Бронепоезда в последних боях на украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бронепоезда в последних боях на украине



 

На левом фланге Вооруженных сил Юга России, к западу от Днепра, наши войска отступали в конце декабря 1919 года и в начале января 1920 года. В своей директиве главнокомандующий генерал Деникин указал генералу Шиллингу, командующему войсками в Новороссии, на необходимость сосредоточить его главные силы ближе к Днепру с задачей оборонять Северную Таврию и Крым. Предполагалась даже возможность наступления этих войск дальше к востоку для оказания косвенной помощи Добровольческому корпусу при обороне района Ростова. Однако вышеуказанное сосредоточение наших войск в Новороссии не произошло. Лишь несколько бронепоездов успели прибыть в конце декабря 1919 года в район узловой станции Знаменка, на расстоянии примерно 370 верст к северо–востоку от Одессы.

Бронепоезд «Доблесть Витязя» участвовал в конце декабря в течение нескольких дней в упорных боях при обороне переправы через Днепр у станции Черкассы, примерно в 120 верстах от станции Знаменка. Бронепоезда «Непобедимый», «Генерал Марков» и «Коршун», составлявшие 5–й бронепоездной дивизион, постепенно прибыли на станцию Знаменка приблизительно в это же время. 5–й бронепоездной дивизион должен был поступить в распоряжение генерала Слащева для действий против занятого махновцами Екатеринослава. Однако вследствие неблагоприятной обстановки было приказано отойти на станцию Елизаветград, в 50 примерно верстах от станции Знаменка, и дальше – на узловую станцию Помощная. Бронепоезд «Генерал Духонин» находился в конце декабря на станции Вознесенск, примерно в 165 верстах от Одессы, на линии железной дороги Одесса – Помощная. Надлежало охранять около Вознесенска большой мост через реку Южный Буг. Командиром бронепоезда «Генерал Духонин» был назначен в это время военный летчик капитан Колесников. 3 января бронепоезд «Генерал Духонин» был вызван на станцию Помощная, а оттуда отправился вместе с бронепоездом «Витязь» к станции Виска, в 50 верстах к северу от станции Помощная. Там наши бронепоезда поддерживали наступление гвардейской части, и станция Виска была взята.

Около 5 января на станции Знаменка состоялось совещание находившихся там начальников наших мелких отрядов и командиров некоторых бронепоездов. Было решено отступать через Елизаветград в сторону Одессы. Только генерал Слащев решил пробиваться со своим отрядом в Крым. Разные источники дают неодинаковые сведения о судьбе легкого бронепоезда «Генерал Марков». По одним сведениям, этот бронепоезд двинулся вместе с отрядом генерала Слащева. Однако через некоторое время пришлось оставить боевой состав, и команда бронепоезда «Генерал Марков» будто бы отошла в сторону Крыма походным порядком. По другим сведениям, бронепоезд «Генерал Марков» отошел через Елизаветград вместе с другими нашими бронепоездами и в дальнейшем был оставлен у Тирасполя, близ границы с Румынией. Около Знаменки и Елизаветграда усилились между тем отряды повстанцев. Их предводители носили прозвища Ангел и Труп. По ночам повстанцы обстреливали станцию Знаменка ружейным огнем. Бронепоезд «Коршун» оставался на станции Знаменка последним, вместе с комендантом этой станции. Около 9 января бронепоезд ушел со станции Знаменка и двинулся к станции Помощная позади поездов–эшелонов. На станциях происходили осложнения между эшелонами из‑за снабжения водой и дровами, в которых был большой недостаток. Между тем бронепоезда «Генерал Шифнер–Маркевич» и «Генерал Духонин» получили около 11 января приказание от начальника Елизаветградской группы войск произвести внезапное нападение на станцию Знаменка, уже занятую противником. При подходе к станции Знаменка был обнаружен нашими бронепоездами и подбит товарный состав, находившийся на линии Знаменка – Николаев. На станции Знаменка был обстрелян артиллерийским огнем эшелон телеграфной роты красных. Наши бронепоезда захватили три паровоза и привели их в Елизаветград.

Дальше к западу, на узловой станции Вапнярка, примерно в 285 верстах севернее Одессы, находились в начале января 1920 года тяжелый бронепоезд «Богатырь» и легкий бронепоезд «Доброволец», которые входили в состав 8–го бронепоездного дивизиона. В это время прибыл на станцию Вапнярка и третий бронепоезд того же дивизиона – легкий бронепоезд «Пластун», находившийся до того при штабе 2–го армейского корпуса. На бронепоезде «Доброволец» распространилась тогда сильная эпидемия сыпного тифа. 7 января станция Вапнярка была нами эвакуирована. В течение суток бронепоезд «Богатырь» оставался на станции Вапнярка последним. Затем бронепоезд отошел на узловую станцию Бирзула, примерно в 175 верстах к северу от Одессы.

