Экономические, социальные и политические последствия коррупции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические, социальные и политические последствия коррупции



Для более глубокого рассмотрения последствий возникновения и развития коррупции следует процесс исследования проводить по конкретным направлениям жизнедеятельности в системе государства, и прежде всего в экономической, социальной, политической и других сферах. Коррупция, как правило, в первую очередь негативно влияет на экономическое развитие любой страны. В социально-экономической сфере ее опасность выражается в искажении коррумпированным государственным аппаратом социально-экономической политики государства. В том числе в усложнении или воспрепятствовании реализации прав и законных интересов граждан в точном соответствии с законом, что приводит, в частности, к затруднению осуществления предпринимательской деятельности добросовестных граждан и к распространению в ней криминальных элементов. Происходит формирование криминальной рыночной экономики, ограничение «чистых» инвестиций и утрата возможности интеграции страны в мировую экономическую систему. Вместе с тем государству наносится огромный экономический ущерб от недополученных налогов и в разграблении страны подпольным экспортом и импортом. Кроме того, в ряде исследований высокий уровень коррупции увязывается с низким уровнем инвестиций в экономику и наряду с экономической преступностью становится все более мощным средством перераспределения собственности и капитала в частных интересах. В результате этого происходит ослабление государства не только с политических, экономических позиций, но и снижается его авторитет, как среди населения страны, так и на международной арене.

Кроме того, опасность последствий коррупции представляется еще в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда имеет для общества и государства позитивный характер. Отсюда возникает сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников. Экономическая коррупция в концентрированном виде вбирает в себя различные преступления и ведет к разрушению экономики или ее одностороннему развитию, превращению государственного аппарата в инструмент удовлетворения частных экономических потребностей. В результате коррупционных действий происходит нарушение механизмов рыночной конкуренции, которое несет в себе наибольшую угрозу разрушения цивилизованных и легальных институтов экономики и позволяет получать необоснованное и неправомерное преимущество экономическим субъектам, имеющим устойчивые коррупционные связи с представителями органов власти. При этом нарушаются права потребителей, теряется доверие агентов рынка к способности власти гарантировать равноправие экономических субъектов, ухудшается инвестиционный климат. Кроме того, происходит снижение результативности государственной поддержки экономических субъектов, в том числе от налоговых льгот и других протекционистских мер, предоставляемых бизнесу Правительством РФ. Непрозрачность механизма принятия данных решений не позволяет оперативно корректировать их с целью повышения эффективности. Это способствует тому, что коррумпированные чиновники нацелены на поиск дополнительных источников личного обогащения, а не на поддержку участников экономических отношений. В результате в системе государства возникают следующие негативные экономические последствия:

1. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие – государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь из-за нарушений в ходе приватизации. Последствия также приводят к снижению эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель.

6. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Неэффективное расходование бюджетных средств является следствием того, что коррумпированные чиновники не заинтересованы в рациональном использовании средств и в решении существующих в государстве проблем, т.к. это не влияет на размер их официального дохода. Государственные средства зачастую направляются туда, где есть возможность получения коррупционной ренты. При этом деятельность чиновников сводится к устранению последствий, а не причин, решению краткосрочных, а не долгосрочных задач. Ситуация усугубляется отсутствием действенных механизмов ответственности за неэффективное использование бюджетных средств и слабым контролем соответствующих органов власти.

Коррупционный сговор чиновников и представителей бизнеса приводит к тому, что ежегодный ущерб от неэффективного расходования бюджета составляет сотни миллиардов рублей. Перераспределение доходов в пользу субъектов коррупционных отношений приводит к возникновению клептократии, когда большая часть национального дохода присваивается незначительной группой лиц, относящихся к властным кругам. В обществе формируется представление о государственной власти как об инструменте для удовлетворения материальных потребностей узкой прослойки лиц (так называемой псевдоэлиты), сумевших в силу отсутствия моральных принципов добиться значительного финансового преимущества над остальными гражданами.

В связи с тем, что получение коррупционной ренты становится более прибыльным, чем добросовестный труд, происходит отток эффективных менеджеров из производственной сферы в коррумпированную бюрократию и за рубеж. В результате, возникает дефицит высокопрофессиональных управленцев, который приводит к снижению конкурентоспособности отечественного бизнеса на мировом рынке.

