Опыт 7. Магнитное поле земли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт 7. Магнитное поле земли



Компас был изобретен в древнем Китае. Предложите детям воспроизвести это изобретение. Для этого понадобится иголка и миска с водой.

Руководитель учит детей пользоваться обыкновенным компасом:

- рассказывает, что стрелка компаса железная и намагничена. Одним концом она всегда указывает на север, противоположным на юг (слева запад, справа восток).

- Для определения направления на север необходимо совместить красный (или др. цвета) конец стрелки с буквой N (0/360 градусов или др. отметкой), обозначающей север на шкале делений компаса.

 - компас держим на ладошке, строго горизонтально и аккуратно вращаем до совпадения стрелки с отметкой.

Дети определяют направление на север, сравнивают результаты между собой.

Делаем компас:

- в тарелки наливаем воду;

- Намагничиваем иголку о магнит – несколько секунд подержать рядом;

- крепим иголку к нетонущему вспененному полиэтилену;

- на воду опускают компас из иголки и наблюдают: намагниченный конец повернется и укажет направление на север.

Сколько бы раз вы не проводили опыт, она всегда будет так поворачиваться. Сличите показания иголки и магнитной стрелки компаса – они должны совпасть.

Вывод: Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.


 «Биология»

Примерный план изучения (можно разбить на несколько блоков-занятий):

1) Изучаем насекомых

1.1) Изучаем пчёл, шмелей, ос

1.2) Изучаем пауков

2) Изучаем птиц

3) Изучаем другие живые организмы

4) Изучаем неживой мир

 

Изучаем насекомых

Материалы: коллекция насекомых с карточками, распечатанные изображения, микроскопы, карманный микроскоп, препараты, клей, фломастеры, белый картон, вырезанные заготовки зеленых листьев.

* карманный микроскоп – для препаратов, изображение на которых не видно целиком в обычный микроскоп

 

А) Рассматриваем коллекцию насекомых (описание в приложении 2)

Вопросы детям:

- Кого узнали?

- Какие виды насекомых знаете?

(бабочки, жуки (божья коровка, жук-олень, скарабей и др.), кузнечики, скорпионы, тараканы, саранча, сверчки, клопы, цикады, пчёлы, осы, шмели, муравьи, блохи, комары, оводы, мухи, мошки, сороконожки….)

 

**Весёлые названия насекомых:

Бегун мохнатоногий
Безглазик желтый
Бронзовка сомнительная
Водожук
Волосатик лесной
Дедка обыкновенный, Дедка рогатый, Дедка хвостатый
Ежемуха большая
Жужжало большой
Зимние комарики
Кавалеры, или парусники
Козявка мавританская
Коромысло беловолосое
Кусака мучитель
Майка красивая, Майка обыкновенная, Майка синяя
Оса французская бумажная
Притворяшка вор

Прыгун мятный

Пчеложук пчелиный

Рогачик скромный
Тощеклоп красивый
Языкан обыкновенный

 

Изучать коллекцию можно в форме игры: показываем насекомых на карточках, закрыв название и номер, дети ищут их в коллекции, думают кто это.

 

- Рассказываем про отличительные черты некоторых насекомых (см. приложение 2)

- Что общего у многих насекомых? Чем отличаются?

- сегментированное строение лапок с волосками, коготками

- наличие/отсутствие крыльев, разное строение. Крылья осы, пчелы, шмелей, стрекозы похожи внешне

- способ питания (приложение 3)

 

- Какое насекомое самое трудолюбивое?

(пчела и муравей)

Рассматриванием строение муравья на картинке и муравейника в разрезе.

 

Б) Начинаем изучение под микроскопом (все описание препаратов в приложении 1)

- Как устроен микроскоп? Как пользоваться микроскопом?

***Ведущие МК, читаем и знаем инструкцию к микроскопу «Levenhuk LabZZ M101» и руководство «Интересный микроскоп. Изучаем микромир»

 

Рассматриваем под микроскопом х40:

Муравья (его строение, сравниваем с картинкой)

 

- Что вы знаете о бабочках?

