Мастер-класс «Простая наука» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мастер-класс «Простая наука»



Мастер-класс «Простая наука»

 

«Простая наука» - научный мастер-класс для детей от 7 лет, который включает в себя три блока занятий: «Оптические иллюзии», «Эксперименты с магнитами» и «Биология», сменяющие друг друга в течение дня.

На мастер-классе дети узнают, что такое иллюзии и как наше зрение нас обманывает, что такое магниты, какие у них особенные свойства и чем они так удивительны, а так же смогут рассмотреть под настоящим микроскопом окружающий нас мир.

Погружение в мир иллюзий и создание классической игрушки-иллюзии – тауматропа, возможность на практике узнать об особенностях магнитов, а также целый новый мир под микроскопом - вот что ждет вас на мастер-классе!

 

Рекомендации к проведению: группы до 6 человек, занятия по расписанию по 20-30 минут (немного из каждого блока занятий или детально изучать только один блок (предпочтительнее второй вариант)

 «Оптические иллюзии»

 

Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит?

 

**Для информации ведущему МК:

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению, но мало кто задумывается о том, как именно это происходит. Чаще всего глаз считают похожим на фотоаппарат или телекамеру, проецирующую внешние объекты на сетчатку, которая является светочувствительной поверхностью. Мозг "смотрит" на эту картинку и "видит" все, что нас окружает. Однако не все так просто.

Во-первых, изображение на сетчатке перевернуто.

Во-вторых, из-за несовершенных оптических свойств глаза, таких как абберация, астигматизм и рефракция, картинка на сетчатке расфокусирована или размазана.

В-третьих, глаз совершает постоянные движения: скачки при рассматривании изображений и при зрительном поиске, мелкие непроизвольные колебания при фиксации на объекте, относительно медленные, плавные перемещения при слежении за движущимся объектом. Таким образом, изображение находится в постоянной динамике.

В-четвертых, глаз моргает приблизительно 15 раз в минуту, а это значит, что изображение через каждые 5-6 секунд перестает проецироваться на сетчатку. Поскольку человек обладает бинокулярным зрением, то фактически он видит два размытых, дергающихся и периодически исчезающих изображения, а значит, возникает проблема совмещения информации, поступающей через правый и левый глаз.

+ мы видим двухмерное изображение, а мозг его обрабатывает и создает трехмерное.

- Что такое иллюзия? Оптическая иллюзия?

Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение" = обман зрения.

МК состоит из 3-х блоков:

Создание классической игрушки-вертушки – тауматропа

Изучение видов иллюзии

Работа со стробоскопом – создание иллюзии замедленного движения

 

Создание классической игрушки-вертушки – тауматропа

Материалы:

- вырезанные заготовки рисунков с дырками

- вырезанные картонные основы с дырками

- фломастеры

- нитки

- клей, ножницы

 

Чтобы создать тауматроп дети раскрашивают две картинки – две стороны выбранного рисунка, после чего приклеивают их на картонную основу так, чтобы изображение на одной стороне было перевернуто. Привязываем нити с двух сторон и вращаем (перекатываем между пальцами нити или дуем на вертушку).

 

Изучение видов иллюзии

Материалы:

- распечатанные изображения с видами иллюзий

- линейка

- белая нарезанная бумага (для иллюзий цвета)

 

Виды иллюзий:

А) Двойственные изображения (иллюзии, созданные с помощью нескольких изображений)

Б) Цветовые иллюзии

В) Иллюзии геометрические (иллюзии форм/размеров)

Г) Иллюзии движения

**Д) Стереокартинки

 

Рассматриваем с детьми последовательно картинки (все или только некоторые в зависимости от возраста и интереса детей), обсуждаем, комментируем.

А) Двойственные картинки: если вблизи рассматриваем детали, то видим одно, если издалека смотрим на формы в целом, то видим другое изображение.

 

Б) Цветовые иллюзии

Картинки:

- Серый прямоугольник на сером фоне. Видно, что прямоугольник весь не одного оттенка серого/переход от светлого к темному, как и фон. Закрываем фон белой нарезанной бумагой и видим, что прямоугольник в центре весь одного оттенка серого. Иллюзия создана с помощью контрастного фона с переходом цвета.

