Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГСОУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Мировой экономики

 

                                                                                      Одобрено УМС факультета

Мировой экономики и торговли

                                                                                Протокол № ________

                                                                                            «____» _____________2006 г.

Председатель _______________

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Учебно-методический комплекс

Для специальностей:      080102       Мировая экономика

080502       Экономика и управление на предприятии (торговли)

080109       Бухгалтерский учет, анализ, аудит

080401       Товароведение и экспертиза товаров

080107       Налоги и налогообложение

032401       Реклама

080111       Маркетинг

080801       Прикладная информатика (в экономике)

080301       Коммерция

080105       Финансы и кредит

 

 

Согласовано:                                                                              Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление РГТЭУ                             Протокол №__________

«____»______________2006г.                                                  «___» ___________2006г

____________________________                                             Зав. кафедрой__________

 

 

Москва 2006

 


Автор-составитель:

Вавилова Елена Васильевна, к.с/х.н., доцент, профессор

 

 

Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин учебного плана по специальности 080102 «Мировая экономика» и является обязательной для изучения. Для специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Коммерция» и остальных дисциплина читается в качестве курса по выбору.

 

 

Согласовано:

Зам. зав. кафедрой Международной торговли,

К. с/х. н., доцент                                                                                        И. С. Кудрявцева

 

 

Зав. библиотекой                                                                                         З. Н. Уханова 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

   стр.
Введение 1. Цель, задачи и предмет дисциплины …………………………………….. 2. Требования к уровню освоения дисциплины …………………………… 3. Объем дисциплины ……………………………………………………….. 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………… 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ……………… 4. Содержание курса …………………………………………………………… 5. Темы семинарских занятий, тематических дискуссий …………………… 6. Задания для самостоятельной работы студентов ………………………….. 7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению……………………………………..…………………………… 8. Вопросы для подготовки к экзамену и зачету ………………………… 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………. 9.1. Литература ………………………………………………………………. 9.2. Методическое обеспечение дисциплины ……………………………… 9.3.Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………. 9.4. Словарь терминов……………………………………………………….. 9.5. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса…. Приложения 4 4 6 7 7 10 13 18 37   77 83 91 91 93   93 95 102 103

Введение

 

Учебно-методический комплекс предназначен в помощь студентам в системном овладении ими знаниями по дисциплине «Экономическая география зарубежных стран». Изучение курса должно подготовить будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов территориальной организации хозяйства. Важным считается учет положительного опыта отечественной науки, использование позитивных наработок зарубежной практики.

 Комплекс содержит тематический план учебной дисциплины, методические пояснения к ее изучению, планы семинарских занятий и списки рекомендуемой литературы, перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, примерную тематику письменных работ, задания для самостоятельной работы, перечень ключевых терминов, необходимых для понимания предмета и т. д.

Учебно-методический комплекс дает общую ориентацию в изучении данной учебной дисциплины. В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (ст. 55) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 20) кафедра и преподаватели могут в установленном порядке уточнять перечень изучаемых вопросов, рассматривать новые актуальные проблемы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и источники.

 

1. Цель, задачи и предмет дисциплины.

Экономическая география - одна из важнейших отраслей знаний, изучаемых в экономических вузах. Формирование будущих экономистов высшей квалификации обязательно должно начинаться с изучения данной дисциплины - единственной дисциплины в системе экономических знаний, занимающейся территорией - изучением ее особенностей, ресурсного потенциала, уровня, тенденций и перспектив ее развития, структуры ее хозяйства, связей с другими регионами.

Целью изучения дисциплины «Экономическая география зарубежных стран» является формирование у студентов основ экономических знаний о природно-ресурсном потенциале мирового хозяйства, демографических процессах, основных чертах размещения добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, отраслей третичного сектора, тенденциях развития основных межотраслевых и отраслевых комплексов в период перехода мирового сообщества к постиндустриальному этапу развития.

