Глава 3. Факторы развития микрорайонов г. Новочебоксарск 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Факторы развития микрорайонов г. Новочебоксарск



Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

- внешние (экзогенные);

- внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

- природно-географические;

- культурно-исторические;

- экономические;

- социальные;

- демографические;

- политико-правовые;

- технологические;

- экологические.

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения.

Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, воз­можность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности.

В целом же природно - географические и культурно - исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.

Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан.

От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма.

К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 %.приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6-10 %.

Развитие туризма очень чувствительно к тому, в какой фазе экономического цикла — подъема или спада — находится не только национальная, но и мировая экономика.

Среди социальных факторов развития туризма в первую оче­редь необходимо отметить увеличение продолжительности сво­бодного времени населения (сокращение рабочего времени, уве­личение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов.

Подобные поездки означают рост активности и мобильности туристов. «Краткосрочные» посетители обычно несут большие расходы в расчете на один день пребывания в посещаемом месте по сравнению с туристами, совершающими длительные поездки. Кроме того, «путешествия с интервалами» совершаются в течение всего года, способствуя тем самым решению одной из основных проблем туризма — сглаживанию сезонных колебаний спроса.

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.

Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом и его отдельных регионах прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов.

К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок [10].

Туристские территории представлены туристскими зонами и районами (регионами). В свою очередь туристские районы включают ряд нижестоящих таксономических уровней: туристские микрорайоны, центры и объекты (предприятия).

При туристском районировании и оценке степени освоенности туристских территорий целесообразно выделять туристские территории трех типов:

1) территории с наиболее ценными и разнообразными туристскими ресурсами, широко используемыми для организации отдыха в период массовых отпусков;

2) территории с разнообразными ресурсами для каникулярного, отпускного и праздничного отдыха;

3) территории с ограниченными ресурсами, на основе которых туризм и рекреация могут развиваться в зависимости от имеющихся потребностей в организации мест отдыха, в том числе по инициативе местных властей с целью ускорения социально-экономического развития регионов.

В нашей стране разработана модель развития туристских территорий, разработанная Ю. А. Ведениным и дополненная Ю. А. Худеньких. Согласно этой модели, туристские территории в своем развитии проходят три взаимосвязанные стадии (формирование, зрелость и деградация), каждая из которых включает два этапа. В частности, на стадии формирования туристские территории проходят этапы возникновения и становления; на стадии зрелости район переживает расцвет, а затем и стагнацию; и, наконец, стадия деградации включает этапы упадка и исчезновения туристской территории.

1 этап. Возникновение (Формирование).

Во время данного этапа происходят следующие процессы:

- возрастание объема информации;

- рекреационное освоение территории;

- появление отдельных групп туристов, черпающих информацию из устных сообщений или письменных отчетов первопроходцев, отличающихся невысокими требованиями к комфорту;

- туристский поток невелик, трудноизмерим, его величина прямо пропорциональна объему информации о районе, который можно выразить в количестве и доступности, детальности описания;

- дополнительным критерием могут служить затраты на преодоление расстояний.

2 этап. Становление (Увеличение числа туристских предприятий)

Критерием данного этапа является:

- оформление регулярных групп туристов;

- возрастание туристского потока;

- формирование общей и специальной инфраструктуры;

- появление предприятий, обслуживающих туристов и отдыхающих. Туристские предприятия не только формируют туристский продукт, но и берут на себя функцию распространения информации. В территориальной структуре происходят процессы концентрирования и диверсификации туристских функций, хотя отдельные территории остаются монофункциональными (курорты).

3 этап. Расцвет (Возрастание туристского потока)

Туристский поток растет высокими темпами, достигая максимума. Формируются взаимосвязанные сети туристских предприятий, которые могут вызывать появление туристских агломераций. Наличие системы регулирования туризма позволяет организовать статистический учет, что дает возможность оценивать процессы развития на основе объемов конкретных туристских потоков. В территориальной структуре достигается высокий уровень диверсификации туристских функций, начинается территориальная диверсификация, выстраивается иерархическая структура многофункционального туристского комплекса.

4 этап. Стагнация (Стабилизация туристского потока)

Активная туристская деятельность населения, но туристский поток характеризуется нулевыми или отрицательными темпами роста. Наличие разветвленного туристского комплекса, но замедление процессов развития сети туристских предприятий. Закрепляется территориальное дифференцирование туристских функций и проявляется процесс интегрирования туристских территорий.

5 этап. Упадок (Сокращение туристского потока)

Наблюдается резкое сокращение туристского потока, а также деформация сети туристских предприятий и исчезновение отдельных туристских функций территории.

6 этап. Исчезновение (Сокращение числа туристских предприятий)

Привлекательность территории снижается, так как туристская функция вытесняется другими отраслями хозяйства. Происходит резкое сокращение туристских предприятий.

Любые туристские территории обладают емкостью. Туристская емкость территории учитывает вместимость базы, предоставляющей услуги гостеприимства, предприятий общественного питания и других предприятий. Емкость туристской территории определяет максимальное число туристов, одновременно пользующихся отдельными объектами, не уменьшая круга и уровня туристских услуг [6].


 

Заключение

Развитие туризма в целом зависит от комплекса условий: природно-географических, историко-политических, социально-экономических, демографических, сложившиеся в обществе и факторов, которые их определяют.

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. Внутренние факторы, воздействуют на явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере.

Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и страны в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристический поток.

В данной курсовой работе были представлены факторы и этапы развития тур пространства, которые можно использовать для развития туристского пространства микрорайонов г. Новочебоксарск.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.01 с.)