Семинарское занятие 1. Понятие о методе и методологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие 1. Понятие о методе и методологии



Семинарское занятие 1. Понятие о методе и методологии

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие о методе науки.

2. Методология:

- Понятие методологии.

- Уровни методологии.

- Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как пример общенаучной методологии («Научная мысль как планетарное явление», «О науке», «Биосфера и ноосфера»).

- Учение П.Т. де Шардена о ноосфере и эволюции как пример общенаучной методологии («Феномен человека»).

3. Типы и функции методологии.

 

Словарь понятий [1]:

Методология, метод, методика.

 

Литература:

1. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учеб. Пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004.

2. Дементий, Л.И. Методологические основы психологии / Л.И. Дементий, А.В. Колодина. – Омск: Омский государственный университет, 2014. – 100 с. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237145

3. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005.

4. Занковский, А.Н. Методологические основы психологии / А.Н. Занковский, С.Ю. Манухина. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 152 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90382

5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006.

6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Кн. 1. – 688 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234867

7. Сулейманов, Р.Ф. Методологические основы психологии: (в схемах и комментариях): учебное пособие / Р.Ф. Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – 2-е изд., перераб. И доп. – Казань: Познание, 2009. – 232 с.: ил.,табл., схем. [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258030

8. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич, М.: ИП РАН, 2007.

9. Юревич А.В. Методология и социология психологии. Москва: Ин-т психологии РАН, 2010.


Семинарское занятие 2. Понятие парадигмы

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие парадигмы.

2. Естествознание. Классическое, неклассическое, постнеклассическое естествознание (В.С. Степин).

3. Естественнонаучная парадигма.

4. Гуманитарная парадигма.

 

Словарь понятий:

Парадигма. Позитивизм, сциентизм (сайентизм). Естествознание. Гуманитарный. Индукция, дедукция

Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):

  Признаки естественнонаучной парадигмы Признаки гуманитарной парадигмы
основные положения
основные методы    
позиция исследователя    
отношение к человеку (к исследуемому)    
критерии познания    
возможности    
ограничения    

Литература:

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006.

2. Лёвкин В.Е. Основные парадигмы в психологии / Научный журнал "Образование и наука". Известия уральского отделения российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований, № 8(56), Ноябрь, 2008. С.12-27. http://orgpsiholog.ru/osn.par.htm

3. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

4. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 2006.

5. Степин В.С., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. – М.: Наука, 2007.


Семинарское занятие 3. Объяснительная и описательная психология:

Словарь:

наука, науковедение, знание, научная картина мира, научная теория

 

Литература:

1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М., 1981.

2. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gdan/01.php

3. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Учебное пособие. М.: Логос, 2004.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 576 с.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2011. – 521 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/

 


 

Семинарское занятие 5.

Философско-методологические основания науки:

Концепция науки Т. Куна

Биографическая справка:

Томас Сэмюэл Кун (1922-1996)

Обсуждение первоисточников:

Т. Кун:

«Структура научной революции» (Структура научных революций).

http://www.psylib.ukrweb.net/books/kunts01/index.htm

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Развитие научного знания: кумулятивное и революционное.

2. Развитие науки. Характеристика науки в период «нормальной науки» и в период научных революций по Т.Куну.

3. Причины возникновения научной революции.

4. Критика концепции «научной революции».

Словарь понятий (все определения выписать из работы Т. Куна!):

Наука, нормальная наука, парадигма, научная революция, дисциплинарная матрица.

Заполните таблицу (обязательное, письменное задание):

Признаки нормальной науки Признаки научной революции Признаки принятия новой парадигмы

 


 

Семинарское занятие 6.

Семинарское занятие 7.

Концепция науки К. Поппера

Биографическая справка:

Карл Раймунд Поппер (1902-1994)

Обсуждение первоисточников:

К. Поппер:

- «Логика научного исследования» = «Логика и рост научного знания»;

- «Объективное знание. Эволюционный подход»;

- «Предположения и опровержения: рост научного знания»

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/popper/index.php

- «Что такое диалектика»    

 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/dialect.php

- «Открытое общество и его враги».

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Popp/index.php

 

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Принцип фальсификационизма

Словарь понятий (все определения выписать из работ К. Поппера):

Принцип фальсификационизма, научное знание, гипотеза трех миров, открытое общество.

 


 

Семинарское занятие 8.

Концепция науки И. Лакатоса

Биографическая справка:

Имре Лакатос (1922-1974)

Обсуждение первоисточников:

И. Лакатос:

- «История науки и ее рациональная реконструкция» (Структура и развитие науки. М., 1978).

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000330/index.shtml

- «Методология исследовательских программ» (М., 2003).

- «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (М., 1995)

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000329/index.shtml

- «Наука и псевдонаука (выступление на радио, 1973)

https://nsu.ru/classics/pythagoras/Lacatos.pdf

- «Фаллибизм против фальсификационизма»

http://sbiblio.com/biblio/archive/lakatos_fallibism/

- По желанию! «Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы» (М., 1967)

http://www.math.ru/lib/book/djvu/algebra/lakatos.djvu

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Теория и методология исследовательских программа И. Лакатоса.

2. Утонченный фальсификационизм.

3. Факторы развития науки.

4. Научно-исследовательская программа: «жесткое ядро» и «предохранительный пояс». Критерии научности программы.

 

Словарь понятий (все определения выписать из работ И. Лакатоса):

Научно-исследовательская программа, утонченный фальсификационизм, наука, псевдонаука


 

Семинарское занятие 9.

Семинарское занятие 10.

Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии: Учебник для вузов. – Изд. 2-е, испр. И доп. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 521 с.

6. Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. – М.: Наука, 1989. http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000041/index.shtml

7. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. Ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 528 с.

8. Юревич А.В. Психология и методология. – М.: Изд-во «Институт психоло­гии РАН», 2005. — 312 с.


 

Семинарское занятие 11.

Семинарское занятие 1. Понятие о методе и методологии

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Понятие о методе науки.

2. Методология:

- Понятие методологии.

- Уровни методологии.

- Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере как пример общенаучной методологии («Научная мысль как планетарное явление», «О науке», «Биосфера и ноосфера»).

- Учение П.Т. де Шардена о ноосфере и эволюции как пример общенаучной методологии («Феномен человека»).

3. Типы и функции методологии.

 

Словарь понятий [1]:

Методология, метод, методика.

 

Литература:

1. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: учеб. Пособие. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004.

2. Дементий, Л.И. Методологические основы психологии / Л.И. Дементий, А.В. Колодина. – Омск: Омский государственный университет, 2014. – 100 с. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=237145

3. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии. М.: Смысл, 2005.

4. Занковский, А.Н. Методологические основы психологии / А.Н. Занковский, С.Ю. Манухина. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 152 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90382

5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. 2006.

6. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн.: Общие основы психологии: учебник / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – Кн. 1. – 688 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234867

7. Сулейманов, Р.Ф. Методологические основы психологии: (в схемах и комментариях): учебное пособие / Р.Ф. Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – 2-е изд., перераб. И доп. – Казань: Познание, 2009. – 232 с.: ил.,табл., схем. [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258030

8. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Под ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич, М.: ИП РАН, 2007.

9. Юревич А.В. Методология и социология психологии. Москва: Ин-т психологии РАН, 2010.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.022 с.)