* * *

Конец января 1920 года ознаменовался упорной обороной частей Добровольческого корпуса, под командой генерала Кутепова, на позициях к югу и юго–западу от Ростова.

Такой обороны не было в районе Одессы. Там борьба против красных подходила к концу. Казалось, что при численности наших войск, отступавших с разных сторон к Одессе, еще можно было организовать оборону. Однако лишь остатки разных частей, сохранившие боеспособность, ушли под командой генерала Бредова в долгий поход к пределам Польши. Их ждали после похода разоружение и нелегкая жизнь в лагерях. Бронепоезда не могли участвовать в походе войск генерала Бредова, в стороне от железных дорог. Выступили в поход только команды наших бронепоездов, очень ослабленные эпидемией сыпного тифа и лишенные своих бронеплощадок.

После того как натиск главной массы советской конницы был отражен в боях у Батайска в начале января 1920 года, значительная часть конной армии Буденного передвинулась к востоку, к устью реки Маныч, примерно в 50 верстах к востоку от Батайска. Однако численное превосходство советских пехотных дивизий над частями Добровольческого корпуса было весьма значительным, и поэтому атаки на Батайск продолжались и во второй половине января 1920 года.

С утра 14 января началось наступление красных западнее Батайска, в районе селений Койсуг и Кулешевка, на участке Дроздовской дивизии. По приказанию командира дивизиона бронепоезд «За Русь Святую» выехал по Азовской ветке, к западу от Батайска, для охраны железнодорожного пути и для поддержания связи с частями Дроздовской дивизии. Не доезжая 2 верст до Кулешевки, был встречен разъезд от одного из полков конницы генерала Барбовича. Он сообщил, что там только что были конные разъезды красных. Несколько дальше, на буграх к северу от железной дороги, появились неприятельские цепи с конными дозорами на флангах. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл по ним беглый огонь, заставил их поспешно отступить и преследовал их огнем до тех пор, пока они не были отрезаны слева частями одного из полков Дроздовской дивизии. Нашими войсками были взяты пленные и пулеметы. На железнодорожном разъезде Кулешевка бронепоезд установил связь и оставался в распоряжении командира батальона одного из Дроздовских полков. Затем бронепоезд был спешно вызван в Батайск и там получил приказание выехать на Ростовское направление. Красные настойчиво вели наступление, стремясь взять Батайск атакой с фронта. Советские тяжелые орудия обстреливали станцию Батайск. Выехав за станцию к семафору, бронепоезд «За Русь Святую» обнаружил густые цепи пехоты противника, наступавшие по обеим сторонам железнодорожного полотна. Вместе с цепями наступали пулеметы на тачанках. Бронепоезд открыл по ним огонь и тотчас привлек на себя огонь нескольких советских батарей со стороны Ростова и Нахичевани. Продолжая обстрел неприятельских цепей из двух орудий, бронепоезд отвечал советской артиллерии огнем одного 75–миллиметрового орудия. Под обстрелом бронепоезда цепи красных залегли, а пулеметные тачанки скрылись. Бронепоезд «За Русь Святую» оставался на позиции до наступления темноты, продолжая изредка стрелять по противнику, а затем вернулся на станцию Батайск для снабжения. Тяжелый бронепоезд «На Москву» участвовал в течение всего дня 14 января в обороне Батайска, обстреливая с запасных путей станции наступающего неприятеля. Некоторые тяжелые орудия бронепоезда сделали по 160 выстрелов за день.

15 января прибыл в Батайск командир Добровольческого корпуса генерал Кутепов. Он благодарил наши части за упорную оборону станции и города Батайска. Бронепоезд «За Русь Святую» получил благодарность командира корпуса за отражение неприятельских атак на станцию Батайск. Генерал Кутепов наградил Георгиевскими крестами четырех нижних чинов из состава команды бронепоезда, наиболее отличившихся в последних боях. В ближайшие дни части Корниловской дивизии были сменены на фронте у Батайска частями Алексеевской дивизии.

20 января началось с утра наступление красных на Батайск с фронта и западнее, близ селений Койсуг и Кулешевка. Бронепоезд «За Русь Святую» выехал за будку к железнодорожному мосту.