    Большое место отведено анализу мировых природных ресурсов (в том числе рекреационных), характеристике населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, условий и особенностей развития отраслевых комплексов в различных странах и районах, внешних экономических связей различных стран.

    Задачи курса заключаются в том, чтобы:

- изучить основные новые географические, экономические, демографические и другие понятия и термины, которые необходимо знать каждому культурному человеку;

- рассмотреть размещение мировых природных и трудовых ресурсов и их роль в развитии стран, регионов и мирового хозяйства в целом;

- ознакомить студентов с основными методологическими положениями размещения производительных сил;

- научить анализировать тенденции развития и размещения отраслей мирового хозяйства в условиях научно-технической революции;

- сформировать представление о значении сферы услуг и международном туризме как о специфической форме международной торговли услугами.

Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Данная дисциплина входит в региональный компонент цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин учебного плана по специальности 080102 «Мировая экономика» и изучается на первом курсе. Также данная дисциплина читается в качестве курса по выбору для студентов ряда других экономических специальностей, таких как «Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса), (туризма)», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Коммерция», «Маркетинг» и др.

На изучение отводится 34 часа, в том числе 24 часа лекций и 10 часов семинарских занятий.

Формы контроля:

- для специальности «Мировая экономика» - экзамен по всему курсу, оперативныйконтроль. Формой оперативного контроля являются контрольные вопросы к каждой теме программы курса, рассматриваемые на семинарских занятиях.

- для всех остальных специальностей – зачет по всему курсу, оперативныйконтроль.

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины специалист должен

- знать теоретические основы экономической географии;  

- иметь представления о территориальных пропорциях мирового хозяйства, специфике экономического развития макрорегионов и различных стран;

- усвоить основные факторы и принципы размещения производительных сил;

- знать региональные и страновые особенности размещения отраслей экономики;

- уметь анализировать географическую информацию, ориентироваться в экономико-географической литературе, экономически оценивать социальные нормы и гарантии, прогнозировать социально-экономическую ситуацию в странах и регионах;

- приобрести и закрепить практические навыки по анализу и оценке социально-экономической ситуации в регионах и странах;

 

3. Объем дисциплины.

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Очно-заочная форма обучения

Вид учебной работы

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Очная форма обучения

(сокращенная)

Вид учебной работы

Заочная форма обучения

(сокращенная)

Вид учебной работы

Заочная форма обучения

(Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ, аудит/Коммерция)

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них Самостоя-тельная работа
Лекции  
1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования. Экологическая проблема и мировое хозяйство. 4/4 - 4/4
2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов 12/10 1/1 11/9
3. Население и трудовые ресурсы мира 6/6 1/1 5/5
4. Факторы размещения производства в эпоху НТР 6/6 1/1 5/5
5. География промышленности мира 20/16 1/1 19/15
6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы 6/4 1/1 5/3
7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда 6/4 1/1 5/3
8. География сферы услуг 6/6 1/1 5/5
9.Туризм как специфическая форма торговли услугами 4/4 1/1 3/3
ИТОГО: 70/60 8/8 62/52

( Маркетинг/Экономика и управление на предприятии (торговли))

Наименование тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них Самостоя-тельная работа
Лекции  
1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования. Экологическая проблема и мировое хозяйство. 5/5   5/5
2. Природно-ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения, рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов 17/12 1/1 16/11
3. Население и трудовые ресурсы мира 10/7 1/1 9/6
4. Факторы размещения производства в эпоху НТР 9/7 1/1 8/6
5. География промышленности мира 25/20 1/1 24/19
6. Мировое сельское хозяйство и пути решения продовольственной проблемы 10/7 1/1 9/6
7.Роль мировых коммуникаций и транспорта в международном разделении труда 10/7 1/1 9/6
8. География сферы услуг 10/6 1/1 9/5
9.Туризм как специфическая форма торговли услугами 4/4 1/1 3/3
ИТОГО: 100/75 8/8 92/67

Содержание курса

1. Темы и их краткое содержание

Тема 1. Понятие географической среды, взаимодействие общества и географической среды, пути рационального природопользования. Экологическая проблема и мировое хозяйство.