- Два квадрата разного оттенка серого на контрастном фоне (голубой, коричневый). Если закроем пальцем/фломастером границу между квадратами, то увидим, что они тоже одного оттенка. Иллюзия создана с помощью контрастного фона и контраста на самих квадратах (белый, черный).

- Черно-серая клетка с белыми кругами. По белым кругам начинают «бегать» черные точки, когда рассматриваем картинку.

- Картинка «Всматривайтесь в черную точку и серое начнет исчезать»

 

В) Иллюзии геометрические

Картинки:

- Шары в черно-белую клетку. Какой кажется больше? (-кажется, тот, что дальше). Тот, что дальше не может быть больше – удаленные предметы обычно кажутся меньше. Измеряем линейкой – шары равны. Иллюзия создана с помощью рисунка фона.

- Картинки с тремя рисунками: отрезки А и В кажутся разной длины (из-за стрелок), на самом деле равны, черные точки кажутся разного размера (из-за серых кругов вокруг) – они равны, чёрный круг кажется неровным – прищуриваем глаза и видим, что ровный.

- Параллельные линии (комментарии на изображении)

- Сколько ног у слона?

 

Г) Иллюзии движения: неподвижные картинки кажутся движущимися. Иллюзия создана с помощью большого количества мелких повторяющихся деталей – сложно сфокусироваться.

 

***Интересный факт:

Если рисунки стали абсолютно неподвижны — вам не, о чем беспокоиться, ваше психическое здоровье в порядке. Это значит, что на данный момент вы уравновешенный, спокойный и отдохнувший человек.

Если рисунки всё ещё движутся, хотя и медленно — вам необходим отдых, как физический, так и моральный. Особенно важен полноценный сон, который является лучшим антидепрессантом.

Если рисунок продолжает активное движение — это может являться симптомами накопленной усталости, высокого уровня стресса, который вы испытываете в данный момент, ухудшения здоровья. Возможно, вам стоит пересмотреть свой образ жизни и стереотипы мышления, обратиться к психологу за помощью, чтобы наладить душевную гармонию и укрепить здоровье.

 

**Д) Стереокартинки/стереограммы. Можем научиться с детьми смотреть стереокартинки – должно появится объемное изображение. Как?

Поднесите картинку вплотную к носу. Дождитесь момента, когда изображение расплывётся и его не будет четко видно (этого момента долго ждать не нужно). Теперь медленно удаляйте картинку от глаз, но взгляд не меняйте. Пpи удалении картинки от глаз некоторые фрагменты картинки будут приближаться к вам, а некоторые отдаляться. И, если Вы рассматриваете картинки второго типа, в конечном итоге Вы увидите мутные пятна 'над картинкой'. Теперь внимательно посмотрите на эти изменения и Вы наконец-то увидите трёхмерное изображение.

Не имея практики в рассматривании стереокартинок, лучше не бегать взглядом по всему стереоизображению и не моргать, иначе изображение может пропасть, а взгляд сфокусироваться на картинке.

 

А) Как создается движение на кинопленке?

Кинопленка состоит из отдельных картинок/кадров, которые сменяются со скоростью 24 кадра/сек. = плавное, непрерывное движение.

Таким образом, фотосъемка/кадры через равные промежутки времени позволяет сделать замедленную картину движения (меньше 24 кадров/сек)

Б) Стробоскоп

Прибор, создающий прерывистое освещение/вспышки света с определенной частотой называется стробоскоп. Каждая вспышка света = отдельный кадр.

В) Вода в замедленной съемке

В темноте освещаем стробоскопом льющуюся воду (льем воду шприцем в тарелку). Мы видим удивительно интересный и красивый эффект. Оказывается, струя воды не единое целое, а состоит из отдельных капель (которые мы сможем увидеть), и они, разбиваясь о поверхность воды, создают круги/волны от центра упавшей капли.

Подстраивая прибор, мы можем добиться эффекта зависших в воздухе капель и неподвижных волн.

Т.е. с помощью стробоскопа всё видно, как замедленном кино, и мы можем рассмотреть то, что не видно при нормальном освещении.


 

«Опыты с магнитами»

 

Материалы: магниты разных форм и размеров, скрепки, разные железные и не железные «мелочи», кусок ткани, деревянная зубочистка, камень, стеклянный шарик и т.п., иголки, компасы, тарелки маленькие, пенопласт, вспененный полиэтилен или т.п., миска с манкой, металлические опилки, бумага с бортиками для опилок.