Оказалось, что цепи противника находятся уже в непосредственной близости к окраинам Батайска. Бронепоезд открыл по ним беглый огонь и сейчас же оказался под обстрелом батарей красных со стороны Ростова. Кроме того, с маленькой станции Заречная, на южном берегу реки Дон, близ начала железнодорожного моста, стрелял из 42–линейного орудия советский бронепоезд. Находясь под сосредоточенным обстрелом неприятеля, бронепоезд «За Русь Святую» маневрировал и вел непрерывный огонь по цепям советской пехоты, которая была принуждена залечь. Неприятельские пулеметные тачанки и группы всадников были разогнаны. Несколько неприятельских снарядов перебили путь позади бронепоезда. Была вызвана по телефону помощь для починки этого пути. Красные еще усилили свой артиллерийский огонь, и один 42–линейный снаряд попал под паровоз бронепоезда. Другой снаряд разбил колесо бронеплощадки с трехдюймовым орудием. Бронепоезд не мог больше двигаться. Несмотря на это, бронепоезд «За Русь Святую» продолжал обстрел неприятельских цепей. К нему присоединился тогда бронепоезд Донской армии «Атаман Самсонов», которым командовал поручик Воронов [См. о Воронове комментарий 62]. Этот бронепоезд стал у разрушенного железнодорожного моста. С разрешения командира дивизиона подбитая площадка бронепоезда «За Русь Святую» была оставлена на пути. Под продолжавшимся обстрелом бронепоезд отошел на станцию Батайск, чтобы там перейти на другой путь. Затем бронепоезд «За Русь Святую» вернулся к отцепленной бронеплощадке, которую начали поднимать на рельсы, и стал рядом с нею. Между тем бронепоезд «Атаман Самсонов» подвергался усиленному артиллерийскому обстрелу и, маневрируя, наскочил на взорванное место пути. Его контрольная площадка сошла с рельс. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл огонь, привлекая на себя внимание красных, и в это время бронепоезд «Атаман Самсонов» успел починить путь. К наступлению темноты атаки красных были окончательно отбиты. Вспомогательный паровоз увел подбитую бронеплощадку в депо станции Батайск. После этого и наши два бронепоезда вернулись на станцию.

На следующий день, 21 января, красные повели новое наступление с фронта на Батайск. Но их главная атака была направлена западнее, на позиции Дроздовской дивизии. Бронепоезд «За Русь Святую» вышел сначала на Ростовское направление к семафору. Однако вскоре он был послан по Азовской ветке к железнодорожному разъезду у селения Кулешевка. По слухам, это селение уже было занято красными, прорвавшимися восточнее Азова. Недалеко от разъезда Кулешевка была замечена наступавшая неприятельская цепь. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл по ней огонь и принудил к отступлению. Немного дальше бронепоезд обстрелял батарею противника, шедшую в конном строю. Еще дальше в том же направлении путь оказался разобранным. Чины бронепоезда приступили к его починке. Во время этой работы бронепоезд «За Русь Святую» был атакован конной лавой советских всадников, которые, вероятно, ждали в засаде. Подпустив скачущих всадников на близкую дистанцию, бронепоезд открыл по ним огонь из пулеметов и картечью. Всадники поскакали обратно, понеся потери. Бронепоезд «За Русь Святую» занимал разъезд Кулешевка до вечера и с наступлением темноты вернулся на станцию Батайск. В это время распространилась весть о победе 4–го Донского корпуса, которым командовал тогда генерал Павлов, к востоку от Батайска. Конница красных была отброшена за реку Маныч. Войска 4–го Донского корпуса взяли у неприятеля 40 орудий. Эта весть способствовала подъему духа наших войск. Однако не было свежих резервов для того, чтобы довершить победу немедленным преследованием.

На линии Царицын – Тихорецкая продолжали действовать в это время легкие бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину». После боя у станции Великокняжеская, примерно в 170 верстах от Тихорецкой, бронепоезда прикрывали 12 января отход частей 1–го Кубанского корпуса на южный берег реки Маныч. С 13 по 19 января бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину» несли попеременно, по суткам, сторожевую службу на разъезде Маныч, близ берега реки того же названия, и переходили в резерв на станции Шаблиевская и Торговая, примерно в 135 верстах от станции Тихорецкая, в распоряжение начальника штаба 1–го Кубанского корпуса. 20 января бронепоезд «Вперед за Родину» участвовал в бою при отражении попытки неприятеля переправиться через реку Маныч.