 

    Понятие о географической (окружающей) среде, как о той части земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.

    Качественно новый этап во взаимодействии природы и общества. Международная экологическая безопасность на современном этапе. Концепция «устойчивого развития».

    Рациональное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды как две взаимосвязанные проблемы.

Экологическая проблема и пути ее решения.

 

Тема 2. Природно- ресурсный потенциал и его экономическая оценка. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы мира, особенности их размещения. Рекреационные ресурсы как особый тип ресурсов.

 

    Понятие ресурсов. Роль природных ресурсов в жизни общества. Ресурсообеспеченность как основа хозяйственного развития территории. Экономическая, экологическая и природная классификации природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные, лесные ресурсы: запасы, особенности размещения и потребления. Рекреационные ресурсы – особый тип ресурсов современного развития, их возрастающее значение. Изменяющаяся роль отдельных видов ресурсов в эпоху НТР.

Тема 3. Население и трудовые ресурсы мира.

 

    Численность населения и его воспроизводство. Возрастная и половая структура. Этнический состав. Уровень жизни населения в странах разных типов.

    Урбанизация, различия в соотношении городского и сельского населения.

    Население как естественная основа формирования трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы и их размещение. Проблема безработицы и создания новых рабочих мест. Миграция населения.

    Демографическая проблема как одна из глобальных проблем современности, ее сущность, пути решения.

 

Тема 4. Факторы размещения производства в эпоху НТР.

 

    Факторы размещения производительных сил как совокупность определенных условий, влияющих на размещение производства. Роль природных и социально-экономических факторов в размещении производства. Сырьевой, топливно-энергетический, водный, экологический факторы в размещении производительных сил. Фактор наукоемкости. Научно-техническая база – важный фактор размещения производства. Значение населения как производителя и потребителя продукции в размещении производства. Транспорт и его роль в размещении производительных сил. Изменение роли и соотношения факторов размещения производства и пространственной организации промышленности мира. Понятие «форма территориальной организации общества». Формы территориальной организации хозяйственной деятельности. Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производительных сил. Комплексообразование. Особенности территориальной организации сферы услуг. Глобализация как движущая сила трансформации пространственной организации мировой индустрии.

 

Тема 5. География промышленности мира.

 

    Тенденции и характер структурных изменений современной промышленности мира под влиянием НТР. Изменения в организационной структуре мировой промышленности. Пространственное перераспределение мировых промышленных сил на уровне макрорегионов. Роль наукоемких отраслей в современном промышленном производстве, внешнеэкономических связях и формировании международного разделения труда. Соотношение наукоемких и традиционных отраслей промышленности как показатель высокой динамичности ее развития.

    Добывающая промышленность. Отраслевой состав, динамика. Факторы, определяющие ее развитие и сдвиги в размещении. Изменение роли в мировой промышленности.

    Топливно-энегетический комплекс и его роль в мировой экономике.  Топливные ресурсы (виды, запасы, размещение, обеспеченность, потребление) и их география. Изменения в структуре использования отдельных видов топливных и энергетических ресурсов. Топливно-энергетический баланс разных типов стран и перспективы его эволюции.

    Нефтяная и газовая промышленность в современной экономической и политической жизни. География добычи и потребления нефти и газа. Особенности хранения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа. Роль трубопроводного транспорта и морского флота в транспортировке энергоресурсов.

    Угольная промышленность. Запасы, размещение, качественный состав добываемых углей. Динамика добычи. Экологические последствия добычи и использования. Причины снижения роли угля в топливно-энергетическом балансе.