 

- Что вы знаете о магнитах?

Рассказываем детям о свойствах магнитов и проверяем их на практике.

 

Изучаем насекомых

Материалы: коллекция насекомых с карточками, распечатанные изображения, микроскопы, карманный микроскоп, препараты, клей, фломастеры, белый картон, вырезанные заготовки зеленых листьев.

* карманный микроскоп – для препаратов, изображение на которых не видно целиком в обычный микроскоп

 

А) Рассматриваем коллекцию насекомых (описание в приложении 2)

Вопросы детям:

- Кого узнали?

- Какие виды насекомых знаете?

(бабочки, жуки (божья коровка, жук-олень, скарабей и др.), кузнечики, скорпионы, тараканы, саранча, сверчки, клопы, цикады, пчёлы, осы, шмели, муравьи, блохи, комары, оводы, мухи, мошки, сороконожки….)

 

**Весёлые названия насекомых:

Бегун мохнатоногий
Безглазик желтый
Бронзовка сомнительная
Водожук
Волосатик лесной
Дедка обыкновенный, Дедка рогатый, Дедка хвостатый
Ежемуха большая
Жужжало большой
Зимние комарики
Кавалеры, или парусники
Козявка мавританская
Коромысло беловолосое
Кусака мучитель
Майка красивая, Майка обыкновенная, Майка синяя
Оса французская бумажная
Притворяшка вор

Прыгун мятный

Пчеложук пчелиный

Рогачик скромный
Тощеклоп красивый
Языкан обыкновенный

 

Изучать коллекцию можно в форме игры: показываем насекомых на карточках, закрыв название и номер, дети ищут их в коллекции, думают кто это.

 

- Рассказываем про отличительные черты некоторых насекомых (см. приложение 2)

- Что общего у многих насекомых? Чем отличаются?

- сегментированное строение лапок с волосками, коготками

- наличие/отсутствие крыльев, разное строение. Крылья осы, пчелы, шмелей, стрекозы похожи внешне

- способ питания (приложение 3)

 

- Какое насекомое самое трудолюбивое?

(пчела и муравей)

Рассматриванием строение муравья на картинке и муравейника в разрезе.

 

Б) Начинаем изучение под микроскопом (все описание препаратов в приложении 1)

- Как устроен микроскоп? Как пользоваться микроскопом?

***Ведущие МК, читаем и знаем инструкцию к микроскопу «Levenhuk LabZZ M101» и руководство «Интересный микроскоп. Изучаем микромир»

 

Рассматриваем под микроскопом х40:

Муравья (его строение, сравниваем с картинкой)

 

- Что вы знаете о бабочках?

- Изучаем цикл превращения (изображение): гусеница – куколка – бабочка

Откуда гусеница? – из яиц

Откуда яйца? – из бабочки [часто не могут ответить]

- Самое большое отличие гусеницы от бабочки? (есть крылья)

- Почему крылья бабочки такие яркие? (окраска помогает маскироваться или и наоборот пугать хищников)

- Что будет, если потрогать бабочку за крылья? (на руках останется «пыльца». Но это не пыльца, а чешуйки, которыми покрыты крылья. Рассматриваем цветные изображения.

 

Рассматриваем стёклышко с фрагментом крыла бабочки. Видны чешуйки? – нет.

Рассматриваем под микроскопом х100 крыло бабочки.

После - крыло пчелы. Сравниваем.

 

- Рассматриваем под микроскопом других насекомых:

- Лапка мухи (узнаем, как муха может бегать по стенам, потолку, гладким стеклам и не падать)

- Лапка комара. Сравниваем с лапкой мухи.

- Голова мухи (+ изображения головы, глаз, тела)

Глаз состоит из множества одинаковых ячеек, похожих на соты в улье. Это сотни мелких глазков, каждый из которых видит только свой кусочек картины мира.

Голова мухи: сосущим хоботком муха втягивает кусочки пищи. Мухи предпочитают жидкую еду, а если попадается что-то твердое, сначала она размягчает пищу своей слюной.

Тело мухи покрыто густыми волосками, которые защищают муху от намокания и повреждения.

- Дрозофила (личинка). Дрозофила – плодовая мушка. Строение тела как у остальных мух.

Откуда берутся?