Несколько бронепоездов были оставлены в течение января 1920 года в тыловом районе за фронтом Добровольческого корпуса. Одной бронеплощадке из состава бронепоезда «Москва» было поручено сопровождать до Новороссийска эвакуированное Ростовское отделение Государственного банка. Затем эта броне–площадка была оставлена у Новороссийска для охраны туннелей. Другая часть бронепоезда «Москва» сопровождала до Екатеринодара штаб корпуса. Потом бронепоезду «Москва» была поручена охрана железнодорожной линии Екатеринодар – Новороссийск, Команда бронепоезда «Орел» прибыла 8 января на станцию Абинская, примерно в 60 верстах от Новороссийска. Там была вскоре получена одна пулеметная бронеплощадка. Во второй половине января бронепоезд «Орел» был отправлен на охрану железнодорожного участка между станциями Екатеринодар и Крымская, около 80 верст длиной. В той местности так называемые «зеленые» нападали на станции и поезда, нарушая железнодорожное движение. Команда бронепоезда «Орел» также выставляла полевые караулы на окраинах станицы Абинской. 18 января капитан Прокопович был назначен командиром бронепоезда «Генерал Корнилов». Команда бронепоезда выехала, во главе с новым командиром, на станцию Абинская для формирования новой боевой части. Затем бронепоезда «Генерал Корнилов» и «Мстислав Удалой» несли сторожевую службу против «зеленых». Бронепоезд «Иоанн Калита» был отправлен около 10 января на охрану от «зеленых» Черноморско–Кубанской железной дороги. Эта железнодорожная линия, недавно построенная, была проведена между узловыми станциями Кущевка, Тимошевская и Крымская. Водоснабжение на ней было еще малоудовлетворительным.

На северо–восточном Кавказе бронепоезд «Офицер» получил 13 января приказание идти в Армавир. Однако по прибытии на узловую станцию Минеральные Воды бронепоезд был задержан по приказанию начальника штаба Кавказской армии и назначен для охраны железнодорожного пути на участке между станциями Нагутская и Георгиевск, на протяжении приблизительно 80 верст. 19 января бронепоезд «Офицер» обстреливал артиллерийским огнем селение Суркульское, близ станции Курсавка, где укрывались вооруженные повстанцы. Посланный для связи на станцию Суворовская, в том же районе, паровоз вспомогательного поезда потерпел крушение, наскочив на разобранный путь. 21 января бронепоезд «Офицер» выходил на станцию Курсавка, где были произведены аресты агитаторов, призывавших к истреблению офицеров. 31 января бронепоезд «Офицер» прибыл на станцию Тихорецкая, где был назначен для охраны Ставки главнокомандующего. В то же время бронепоезд «Терец» находился несколько восточнее, в районе города Грозного. Оттесненная от селения Костек конница повстанцев двинулась вверх по течению реки Сулак, в горы. Наша конница ее преследовала. Повстанцы вошли в Темир – аул близ железной дороги – и оттуда устремились 14 января через железнодорожную линию. Однако конница противника была своевременно замечена. Орудийным и пулеметным огнем наших бронепоездов «Терец» и «Апшеронец» повстанцы были оттеснены обратно в аул. При этом бронепоезд «Терец» захватил тачанку в запряжке с пулеметом системы «Максим». 15 января часть нашего Хасав–Юртовского отряда повела наступление со стороны аула Карлан–Юрт на Темир–аул. Наши бронепоезда поддерживали это наступление артиллерийским огнем. Аул был занят нашими войсками. Конница повстанцев частью ушла через реку Оулак, а частью рассеялась по лесам. 25 января телеграммой командира 2–го Кавказского корпуса бронепоезд «Терец» был вызван в резерв на станцию Грозный. Там он сменил бронепоезд «Олег», который отправился на станцию Хасав–Юрт, примерно в 75 верстах к востоку от станции Грозный. На направлении Знаменка – Одесса находился 11 января бронепоезд «Генерал Духонин», отошедший на станцию Елизаветград. Красные начали наступление с севера, и бронепоезду было приказано выдвинуться навстречу противнику. Под сильным огнем неприятельских батарей бронепоезд «Генерал Духонин» был принужден медленно отходить к станции, обстреливая цепи красных. После того как наша пехота оставила город Елизаветград, бронепоезд «Генерал Духонин» и прибывший на помощь бронепоезд «Доблесть Витязя» своим огнем не позволяли неприятельской кавалерии выходить из города для преследования наших отступающих частей. С наступлением темноты наши бронепоезда отошли на станцию Плетеный Ташлык, примерно в 40 верстах от Елизаветграда. Через несколько дней бронепоезд «Генерал Духонин» должен был отправиться на станцию Вознесенск, приблизительно в 165 верстах от Одессы, для промывки и ремонта паровоза. Около 18 января бронепоезд «Генерал Духонин» был отправлен для борьбы с повстанцами к станции Веселиново, в 125 верстах от Одессы, когда было получено известие, что красные заняли Вознесенск, подойдя к нему с востока. Наша пехота оставила город под давлением противника, и советская артиллерия стала обстреливать возвращавшийся в Вознесенск бронепоезд. Выходом к Вознесенску красные перерезали прямой железнодорожный путь Помощная – Одесса, около 245 верст длиной. Через некоторое время наша пехота при поддержке бронепоезда «Генерал Духонин» вытеснила неприятеля из Вознесенска, но было мало надежды на то, что удастся удерживать город и станцию в течение продолжительного времени. Нужно было вывезти боевой состав бронепоезда «Непобедимый», который стоял на станции Вознесенск с холодным паровозом. Ночью красные снова атаковали город и станцию и успели поджечь состав со снарядами у выходных стрелок в сторону станции Помощная. В чрезвычайно трудных условиях были произведены маневры, бронепоезд «Генерал Духонин» с прицепленным боевым составом бронепоезда «Непобедимый» отошел к узловой станции Помощная, то есть в противоположную от Одессы сторону. В пути при отсутствии дров и воды команда бронепоезда «Непобедимый» ломала щиты и колья для топлива и наполняла тендер, поднося ведрами снег. Почти в то же время оставшийся на станции Помощная бронепоезд «Коршун» должен был начать отход к Вознесенску. Но по железнодорожному телефону передали, что со стороны станции Вознесенск идут к станции Помощная два эшелона, которые застряли в снежном заносе. Для выяснения обстановки командир бронепоезда «Коршун» капитан Магнитский сам взял трубку телефонного аппарата и вдруг узнал голос командира Симферопольского офицерского полка, полковника Рабочевского, с которым он был лично знаком. Командир полка сообщил, что на станции Вознесенск на эшелоны напали красные, что в сторону Одессы прорваться невозможно и что поэтому он отходит к станции Помощная. Бронепоезд «Коршун» остался на этой узловой станции, чтобы подождать там эшелоны, к которым были высланы на помощь рабочие и два паровоза. После долгой борьбы со снегом два эшелона благополучно прибыли на станцию Помощная. Их снабдили водой и дровами, и они тотчас ушли в западном направлении по железнодорожной линии Помощная – Бирзула с надеждой на то, что эта линия еще свободна от красных. Таким образом рассчитывали попасть в Одессу кружным путем протяжением около 390 верст, перейдя на узловой станции Бирзула на двухколейную линию Киев – Одесса. Около 20 января наши бронепоезда оставили станцию Помощная и отправились в сторону Одессы тем же кружным путем. При этом отходе оставшийся без воды паровоз бронепоезда «Непобедимый» был приведен в негодность и по приказанию командира 5–го бронепоездного дивизиона боевые площадки бронепоезда «Непобедимый» были распределены между другими бронепоездами. При оставлении станции Ольвиополь (Подгородная) был взорван большой железнодорожный мост через реку Южный Буг.