    Электроэнергетика – ключевая подотрасль топливно-энергетического комплекса. Основные типы электростанций и их взаимодействие. Проблемы эффективного использования мощностей электростанций. Атомная энергетика: преимущества и проблемы, размещение.

    Обрабатывающая промышленность. Отраслевой состав, динамика. Факторы, определяющие ее развитие и сдвиги в размещении.

    Металлургия. Структура отрасли, роль НТП в ее современном развитии. Экологические проблемы. География производства и потребления черных и цветных металлов и ее изменения. Основные экспортеры.

    Машиностроение. Революционизирующая роль машиностроения как носителя НТП. Особенности развития и отраслевой структуры в странах различного типа. География основных отраслей современного машиностроения и ее особенности. Изменение роли наукоемких (электронное, приборостроение, робототехника и др.) и традиционных отраслей (тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное и др.). Ведущие производители машин и оборудования.

    Химическая промышленность – важнейшее звено НТП. Развитие биотехнологии как нового направления в химическом производстве. Специфика сырьевой базы отрасли. Полимеры в структуре получения конструкционных материалов. Роль химической промышленности в осуществлении «зеленой революции». Отраслевая структура. География производства и потребления основных видов продукции. Важнейшие страны мира – производители химикатов.

    Легкая промышленность, место в комплексе отраслей, вырабатывающих потребительские товары. Изменение структуры и географии отраслей легкой промышленности.

 

Таблица 4

 

Регионы мира Лесистость, % Лесная площадь, млн. га Лесная площадь на душу населения, га Запас древесины, млрд. куб. м
СНГ 37 810 3,0 86
Зарубежная Европа 31 160 0,3 15
Зарубежная Азия 17 540 0,2 34
Африка 26 720 1,3 60
Северная Америка 31 680 2,5 60
Латинская Америка 52 930 2,2 90
Австралия и Океана 18 160 6,4 5
Всего - 4000 - 350
В среднем 30 - 0,8 -

 

Источник: 11

    Далее следует привести страны, обладающие наибольшими и наименьшими объемами лесных ресурсов и наибольшей и наименьшей лесистостью.

 

Тематическая дискуссия.

Тематическая дискуссия.

Тематическая дискуссия.

Задания к теме №1.

Задания к теме №2.

Упражнения

 

    Для самостоятельной работы предлагаются следующие  задания по определению обеспеченности основными энергетическими ресурсами:

Упражнение 1: опираясь на данные таблиц 1, 2, 3 определите (на примере стран ОПЕК, США, России и др. стран и регионов):

– процент изменения достоверных запасов нефти и ее добычи в 2004 г. по сравнению с запасами и добычей в 1990 г.;

– долю страны или группы стран в мировых запасах и мировой добыче нефти за эти же годы;

– на сколько лет достоверные запасы обеспечивали фактический уровень добычи в 1990 и 2004 гг.

– процент изменения достоверных запасов газа и его добычи в 2004 г. по сравнению с запасами в 1990 г.;

– долю страны или группы стран в мировых запасах и мировой добыче газа за эти же годы;

– на сколько лет достоверные запасы обеспечивали фактический уровень добычи в 1990 и 2004 гг.

– процент изменения достоверных запасов угля и его добычи в 2004 г. по сравнению с запасами в 1990 г.;

– долю страны или группы стран в мировых запасах и мировой добыче угля за эти же годы;

– на сколько лет достоверные запасы угля обеспечивали фактический уровень добычи в 1990 и 2004 гг.