Отсутствие условий для развития малого бизнеса как фактора, способного смягчить последствия кризисного падения производства, резкого роста безработицы и возникновения очагов социальной напряженности. Особенно остро эта проблема стоит в моногородах, где проживает около 15% работоспособного населения страны. Число безработных в этих городах уже в ближайшее время может превысить 3 млн. человек. При этом общее число безработных в России может достичь 10 млн. человек, что спровоцирует всплеск социальных протестов в регионах. Доля малого бизнеса в ВВП страны не превышает 15%, в то время как в развитых странах она составляет более 30%. Принимаемые меры по поддержке малого бизнеса оказываются неэффективными, т. к. коррумпированный бюрократический аппарат не заинтересован в перестройке своей работы в интересах бизнеса. Предпринимателям приходится нести значительные коррупционные расходы при «вхождении в бизнес», когда требуется пройти до 50 согласований в различных инстанциях. Представители малого бизнеса вынуждены тратить на взятки до 10% своей прибыли, что составляет более 150 млрд. руб. в год.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения, что приводит к возрастанию социальной напряженности в стране, угрожающая экономической и политической стабильности в стране.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти.

4. Коррупция предполагает существенные различия между объявленными и реальными ценностями. Формируется у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и так далее.

Происходит рост преступности, в том числе коррупционной направленности. В зону риска попадают бюджетные средства, выделяемые в рамках государственных программ по поддержке промышленности и банковской системы. В связи с экономическим кризисом прогнозируется рост противоправных действий, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств и преступлений, совершаемых коррумпированными государственными служащими.

Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности, которая сращивается с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается с помощью доступа к политической власти и расширения возможностей для «отмывания» денег. Присвоение материальных благ и преимуществ получает распространение и в области политических интересов отдельных групп лиц или сообществ, что подрывает веру народа в демократию, деморализует общество, создавая благоприятные условия для существования самого феномена коррупции. В этом заключается важная социальная особенность коррупции, ее опасность для общества.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Угроза национальной безопасности. Коррумпированные чиновники являются потенциальными объектами воздействия на них со стороны иностранных спецслужб. Этому способствует принятие такими государственными служащими или их ближайшими родственниками иностранного гражданства, открытие личных счетов в иностранных банках и приобретение дорогостоящей недвижимости за границей. Необходимо отметить, что в последнее время США и ряд других западных стран активно демонстрируют стремление к снижению напряжения в двухсторонних отношениях с Россией. В результате, более 60% россиян считают, что внешняя военная угроза для России отсутствует. Однако, по информации из зарубежных источников, снижение международного давления на Россию преследует своей целью недопущение роста патриотических настроений в обществе и мобилизации его усилий на решение внутренних проблем.

Одновременно прозападными экспертами в России навязывается точка зрения, что выход из кризиса возможен лишь при условии разрыва существующих в настоящее время деловых отношений между президентскими и правительственными структурами.

2. По расчетам западных аналитиков, существующий уровень коррупции, рейдерства и эффективности управления государством, при низких ценах на нефть, уменьшении численности населения, снижении золотовалютных резервов и промышленного потенциала России, может привести к распаду страны по сценарию 1991г. из-за нарастания комплекса внутренних экономических и политических проблем.

3. Доверие к власти подрывает и новая олигархия, частично сменившая Бизнес - элиту 1990-х годов. Защищая монопольное право влиять на власть, новая олигархия препятствует проведению необходимых экономических и политических реформ. При этом успех в бизнесе подавляющей части крупных российских предпринимателей связан не с выдающимися личными качествами, обеспечивающими им конкурентное преимущество, а исключительно с возможностями использования государственного административного и финансового ресурсов.