Около 15 января на узловую станцию Бирзула, примерно в 175 верстах от Одессы, прибыли отшедшие с севера, от узловой станции Вапнярка, бронепоезда «Богатырь» и «Доброволец», входившие в состав 8–го бронепоездного дивизиона. В это время на станции Бирзула находился также недавно сформированный нештатный бронепоезд «Гроза». Бронепоезд «Богатырь» дважды выходил со станции Бирзула в северо–западном направлении на расстояние около 75 верст к станции Рыбница для того, чтобы оказывать помощь коменданту местечка Рыбница при усмирении восстания местных большевиков. Артиллерийского огня не пришлось открывать. 20 января бронепоезда «Богатырь» и «Доброволец», двигаясь в хвосте многих поездных составов, отошли на узловую станцию Раздельная, примерно в 70 верстах к северу от Одессы. 23 января бронепоезду «Богатырь» было приказано идти в ремонт в Одессу. Однако по прибытии на станцию Одесса–Товарная оказалось, что никакой ремонт не возможен. В разных частях города начались восстания местных большевиков. Эвакуация Одессы ожидалась с часу на час. На следующий день, 24 января, бронепоезд «Богатырь» возвратился на станцию Раздельная. Вероятно, в тот же день на станцию Раздельная прибыли с севера отходившие бронепоезда «Коршун» и «Генерал Духонин». Станция Раздельная была переполнена бронепоездными и другими составами. Ввиду создавшихся трудностей командир 8–го бронепоездного дивизиона полковник Зеленецкий, как старший начальник, взял на себя, совместно с комендантом станции, задачу разгрузить железнодорожный узел. Полковник Зеленецкий лично распоряжался каждой очередной отправкой поездов. За два или три дня станция Раздельная была разгружена. Все бронепоезда двинулись по линии Раздельная – Тирасполь, протяжением приблизительно в 40 верст. К западу от станции Тирасполь находился мост через реку Днестр, вдоль которой проходила граница с территорией Бессарабии, занятой румынскими войсками. Среди отошедших по линии на Тирасполь бронепоездов был и легкий бронепоезд «Коршун», который остановился на станции Кучурган, примерно в 30 верстах к востоку от Тирасполя. Около 28 января бронепоезд «Коршун» получил приказание отправиться на разведку через станцию Раздельная к Одессе, чтобы выяснить, находится ли еще в Одессе штаб генерала Шиллинга. Бронепоезд вышел со станции Кучурган вечером с потушенными огнями. На узловой станции Раздельная все было спокойно. Там бронепоезд повернул на юг, в сторону Одессы. Железнодорожные служащие были этим очень удивлены. Пройдя по направлению к Одессе, примерно 20 верст, бронепоезд «Коршун» остановился на станции, Еремеевка. Начальник этой станции решительно объявил, что генерал Шиллинг и его штаб уже покинули Одессу и ожидается скорое занятие советскими войсками станции Раздельная. Бронепоезд «Коршун» повернул обратно и благополучно дошел ночью до района станции Тирасполь.

