Тема 4. Американская цивилизация в XIX веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Американская цивилизация в XIX веке.



Задание 1. Выполните задания к разделу темы « Война за независимость в Латинской Америке (1810–1826).Образование независимых государств ».

1. Определите предпосылки войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке.

2. Первыми вождями освободительной борьбы в Мексике были сельские священники Идальго и Морелос, тогда, как католическая церковь во главе с высшим духовенством активно поддерживала испанских колонизаторов, отлучала от церкви и предавала суду инквизиции священников, участвовавших в борьбе за независимость. Чем объясняется, что церковь поддерживала колониальные власти? Почему первыми вождями освободительной борьбы стали сельские священники?

3. Вожди восстаний в Мексике – Идальго и Морелос издали указы о ликвидации рабства, расового неравенства, феодальных повинностей, о возращении индейцам земель, захваченных колонизаторами, об отмене многочисленных налогов, провозгласили независимость страны. Интересы каких классов и слоев населения, участвовавших в борьбе, удовлетворили эти указы?

4. До 1816 г. отдельные восстания в испанских колониях Латинской Америке терпели неудачу. В этом году Боливар обратился к населению Венесуэлы с воззванием о полной отмене рабства, а затем издал указ о конфискации имущества испанского короля и его сторонников, о наделении землей революционной армии. Чем объясняются успехи освободительной борьбы в Южной Америке после этих указов Боливара?

5. Между различными классами, участвовавшими в освободительной борьбе, существовали глубокие противоречия. Какие общие цели объединяли участников освободительной борьбы?

6. Найдите на карте крупнейшие центры и районы национально-освободительной борьбы; походы освободительных армий под руководством Боливара и Сан-Мартина; государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы и даты их основания.

7. Определите итоги национально-освободительных буржуазных революций в Латинской Америке, сделав записи в таблице.

Задачи революции, которые были решены Нерешенные задачи революции
   

На основе мероприятий определите сущность войны за независимость в Латинской Америке. Сравните эти мероприятия с теми, которые были проведены в Англии, США и Франции в ходе буржуазных революций. Объясните, почему страны Латинской Америке в дальнейшем отставали от них в своем развитии.

8. Война за независимость испанских колоний вызвала различное к себе отношение: Англия и США считали для себя выгодным отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный Союз, в течение ряда лет разрабатывали планы вооруженной интервенции с целью восстановления испанского владычества в Латинской Америке.

9. Освободительное движение шло под сильными демократическими лозунгами. Однако, его победа вовсе не обозначала торжество демократических принципов. Как вы думаете почему?

10. Каково было международное значение войны за независимость колоний в Латинской Америке?

11. Назовите независимые государства, образовавшиеся к середине XIX в.

12. Объясните, почему войны за независимость колоний в Латинской Америке следует считать революциями.

13. За какие заслуги Идальго и Морелос считаются народными героями Мексики, а Боливар заслужил почетное звание «Освободитель»?

14. Раскройте содержание понятия «антиколониальная революция» почему революции в Латинской Америке характеризуются как незавершенные?

15. Война за независимость испанских колоний вызвала различное к себе отношение. Англия и США считали для себя выгодным отделение колоний от Испании, а страны, входившие в Священный Союз, стремились к восстановлению испанского владычества в Латинской Америке. Чем вы можете объяснить такие разные позиции этих держав?

16. Заполните таблицу.

Годы Основные события Результаты
     

17. Покажите на карте государства, образовавшиеся в результате освободительной борьбы народов Латинской Америке.

18. Как вы думаете, почему именно в Латинской Америке стало возможно такое явление, как каудильизм.

19. Отмена рабства в Латинской Америке происходила мучительно трудно. Только в 1850-х гг. оно отменено в Колумбии, Перу и Венесуэле. В Бразилии оно было упразднено лишь в 1880-х гг. Столь же трудно было установить демократические принципы. В Бразилии до 1889 г. сохранялась монархия. В прочих латиноамериканских государствах время от времени к власти приходили диктаторы-каудильо. Как вы думаете, почему диктатура становиться столь привычным явлением для стран Латинской Америке?

20. Отсталость стран в значительной мере определялась тем, что этот регион сохранял социальную структуру колониальных времен, которую в несколько упрощенном виде можно обрисовать так: плантатор – зависимый крестьянин. При этом процесс урбанизации протекал в Латинской Америке чрезвычайно медленно, что объясняется низким уровнем развития промышленности. Почему промышленность столь медленно развивалась в регионе? Что преимущественно экспортировала Латинская Америка?

