Инициатор Киргиз-кайсацкой экспедиции, оставивший после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах»: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инициатор Киргиз-кайсацкой экспедиции, оставивший после себя труд «Изъяснение о киргиз-кайсацкой и каракалпакской ордах»:



 А) П.С. Паллас    

 в) М.В. Ломоносов      

 с) И.Г. Георги     

 д) И.К. Кириллов 

 е) В.Н. Татищев


Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания открытой формы с развернутым ответом.

16.  Определите причины принятия подданства Российской империи ханом Абулхаиром, указав не менее 5 – ти пунктов и сделав вывод об обоснованности необходимости принятия Российского подданства Младшим жузом

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

17. Опираясь на текст и собственные знания, определите изменения, произошедшие в Казахстане в ходе перестройки, заполнив таблицу «Казахстан в эпоху перестройки» и сделав вывод.                                                                                                                            Большинство поставленных задач, провозглашенных проектов, обещанных изменений к лучшему, продекларированных руководителями партии и государства, не достигали успеха. Даже ряд показателей пятилетних планов оставался выполненным лишь на бумаге и в докладах. Приписками и очковтирательством оказались пораженными целые отрасли. Наряду с «официальной экономикой», развивались и иные параллельные ее виды, проще говоря, «теневая экономика». Подобная хозяйственная практика развивалась рука об руку с коррупцией, постепенным приспособлением властей к незаконным операциям.

Общественная жизнь в годы перестройки Достижения Трудности
     

Вывод:

 

 

  18. Определите исторического деятеля Казахстана и оцените его вклад в развитие Казахстана.

 

А) узнать историческую личность

В) отметить достижения (не менее 4-х)

 

 

 

 


С) Сделайте вывод о вкладе данной личности в развитие Казахстана ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

    ОТВЕТЫ варианта 18. 11 кл. ИА. ИК

1-10 1. C 2. С 3. В 4. Е 5. В 6. С 7. С 8. А 9. С 10. С   1 балл за каждый правильный ответ
11-15 11. В 12. В 13. В 14. С 15. D   1 балл за каждый правильный ответ
16 1 причина: вытеснить, опираясь на Россию политических противников и возвыситься над другими чингизидами. 2 причина: Защита от джунгар 3 причина: остановить нападение башкир и волжских калмыков, обезопасить северозападные пределы ханства 4 причина: получить право беспрепятственного пользования пастбищами в приграничных района 5 причина. Восстановить традиционные экономические связи и иметь право беспошлинной торговли. 1 1 1 1 1 1 балл за каждый правильный ответ Принимаются различные варианты верного ответа
17. Общественная жизнь в годы перестройки Демократические процессы привели к созданию в республике массовых объединений. Одним из наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада – Семипалатинск». Достижения 22 сентября 1989 года Закон КазССР о языках в КазССР был принят Верховным Советом. Государственным языком Казахской ССР объявлялся казахский язык, русский язык получил статус языка межнационального общения Трудности Большинство поставленных задач, провозглашенных проектов, обещанных изменений к лучшему, продекларированных руководителями партии и государства, не достигали успеха. Вывод: Курс на перестройку был провозглашен М. Горбачевым на апрельском Пленуме ЦК КПСС в 1985 году. Однако между провозглашенными лозунгами перестройки и их осуществлением на деле крылись противоречия. Непоследовательные экономические реформы повлекли за собой тяжелый кризис: дефицит, инфляция, отсутствие рабочих мест стали неотъемлемым атрибутом жизни советского народа. Так, комплекс социально-экономических проблем привел к забастовке карагандинских шахтеров. Традиционный командно-административный стиль управления проявился в ходе подавления демонстрации молодежи в Алматы, беспорядков в Жанаозене 1 1 1 1 1 балл за каждый правильный ответ Принимаются различные варианты верного ответа
18. А) К. И. Сатпаев В)1) Первый казахский ученый геолог                                                                                                                        2) Открыл Джезказганское месторождение меди                                                                                                   3) Академик. Первый президент Академии наук Казахской ССР                                                                                                    4) Автор первого учебника по алгебре для казахских учащихся С) Вывод: Выдающийся казахский ученый геолог К. И. Сатпаев внес достойный вклад в различные сферы жизни Казахстана. Он написал более 640 научных работ и способствовал становлению геологической науки в Казахстане. Его исследования способствовали развитию в стране промышленных предприятий по добыче марганца, железа, цветных металлов. Благодаря его усилиям в 1946 году в Казахстане была открыта Академия Наук. К. И. Сатпаев был знатоком казахской истории, способствовал становлению системы образования, оставил множество работ о театре, искусстве, культуре, о воспитании молодежи. В память о выдающемся учёном, его именем названы город, улицы, школы городов и поселков Казахстана. В настоящее время установлена премия АН РК его имени за выдающиеся достижения в области естественных наук, создан Международный Фонд К. И. Сатпаева 1 4 1 1 балл за каждый правильный ответ Принимаются различные варианты верного ответа