29 января стало известно, что продолжавшиеся несколько дней переговоры с румынскими властями окончились без успеха. Румынские власти отказались пропустить части Добровольческой армии через занятую румынами территорию для отправки в Крым. Тогда генерал Бредов приказал оставить боевые составы бронепоездов, приведя их материальную часть в негодность. Командам бронепоездов было приказано отходить вместе с другими нашими частями, взяв с собой по возможности пулеметы, по направлению к пределам Польши. Так в районе Тирасполя были оставлены наши бронепоезда «Витязь», «Доблесть Витязя», «Князь Пожарский», «Непобедимый», «Коршун», «Генерал Шифнер–Маркевич», «Баян», «Генерал Духонин», «Гроза» и еще несколько бронепоездов, недавно сформированных.

Команды бронепоездов, отступавшие в составе отряда генерала Бредова, не были сведены в одну воинскую часть, а присоединились к разным частям. Сохранились последние сведения о некоторых бронепоездах. Сильная эпидемия сыпного тифа распространилась в то время среди чинов команды бронепоезда «Доблесть Витязя». Командир бронепоезда, учитывая обстановку, заранее готовился к далекому походу. Были приготовлены около десяти подвод для перевозки тяжелых больных. 30 января с орудий бронепоезда были сняты прицелы и панорамы, приведены в негодность пулеметы и то ручное оружие, которое приходилось оставить. Рано утром 31 января боевой состав бронепоезда «Доблесть Витязя» был уничтожен. После сильного разгона его спустили под откос, так что бронеплощадки были исковерканы. В паровозе взорвался котел. Команда бронепоезда вошла в состав Волчанского отряда. Уже 2 февраля во время боя с преследующими красными был тяжело ранен командир бронепоезда «Доблесть Витязя», капитан Имшеник–Кондратович. Подпоручики Фок и Радикевич пытались вынести своего тяжело раненного командира, однако он твердым голосом приказал офицерам оставить его и спасаться самим. Затем капитан Имшеник–Кондратович застрелился из револьвера, который все время держал в руке, чтобы не быть захваченным красными.

Команды бронепоездов «Непобедимый» и «Коршун» были присоединены к 75–му пехотному Севастопольскому полку. При команде бронепоезда «Коршун» отправилась в поход подвода, на которую были погружены снятые с боевого состава бронепоезда замки орудий и пулеметов. На ту же подводу погрузили и четыре мешка соли, каковая могла оказаться ценным платежным средством при покупке продовольствия во время похода. Три офицера бронепоезда «Коршун» были тяжко больны сыпным тифом. Удалось устроить их в Тираспольскую городскую больницу, снабдив солдатскими документами и соответственным солдатским обмундированием. Всем трем больным удалось выздороветь. Один из них попал затем в Польшу и присоединился в лагере к своим сослуживцам по бронепоезду.

При оставлении боевого состава бронепоезда «Генерал Духонин» был сожжен паровоз, сняты и утоплены замки орудий и уничтожены пулеметы. Команда бронепоезда присоединилась к команде штаба отряда генерала Бредова.