На самом деле, существует довольно простое объяснение. Дрозофилы откладывают свои яйца на многих продуктах питания. Яйца эти очень стойкие и все, что им нужно для дальнейшего развития – это соответствующие условия – при комнатной температуре наступает фаза развития мошек. Так же их яйца, присутствуют вместе с пылью в воздухе и попадая в благоприятную среду (разлагающиеся фрукты и прочее) тут же начинают расти и развиваться..

Поэтому, если вы хотите избежать появления этих надоедливых «соседей», то храните продукты только в холодильнике, а перед подачей на стол ополосните в теплой воде.

 

В) Рисуем самое понравившееся/самое страшное/самое красивое насекомое и пишем его название (на картоне приклеиваем зелёные листья, рисуем ветку дерева, цветок и т.п. и рисуем насекомое)

 

Изучаем пчёл, шмелей, ос

Материалы: изображения, улей, микроскоп, препарат – крыло пчелы

Описание ос, пчёл, шмелей:

А) В чем отличие?

Внешне отличить осу от пчелы и шмеля несложно, особенно если насекомое не двигается.

Разница в строении и окраске тела у ос, шмелей и пчел существенна:

Осы более тонкие и вытянутые, с «осиной талией» – так называется перехват между грудью и брюшком, он у ос очень тонкий, хорошо заметный. Тело гладкое либо с незначительным опушением в области головы и груди, спинка черная с желтыми пятнышками, задний сегмент тела черный в желтую полоску, лапки желтые. Цвета окраса контрастные, яркие полоски и пятна различимы с большого расстояния. Челюсти гораздо крупнее, чем у пчел.

Шершень выглядит как очень крупная оса, но с менее узкой талией и с еще более мощными челюстями. Окраска тоже черно-желтая. Главный критерий отличия – размер. Шершень в 2-3 раза крупнее других ос, пчел и шмелей, он вырастает до 5 и более сантиметров в длину.

Пчелы чуть мельче стандартных ос, но лапки у них толще, черные и покрыты волосками. Челюсти мелкие. Окраска тоже черно-желтая, но как бы затушеванная, не настолько контрастная. Пропорции тела более гармоничные, перехват межу брюшком и грудью не такой резкий, а область груди и спинки сильно опушена. Спинка серо-черная с желтоватым налетом, задний сегмент тела покрыт приглушенно-желтыми полосками.

Шмель пушистый, гораздо крупнее, шире и коренастее ос и пчел, лапки у него толстые. Тело покрыто широкими полосками желтого (иногда рыжеватого или красноватого) цвета. Есть и полностью чёрные шмели.

 

Б) Крылья (рассматриваем под микроскопом крыло пчелы)

В) Питание (приложение 3)

Рассматриваем под микроскопом голову пчелы

Г) Откуда берется мед? ( приложение 4)

Пчелы, шмели и подавляющее количество видов ос – общественные насекомые, они ведут стайный образ жизни. Но шмели в поисках пищи летают поодиночке, причем могут делать это ранним утром, когда остальные перепончатокрылые еще не отошли от сна.

Пчелы держатся небольшой группой, а осы нередко кружат стаями до 2-3 десятков особей. Шмели и пчелы собирают пыльцу и нектар с цветущих растений, а осы питаются как растительной, так и животной пищей, часто очень назойливо и агрессивно заявляя о своих правах на любой найденный кусок съестного. Мясо они охотно разгрызают на небольшие куски и уносят в улей, чтобы выкармливать своих личинок. Осы, особенно крупные, нередко убивают пчел и забирают их мед.

Д) Улей

Осы строят свой дом из пергамента, который делают путем пережевывания древесины или другой растительной целлюлозы. Их улей имеет округлую форму, он серого цвета, выглядит бумажным. Осы крепят улей к ветвям дерева или потолкам малопосещаемых зданий, а иногда устраивают его в земле.

 

Изучаем пауков

Используем цветные изображения.

+ паук из коллекции (Агриопа) (приложение 2)

Описание пауков в приложении 5

Изучаем птиц

Материалы: перья страуса, павлина, утки и др., препарат для микроскопа с пером

Какие еще из животных летают, но не насекомые? – Птицы.

Есть птицы размером с насекомых (изображения колибри).

