Диспозициональная психология личности, предпосылки: Г. Олпорт, Г. Мюррей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диспозициональная психология личности, предпосылки: Г. Олпорт, Г. Мюррей



Олпорт, Кеттел, Айзенек: В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.

С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные - личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум - позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами: зрелый человек имеет широкие границы “Я”; зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям; зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие; зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания; зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора; зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Следующий представитель диспозиционального направления - Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта - наиболее важное понятие у Кеттела. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.

Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия - экстраверсия и стабильность - нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка».

Рассмотрены явные особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих двух типов. Также рассматривается третья суперчерта: психотизм - сила суперэго. При этом Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им было разработано несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт.

Большая Пятерка»

Пятифакторная модель личности по существу верно представляет структуру черт. Пятифакторная модель получает подтверждение из трех основных источников: 1) из факторного анализа огромного числа обозначений черт, встречающихся в естественном языке. 2) из связи вопросников для определения черт личности с другими вопросниками и оценками сторонних наблюдателей. 3) из анализа генетических (наследственных) влияний на личность.

Норман опираясь на своем исследовании и ранние работы (оллпорта,кеттэла и др) подверг факторному анализу оценки, полученные людьми от окружающих, и обнаружил пять базовых личностных факторов. немного позднее Голдберг наряду с результатами своих исследований проанализировал и чужие работы. Пораженный совпадением результатов, он предположил, что, "видимо, можно утверждать, что любая модель структурирования индивудуальных различий так или иначе будет сводиться - на некотором уровне - к чему то вроде этой Большой 5 параметров". так факторы получили своё название. большая 5 означало признание того, что каждый из пяти факторов включает в себя множество более конкретных черт. в личностной иерархии факторы большой 5 почти такие же широкие и абстрактные, как и "суперфакторы" Айзенка. Хотя название черт в большой 5 слегка отличаются у разных авторов, используют термины НЕРВОТИЗМ, ЭКСТРАВЕРСИЯ, ОТКРЫТОСТЬ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. невротизм противопоставляет эмоциональной стабильности широкий спектр отрицательных эмоций, включая тревожность, печать, раздражительность, нервное напряжение. Открытость опыту означает широту, глубину и сложность мыслей и переживаний человека. Экстраверсия и Доброжелательность - обе сумируют межличностные черты, т.е. они определяют, что люди делают друг с другом и друг для друга. И последний параметр - Сознательность - по преимуществу описывает целеустремленное и нацеленное на задачу поведение и социально требуемый контроль человека над собственными импульсами.

Большая 5 была спроектирована так, чтобы охватить те личностные черты, которые люди считают самыми важными в своей жизни.

Невротизм: тревожность, враждебность, депрессия, самосознание, импульсивность, ранимость

Экстраверсия: теплота, тяга к людям, напористость, активность, поиск сильных ощущений, положительные эмоции

Открытость опыту: воображение, чувства, действия, идеи, ценности.

Доброжелательность: доверие, прямота, уступчивость, скромность, мягкость

Сознательность: компетентность, упорядоченность, чувства долга, потребность в достижении, самодисциплина, осмотрительность.

закрытость опыту - открытость опыту

эмоциональная стабильсность -невротизм

несобранность - сознательность

антагонизм - доброжелательность (недобрый, не склоный к сотрудничеству, эгоистичный, недоверчивый, жадный)

интроверсия - экстроаверсия

17) Основные подходы к личности с позиций теории научения. Принципы классического обусловливания (И. П. Павлов)

Личность, с точки зрения научения, — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоралъное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Павлов, русский физиолог, первым при изучении физиологии пищеварения открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным. Он наблюдал, что пища, помещенная в рот голодной собаки, автоматически вызывает слюноотделение. В таком случае, слюноотделение - это безусловная реакция или, как Павлов назвал это, безусловный рефлекс (БР). Он вызывается пищей, которая является безусловным стимулом (БС). Великое открытие Павлова состояло в том, что если ранее нейтральный стимул многократно объединялся с БС, то в конце концов нейтральный стимул приобретал способность вызывать БР и в тех случаях, когда он предъявлялся без БС. Например, если колокольчик звонит каждый раз непосредственно перед тем, как пища оказывается в пасти собаки, постепенно у нее начнет выделяться слюна при звуке колокольчика, даже если пищи нет. Новая реакция (слюноотделение на звук колокольчика) называется условным рефлексом (УР), а ранее нейтральный, вызывающий ее стимул (звук колокольчика) получил название условный стимул (УС).

В более поздних трудах Павлов отмечал, что если он переставал давать пищу после звука колокольчика, у собаки в конце концов совсем прекращалось слюноотделение на этот звук. Этот процесс называется угасание и демонстрирует, что подкрепление (пища) значимо как для приобретения, так и для сохранения респондентного научения. Павлов также обнаружил, что если собаке дают длительный отдых в период угасания, то слюноотделение будет повторяться при звуке колокольчика. Это явление соответственно называется самопроизвольное восстановление.

Несмотря на то, что вначале Павлов проводил эксперименты на животных, другие исследователи начали изучать основные процессы классического обусловливания на людях. Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании таких эмоциональных реакций, как страх и тревога. Эти ученые обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика, известного в анналах психологии под именем «Маленький Альберт». Как и многие дети, Альберт вначале не боялся живых белых крыс. К тому же его никогда не видели в состоянии страха или гнева. Методика эксперимента состояла в следующем: Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) - плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное. Через пять дней Уотсон и Рейнер показали Альберту другие предметы, напоминающие крысу тем, что они были белые и пушистые. Было обнаружено, что реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика, пальто из котикового меха, маску Деда Мороза и даже волосы экспериментатора. Большинство из этих обусловленных страхов все еще можно было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания.        

Принципы классического обусловливания. И.П. Павлов первым открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным. Суть процесса классического обусловливания состоит в том что изначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию благодаря своей ассоциативной связи со стимулом, который автоматически (безусловно) порождает такую же или очень похожую реакцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.015 с.)