 

 

В. Сабинский  [151]

ОТСТУПЛЕНИЕ [152]

 

В наш теперь седьмой класс вернулись все шестеро, которые пошли воевать, трое из них были ранены, но благополучно поправились. Романтичный патриотический порыв у молодежи остыл; неприглядная действительность войны, часто грубое обращение офицеров, а у некоторых из них бессмысленная и мстительная жестокость с пленными охладили первоначальное воодушевление. Настроение харьковских обывателей было неспокойное. Помимо возрастающей дороговизны, началось махновское восстание, охватившее широкую территорию южнее Харькова, и хотя на Левобережной Украине их довольно быстро ликвидировали, на Правобережной они крепко засели в районе Екатеринослава и Александровска. Успех махновцев легко объяснялся тем, что их поддерживали крестьяне, не желавшие возвращать землю помещикам, а к этому их часто принуждали при помощи воинских команд и поркой шомполами. О генерале Май–Маевском ходили нехорошие слухи об его пьяных кутежах с дебошами в загородных ресторанах города Харькова.

А на Московском направлении начались трудности. Взятый в начале октября Орел снова пришлось уступить, а в двухнедельной битве у ст. Касторная с конницей Буденного наши части были разбиты, и красная конница ринулась на юг. В начале ноября красные взяли Белгород и стали приближаться к Харькову. Надо было бежать, особенно участникам Белого движения. Мои товарищи начали возвращаться в свои части. Я тоже решил ехать в свою батарею, благо она находилась недалеко, на станции Синельниково, около Екатеринослава, на фронте против Махно.

После потери пушек около Поворина команда батареи не была расформирована, как того она боялась, а наоборот, ей сразу дали новые площадки с английскими в пять и две десятых дюйма пушками. По своим качествам эти орудия превосходили шестидюймовые «кане». Во–первых, они были гораздо скорострельнее, а во–вторых, во время стрельбы не было необходимости опирать их на рельсы. Кроме того, к ним были снаряды так называемого мгновенного действия, очень действенные для поражения живой силы противника. 18 ноября моя мать проводила меня на вокзал, и я на открытой платформе, ежась от холода, направился на юг. На батарее меня опять приняли в телефонную команду, но с братом я разминулся – он поехал в Харьков. Наша смена выехала под командой поручика Полторацкого [153] под Екатеринослав, в котором засели махновцы, взорвав железнодорожный мост через Днепр. Заставу у моста мы и обстреливали, так же как и некоторые места в городе, где, по нашим предположениям, они могли бы собираться. Большую часть времени, находясь на позиции, я проводил на наблюдательном пункте вместе с вольноопределяющимся Алешей, с которым очень подружился. Этот пункт находился на чердаке трехэтажного дома, стоящего к тому же на холме, недалеко от позиции, занимаемой нашей боевой площадкой. Там мы и томились от скуки и холода, наблюдая Екатеринослав, потому что поручик Полторацкий появлялся только изредка, когда надо было пострелять. Но там нас навещала симпатичная девушка Вера, жившая в этом доме, приносившая нам яблоки или чай, оживляя нас своим присутствием и болтовней.

Теперь жизнь на батарее была гораздо беднее, чем раньше. Меня поместили в теплушке на 12 человек, вместе с казаками главным образом Гундоровской станицы. С ними, с «отцами» (обычно принятое у них обращение), которые служили в войске еще с «действительной» до войны четырнадцатого, служить было даже удобнее, чем с вольноперами. Службу они знали хорошо, в работах не ловчили, между собой не спорили, друг над другом не насмехались и опасность переносили спокойнее. Любили петь они свои тягучие, ставшие уже историческими, песни и, как видно, не нервничали от тех ужасов, которые рисовало нам наше воображение в случае поражения. Продукты нам выдавали, и мы варили пищу на печке посредине теплушки.

Брат вернулся из Харькова с сестрой Соней. Он не мог представить себе, что красные могут победить. Ему казалось, что наши скоро оправятся и начнут контрнаступление. Поэтому, опасаясь за отца, он уговорил его приехать на базу, где, по его мнению, отец мог бы благополучно переждать время отступления.

