Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура мировоззрения (содержательная)Содержание книги Поиск на нашем сайте
В структуре мировоззрения выделяются четыре основных компонента: 1. Познавательный компонент. Базируется на обобщённых знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Знания - знаково оформленная система идеальных образов, форма социальной и индивидуальной памяти. Они представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа и эпохи. 2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные указания и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определёнными общественными регуляторами (императивами). Ценности и оценки – положительно значимая вещь или идея Идеалы, идеи и нормы. Идея – это мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.Идея формируетсякак звено, связующее субъект и объект. В зависимости от состояния ценностей (подлинные или ложные) и полноты знания, идея может проявиться в форме идеала или идола. Убеждения - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определённой психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента. Эмоциональный мир человека определяет, прежде всего, его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне». (Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1965. Ч.1. С.499-500).
4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрения носило бы крайне абстрактный, отвлечённый характер. Даже, если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно всё равно проектирует, стимулирует определённый тип поведения.
Особенностями мировоззрения является: интровертность – центрированность вокруг Я. Эта самость выявляется – ощущается, представляется и осознается (рефлексируется)человеком лишь в соприкосновении с миром, с инаковостью - с не Я. Для обычного человека его собственная уникальность обнаруживается «через зеркало» увиденного, услышанного, почерпнутого из мнений ближайшего окружения (родных и близких, учителей, коллег по работе, знакомых). Но городская болтовня и кровное родство –не все, что составляет горизонт человеческой жизни. Вдумываясь в сущность своего Я, рефлексируя- («оборачиваясь назад» с лат.), мы с удивлением обнаруживаем парадокс – мы далеко не всегда правы. Но лишь «проблемное сознание - путь к подлинной индивидуальности, сингулярности» (индивидуальности) (П.Слотердайк). - Другая особенность мировоззрения - его опосредованность («сокрытость»). В отличие от других переживаний, мыслей, мировоззренческие – как бы отдалены от непосредственных чувств и мыслей об отдельных вещах. Зачастую они не замечаются самим индивидом. Думая, рассуждая о ком-то (или чем-то) как о красивом/безобразном, злом/добром, разве размышляем мы над тем, что есть «красота» или «добро?» Нет, мы уже как бы знаем, что это такое. -Третья особенность - мировоззренческие чувства, представления, мысли предельно абстрактны (односторонни и отвлечены) от отдельных конкретных явлений а так же трансцендентны - выходят за пределы прошлого и настоящего опыта в будущее. Они, являют собой сплав реального и желаемого. Действительно, всеобщие термины: «истина», «причинность», «жизнь», «вселенная», «мир», «добро», «любовь», «счастье» включают наши мнения как о сущем, так и о должном.
Откуда они у людей? этанацеленность не только на сущее, но и на должное, по греч. «деонтичное»? - Загадка. Но они есть у каждого. По выражению английского историка А.Тойнби «огонек всеведения пронизывает саму суть homo sapiens». Немецкий философ К.Ясперс в работе «Введение в философию» воспроизводит два диалога. Услышав от взрослого, что все, что его окружает, создал Бог, мальчик мгновенно задет следующий вопрос: «А кто создал Бога?». Другой пример: сын спрашивает у отца: «Почему Бог добр?» Получив ответ-«потому, что он вылечил тебя от кори», малыш вопрошает- «а кто ее на меня наслал?». Наличие в сознании субъекта «горизонтных», целей, (потенциальных регулятивных идей) австрийский психолог Альфр. Адлер назвал «фиктивным финализмом». Например, некоторые люди строят свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженный труд и немного удачи позволят достичь почти всего. Это утверждение зачастую фикция, ибо многие из тех, кто напряжено работает,не получают того, что заслуживают. Однако, главное в том, что такие цели определяют устойчивость психики и мотивируют нашу деятельность. Подобные цели недостижимы, но необходимы, ибо побуждают к людей к действям и многое объясняют в их поведении. Горизонтное, мировоззренческое видение в той или иной мере присуще любому индивиду, является неотъемлемым св-вом, (по лат. «атрибутом») человека. Но вот даль и отчетливость этих линий будущего у разных людей различна. - Исходный принцип мировоззрения, которым руководствуется каждый человек, является предпочтение им одного из двух элементов структуры М.: либо не-Я (Мира) («мира за окном», ситуации, обстоятельств.) над Я-сознанием, либо, наоборот, приоритетность Я (желаний, мыслей, представлений) над внешним. 1е метериалисты, 2-е –идеалисты. Для идеалистов, по выражению одного философа, «идея собачности» важнее всех собак, вместе взятых». По-видимому, истина где-то посередине – в гармонии человека с миром, обозначаемой словом «жизнь», ведь сознание почти всегда тесно сплетено с практикой, внутренняя жизнь -с внешней. Исторические типы мировоззрения: Во временном, историческом аспекте различают три типа мировоззрения мифологическое, религиозное и философское. Каждый тип обладает особенностями, с которыми предлагаю кратко ознакомиться. Мифология. Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира (миропонимания) была мифология и мифомышление. Мифология (от греч. – миф – сказание, легенда, логос – слово, учение) есть образное, наглядно предметное, непосредственно чувственное описание, объяснение и понимание мира. Отметим кратко некоторые ее особенности и черты: Во-первых, носителем мифологии и мифомышленя являлись социальные коллективы и общности (род, племя). Вот почему многообразие мифов, хотя сюжеты практически одни и те же. Во-вторых, в мифах и мифологии превалировало отождествление человека и мира, рода и племени с окружающим миром и природой, а не различие. В-третьих, для мифологии и мифомышления характерно образное, наглядное, непосредственно чувственное и фантастическое описание, объяснение и понимание мира. Фантастическое в данном случае понимается как приписывание реальным предметам и явлениям; их свойствам сверхъестественное происхождение. Как бы отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением. Реальным свойствам придавали магический характер, свойства чуда, волшебства.
В-четвертых, сказания, предания, обретая словесную форму бытия, закреплялись в традициях и обычаях, которым необходимо было следовать и обязательно соблюдать, поскольку в них закреплялся коллективный опыт. В-пятых, для мифологии и мифомышления мир существует как вечно постоянное и неизменное, в котором отсутствует понятие времени: прошлого, настоящего и будущего. Мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же. В-шестых, можно сказать, что мифология и мифомышление это формы мышления, в котором фиксируется тотальная зависимость людей от окружающего мира. В-седьмых, мифология и мифомышление - это нерациональная форма объяснения и понимания мира. Следует отметить, что мифология и мифомышление отражали реальные процессы жизни в фантастической форме, но более доступные конкретно-предметному пониманию. Вот почему мифология и мифомышление никогда не исчезнут из бытия человеческой истории.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.217.228 (0.012 с.) |