Описание:

Оперение колибри сравнивают с драгоценными камнями: при попадании солнечных лучей их перья искрятся сказочными отливами. К тому же, это единственная в мире птица, которая умеет летать назад, то есть задом наперед, а также вбок.

Размер колибри не превышает 5 см, а вес колибри составляет 1,6-1,8 грамм. Это действительно самые маленькие птицы в мире. Но среди них есть и более крупные представители, например, исполинский колибри. Ее размеры воистину «гигантские» – вес целых 20 грамм, а длина тела у некоторых особей достигает 21,6 см!

Маленькие колибри делают 80-100 взмахов в секунду, большие виды делают 8-10 взмахов в секунду. Взмах крыльев колибри настолько быстрый, что эти птицы могут зависать над цветком, пока тянут нектар своими клювами-хоботками.

 

Отличие летающих и нелетающих птиц:

Основные отличия летающих птиц от птиц нелетающих в форме и размере крыла и строение пера. Перья накладываются друг на друга, словно черепица на крышах домов, и потому контуры тела птиц довольно гладкие и обтекаемые.

Павлин. При надвигающейся опасности обыкновенный павлин может взлететь, но полет не будет долгим и высоким: лишь на несколько метров вперед.

Страус. Африканский страус — уникальная по своей природе птица, которая не умеет летать, не имеет киля и обладает лишь двумя пальцами на ногах, что тоже является исключением в классе птиц. Перья страуса отличаются примитивным строением: их бородки практически не сцепляются между собой и не образуют опахал.

Существует ошибочное мнение, будто страусы прячут голову в песок, но ничем подобным они не занимаются. Появлению этого мифа способствовала манера птиц стоять, склонив голову к земле, и глотать мелкие камушки, способствующие пищеварению.

Также страус может ронять голову на песок после продолжительного бега. У птицы не остается сил, и таким образом она отдыхает. Убегающий от погони страус часто совершает такой трюк: птица падает на песок и вытягивает шею, отчего у преследователей создается впечатление, что страус внезапно исчез. Но когда к затаившейся птице приближаются, отдохнувший страус в мгновение ока вскакивает и стремительно исчезает вдали.

Рассматриваем перья страуса (нелетающая птица), утки и павлина.

От твердого ствола пера с двух сторон отходят отростки в виде тончайших волосков – бородки первого порядка. Они создают опахало пера. От бородок первого порядка в свою очередь отходят еще более мелкие и тонкие волоски – бородки второго порядка, которые мы можем рассмотреть под микроскопом.

В) Рыбы.

- В чём отличие от других живых организмов? – Живут в воде, дышат жабрами, есть плавники (не у всех)

- Плавник рыбы

 

Г) Клетка – основа всего живого

- Растительная клетка = клетки лука

- Животная клетка = клетки крови лягушки

 

?4) Изучаем неживой мир под микроскопом

- Нить

…..?

[из готовых препаратов - только нить, можно разработать тему дальше]

Нить под микроскопом х40

Видим, что нить не гладкая, какой кажется на первый взгляд (даем детям пощупать), а сплетена из множества более тонких нитей, перевитых между собой. Бывают нити натуральные и искусственные.

 

 


 

Приложение 1

Крыло бабочки х40-100

Что наблюдаем? Под увеличением отчетливо видны чешуйки

Вывод: Бабочка от природы очень хрупкое существа, повредить ей крыло легко одним неосторожным движением. Но даже если пленница останется в целости, ей все равно будет нанесен непоправимый вред. При малейшем прикосновении чешуйки легко отслаиваются от крылышек. Без чешуек бабочке будет сложно летать, а если повредить большое их количество, то бабочка совсем не сможет подняться в воздух и вскоре погибнет от голода.

Крыло пчелы х40

Что наблюдаем? При увеличениикрыло оказывается состоящим из прочных жилок, между которыми натянуты тонкие прозрачные перепонки. Поверхность крыла кажется совершенно гладкой, но при рассматривании ее под микроскопом на ней видны многочисленные короткие волоски.

Вывод: Тело пчелы покрыто волосками, они особенно помогают при сборе пыльцы, в том числе крылья, а у некоторых видов и глаза покрыты волосками. Жилки образуются в процессе развития пчелы. Такое строение обеспечивает прочность и одновременно большую легкость крыла. Крыло не является мертвым образованием.