21. Знаком «+» или «–» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

После завершения национально-освободительного движения в Латинской Америке сохранились следующие явления, мешавшие быстрому экономическому развитию молодых независимых государств:

1) длительные войны с целью территориальных захватов;

2) политическая нестабильность, выражавшаяся в бесконечных государственных переворотах, сменах правительств;

3) господство диктаторских режимов;

4) долгий путь создания национальных государств;

5) сильное влияние католической религии на повседневную жизнь населения латиноамериканских государств;

6) существование отношений, характерных для традиционного общества;

7) узость внутреннего рынка, вызванная нищетой большинства населения;

8) существование рабства;

9) жесткая иерархия, соблюдавшаяся в отношениях между людьми;

10) бедность населения, постоянно порождающая крестьянские восстания, выступления рабочих, революции.

22. Объясните название раздела – Латиноамериканский «плавильный котел».

Задание 2. Выполните задания к разделу темы «Гражданская война в США»

1) Доля США в мировом промышленном производстве возросла с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. К началу гражданской Войны США вышли на четвертое место в мире по объему промышленного производства. Выскажите предположения, чем объясняется быстрый рост промышленного производства в США к 1860 г. К каким последствиям это должно было привести?

2) В первой половине ХIХ в. в США быстро развивались средства транспорта: к 1860 г. было построено свыше 45 тыс. км железнодорожных линий (из 90 тыс. км во всем мире), до 100 тыс. км дорог с твердым покрытием. Выясните, какое значение для развития капитализма в США имело строительство дорог и развитие средств транспорта.

3) После завоевания независимости в ХVIII в. США развивались в условиях, когда на Западе был большой фонд «свободных земель». Выясните последствия этого факта для развития: а) капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве; б) плантационного рабства; в) рабочего движения.

4) В 1860 г. в США было более 2,4 млн. фермеров и около 800 тыс. батраков, применялось до 250 тыс. жатвенных машин. Общая стоимость продукции ферм возросла за 40 лет в 6 раз. Сделайте выводы, как развивалось сельское хозяйство в США перед гражданской войной.

5) До 1865 г. на Юге США господствовал полувоенный режим с ночными патрулями и строгой организацией по принципу «всякий белый человек-солдат».

6) В 1854 г. власти схватили на улице Бостона беглого раба из штата Виргиния Антони Бернса. Местные аболиционисты выступали в печати в его защиту и пытались освободить беглеца из тюрьмы, но полиция арестовала участников нападения. В Бостон были вызваны войска, и под их охраной Бернса в цепях провели по улицам города в порт для отправки в Виргинию. Десятки тысяч людей вышли тогда на демонстрацию протеста, в городе были приспущены флаги в знак траура. Как действовали аболиционисты, чтобы защитить беглого раба? Что предприняли власти? Чем можно объяснить их действия?

7) Американские буржуазные историки доказывают, что, в отличие от стран Европы, которые силой захватывали чужие территории, США только «приобретали», покупали их. Правы ли американские историки? Докажите свою мысль фактами. Рассмотрите карту «США в конце ХVIII – первой половине ХIХ в.» в атласе. Как вы думаете, зачем понадобилось им изображать таким образом расширение территории США? Кто был заинтересован в захватах новых земель? Почему?

8) Рабочее движение в США в ХIХ в. развивалось медленнее, чем в странах Западной Европы. Укажите три причины, тормозившие обострение классовой борьбы американских рабочих.

9) мериканские марксисты призывали рабочих активно включиться в борьбу против рабства. Почему рабочие были заинтересованы в уничтожении рабства?

10) Англичанин Олмстед в книге «Путешествие по прибрежным рабовладельческим штатам» писал до гражданской войны: «Здесь крайне трудно вводить новые, усовершенствованные методы труда... На многих плантациях никогда не пользовались плугом. Землю подготовляют к посеву, разрыхляя мотыгой…» Чем объяснялось применение примитивных орудий труда в рабовладельческих штатах?

11) Перед гражданской войной развернулась борьба между рабовладельцами и фермерами за территории на Западе (см. карту «США в конце ХVIII – первой половине ХIХ в. в атласе): рабовладельцы стремились распространить рабство на новые территории, а фермеры требовали бесплатной раздачи земель. Почему вопрос о западных землях приобрел в 50-х гг. первостепенное значение? Почему рабство на Юге не могло существовать без распространения на новые территории?

12) Образовавшаяся в 1854 г. республиканская партия выдвинула следующие требования: запретить распространение рабства на западных землях, ввести бесплатную раздачу участков земли на Западе всем желающим, установить высокие таможенные пошлины на ввозимые в страну промышленные товары. В интересах каких классов были выставлены эти требования? Чьи интересы были бы ущемлены такими мероприятиями?