 


Таблица 1

 

Таблица 2

 

Таблица 3

 

Достоверные запасы и добыча каменного угля, млн. т

 

Страна

Запасы

Добыча

  1990г. 2004г. 1990г. 2004г.
Америка Канада Колумбия Мексика США   3548 ….. ….. 131971   3471 6230 860 111338   30 ….. ….. 763,2   34,9 35,8 4,3 567,2
Африка ЮАР   58404   48750   178   136,9
Азия Индия Индонезия Китай Республика Корея Турция Япония   20738 ….. 100000 ….. ….. …..   90085 740 62200 183 278 359   179 ….. 889 ….. ….. …..   188,8 81,4 989,8 1,4 10,2 0,7
Европа Великобритания Польша Бывший СССР* ФРГ   2000 28300 108800 23919   220 14000 94513 183   102 192 594,4 82,4   15,3 69,8 214,9 54,7
Океания Австралия   27442   38600   162   199,4
Всего в мире 565656 478771 3405 2732,1

* Россия, Казахстан и Украина

 

 

Источник: Басова Т. Е. Практикум по курсу «Мировая экономика». – М.: Финансы и статистика, 2001, BP – статистический обзор мировой энергетики – июнь 2005

 

 

Тесты для самоконтроля.

 

Множественный выбор

1

 

    Ресурсообеспеченность – это:

А/ Соотношение между величиной запасов и размерами использования данного вида ресурсов.

Б/ Объем достоверных запасов данного вида ресурсов.

В/ Масштабы проведения геологоразведочных работ.

 

2

 

Выберите единственную правильную характеристику топливных полезных ископаемых:

А/ среди топливных полезных ископаемых наиболее велики мировые запасы нефти;

Б/ основная часть запасов угля находится в южном полушарии;

В/ почти все топливные полезные ископаемые относятся к категории возобновимых;

Г/ угольные и нефтегазоносные бассейны имеют осадочное происхождение;

Д/ большая часть запасов нефти приходится на развитые страны.

 

3

    Выделите 4 государства, обладающие крупнейшими в мире запасами нефти:

А/ Саудовская Аравия                       Е/ Нигерия

Б/ Ирак                                                Ж/ Габон 

В/ Кувейт                                            З/ Ливия

Г/ Иран                                                И/ США

Д/ ОАЭ                                                К/ Мексика

4

 

    Выберите верное утверждение:

А/ Большая часть запасов нефти сосредоточена на территории развивающихся стран

Б/ АСЕАН является международной организацией стран-экспортеров нефти

В/ Все страны Латинской Америки являются импортерами нефти

Г/ В настоящее время 2/3 нефти в мире добываются на шельфе Мирового океана

 

5

    Отметьте, где сосредоточены основные разведанные запасы природного газа:

А/ в Восточной Европе

Б/ в Африке

В/ в Северной Америке

Г/ в Южной Америке

Д/ на Ближнем и Среднем Востоке

Е/ в России

Ж/ в Австралии и Океании

З/ в Западной Европе

 

 

6

    Укажите из перечисленных 5 государств, имеющие крупные запасы природного газа:

А/ Туркмения                                                        Е/ Парагвай

Б/ Нидерланды                                                      Ж/ Египет

В/ Норвегия                                                          З/ Алжир

Г/ Швеция                                                              И/ Вьетнам

Д/ Россия

7

 

    Укажите 4 государства, обладающие крупнейшими в мире запасами угля

А/ Китай                                            Е/ Польша

Б/ Россия                                           Ж/ ЮАР

В/ США                                             З/ Индия

Г/ Австралия                                     И/ Монголия

Д/ ФРГ                                                К/ Колумбия

 

8

 

       Выберите единственную пару, в которой правильно сочетаются страна и экспортируемый из этой страны вид минеральных ресурсов:

А/ Бразилия – медь;

Б/ Турция – нефть;

В/ Малайзия – олово;

Г/ Египет – железная руда;

Д/ Перу – газ.

 

9

    Укажите 4 государства, которые занимают ведущие места по запасам железной руды:

А/Австралия                                       Д /Россия
Б/ Бразилия                                         Е/ США

В/ Канада                                            Ж/ Алжир

Г/ Инидия                                           З/ Франция

 

10

    Какие две страны обладают крупнейшими в мире запасами медных руд?