 

Лапка мухи х100

Настраиваем объектив на кончик лапки.

Что наблюдаем? Небольшие зацепки-коготки на кончике лапки и волоски

Вывод: раньше считалось, что с помощью этих зацепок /волосков мухи могут ходить по стенам – они помогают им держаться. Позже выяснилось, что лапки мух имеют специальные железы, которые выделают липкое вещество, которое и помогаем мухам бегать по стенам и потолку. У основания коготков располагаются присоски с этим веществом, которыми она и приклеивается.

 

Лапка комара х100

Что наблюдаем? Лапка покрыта волосками и разделена на пять члеников, на последнем из которых есть два коготка.

Вывод: Кроме того, под каждым из коготков есть присоски, разной степени развитости у различных видов. Сама лапка покрыта водоотталкивающими чешуйками. Комары могут ходить по поверхности воды и не тонуть благодаря очень гибким лапкам, которые при приводнении насекомого ложатся на поверхность воды, а не проникают в ее толщу.

Голова мухи х40

(рассматриваем хоботок)

Что наблюдаем? Сосущий хоботок с разветвлением на конце, похожие на ветки дерева. Это капиллярные трубочки.

Вывод: Во время питания хоботок погружается в жидкую пищу, которая поднимается в пищевод через капиллярные трубочки. Сосущим хоботком муха втягивает кусочки пищи. Муха предпочитает жидкую еду, а если попадается что-то твердое, сначала она размягчает пищу своей слюной.

Дрозофила (личинка) (карманный микроскоп)

Что наблюдаем? Безногая. Веретеновидная, с заостренным передним концом и утолщенным задним. Молочно-белого или желтоватого цвета.

Вывод: Личинка – одна из стадий развития мухи. Личинка после вылупления из яйца начинает усиленно питаться микроорганизмами, избыток пищи определяет размеры и жизнеспособность будущего организма. После недолгого пребывания -на поверхности среды личинки уходят вглубь, где и остаются до момента окукливания. Затем они становятся неподвижными, значительно уменьшаются в длину и приобретают бочкообразную форму. Личиночные органы и ткани, за исключением гонад и нервной системы, разрушаются, а органы взрослой мухи начинают развиваться из имагинальных дисков.

По окончании третьих суток становятся заметны очертания глаз с желтоватым пигментом. Молодые, с длинным желтоватым телом, без пигмента и короткими, еще не расправленными крыльями, мухи обычно выходят из куколки рано утром.

Перо птицы х40 – 100

Что наблюдаем? Ствол пера, бородки первого порядка и перекрещенные бородки второго порядка.

Вывод: От твердого ствола пера с двух сторон отходят отростки в виде тончайших волосков – бородки первого порядка. Они создают опахало пера. От бородок первого порядка в свою очередь отходят еще более мелкие и тонкие волоски – бородки второго порядка, которые накладываются друг на друга, а на концах у них микроскопические крючочки, при помощи которых бородки скрепляются межу собой. Крючки помогают бородкам не распасться в полете от порывов ветра.

Что наблюдаем?

Вывод: Голова пчелы представляет собой очень твердую-хитиновую коробку с отверстиями: ротовым и затылочным. На голове размещены пара сложных и три простых глаза.

От передней части головы отходят парные усики - органы обоняния и осязания. Книзу от усиков - верхняя губа, с боков от губы - верхние челюсти с мощными мускулами.

Верхними челюстями пчела прогрызает восковую крышечку, когда выходит из ячейки, грызет восковые соты, сгрызает дерево, расширяя леток, хватает соринки и выносит их из улья, может схватить и чужую пчелу.

С нижней стороны, образуя рот, отходят нижняя губа и нижние челюсти, вместе они представляют собой вытянутый хоботок, которым пчела засасывает жидкость (воду, нектар, мед). В нерабочем состоянии хоботок сворачивается в спираль и помещается в специальной выемке в нижней части головы.

 

Шерсть (волосы) кошки х100

Что наблюдаем? Видно очень хорошо саму шерсть, т.е. волосы - с волосяными луковицами. Наружный слой – кутикула, корковый слой и внутренний слой темного цвета - сердцевина.

Вывод: Наружный слой – кутикула очень плотно прилегает к стержню, что делает шерсть очень гладкой.