Но фронт рухнул. Выяснилась необходимость взять Екатеринослав, чтобы наши отступавшие от Фастова части могли бы соединиться с нами. После усиленной артиллерийской подготовки лихие казацкие конники проскочили по сохранившимся мостовым фермам и овладели переправой. Да, но скоро опять пришлось оставлять этот город, уже под напором красных. Потянулись один за другим на юг в Крым бесконечные составы. Не хватало паровозов. Наша батарея имела преимущество, располагая всегда паровозом. Один раз мы с боевой площадкой съездили даже на север в недалекий Павлоград, чтобы набрать водки в большом винокуренном заводе. В те месяцы мука и водка представляли собой огромную ценность. Поезд нашей базы удлинился необыкновенно – прицепляли столько, сколько мог увезти паровоз. Вагоны с зерном, мукой и даже с маслом и яйцами тянулись за нами в хвосте. Многие «станишники» везли под своими койками мешки с мукой и бутылки с водкой. К нам стали приставать некоторые отбившиеся от своих частей офицеры. Один дроздовский полковник Баранов вез с собой молодую жену. Другой приставший поручик застрелился в офицерском вагоне, почти на глазах у присутствующих, потрясенный, вероятно, разгромом Белой армии.

Наконец, засинели Сиваши и мы, перевалив Чонгарский мост, оказались в Крыму и, как нам казалось, в безопасности, потому что красная конница нас уже не могла обойти и отрезать. Но защищать Крым нам не пришлось. Оказалось, что установки наших пушек сделаны были недостаточно солидно, вследствие чего многие болты повыскакивали и мы должны были отправиться в Севастополь для исправлений. Новый двадцатый год мы встретили в Симферополе, где еще можно было купить вино и вкусные фруктовые и овощные консервы. Проводил его в своей солдатской компании. Вообще личных контактов с братом на службе у меня было мало. Если иногда я заходил вечером к нему в купе, то он приказывал угостить меня ужином или чаем с офицерской кухни, и этим дело ограничивалось.

По прибытии в Севастополь поезд нашей базы остановился на пристани Южной бухты, почти напротив старых броненосцев, стоявших намертво со взорванными котлами. Кто‑то на них все‑таки обитал, потому что было слышно, как били «склянки», то есть часы. Наша кормежка стала плохой, мяса почти не давали, а взамен его мы часто стали получать камсу (маленькие соленые рыбки). Служба стала ограничиваться несением караулов у чинившихся пушек да нарядами на кухню, но зато нас стал косить сыпной тиф. Этой осенью и зимой мы не могли избавиться от вшей, потому что в нашем поезде не было ни бани, ни камеры для выпаривания одежды. Мой друг Алеша умер, так как по перенесении сыпного тифа заболел возвратным, заразившись там же в околодке. Комбинация фатальная. Я тоже заболел, но удивительно, что возвратным, хотя сосед по койке перед этим заболел сыпным. Лежал я опять в дивизионном околодке и перенес четыре приступа. Очень жалел Алешу – гибель его казалась такой бессмысленной.

Моему брату удалось устроить отца священником в управление дивизиона, а сестру фельдшерицей, так что положение членов нашей семьи временно стабилизировалось. Защита Крыма укрепилась. Генерал Слащев проявил при этом необычайную энергию и храбрость. Случалось, что лично, только со своим конным конвоем, отбивал он проникшие на Крымский полуостров отряды красных. Починка наших пушек затянулась на все три месяца, и в этот период вынужденного отсутствия активности нашлись в команде два любителя стихотворчества, которые сочинили сатирическую поэму, направленную главным образом против тех, кто занимался присвоением брошенного на станциях имущества. Начиналась она так:

 

Мы третий день на фронте,

А всюду говорят,

Четвертая морская умеет воевать.

И лишь Махно заметит,

Снарядом туда метит,

Не думая, попал он или нет.

И если нам случится

Заметить, что вагон

Вином иль одеялами доверху нагружен,

Мы пломбы прочь срываем,

Совсем не рассуждаем

На тему, что сорвать иль не сорвать.

 

И так далее в этом роде. В первых строках здесь приведен намек на решительные действия батареи против Махно. В действительности это так, что в боях против него наша батарея, вооруженная теперь новыми скорострельными английскими пушками, иногда без прикрытия выдвигалась вперед и стреляла по махновцам прямой наводкой. На ровном месте и не очень больших дистанциях снаряды мгновенного действия, делая рикошет, рвались в воздухе, нанося большой урон противнику и наводя панику.

Надо сказать, что команда батареи жила своей обособленной жизнью. С начала девятнадцатого года ее состав почти не меняли, а контактов с другими воинскими частями или населением тоже было мало. Поезд базы, передвигаясь часто по железной дороге, если и задерживался где‑нибудь на третьем пути или маленьком степном разъезде, то на очень краткое время. Служба, пребывание на позиции, отнимало много времени и менялось мало в своей ритмической постоянности, так что команда, около 70 человек, варилась, что называется, в «собственном соку», мало замечая общую трагедию России. Разговаривали больше о том, чем нас будут кормить сегодня или кто кого обидел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.049 с.)