Основные методологические направления и школы в социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методологические направления и школы в социологии.



Категории социологии.

Социологические категории – это основные понятия, которые составляют базу в терминологическом словаре социологии, в которых отражена социальная реальность. Вместе с тем, в этих понятиях выражается сущность непосредственно процессов социологического знания, совместно с его методами и механизмами реализации.

В основе терминологического словаря социологии находятся три группы категорий:

общенаучные категории, которые интерпретируются социологическим знанием (Например: социальная структура, социальное развитие, социальная система и прочие).

непосредственно социологические категории (Например: социальный институт, социальный статус, социальная стратификация и прочие).

категории смежных с социологией дисциплинами (Например: личность, культура, власть, государство и прочие).

Одной из исходных категорий социологического знания является термин «социальное», с помощью которого принято определять некоторые значимые категории социологии, среди которых: «социальный институт», «социальная организация», «социальная структура», «социальное действие и взаимодействие», «социальная система», «социальная общность», «социальные отношения» и прочие.

Функции социологии.

В основе выделения отдельных функций социологии лежит, с одной стороны, необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой – выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога.

познавательная функция – в ходе ее осуществления задача социологии будет состоять в выявлении связей между взаимосвязанными социальными фактами, проявляющихся в форме определенных тенденций;

прогностическая функция – своеобразное продолжение познавательной функции, чрезвычайно важная и значимая для социологии, позволяющая не потерять чувство нового и видение будущих результатов изменения социального процесса, выражаясь в социологическом прогнозе;

идеологическая функция (функция ценностного ориентирования) – социология способствует формированию определенных взглядов, интересов, ценностей, которые будучи осознанными, побуждают личность к практической социально ориентированной деятельности;

управленческая функция – социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений. В случае ее реализации – в масштабах общества, регионов, городов, предприятий, организаций – решения становятся более аргументированными и выверенными.

Методы социологии.

1) количественные (жесткие) методы:

изучение документальной информации – официальные и неофициальные; первичные и вторичные; письменные, иконографические, статистические, фонетические, компьютерные;

социологическое наблюдение – включенное и невключенное; систематическое и случайное; полевое и лабораторное.

социологический опрос:

• письменный (анкетирование) – индивидуальный и коллективный;

• устный (интервью)

изучение бюджетов времени – соотношение временных расходов, просматривает значение того или иного вида деятельности в жизни человека, его стремление к определенным ценностям и целям.

 

2) качественные (мягкие) методы:

метод «фокус-групп» – состоит в организации групповой дискуссии (в пределах 15 человек) направлен на выявление различий в понимании тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений конкретными группами. Ведётся модератором – исследователем проблемы, и зависит от степени его подготовленности;

биографический метод – (биографии – автобиографии, описанные) направлен на исследование субъективной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути отдельного человека, позволяет постичь внутренний мир индивида и определенную логическую связь и последовательность человеческого поведения;

метод кейс-стади – объектом анализа служит отдельный случай, либо конкретная социальная общность. Предполагает длительное погружение социолога в исследуемый объект, нередко с помощью метода включенного наблюдения.

 

Социализация и ее формы.

Динамика народонаселения.

Вся история человечества неразрывно связана с развитием и совершенствованием производственных отношений и соответствующих им производительных сил, а также их влиянием на динамику численности и воспроизводства населения. Отсутствие достоверных данных не позволяет однозначно оценить динамику численности мирового населения вплоть до начала XIX в., когда во многих европейских странах стали проводить переписи населения в их современном понимании.

 

XX век стал периодом наиболее быстрого роста населения мира за всю его историю. К началу неолита на Земле жило около 10 млн. человек, к 1750 г. – 700-750 млн. человек.

 

К 1820-1830 гг. население земного шара достигло первого миллиарда, почти через 100 лет в 1930-е гг. – 2 млрд., через 30 лет (1960 г.) – 3 млрд. В июне 2007 г. численность населения земли достигла 6,6 млрд. человек.

 

Темпы прироста населения мира сокращаются, но абсолютное число жителей планеты все еще быстро растет. Прирост обусловлен достаточно высоким уровнем рождаемости, при котором число рождаемых детей превышает то, которое необходимо для простого воспроизводства поколений.

С другой стороны, несмотря на продолжающееся снижение смертности мирового населения, динамика населения многих стран подвержена значительному влиянию распространения СПИДа, что необходимо учитывать при составлении прогнозных расчетов.