 

    Вариант 19

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа

1. В середине 2-го тыс. до н.э. началось опустынивание казахских степей, уменьшилось количество осадков. Это привело к засухе и ограниченности водных и почвенных ресурсов, эрозии. В этих условиях жители Степи стали в основном заниматься:

А) земледелием

В) кочевым скотоводством

С) охотой

D) рыболовством

E) гончарнымшшл ремеслом

2. «Орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племён – саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы и кыпчаков» - писал:

А) Ш.Уалиханов

В) К. Акишев

С) А. Маргулан

D) С. Броневский

E) И. Словцов

3. Один из самых древних городов на казахстанском участке Шёлкового пути. Арабский учёный Ибн-Хаукаль называл его «городом купцов»:

А) Туркестан

В) Суяб

С) Испиджаб

D) Сайрам

E) Тараз

4. Основным местом торгового обмена между кочевниками и оседлыми жителями были:

А) ханские ставки

В) ремесленные лавки

С) аулы кочевников

D) ярмарки

E) дукены

5. Характеризуя масштабы последствий хозяйственной колонизации края и трагедии аула, он писал: - «Само существование казахской нации стало острой проблемой»:

А) А. Байтурсынов

В) А. Букейханов

С) М. Дулатов

D) С. Садвакасов

E) Б. Каратаев

 6. Экономическая система, предусматривающая централизованное планирование и управление, тотальный контроль со стороны государства:

А) традиционная

В) плановая

С) рыночная

D) смешанная

E) аграрная

7. До 20-х гг. XIX в. население Казахстана было моноэтническим и представлено в основном:

А) русскими

В) казахами

С) украинцами

D) татарами

E) немцами

8. Принудительная высылка лица или группы лиц из мест исторического проживания:

А) переселение

В) изгнание

С) миграция

D) депортация

E) трансферт

9. Республика Казахстан стала проводить политику переселения населения из южных трудоизбыточных областей в северные по программе, принятой в 2008 г.:

А) Серпін

В) Нұрлы жол

С) Нұрлы көш

D) Мәңгілік ел

E) Жусан

10. Консолидирует казахстанское общество, способствует сохранению межнационального согласия, занимается развитием и поддержкой родных языков и культуры диаспор Казахстана, пропагандирует необходимость изучения государственного языка:

А) Организация объединенных наций

В) Президент РК

С) Доктрина национального единства Казахстана

D) Духовное управление мусульман Казахстана

E) Ассамблея народа Казахстана

  1
Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания с выбором одного правильного ответа на основе контекста

 

 

1
3
4
2

 

 


11. Определите личность под номером 2

А) Анахарсис

В) Модэ

С) Культегин

D) Коркыт - Ата

E) М. Кашгари

12. Определите личность под номером 4

А) Анахарсис

В) Модэ

С) Культегин

D) Коркыт - Ата

E) М. Кашгари

13. Определите, кому принадлежит следующее высказывание: «Земля есть основа государства, как можно отдавать её?»

А) Анахарсис

В) Модэ

С) Культегин

D) Коркыт – Ата

Е) М. Кашгари

14. Определите о ком идёт речь: «После себя оставил бессмертные кюи. Посвятил свою жизнь поиску лучшей доли для народа и призывал его соблюдать древние традиции гостеприимства, милосердия и взаимопомощи»

А) Анахарсис

В) Модэ

С) Культегин

D) Коркыт - Ата

E) М. Кашгари

15. Определите по тексту, о ком идёт речь.

Проповедовал простую и скромную жизнь, размышлял о ценностях дружбы («Лучше иметь одного многоценного друга, чем многих малоценных»), о добре и зле, призывал современников соблюдать законы государства. Он видел проявление справедливости в том, чтобы все – и бедные, и богатые – были равны перед законом («Закон – паутина: когда попадаются слабые и бедные, их удерживают, а сильные и богатые вырвутся»).