А/ Россия                                              

Б/Германия                                      
В/ ЮАР

Г/ Замбия

Д/ Чили

Е/ Индонезия

Ж/ Гондурас

З/ Ямайка

И/ Малайзия

К/ США

11

    Найдите верное утверждение:

А/Россия – крупный экспортер бокситов

Б/Мексика является одним из мировых лидеров по добыче золота

В/Япония не обладает значительными запасами природного газа

Г/Китай является крупным импортером угля

 

12

    Выделите полезные ископаемые, характерные для Северной Африки

А/ Бокситы                            Г/ Железная руда

Б/ Фосфориты                       Д/ Марганцевая руда

В/ Нефть                                 Е/ Природный газ

 

13

    Укажите страну в Африке, которая является крупнейшим производителем и экспортером фосфоритов:

А/ Марокко                          Г/ Джибути      

Б/ Мавритания                     Д/ Бурунди

В/ Гвинея                              Е/ Зимбабве

 

14

Выделите 2 региона с наибольшими площадями лесов:

А/ Европа                                   Г/ Северная Америка

Б/ Азия                                       Д/ Южная Америка

В/ Африка                                  Е/ Австралия и Океания

15

    Укажите два государства среди перечисленных, которые обеспечены лесными ресурсами:

А/ США                                                  Г/ Украина

Б/ Канада                                                 Д/ Армения

В/ Бразилия                                            Ж/ Иран

16

    Какие из перечисленных ниже стран относятся к государствам с высокой обеспеченностью земельными ресурсами – по обеспеченности пашней в расчете на душу населения (выбрать верную строку):

А/ Казахстан, Канада, Россия, Украина

Б/ Япония, Китай, Австралия, США

А/ Швеция, США, Ливия, Заир

Б/США, Канада, Индонезия, Саудовская Аравия
В/ Россия, Китай, Канада, Бразилия

 

Верно / неверно

18

    Верно ли утверждение: «Бразилия, Россия, Китай и США обладают крупнейшими в мире запасами железных руд»?

А/ верно                                                                                    Б/ неверно

19

    Верно ли утверждение: «Самые большие запасы медных руд сосредоточены в Чили, США, Заире,,Замбии, Австралии»

А/ верно                                             Б/ неверно

20

    Верно ли утверждение: «Практически безлесными странами являются Бахрейн, Катар, Ливия, Египет»?

А/ верно                                                                Б/ неверно

21

    Верно ли утверждение: “Страной, обладающей самым большим показателем обеспеченности пашней в расчете на душу населения является Казахстан”?

А/ верно                                                            Б/ неверно

Открытый вопрос

22

    Назовите по три страны, которые располагают крупнейшими в мире запасами:

    Угля________________________________________

    Нефти_______________________________________

    Природного газа_______________________________

    Бокситов_____________________________________

    Железной руды_________________________________

23

    а) Какова структура земельных ресурсов (мирового земельного фонда) в %_____________________________________________________

    б) Какие страны относятся к малоземельным?___________________________

    в) какие страны относятся к многоземельным (по обеспеченности пашней на душу населения)? (привести несколько примеров)___________________________________________________

24

    Заполните таблицу:

 

Страны, занимающие 1-е место в мировой добыче отдельных видов полезных ископаемых Полезные ископаемые
Канада   ……   ……   Чили   Гвинея   ……. ……   оловянные руды   Природный газ   ……   ……   Нефть

 

 

Задания к теме №3.