Волосы, произрастают из поверхностного слоя кожи, называемого эпидермисом. Мышцы, расположенные непосредственно под кожей (мускулы-подниматели) чрезвычайно чувствительны к изменению температуры окружающей среды. В холодную погоду, или когда кошка напугана или встревожена, мышцы напрягаются таким образом, что волосы встают торчком, распушаясь и придавая кошке характерный "устрашающий" вид. Так же они работают при общении с другими животными.

Длинные, утолщенные тактильные волосы, растущие с каждой стороны на верхней губе (усы), над глазами, на щеках и на внешней стороне голени кошек называются вибриссами. Служат они отнюдь не для украшения. Так как их волосяные мешочки богаче нервными окончаниями, чем обычные волосы, вибриссы чрезвычайно чувствительны и играют важную роль в способности кошек ориентироваться в темноте, определении размера отверстий на своем пути и даже помогают в определении запахов. С помощью вибриссов кошка определяет силу и направление ветра, что помогает ей рассчитать прыжок. Колебания воздуха, отраженные от предметов улавливаются вибриссами, что позволяет кошке ориентироваться даже в полной темноте (вопреки распространенному мнению, кошка в темноте не видит). Держа в зубах пойманную жертву, кошка контролирует ее, не пользуясь зрением. Усы так же являются важным инструментом языка жестов для кошек.

Плесень – мукор х100

Кроме шляпочных грибов, в природе встречаются и другие грибы, например плесени. Они так малы, что рассмотреть их удаётся только под микроскопом. Таков гриб мукор, образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налёта, который через некоторое время становится чёрным.

Что наблюдаем? Под увеличением отчетливо видны тонкие паутинки-нити гриба - гифы, оканчивающиеся расширяющимися головками-спорангиями.

Вывод: плесень – множество тонких переплетенных гифов – «ножек» гриба. В округлых чёрных головках - спорангиях образуются споры - размножается мукор спорами.

 

Плавник рыбы х100

Что наблюдаем? Плавники представляют собой хрящевые или костные лучи, имеющие сверху кожно-эпидермиальные покровы.

Вывод: Плавники — это своеобразные «конечности» рыб; их органы, регулирующие движение и положение в воде, а у некоторых (летучие рыбы) — еще и планирование в воздухе.

 

Репчатый лук (кожица) увеличение х100

*подкрашен специальным раствором

Что наблюдаем? На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой, из котоорых как из кирпичиков строятся ткани.

Вывод: Всё живое на Земле состоит из клеток: деревья, грибы, бактерии, животные, люди. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком и можем разглядеть светлые образования – вакуоли, специальные хранилища питательных веществ. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму.

Таким образом, клетка – это единица строения растения.

Для живых организмов: клетки – ткани – органы животных или листья растений.

 

Кровь лягушки х100

Что наблюдаем? Большое количество крупных эритроцитов овальной формы с голубыми или темно-синими ядрами – красные кровяные тельца, придают крови цвет. Между эритроцитами заметны округлые ядра лейкоцитов.

Вывод: Кровь состоит из плазмы и взвешенных в ней клеток – эритроцитов, содержащих гемоглобин и имеющих ядро, и лейкоцитов. Кровь - по сути это подвижная соединительная ткань, обеспечивающая работу органов и переносящая питательные вещества, в т.ч. кислород.

 


 

Приложение 2

Вислокрылки рогатая

Класс: насекомые, отряд: большекрылые или вислокрылки

Строение/Отличительные особенности: личинки развиваются в воде, у взрослых насекомых большие крылья и мощные челюсти, живут на дне ручьев, рек и озер под камнями,личинки вислокрылки – основа питания ряда пресноводных рыб, включая форель и лосося. Питаются личинки личинками других насекомых – комаров, мух, стрекоз.

Где обитают? С, Ц, Ю. Америка, ЮВ Азия

Интересные факты: продолжительность жизни личинки – более двух лет, взрослого насекомого - всего несколько недель.

Изумрудный жук

Класс: насекомые, отряд: жесткокрылые, подсемейство: бронзовки

Строение/Отличительные особенности: переливающаяся зелёная окраска с металлическим блеском, первая пара крыльев (надкрылья, зелёные) плотная, лишена жилок и защищает брюшка и мягкую вторую пару крыльев. Питаются нектаром и самими цветами и спелыми плодами различных растений.

