II . Основная часть – 250 минут. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Основная часть – 250 минут.



1. Контроль исходного уровня знаний – 20 минут.

2. Работа по освоению темы занятия – 210 минут.

3. Итоговый контроль знаний – 20 минут.

 III. Заключительная часть – 10 минут.

 

Ход занятия.

Вводная часть

Организационный момент.

Запишите в рабочую тетрадь, тему занятия, цели. Прослушайте вступительное слово преподавателя, настройтесь на активную работу.

Мотивация.

Туберкулез - одно из древнейших инфекционных заболеваний. Как показывают результаты раскопок древних цивилизаций, туберкулез так же стар, как и человечество. «Чахотка», «белая смерть» - так образно называли туберкулез в разные времена.

Россия входит в список из 22 стран, в которых, по мнению Всемирной организации здравоохранения, количество больных туберкулезом все еще очень велико. Более половины всех случаев устойчивости туберкулеза к лекарствам в мире регистрируют в Индии, Китае и России. От туберкулеза ежегодно умирают 3 млн человек. Это больше, чем от СПИДа, малярии, диареи и всех тропических болезней вместе взятых.  

В отличие от многих других инфекций, он имеет хроническое и часто скрытое течение, что повышает вероятность распространения туберкулеза больным человеком многократно. Считается, что за год больной» «открытой» формой туберкулеза заражает в среднем 10-15 человек. Заболевание, как правило, наступает не сразу: от заражения до проявления болезни может пройти от нескольких месяцев до нескольких лет. Важную роль играет состояние защитных сил организма и иммунной системы.

 

II. Основная часть

1. Чтобы разобраться в заболевании - туберкулез, необходимо вспомнить строение и функции органов дыхания.  

Отдел ДС Строение Функция
     
     
     
     
     
     

 

Контроль исходного уровня знаний.

  Устно подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Причины заболевания туберкулезом?

2. Биологические факторы, способствующие заболеваемости туберкулезом?

3. Назовите свойства возбудителя туберкулеза?

4. Какие основные пути передачи?

5. Кто относится к группе риска?

6. Назовите классификацию туберкулеза?

7. Расскажите основные признаки туберкулезной интоксикации?

8. Опишите клиническую картину туберкулеза внутригрудных лимфатических узлов?

9. Первичный туберкулезный комплекс состоит из……?

10.  Опишите клинические проявления при первичном туберкулезном комплексе?

11.  Назовите наиболее часто встречающуюся форму туберкулеза органов дыхания?

12. Опишите клиническую картину инфильтративного туберкулеза легких?

13.  Охарактеризуйте туберкулему легких?

14.  Дайте характеристику кавернозному и цирротическому туберкулезу легких?

15. Опишите картину диссеминированного туберкулеза легких?

16.  Назовите осложнения туберкулеза?

 

Средний медицинский персонал должен активно расспрашивать пациента о симптомах, которые могут указывать на туберкулез. Изучите и законспектируйте наиболее важные симптомы проявления туберкулеза и алгоритм обследования пациента при подозрении на туберкулез.

 

Симптомы ТБ легких Наиважнейшие симптомы: кашель в течение 2-3 недель; боль в груди; лихорадка, потоотделение; кровохарканье; потеря массы тела; Прочие симптомы: Слабость, утомляемость, снижение работоспособности;
Симптомы внелегочного ТБ Общие симптомы: потеря массы тела; лихорадка; ночное потоотделение; Местные симптомы: -при ТБ лимфатических узлов- их припухлость, образование свищей с гнойным отделяемым; -при ТБ суставов- боль и припухлость; - при ТБ органов мочевыделения - макрогематурия;  

 

Большинство больных туберкулезом легких практически не предъявляют жалоб и считают себя здоровыми. Классическое описание пациента с диагнозом туберкулез - худой человек с румянцем на бледном лице, с длинной узкой грудной клеткой, широкими межреберными промежутками, острым надчревным углом и отстающими (крыловидными) лопатками. Дистальные фаланги пальцев приобретают вид барабанных палочек, а ногтевые пластинки часовых стекол.

 


3. Изучите и законспектируйте в рабочие тетради схему опроса пациента (первый этап сестринского процесса) подозрительного на туберкулез.