13) Накануне гражданской войны сенатор Хаммонд из штата Южная Каролина писал: «Хлопок, рис, табак и морские припасы правят миром, и мы обладаем достаточным здравым смыслом, чтобы понять это... Север без нас превратится в беззащитного ягненка и погибнет от парши и голода». Прав ли был сенатор из южного штата в своей оценке создавшегося положения? В чем состоит просчет южан?

14) Найдите на карте в атласе территории штатов, свободных от рабства, и рабовладельческих штатов, а также территорию Конфедерации.

К началу гражданской войны в США было следующее соотношение сил:

Показатель Север Юг
Население   Наёмные рабочие   Капитал промышленных предприятий Капитал в банках Хлопчатобумажные фабрики (шт.) 22 млн. человек   1200 тыс. и 700 тыс. батраков 850 млн. долларов   400 млн. долларов   99 9 млн. человек (из них 4 млн. рабов) 170 тыс.   170 млн. долларов   22 млн. долларов   8

Какие преимущества вытекали для Севера из каждого показателя? На что рассчитывали южане, начиная войну? Почему их надежды не оправдались?

14. В начале гражданской войны А. Линкольн говорил: «Моя высшая цель в этой борьбе – спасение Союза, а не спасение или уничтожение рабства». В первый период войны северяне действовали нерешительно и применяли план «удавного окружения». Как вы оцениваете позицию Линкольна в первый период Войны? Какова связь между целью буржуазии Севера и военным планом северян? Дайте характеристику Линкольну.

15. В начале гражданской войны конгресс США в своем решении записал, что война ведется «не в целях уничтожения рабства, а для того чтобы... сохранить Союз», Наиболее решительную позицию среди аболиционистов занимал Фредерик Дуглас: «Быть или не быть рабству – таков вопрос войны». Объясните, почему позиция Дугласа была более правильной.

16. Генерал Шерман, выражая настроения командования северян, писал другому генералу: «Большинство наших солдат должны быть белыми. Черные войска следует использовать осторожно и с учетом расовых предрассудков» (среди белых военнослужащих). Сделайте выводы об отношении высших офицеров северян к призыву негров на военную службу. Почему, несмотря на это, негров допустили в армию?

17. В 1862 г. Маркс писал: «Мы присутствовали пока лишь при первом акте гражданской войны – войны, которая велась по-конститу­ционному. Второй акт – ведение войны по-революционному – еще впереди». Какую цель ставила в начале войны буржуазия Севера? Чем объясняется ее нерешительность в ведении войны? Что побудило буржуазию перейти к войне по-революционному? В чем выразился этот переход? Что дает основание считать гражданскую войну в США буржуазно-демократической революцией?

18. Составьте таблицу:

Два периода гражданской войны в США

План сравнения Первый период (1861–1862 гг.) Второй период (1863–1865 гг.)
Цели буржуазии Севера Политические мероприятия Военные планы северян и их действия    

19. Чиновник, занимавшийся призывом черных рабов в армию, сообщил: Я никогда не видел такого энтузиазма...» «В первой же битве, – писала одна газета, – негры «сражались, как тигры», а бригадный генерал говорил, что они проявили в бою не только большую отвагу, по и высокое воинское мастерство». Какую роль играли черные в Гражданской войне? Чем объясняются их активность и хорошие боевые качества?

20. Составьте таблицу.

Отличие Гражданской войны от войны за независимость в Северной Америке

План сравнения Война за независимость Северной Америки Гражданская война в США
1) Уровень развития капитализма 2) Цели и характер воин 3) Движущие силы 4) Достигнутые результаты    

21. В годы Реконструкции двое чернокожих от южных штатов были избраны в сенат и 14–в палату представителей, хотя большинство из них были прежде рабами и не имели никакого образования. Многие черные занимали должности в органах местного самоуправления или входили в отряды милиции и самообороны, дававшие отпор рабовладельцам и их сторонникам. Но в дальнейшем правительство США пошло на компромисс с плантаторами и завоевания черных на Юге были уничтожены. Сделайте выводы о роли черного населения в период Реконструкции Юга. Почему буржуазия Севера пошла на компромисс с бывшими рабовладельцами?

22. В 1867 г. конгресс США принял закон о выделении для поселения индейцев специальных территорий – резерваций, куда индейцы выселялись насильно с помощью войск. Если после открытия Америки на территории будущих США проживало около 1 млн. индейцев, то к 1880 г. их осталось около. 200 тыс. человек. Какая связь существует между этими фактами?

 

 

МОДУЛЬ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.02 с.)