Роль танкистов в спасении транспорта «Дон» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль танкистов в спасении транспорта «Дон»



 

На экстренном собрании господ офицеров и командира отряда было решено, что, если к вечеру мы не достанем буксира, взорвать транспорт, а самим, захватив пулеметы и гранаты, пробиваться в Румынию.

На молу у выхода на улицу была поставлена баррикада с дежурившими у нее вооруженными танкистами, под командой капитана (тогда поручика) князя В. П. Микеладзе. [140] На палубе транспорта установили пулеметы с танков, а на капитанском мостике поставили пулемет «виккерс». С этим пулеметом были знакомы только двое из танкистов – поручик Любич–Ярмолович [141] и я. Мы по очереди находились у пулемета и вели тщательное наблюдение за портом и домами, расположенными на спуске к порту. Ведь из каждого окна мог быть открыт по нам губительный огонь. Мы были как на ладони.

Тем временем к нам прибывали отдельные группы беженцев, даже с детьми. Среди них были и военные, почему‑либо отставшие от своих частей. Каждому из них было объяснено наше безвыходное положение. Но они верили нам, танкистам, энергичным и решительным воинам. Вскоре стали появляться парламентеры большевиков с белыми флагами, предлагая нам сдаться. Конечно, мы ни в какие переговоры с ними не вступали. Под вечер по улице вдоль порта проехал большевистский бронеавтомобиль. С него махали белым флагом и кричали, предлагая нам перейти на их сторону: «Ведь все равно мы вас возьмем».

Видя бесцельность их уговоров, красные открыли ружейный и пулеметный огонь по «Дону». Среди чинов отряда появились раненые. Уже вечерело, и нам ясно были видны вспышки их выстрелов. По ним с транспорта сразу открывали точный огонь из нескольких пулеметов. Было бы ошибкой думать, что мы сидели сложа руки, ожидая, что нам кто‑то поможет. По распоряжению командира отряда была выделена хорошо вооруженная группа танкистов с целью обследовать по возможности все молы в надежде найти буксир. К сожалению, из моей памяти стерлись имена наших разведчиков, единственно помню, что в эту группу входил водитель танка «Генерал Скобелев» капитан В. Бекич (тогда он был в чине поручика).

Переходя с мола на мол, конечно под прикрытием огня пулеметов с транспорта, эта группа обнаружила транспорт «Александрия», котлы которого были в исправности. Вызвав капитана «Александрии», ему сразу же, угрожая револьвером, приказали идти на помощь «Дону». К сожалению, в машинах не оказалось достаточно машинного масла. Сейчас же двое были посланы на «Дон» и вскоре вернулись, неся бидоны машинного масла. Под угрозой оружия машинисты «Александрии» начали в котлах поднимать пары. Не теряя минуты, эта группа разведчиков осмотрела трюмы «Александрии» и обнаружила там совершенно новые английские мотоциклеты «Триумф». Но вот с «Дона» прибежал танкист с приказанием командира отряда немедленно возвращаться на «Дон». К сожалению, захватить с собой мотоциклеты у них не было времени.

Пока эта группа наших разведчиков исследовала молы, автор этих строк нес свое очередное дежурство у пулемета на капитанском мостике. К этому времени из окон, дворов и улиц вышеназванного склона большевики повели уже интенсивный огонь по «Дону». Вдруг я заметил группу красных, которая перебегала от дома к дому в направлении построенной нами баррикады. Прицельным пулеметным огнем я разогнал эту группу.

Обстреливая отдельные группы красных, продвигавшихся в нашем направлении, я все же вел наблюдение за портом. Неожиданно среди леса мачт я увидел поднимающийся столб дыма. Ясно – это нужный нам буксир. Спускаться по лесенке с капитанского мостика, который в данный момент являлся мишенью для красных стрелков, было неблагоразумно, поэтому я просто спрыгнул вниз на палубу и мгновенно спустился в кают–компанию. Там я доложил о виденном дымке командиру отряда полковнику Мироновичу. Он сейчас же отрядил вторую группу для захвата этого буксира. В эту группу были назначены: поручик М. Багинов, [142] поручик Я. Тарасюк, [143] морской лейтенант, прибывший к нам одиночкой из Одессы, фамилии которого я не помню, и еще двое – имена их забыл.