- Изучаем цикл превращения (изображение): гусеница – куколка – бабочка

Откуда гусеница? – из яиц

Откуда яйца? – из бабочки [часто не могут ответить]

- Самое большое отличие гусеницы от бабочки? (есть крылья)

- Почему крылья бабочки такие яркие? (окраска помогает маскироваться или и наоборот пугать хищников)

- Что будет, если потрогать бабочку за крылья? (на руках останется «пыльца». Но это не пыльца, а чешуйки, которыми покрыты крылья. Рассматриваем цветные изображения.

 

Рассматриваем стёклышко с фрагментом крыла бабочки. Видны чешуйки? – нет.

Рассматриваем под микроскопом х100 крыло бабочки.

После - крыло пчелы. Сравниваем.

 

- Рассматриваем под микроскопом других насекомых:

- Лапка мухи (узнаем, как муха может бегать по стенам, потолку, гладким стеклам и не падать)

- Лапка комара. Сравниваем с лапкой мухи.

- Голова мухи (+ изображения головы, глаз, тела)

Глаз состоит из множества одинаковых ячеек, похожих на соты в улье. Это сотни мелких глазков, каждый из которых видит только свой кусочек картины мира.

Голова мухи: сосущим хоботком муха втягивает кусочки пищи. Мухи предпочитают жидкую еду, а если попадается что-то твердое, сначала она размягчает пищу своей слюной.

Тело мухи покрыто густыми волосками, которые защищают муху от намокания и повреждения.

- Дрозофила (личинка). Дрозофила – плодовая мушка. Строение тела как у остальных мух.

Откуда берутся?

На самом деле, существует довольно простое объяснение. Дрозофилы откладывают свои яйца на многих продуктах питания. Яйца эти очень стойкие и все, что им нужно для дальнейшего развития – это соответствующие условия – при комнатной температуре наступает фаза развития мошек. Так же их яйца, присутствуют вместе с пылью в воздухе и попадая в благоприятную среду (разлагающиеся фрукты и прочее) тут же начинают расти и развиваться..

Поэтому, если вы хотите избежать появления этих надоедливых «соседей», то храните продукты только в холодильнике, а перед подачей на стол ополосните в теплой воде.

 

В) Рисуем самое понравившееся/самое страшное/самое красивое насекомое и пишем его название (на картоне приклеиваем зелёные листья, рисуем ветку дерева, цветок и т.п. и рисуем насекомое)

 

Изучаем пчёл, шмелей, ос

Материалы: изображения, улей, микроскоп, препарат – крыло пчелы

Описание ос, пчёл, шмелей:

А) В чем отличие?

Внешне отличить осу от пчелы и шмеля несложно, особенно если насекомое не двигается.

Разница в строении и окраске тела у ос, шмелей и пчел существенна:

Осы более тонкие и вытянутые, с «осиной талией» – так называется перехват между грудью и брюшком, он у ос очень тонкий, хорошо заметный. Тело гладкое либо с незначительным опушением в области головы и груди, спинка черная с желтыми пятнышками, задний сегмент тела черный в желтую полоску, лапки желтые. Цвета окраса контрастные, яркие полоски и пятна различимы с большого расстояния. Челюсти гораздо крупнее, чем у пчел.

Шершень выглядит как очень крупная оса, но с менее узкой талией и с еще более мощными челюстями. Окраска тоже черно-желтая. Главный критерий отличия – размер. Шершень в 2-3 раза крупнее других ос, пчел и шмелей, он вырастает до 5 и более сантиметров в длину.

Пчелы чуть мельче стандартных ос, но лапки у них толще, черные и покрыты волосками. Челюсти мелкие. Окраска тоже черно-желтая, но как бы затушеванная, не настолько контрастная. Пропорции тела более гармоничные, перехват межу брюшком и грудью не такой резкий, а область груди и спинки сильно опушена. Спинка серо-черная с желтоватым налетом, задний сегмент тела покрыт приглушенно-желтыми полосками.

Шмель пушистый, гораздо крупнее, шире и коренастее ос и пчел, лапки у него толстые. Тело покрыто широкими полосками желтого (иногда рыжеватого или красноватого) цвета. Есть и полностью чёрные шмели.

