Идеология феминизма на западе и в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеология феминизма на западе и в России.



Феминизм в США, Канаде и ряде стран Западной Европы исследователями феминизма делится на три волны: феминизм первой, второй и третьей волны. Недавние (в начале 2010-х годов) исследования показывают, что может быть четвёртая волна, отчасти характеризуемая новыми медиа-платформами.

Феминизм первой волны был ориентирован на положение белых женщин среднего и высшего классов и включал избирательное право и политическое равенство. Феминизм второй волны пытался бороться с социальным и культурным неравенством. В то время как первая волна феминизма затронула в основном белых женщин среднего класса, вторая волна привлекла цветных женщин и женщин из развивающихся стран. Феминизм третьей волны продолжает бороться с финансовым, социальным и культурным неравенством и включает кампанию за большее влияние женщин в политике и СМИ.

Женское движение повлекло за собой изменения в западном обществе, в том числе избирательное право женщин, право инициировать бракоразводный процесс и развод «без вины», право женщин принимать индивидуальные решения в отношении беременности (включая доступ к противозачаточным средствам и абортам) и право на собственную собственность. Это также привело к широкой занятости женщин за более справедливую заработную плату и дало женщинам доступ к университетскому образованию.

Женское движение в России начинается в середине ХIХ в., оно связано с попытками обеспечить женщин возможностями профессиональной занятости, экономической независимости и борьбой за их доступ к высшему образованию. «Женский вопрос» в России рассматривался как важнейший составляющий социалистической революции. Юридическое равноправие женщин и мужчин закрепила Конституция 1918. В советское время термин «феминизм» ассоциировался с чем-то негативным, идеологическим, привнесенном с Запада. В конце 80–х гг. ХХ в. появились женские группы, открыто поставили под сомнение «опыт решения женского вопроса в СССР», показав, что он не решен, что женщины даже формально не полностью уравнены в правах с мужчинами, а о фактическом равенстве и вовсе говорить нельзя. Сегодня феминистское движение в России представлено множеством женских организаций, союзов, клубов, объединений по профессиям, женских советов, объединений солдатских матерей и т.д. Они осуществляют широкий спектр действий по защите и продвижению интересов женщин, изменению традиционной патриархатной культуры, создание новых ценностей (женская индивидуальность, личностная автономность, право женщин на творческую самореализацию и участие в экономическом и культурном процессе). Российские феминистские организации пропагандируют принципы социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия, беспризорности, наркомании, торговли женщинами). В отечественном социогуманитарном знании наблюдается повышенный интерес к так называемым «гендерным» проблемам, есть попытки дисциплинарного оформления «феминологии» и «гендерологии». Наибольшее внимание женских организаций обращено к вопросам прав человека, проблемам социальной защиты женщин, законотворчества, юридической поддержки и общественной защиты в судах, организации общественных приемных. Некоторые специализируются на оказании конкретной правовой помощи, связанной с защитой прав призывников, солдат, родителей военнослужащих.

Сегодня защита прав женщин не считается исключительно внутригосударственным делом, в международном праве возрастает удельный вес и значение норм, посвященных положению женщин, созданы международно-правовые механизмы контроля за соблюдением этих стандартов. Женщинам предоставляются возможности защищать свои права путем непосредственного обращения в международные судебные органы. Главные установки современного женского движения – ненасилие и гуманистические ценности, эгалитаризм и партнерство в качестве основы отношений между мужчиной и женщиной, признание их различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях.


30. Образование как социальный институт. Его место и роль в развитии и функционировании общества.

Образование – один из наиболее древних социальных институтов, существование которого обусловлено потребностями общества производить и передавать знания, умения, навыки, готовить новые поколения к самостоятельной жизни, обучать субъектов социального действия эффективным способам решения экономических, политических, социокультурных проблем.

В современном мире образование – сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Образование интегрирует различные виды и содержание учебной и воспитательной деятельности в единую социальную систему, ориентирует их на социальный заказ и потребности общества. Развитие самого общества, состояние его культуры и духовности, темпы экономического, научно-технического, социального прогресса зависят от качества и уровня образования.

Возникновение социологии образования и разработка ее теоретико-методологических основ большинством исследователей относится к рубежу XIX–XX вв. и связывается с именами Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. Дьюи.

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования.

Социология образования становится той областью науки, которая обеспечивает взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, философии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования.

Большинство социологов выделяет следующие функции образования:

● передача (трансляция) знаний от поколения к поколению;

● усвоение ценностей господствующей культуры, преемственность социального опыта, генерирование и сохранение культуры общества;

● социализация личности и ее интеграция в общество;

● содействие воспроизводству и изменению социальной структуры общества, канал индивидуальной социальной мобильности;

● социальный контроль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.008 с.)