Сразу же все танкисты бросились на палубу к своим пулеметам, а я вернулся на капитанский мостик. Как только эта группа появилась на улице, идущей вдоль порта, на нее сейчас же попыталась наброситься банда красной матросни, но, получив хороший гостинец из пулеметов «Дона», они поспешно скрылись, оставив на улице трех–четырех убитых. Так под прикрытием нашего прицельного огня эта группа под водительством бесстрашного поручика М. Багинова наконец добралась до своей цели. Оказался это небольшой катер «Сурож», команда которого, заметив приближение группы офицеров, поспешно стала снимать свои швартовы, и корма катера начала отходить от мола.

Но поручики М. Багинов и Я. Тарасюк, а также и морской лейтенант X., а за ними остальные, рискуя упасть в воду, с разбегу прыгнули на катер. Началась рукопашная схватка, во время которой один из команды катера «Сурож» выстрелом в упор из револьвера снес полщеки морского лейтенанта. Все это взяло какой‑то миг. Рассказывать долго. Медлить же нельзя. Если не я, так он меня. Ударом кортика лейтенант поразил своего противника. Через момент под угрозой нашего оружия команда «Сурожа» подчинилась и, следуя приказам морского лейтенанта, подвела катер к носу «Дона».

Тут уж вывод «Дона» из порта Одессы перешел в руки кавторанга А. С. Зеленого, а лейтенанта передали на попечение нашего доктора Ляхно. Машина катера была слаба, а угля в трюме было, что говорится, едва–едва, но все же транспорт «Дон» был выведен из Одесского порта на полпути к внешнему рейду, как раз против маяка у входа в порт Одессы.

Рассказ мой был бы неточен, если не упомянуть тот небывалый мороз, охвативший всю Одессу, а также и залив Черного моря, омывающий берег Одессы. Мне запомнилось на всю жизнь, что, начиная с полудня 25 января 1920 года, вода в порту начала дымиться. Другими словами, разница температур воздуха и воды вызвала этот феномен. К вечеру мороз все крепчал и крепчал, но ветра, слава Богу, не было.

Проснувшись на другой день рано утром, мы были поражены небывалой картиной. Все кругом было бело. Воды нет, ее покрывает толстый слой льда, и, насколько глаз хватает, все было покрыто льдом, только вдали виднелся контур английского дредноута «Император Индии».

Такое положение вещей сразу нас поставило в тяжелое положение. Ведь теперь от берега до нас был настоящий сухопутный путь. За ночь наш транспорт как‑то сдвинулся и теперь, замерзший во льду, оказался как раз против одного из молов Одесского порта. В бинокль мы увидели, что в конце мола, прикрытая каким‑то щитом, была поставлена пушка, около которой возились какие‑то люди. Вскоре с этого мола отделились два человека с белым флагом, которые по льду прямо шли к транспорту. Поднявшись на палубу, они объявили нам, что они являются делегатами красных и предлагают нам вернуться в порт, обещая, что никому никаких репрессий не будет.

Выслушав их, им сказали, что одного из них мы отпускаем обратно, а другого задерживаем заложником. При первом же выстреле по нас мы его сейчас же на их глазах повесим. Затем им было добавлено, что, как только к нам придет помощь, мы сразу же отпустим заложника. После этого один из них был спущен на лед, а другой был заперт под караулом в одну из кают. Тем временем командир отряда решил, не дожидаясь, пока к нам подойдет какая‑либо помощь, самим войти в связь с англичанами. Для этого он решил воспользоваться небольшим моторным катером, который был прикреплен к корме транспорта «Дон» еще во время его стоянки у мола «РОПИТа».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.005 с.)