Таблица 7

 

Страна

1998 г. тыс. человек

Экономически активное население Занятое население Число безработных
Австралия 9343 8597 750
Австрия 3888 3077 238
Бельгия 4241 3700 541
Великобритания 28713 26947 1362
Германия 39709 33970 4266
Дания 2848 2692 180
Исландия 152 148 4
Испания 16265 13205 3060
Италия 22889 20087 2804
Канада 15632 14326 1305
Китай 705280 699570 5710
Мексика 39507 38618 890
Нидерланды 7735 7398 286
Польша 17162 15356 1756
США 137673 131464 6210
Турция 23415 21958 1547
Финляндия 2532 2222 285
Франция 26404 22318 2977
Чехия 5183 4866 317
Швейцария 3974 3803 140
Швеция 4255 3978 278
Южная Корея 21390 19926 1463
Япония 67930 65143 2787

Источник: International Financial Statistics, September 2000. –Washington: International Monetary Fund, 2000.

 

Упражнение 5: по данным таблицы 8 рассчитайте (в % к 1993 г.) и выявите тенденции изменения численности безработных и уровня безработицы для Японии, США, Великобритании, Китая и России за период 1993 - 1999 гг.

 

Таблица 8

Тесты для самоконтроля.

Множественный выбор

 

1

Укажите 2 региона мира с наибольшей численностью населения:

А/ Европа                                          Г/ Северная Америка

Б/ Зарубежная Азия                         Д/ Латинская Америка  

В/ Африка                                         Е/ Австралия и Океания

 

2

 

    Выберите из перечисленных ниже три самые большие по числу жителей страны (выбрать верную строку):

А/ Китай, Индия, США

Б/ Индия, Индонезия, Пакистан

В/ Китай, Индия, Япония

 

3

    По сравнению с началом 20 века население планеты увеличилось:

А/ ровно в 10 раз

Б/ чуть более чем в 2 раза

В/ чуть более чем в 4 раза

Г/ в 6 раз

4

Население Земли в настоящее время составляет:

А/ менее 2 млрд. человек

Б/ около 4 млрд. человек

В/ более 6 млрд. человек

Г/ около 10 млрд. человек

5

Выберите правильный показатель средней плотности населения мира:

А/ Менее 5 человек на 1 кв. км

Б/ От 10 до 20 человека на 1 кв. км

В/ Около 45 человек на 1 кв. км

Г/ Более 50 человек на 1 кв. км

6

    Выберите вариант, в котором все страны имеют высокую плотность населения:

А/ Индия, Индонезия, Бразилия;

Б/ Япония, Нидерланды, Бангладеш;

В/ Египет, Ливия, Канада;

Г/ США, Мексика, ФРГ;

Задания к теме №4.

Тесты для самоконтроля.

 

Множественный выбор

 

 

1

    Укажите, что характерно для отраслевой структуры промышленности развитых стран:

А/ ведущая роль добывающих отраслей

Б/ высокая доля обрабатывающих отраслей

В/ преобладание первичной обработки сырья над выпуском готовой продукции

Верно / неверно

7

    Верно ли утверждение: «Одним из важнейших факторов размещения производства в современном мире становится тяготение к центрам науки и образования, к квалифицированной рабочей силе»?

А/ верно                                                         Б/ неверно

 

8

 

    Верно ли утверждение: «Рисунок размещения промышленности в эпоху НТР в сильной степени определяется ресурсным фактором – размещением минерально-сырьевых баз»?

А/ верно                                                                                 Б/ неверно

 

9

 

    Верно ли утверждение: “В размещении предприятий черной металлургии важен сырьевой фактор. Однако с развитием морского транспорта предприятия этой отрасли стали размещаться в портовых городах и приморских районах”

А/ верно                                                                  Б/ неверно

 

 

10

    Верно ли утверждение: “Сдвиги в размещении производства в эпоху НТР выражаются в освоении новых труднодоступных районов, концентрации производства в урбанизированных зонах”?

А/ верно                                              Б/ неверно

 

 

Задания к теме №5.

Упражнения.

 

Упражнение 1: на базе данных таблицы 10 рассчитайте структуру региональных и мирового топливно-энергетических балансов за 1988 и 1995 гг. Результаты проанализируйте и представьте графически.

Таблица 10

Топливно-энергетический баланс континентов,



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.279 с.)