4. Нанесение ущерба внешнеполитическому имиджу России. За последнее десятилетие международный рейтинг уровня коррупционности страны вырос более чем на 60 пунктов. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, на сегодняшний момент Россия занимает одно из последних мест в мире – 147. Коррупция ассоциируется со слабостью государственной власти, высоким уровнем бедности, отсутствием демократии, свободы СМИ и независимой судебной системы. Внешнеполитический имидж России в значительной степени зависит от способности государства и общества решать внутренние проблемы. При этом существенный ущерб имиджу России наносит большое количество жалоб в Европейский суд по правам человека (более 25% всех обращений), являющихся следствием неудовлетворительной работы отечественной судебной системы. Большинство решений данной инстанцией в России не исполняется, что может привести к исключению страны из Совета Европы.

5. Происходит снижение исполнительской дисциплины и управляемости госаппарата, что в значительной мере зависит от корыстных интересов коррумпированных бюрократов. Властная вертикаль превратилась в многоуровневую систему распределения коррупционных доходов. Там, где интересы коррупционной вертикали не совпадают с интересами власти, государственные решения зачастую саботируются.

6. Коррупция трансформирует законно установленные управленческие нормы в правила и понятия отдельных личностей, которые преследуют свои интересы, прикрываясь служением государству. В частности, в целях извлечения сверхприбыли строительными компаниями г. Москвы, подконтрольными руководству города, ведется непродуманная застройка столицы без учета пропускных возможностей городских улиц. В результате нарастает угроза транспортного коллапса, а также значительно ухудшается архитектурный облик города, экология, инфраструктура и социальные условия проживания.

7. Отсутствует эффективная система отбора и продвижения государственных служащих. Большинство лиц, поступающих на гражданскую службу, заранее нацелены на использование своего положения для извлечения незаконных доходов. Становясь чиновниками, они эффективно исполняют свои обязанности лишь при наличии стимулирования в виде взятки или указания своего постоянного спонсора, находящегося, как правило, вне системы исполнительной власти. Эффективные, законопослушные и патриотично настроенные предприниматели не хотят поступать на госслужбу из-за нежелания участвовать в коррупционных схемах. При этом они не верят в возможность борьбы с коррупцией, так как убеждены, что она поддерживается руководством властных структур. В результате, сложилась ситуация, при которой одни неэффективные чиновники сменяются другими. Вместе с тем принятый 25 декабря 2008 года закон «О противодействии коррупции», а также ряд Указов Президента РФ повышают требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственных служащих, предусматривается ежегодное декларирование доходов государственных служащих и проверка предоставленных в декларации данных. Вместе с тем замещение вакантных должностей государственных служащих будет осуществляться на конкурсной основе.

8. Наблюдается рост иждивенческих настроений среди части руководителей субъектов Федерации, которые стремятся решать местные проблемы исключительно за счет федерального бюджета. При этом они самоустраняются от урегулирования нарастающих сепаратистских настроений и стихийных массовых акций, возлагая ответственность за ухудшение экономической ситуации на федеральный центр. В частности, увеличение Правительством РФ пошлин на ввоз подержанных иномарок спровоцировало массовые выступления в Приморском крае. Однако глава администрации края проигнорировал конфликт и заблаговременно выехал в г. Москву якобы по служебной необходимости.

Кроме того, отмечаются случаи демаршей со стороны глав отдельных субъектов Федерации, делающих популистские заявления на национальные и социально- экономические темы. Оказавшись под угрозой отставки, такие руководители создают видимость, что их отстранение связано с принципиальной позицией, якобы занятой при отстаивании интересов региона.

Коррупция приводит к внутренней деформации самих государственных институтов. Превращает государственные институты из формально-правовой структуры в полукриминальное сообщество, работающее на принципах круговой поруки, а также смещает или заменяет изначальные функции государственных институтов на новые – поддержка групповых интересов, самовоспроизводство и самоподдержание системы.

После таких структурных изменений институт уже не может функционировать в нужном режиме и не способен выполнять позитивных общественных функций.

Негативные последствия коррупционных проявлений в сфере политики одновременно создают условия и способствуют следующим проявлениям:

– смещению целей политики от защиты общенациональных интересов к решению задач обеспечения властвования олигархических кланов и группировок;

– для коррумпированных субъектов, прячущих свой капитал за рубежом, способствуют предательству интересов национальной безопасности страны;

– подрывая престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции;

– коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой, форме государственного устройства – диктатуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.015 с.)