Мысль народная в романе-эпопее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мысль народная в романе-эпопее



!! Толстой в романе любил мыль народную!! «Я старался писать историю народа», — говорил Толстой. Главный герой романа — народ; народ, брошенный в чуждую его интересам, ненужную и непонятную войну 1805 года, народ, поднявшийся в 1812 году на защиту Родины от иноземных захватчиков и разгромивший в справедливой, освободительной войне огромную неприятельскую армию, руководимую непобедимым до тех пор полководцем, народ, объединенный великой целью — «очистить свою землю от нашествия».

Путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом (не разрыв со своим классом, а нравственное единение с народом). Герои испытываются отечественной войной. Жизнеспособность каждого из героев проверяется «мыслью народной».

֎ Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свои лучшие качества;

֎ Андрея Болконского называют «наш князь»;

֎ Наташа Ростова достает подводы для раненых;

֎ Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти Наполеона.

 Наряду с истинной народностью Толстой показывает и псевдонародность, подделку под

нее.Это отражено в образах Ростопчина и Сперанского (конкретных исторических лиц), которые хотя и пытаются взять на себя право говорить от имени народа, ничего общего с ним не имеют. Толстому не понадобилось большого числа образов из простонародья (не следует путать народность и простонародность). Патриотизм свойство души любого русского человека, и в этом отношении нет разницы между Андреем Болконским и любым солдатом его полка.

В сценах с Наполеоном Толстой пользуется приемом сатирического гротеска: Наполеон переполнен самообожанием, его помыслы преступны, его патриотизм фальшив. Нескрываемой иронией проникнуто и изображение жизни других людей, также далеких от народа – независимо от их национальной принадлежности (Александр Первый, Анна Павловна Шерер, семья Курагиных, Берги, Друбецкие и проч.)

 

По Толстому, «мир отрицает войну» (напр. описание плотины, которую видят русские солдаты во время отступления после Аустерлица – разоренную и безобразную, и сравнение ее в мирное время – утопающей в зелени, аккуратной и отстроенной). Толстой поднимает вопрос соотношения личности и общества, руководителя и массы (сон Пьера после Бородина: ему снится умерший Баздеев (масон, который ввел его в ложу), который говорит: «Война – есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога... Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти, а кто не боится ее, тому принадлежит все... Самое трудное состоит в том, чтоб уметь соединять в душе своей значение всего».

Пьеру также снятся простые солдаты, которых он видел на батарее и которые молились на икону. Пьеру представляется, что нет лучшей доли, чем быть простым солдатом и делать дело, а не рассуждать, как его прежние знакомые, которых он также видит во сне.

Другой сон – накануне освобождения из плена, после смерти Каратаева. Старый учитель географии показывает Пьеру глобус, который пред [1] ставляет собой огромный, колеблющийся шар. «Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли все эти двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась... захватить наибольшее пространство... «Вот жизнь, – сказал старичок учитель... – В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его...»).

По мысли Толстого, человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти, но и частный человек несвободен. Толстой подчеркивает, что надо уметь разоряться ради защиты Отечества, как поступают Ростовы, быть готовым отдать все, пожертвовать всем, как это умеет Пьер Безухов, но не умеют пришедшие в здание дворянского собрания именитое купечество и благородное дворянство.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.011 с.)