 

Таким образом, к началу XXI в. между странами и регионами сложились значительные различия в демографическом развитии. В одних странах и цивилизациях будет продол­жаться кризис перенаселения, связанный с ростом демографической нагрузки на природу и экономику, с проблемой занятости населе­ния, бедности; в других - кризис депопуляции, вызывающий сокращение численности населения и ухудше­ние возрастной структуры населения.

 

 

Описательное исследование.

Описательное исследование более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, т.е. устанавливает: есть ли связь между характеристиками изучаемого явления.

 Аналитическое социологическое исследование.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

Точечное исследование.

Точечное исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения.

Повторный сбор.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью.

                                                                                                                                        

Категории социологии.

Социологические категории – это основные понятия, которые составляют базу в терминологическом словаре социологии, в которых отражена социальная реальность. Вместе с тем, в этих понятиях выражается сущность непосредственно процессов социологического знания, совместно с его методами и механизмами реализации.

В основе терминологического словаря социологии находятся три группы категорий:

общенаучные категории, которые интерпретируются социологическим знанием (Например: социальная структура, социальное развитие, социальная система и прочие).

непосредственно социологические категории (Например: социальный институт, социальный статус, социальная стратификация и прочие).

категории смежных с социологией дисциплинами (Например: личность, культура, власть, государство и прочие).

Одной из исходных категорий социологического знания является термин «социальное», с помощью которого принято определять некоторые значимые категории социологии, среди которых: «социальный институт», «социальная организация», «социальная структура», «социальное действие и взаимодействие», «социальная система», «социальная общность», «социальные отношения» и прочие.

Функции социологии.

В основе выделения отдельных функций социологии лежит, с одной стороны, необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой – выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога.

познавательная функция – в ходе ее осуществления задача социологии будет состоять в выявлении связей между взаимосвязанными социальными фактами, проявляющихся в форме определенных тенденций;

прогностическая функция – своеобразное продолжение познавательной функции, чрезвычайно важная и значимая для социологии, позволяющая не потерять чувство нового и видение будущих результатов изменения социального процесса, выражаясь в социологическом прогнозе;

идеологическая функция (функция ценностного ориентирования) – социология способствует формированию определенных взглядов, интересов, ценностей, которые будучи осознанными, побуждают личность к практической социально ориентированной деятельности;

управленческая функция – социологические выводы, рекомендации, предложения, оценки состояния социального объекта служат основанием для выработки и принятия решений. В случае ее реализации – в масштабах общества, регионов, городов, предприятий, организаций – решения становятся более аргументированными и выверенными.

Методы социологии.

1) количественные (жесткие) методы:

изучение документальной информации – официальные и неофициальные; первичные и вторичные; письменные, иконографические, статистические, фонетические, компьютерные;

социологическое наблюдение – включенное и невключенное; систематическое и случайное; полевое и лабораторное.

социологический опрос:

• письменный (анкетирование) – индивидуальный и коллективный;

• устный (интервью)

изучение бюджетов времени – соотношение временных расходов, просматривает значение того или иного вида деятельности в жизни человека, его стремление к определенным ценностям и целям.

 

2) качественные (мягкие) методы:

метод «фокус-групп» – состоит в организации групповой дискуссии (в пределах 15 человек) направлен на выявление различий в понимании тех или иных проблем, событий, случаев, социальных явлений конкретными группами. Ведётся модератором – исследователем проблемы, и зависит от степени его подготовленности;

биографический метод – (биографии – автобиографии, описанные) направлен на исследование субъективной стороны социальной реальности сквозь призму анализа жизненного пути отдельного человека, позволяет постичь внутренний мир индивида и определенную логическую связь и последовательность человеческого поведения;

метод кейс-стади – объектом анализа служит отдельный случай, либо конкретная социальная общность. Предполагает длительное погружение социолога в исследуемый объект, нередко с помощью метода включенного наблюдения.

 

Основные методологические направления и школы в социологии.

 

4. Какова роль О.Конта в возникновении социологии как науки?

5. Социологические воззрения Г. Спенсера.

Первый социологический труд Спенсера «Социальная статика» вышел в 1850 г. В 60—90-е годы были написаны: «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания этики», «Основания социологии». «Основания социологии» были претворены самостоятельной книгой «Социология как предмет изучения»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.029 с.)