А) Анахарсис

В) Модэ

С) Культегин

D) Коркыт – Ата

Е) М. Кашгари

 

Инструкция: Вам предлагаются тестовые задания открытой формы с развернутым ответом

 

16. Заполните таблицу:

Ф.И. учёного Название труда Общественная ценность трудов
1     Осуждает общество, разделённое на богатых и бедных. Призывает правителей быть справедливыми при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, не разделять людей на беков и рабов, а относиться к ним одинаково.
2   «Дивани луга тат-тюрк»    
3 Ходжа Ахмед Ясауи   Автор раскрывает взгляды на такие общечеловеческие ценности, как благородство, чистота помыслов, стремление к совершенству. В труде изложены основные положения исламской религии

 

17. Определите казахских ханов, о которых идёт речь:

А) Крупный государственный и политический деятель начала XVI в. Хан – чингизид, которого исследователи считают «собирателем казахских земель». М. Х. Дулати писал о нём следующее: «…. сделался полным властелином во всём Дешт-и Кыпчаке, приобрёл такую известность и могущество, каких ещё никто не имел после Джучи хана». __________________________________

В) Могущественный казахский хан, государственный деятель, талантливый полководец, тонкий дипломат. Ему удалось расширить территорию государства, подчинив сопредельные земли. С целью укрепления внутреннего единства и централизации Казахского ханства он ввёл свод законов, принятых как дополнение к законам хана Касыма. ________________________________

С) Один из выдающихся государственных деятелей Казахского ханства. Ему удалось заключить военный союз с родственными алатаускими кыргызами и приаральскими каракалпаками, что на некоторое время ослабило натиск ойратов на территорию Казахского ханства. Неоднократно собирал наиболее влиятельных биев трёх жузов Толе би, Казыбек би, Айтеке би для разработки нового свода законов на Культобе. Свод законов получил название «Жеты жаргы» _____________

Д) Хан Младшего жуза. Инициатор начала присоединения Казахского ханства к Российской империи. Предпринимал попытки восстановить былое величие казахов, желая в дальнейшем стать хорошим ханом всех трёх жузов. _________________________________

Е) Ш. Уалиханов писал о нём следующее: «Обязанный своему возвышению только личным достоинствам, он умел заслужить уважение народа… ни один киргизский хан не имел такой неограниченной власти». В 1771 году былизбран страшим ханом всех трёх жузов. ______________

 

18. Проанализируйте общественно-политические взгляды казахских просветителей XIX века.

Просветитель Общественно-политические взгляды Вклад в развитие общественно-политической мысли Казахстана
1 Ш. Уалиханов  

1.

 

2.

 

2 И. Алтынсарин  
3 А. Кунанбаев  

 

 

Ответы

1-10 1- В 2- С 3- Е 4- Д 5- А 6- В 7- В 8- Д 9- С 10- Е 1 балл за каждый правильный ответ
11-15 11 – С 12 – Д 13 –В 14 – Д 15 –А 1 балл за каждый правильный ответ
16-18

16.

Ф.И. учёного Название труда Общественная ценность трудов
1 Юсуф Баласагуни Кутадгу билик Осуждает общество, разделённое на богатых и бедных. Призывает правителей быть справедливыми при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, не разделять людей на беков и рабов, а относиться к ним одинаково.
2 М. Кашгари «Дивани лугат ат-тюрк» В нём обобщён обширный материал о жизни и быте тюркских племён  
3 Ходжа Ахмед Ясауи «Дивани хикмет» Автор раскрывает взгляды на такие общечеловеческие ценности, как благородство, чистота помыслов, стремление к совершенству. В труде изложены основные положения исламской религии

17. А. Касым хан

В. Есим хан

С. Тауке хан

Д. Абулхаир хан

Е. Абылай хан

18.

Просветитель Общественно-политические взгляды Вклад в развитие общественно-политической мысли Казахстана
1 Ш. Уалиханов Был активным сторонником прогрессивных реформ, положительно отзывался о потенциальных возможностях соц.-экономич-х, интеллектуальных возможностях традиционного общества
  1. Благодаря их деятельности было положено начало развитию казахской письменной литературы, образования казахов и т.д.
  2. Внесли неоценимый вклад в борьбу с несправедливостью и произволом царских и местных властей

 

2 И. Алтынсарин Подвергали критике колониальную земельную и переселенческую политику царского правительства, активно противодействовал произволу царских чиновников.
3 А. Кунанбаев В своих произведениях стыдил скупых богачей, осуждал биев, потерявших уважение народа, призывал общество к труду, быть справедливыми. Жёстко критиковал процесс выборов волостных управителей
1 балл за каждый правильный ответ Принимаются верные альтернативные ответы

 

 

                                                                  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.061 с.)