 

Б) Крылья (рассматриваем под микроскопом крыло пчелы)

В) Питание (приложение 3)

Рассматриваем под микроскопом голову пчелы

Г) Откуда берется мед? ( приложение 4)

Пчелы, шмели и подавляющее количество видов ос – общественные насекомые, они ведут стайный образ жизни. Но шмели в поисках пищи летают поодиночке, причем могут делать это ранним утром, когда остальные перепончатокрылые еще не отошли от сна.

Пчелы держатся небольшой группой, а осы нередко кружат стаями до 2-3 десятков особей. Шмели и пчелы собирают пыльцу и нектар с цветущих растений, а осы питаются как растительной, так и животной пищей, часто очень назойливо и агрессивно заявляя о своих правах на любой найденный кусок съестного. Мясо они охотно разгрызают на небольшие куски и уносят в улей, чтобы выкармливать своих личинок. Осы, особенно крупные, нередко убивают пчел и забирают их мед.

Д) Улей

Осы строят свой дом из пергамента, который делают путем пережевывания древесины или другой растительной целлюлозы. Их улей имеет округлую форму, он серого цвета, выглядит бумажным. Осы крепят улей к ветвям дерева или потолкам малопосещаемых зданий, а иногда устраивают его в земле.

 

Изучаем пауков

Используем цветные изображения.

+ паук из коллекции (Агриопа) (приложение 2)

Описание пауков в приложении 5

Изучаем птиц

Материалы: перья страуса, павлина, утки и др., препарат для микроскопа с пером

Какие еще из животных летают, но не насекомые? – Птицы.

Есть птицы размером с насекомых (изображения колибри).

Описание:

Оперение колибри сравнивают с драгоценными камнями: при попадании солнечных лучей их перья искрятся сказочными отливами. К тому же, это единственная в мире птица, которая умеет летать назад, то есть задом наперед, а также вбок.

Размер колибри не превышает 5 см, а вес колибри составляет 1,6-1,8 грамм. Это действительно самые маленькие птицы в мире. Но среди них есть и более крупные представители, например, исполинский колибри. Ее размеры воистину «гигантские» – вес целых 20 грамм, а длина тела у некоторых особей достигает 21,6 см!

Маленькие колибри делают 80-100 взмахов в секунду, большие виды делают 8-10 взмахов в секунду. Взмах крыльев колибри настолько быстрый, что эти птицы могут зависать над цветком, пока тянут нектар своими клювами-хоботками.

 

Отличие летающих и нелетающих птиц:

Основные отличия летающих птиц от птиц нелетающих в форме и размере крыла и строение пера. Перья накладываются друг на друга, словно черепица на крышах домов, и потому контуры тела птиц довольно гладкие и обтекаемые.

Павлин. При надвигающейся опасности обыкновенный павлин может взлететь, но полет не будет долгим и высоким: лишь на несколько метров вперед.

Страус. Африканский страус — уникальная по своей природе птица, которая не умеет летать, не имеет киля и обладает лишь двумя пальцами на ногах, что тоже является исключением в классе птиц. Перья страуса отличаются примитивным строением: их бородки практически не сцепляются между собой и не образуют опахал.

Существует ошибочное мнение, будто страусы прячут голову в песок, но ничем подобным они не занимаются. Появлению этого мифа способствовала манера птиц стоять, склонив голову к земле, и глотать мелкие камушки, способствующие пищеварению.

Также страус может ронять голову на песок после продолжительного бега. У птицы не остается сил, и таким образом она отдыхает. Убегающий от погони страус часто совершает такой трюк: птица падает на песок и вытягивает шею, отчего у преследователей создается впечатление, что страус внезапно исчез. Но когда к затаившейся птице приближаются, отдохнувший страус в мгновение ока вскакивает и стремительно исчезает вдали.

Рассматриваем перья страуса (нелетающая птица), утки и павлина.

От твердого ствола пера с двух сторон отходят отростки в виде тончайших волосков – бородки первого порядка. Они создают опахало пера. От бородок первого порядка в свою очередь отходят еще более мелкие и тонкие волоски – бородки второго порядка, которые мы можем рассмотреть под микроскопом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.127 с.)