Где обитают? Сады и парки В. Азии

Интересные факты: этот вид части называют «жужжащим» жуком за характерный звук, производимый им в поёте. Изумрудный жук - очень быстрое насекомое, способное в мгновение ока скрыться из виду, если его напугать, что спасает их, т.к. яркая окраска и крупный размер привлекает хищников, чаще всего птиц.

 

4) Красотел

Класс: насекомые, отряд: жесткокрылые, семейство: жужелицы

Строение/Отличительные особенности: довольно крупные виды, с металлическим блеском надкрылья различно скульптурированы. Большинство видов всеядны, питаются насекомыми и растениями.

Где обитают? Различные виды обитают во Всех природных зонах, на всех континентах, красотел в умеренном и субтропическом поясах С. Америки и Евразии

Интересные факты: ведут наземный образ жизни и любят прятаться под листовым опадом и камнями

Свинушка экзотическая

Класс: насекомые, отряд: цикадовые

Строение/Отличительные особенности: эта свинушка – самый выдающийся представитель семейства. От своих мелких и неприметных сородичей она отличается яркой окраской и внушительными размерами. Питается соком различных видов деревьев, растений, особенно злаков. Внешне очень похожи на цикад. На бёдрах задней пары ног есть характерная для этого семейства шпора.

Где обитают? Ряд стран Азии –от Китая до Индии

Интересные факты: наносят большой ущерб лесной и сельскохозяйственной растительности. Они не только высасывают соки из деревьев, но и разносят грибок, оказывающий отрицательное воздействие на растения. Большую часть жизни проводят на растениях, неподвижно сидя и высасывая соки.

Жук – олень

Класс: насекомые, отряд: жесткокрылые

Строение/Отличительные особенности: по размеру голова и грудь вместе примерно равны брюшку. У самцов наличие длинных и мощных челюстей. Мандибулы –верхние челюсти имеют сложное строение и снабжены зубцами по внутреннему краю. Крылья первой пары утратили первоначальную функцию и превратились в пластины, защищающие брюшко и крылья второй пары.

Где обитают? ЮВ Азия – от Индии до Новой Гвинеи. Обитают во влажных лесах а так же в дубовых лесах Европы

Интересные факты: активны преимущественно в сумерках, что защищает от врагов. Мандибулы используют не для еды, а для драк с соперниками в брачный период.

Азиатский усач

Класс: насекомые, отряд: жесткокрылые

Строение/Отличительные особенности: голова направлена вниз, под прямым углом к оси тела или вперед и косо к низу. Некоторые виды утратили способность к полёту вследствие редукции второй пары крыльев, а надкрылья срослись. Мощные челюсти и антенны, которые могут превышать длину тела жука. Личинки питаются древесиной, а взрослые могут переходить к питанию на цветах.

Где обитают? По всему земному шары, больше – в тропических лесах.

Интересные факты: являются опасными вредителями леса, а так же разрушителями деревянных построек и мебели. Усы у самцов для улавливания феромонов самок.

Таракан – черепашка

Класс: насекомые, отряд: тараканы

Строение/Отличительные особенности: один из наиболее крупных видов тараканов. У самцов хорошо развиты надкрылья и крылья, самки - бескрылые.

Где обитают? Глинистые и песчаные пустыни.

Интересные факты: в дневные часы прячутся в норах грызунов или под подстилкой, в тени растений.

Агриопа

Класс: паукообразные, отряд: пауки

Строение/Отличительные особенности: характерная тигровая окраска (на черном брюшке три желтые полосы), четыре пары ходильных ног.

Где обитают? По всему миру, предпочтение – луга и кустарники во влажном климате

Интересные факты: ткут вертикальные сети с зигзагообразным рисунком среди низкой растительности, на которых и  поджидают свою добычу. Умение пауков плести паутину завораживало людей с давних времен. В древней Греции был миф о девушке Арахне, в совершенстве владеющей ткацким мастерством, которую Афина превратила в паука. По-гречески «арахна» значит «паук».

Дозорщик личинка

Класс: насекомые, отряд: стрекозы

Строение/Отличительные особенности: Имаго стрекоз-дозорщиков крупные, пестроокрашенные насекомые. Личинки крупные, передвигаются путем резкого выталкивания из задней кишки струйки воды. На спинной стороне личинок находятся



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.17 с.)