды второго поколения — возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1);

× - значок скрещивания;

A - доминантный аллель гена А,

а - рецессивный аллель гена А;

АА - гомозигота по доминантному аллелю,

аа - гомозигота по рецессивному аллелю,

Аа - гетерозигота.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.222.5 (0.009 с.)