Анамнез болезни:

1. Болел ли раньше туберкулезом;

2. Состоял ли на учете в тубдиспансере;

3. Если болел, то когда, чем и где лечился, как помогало лечение;

4. С чем связывает ухудшение состояния в настоящее время, как долго это продолжается;

5. Проходил ли ФЛГ и когда в последний раз;

6. Болели ли туберкулезом его родственники;

7. Имел ли контакт с больным туберкулезом;

8. Проведены ли ранее прививки;

 

Анамнез жизни:

1. Место жительство (село, город);

2. Профессия, характер работы;

3. Материально-бытовые условия;

4. Образ жизни, уровень культуры;

5. Находился ли в СИЗО или других учреждениях МВД РФ;

6. Является ли БОМЖом, беженцем, вынужденным переселенцем, мигрантом;

7. Были ли травмы, операции;

8. Болеет ли заболеваниями органов пищеварения;

9. Болел ли заболеваниями органов дыхания;

10. Имеет ли пациент хронические заболевания ССС, эндокринной системы, ВИЧ-инфекцию;

11. Если пациент женщина, то выяснить, были ли в течение 2-3 лет беременности, роды, аборты, не было ли после них длительного периода плохого самочувствия;

12. Употребляет ли наркотики;

13. Как часто употребляет алкоголь;

14. Состоит ли на учете в психоневрологическом диспансере;

15.  Лечился или лечится глюкокортикостероидами;

16. Связана ли жизнь или работа с длительными стрессами (нервные перегрузки, недосыпание, неполноценное питание, командировки);

17. Связана ли работа или быт с пылевыми, токсическими, радиационными вредностями;

18. Каково материальное положение его семьи;

 

5. Решите предложенные преподавателем ситуационные задачи, определите основную проблему пациента и составьте план сестринского вмешательства.

Пример: На приеме в поликлинике ребенок Д. 10 лет с жалобами на потливость, слабость, повышенную утомляемость, беспричинные перепады настроения, снижение аппетита, повышение температуры до 37,5С, затрудненное дыхание, приступообразный кашель. При объективном сестринском обследовании: Т-37,6С, кашель битональный, расширена венозная сеть на передней поверхности грудной клетки,выражено бронхиальное дыхание, одышка до 30 в 1 мин.

Рентгенограмма органов грудной клетки: увеличение размеров корней легких, инфильтрация в прикорневой зоне легочной ткани. Был установлен диагноз – туберкулезный бронхоаденит. Ребенок госпитализирован.

Задание:

1. Оценить состояние ребенка.

2. Определить потребности, удовлетворение которых у ребенка нарушено.

3. Определить проблемы пациента.

4. Выявить приоритетную проблему, сформулируйте цели.

Ответ:

1. Состояние ребенка средней тяжести.

2. Нарушены потребности – дышать, есть, спать, поддерживать температуру тела, общаться, играть, учиться, отдыхать.

3. Проблемы пациента: настоящие- повышенная потливость, общая слабость, лихорадка, снижение аппетита, одышка, кашель.

4. Потенциальная- риск развития осложнений.

5. Приоритетная проблема- приступообразный кашель.

6. Цели: краткосрочная- у пациента уменьшится кашель и одышка к 7 дню лечения; долгосрочная- у пациента не будет кашля и одышки к моменту выписки.

Изучите и законспектируйте основные методы лабораторного исследования.

Наиважнейшее диагностическое и эпидемиологическое значение имеет выявление МБТ в мокроте пациента.

Знать о том, имеет пациент отрицательный или положительный результат важно по двум причинам:

1. Преобразование мокроты из положительной в отрицательную, или наоборот, это один из индикаторов изменения состояния пациента;

2. Результат анализа мокроты может помочь определить приоритет в лечении, пациентам с положительным результатом уделяется больше внимания, так ка пациенты с отрицательным результатом в меньшей степени инфекционно опасны.

 

Основными методами исследования мокроты являются:

 

- бактериоскопический (исследование на кислотоустойчивые микобактерии - КУМ);

- бактериологический (посев на среду Левенштейна-Йенсена, рост через 14-90 дней, достаточно 20-100 микробных клеток в 1мл мокроты);

- биологический (заражение морских свинок, достаточно 5 микробных клеток в 1мл мокроты);

Для качественной диагностики заболевания очень важно правильно собрать три образца мокроты (не слюну!) для проведения исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.013 с.)