Понятие коррупции в ее историческом развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие коррупции в ее историческом развитии



Российская Федерация, являясь государством, достаточно молодым, но, тем не менее, обладающим колоссальным историческим опытом, традициями, что с неизбежностью накладывает значительные специфические отличительные черты на развитие России. К подобным отличительным проблемам российского государства принято относить слабость судебной системы, низкий уровень развития правового сознания населения и т.д.

Термин коррупция в настоящее время достаточно часто используется многими средствами массовой коммуникации. Это свидетельствует об актуальности рассматриваемого социального явления, требующее глубокого осмысления. Развиваясь и приспосабливаясь к изменяющейся обстановке, коррупция приобретает новые черты своего проявления, выражающиеся не только в формах и методах действий коррупционеров, но и используемые средства коррупционного воздействия, обеспечивающие соответствующий результат субъектам этого процесса.

В тоже время коррупция имеет ряд своих внешних проявлений, которые, как социальное явление проявляется в совершении различных коррупционных деяний. Часть из их числа могут носить преступный характер и преследоваться в уголовном порядке, что определяет собой взаимоотношения явления коррупции с правовой сферой действительности, составной частью которой можно выделить существование, вследствие этого, особого общественного явления – коррупционной преступности.

Коррупционная преступность – это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.

Коррупция в обществе проявляется, прежде всего, в особом образе поведения людей. Суть коррупции лежит в социально-психологических особенностях личности конкретного человека и общества в целом. Мотивационная сфера в данном случае имеет преобладающе значение в выборе особого вида поведения людей: наиболее распространенный мотив –

 компенсация за ощущаемый чиновниками ущерб, связанный с прохождением ими государственной службы. Важной особенностью социально-психологического климата в обществе, способствующей процветанию коррупции – двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно – неприемлемой. С другой стороны, коррупция, в большей мере низовая, является приемлемой «по умолчанию» частью быта.

Коррупция, являясь, несомненно, отрицательным социальным явлением нашла свое отражение и в правовой системе государства. Правовые нормы призваны урегулировать собой общественные отношения, характеризующиеся как коррупционные, отличительной чертой которых является их большое общественное значение, вред причиняемые нормальному функционированию общества и государства в целом.

Коррупции, не являясь однородным явлением и вместе с тем распространяющаяся на различные стороны жизнедеятельности, имеет различные по своей природе механизмы ее возникновения и воспроизводства, как в государственных структурах, так и обществе. Опасность коррупции проявляется в различных аспектах: политическом, социально - экономическом, правовом и криминологическом.

Кроме того, коррупция в разных странах и регионах России проявляется

по-разному, ее нередко определяют национальные, этнические, религиозные и правовые традиции, позволяющие те или иные действия относить или не относить к злоупотреблениям, подкупу или продажности. Например, в некоторых странах преподнести небольшой подарок чиновнику на день рождения или на праздник считается естественным действием, тогда как в других странах факт получения такого подарка будет восприниматься как грубое попрание общественной морали. Проводя анализ самого понятия коррупции, можно заметить те качественные изменения, присущие для коррупции как явления и выйти на закономерности и тенденции ее дальнейшего развития и расширения в системе государственной власти и управления. Вместе с тем коррупция может проявляться в преступлениях, правонарушениях и различных этических отклонениях в поведении. С другой стороны, коррупция может проявляться в использовании должностным лицом своего статуса для получения незаконных преимуществ (что означает продажность этого должностного лица), либо в предоставлении таких преимуществ другому или другим должностным лицам (что означает их подкупаемость). Довольно часто коррупция проявляется в прямом воровстве денег или иных государственных или общественных ресурсов.

Понятие коррупции невозможно уложить в конкретный состав преступления и охватить одной уголовно-правовой дефиницией. Не случайно многие исследователи справедливо связывают коррупцию со всеми социальными процессами общества, учитывая социально-экономические, политико-правовые, национально-психологические особенности страны. По своей сути это использование должностным лицом в личных либо узко корпоративных интересах служебных полномочий, связанных с ним авторитета и возможностей. Поэтому коррупция стала пристально рассматриваться на всех уровнях государственной власти независимо от их политико-правового и социально-экономического развития, а некоторые теории изучают отдельные аспекты коррупции, характерные для разных стран, что свидетельствует о слабой изученности данного явления.

К тому же, как у каждого сложного социального явления у коррупции не существует единственного канонического определения, что обусловливает многообразие оценок данного феномена и подходов к его исследованию. Исходя из изменения государственного устройства, складывающейся социально-экономической обстановки в стране менялся характер самой коррупции, форм и методов ее проявления. Однако, как показывает анализ исторического развития, что с их изменением уровень коррупции не менялся, а напротив – возрастал. Об этом свидетельствуют те понятия, которыми определялась коррупция на разных этапах общественного развития.

Исторически впервые определение коррупции относится к области права, которая признается как нарушение установленных норм или профессиональной этики.

Определения corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. В целях противодействия коррупции в империи также был разработан соответствующий механизм по ее предупреждению и пресечению. Другие определяют коррупцию как разложение, гниение, порчу управленческого аппарата, основанное на использование чиновником своего служебного положения в корыстных целях. Так, в трехтомном «Большом толковом словаре иностранных слов» наряду с таким же объяснением термина приводится еще его значение – разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей.

В первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором как о явлении, направленном на разрушение системы в целом.

Коррупция, имея латинское происхождение (слова corruptio – порча, испорченность), определяется деградацией аппарата публичной власти.

Отсюда – это представляется как явление, заключающееся в разложении власти, государственные, муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используя свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Один из первых пытался дать объяснение коррупции древнегреческий философ Платон, который считал, что «корыстолюбие – это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этот порок питается собственностью, поэтому пока те, кто обладает властью и силой лишены собственности, а те, кто производит материальные блага, не имеют силы и власти, государство процветает. В противном случае происходит его вырождение».

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц»

С учетом этих особенностей, связанных с расширением возможностей развития социального явления коррупции, происходило изменение форм, методов коррупционных проявлений в органах государственной власти, управления, что отражалось и на определении самого коррупционного действия.

В тоже время словарь иностранных слов трактует коррупцию как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц.

В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина «коррупции»: «Коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

В советском энциклопедическом словаре коррупция – это «преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения».

Отсюда, понятие коррупция охватывает довольно широкий спектр различных противоправных действий, осуществляемых должностными лицами с использованием своего должностного положения в корыстных целях и, которое невозможно уложить в конкретные, одномоментные действия или состав преступления, охватываемый одной социально-правовой дефиницией.

Вместе с тем, опасность коррупции отражается не только отдельными странами, но и международными сообществами, оценивая возросшую негативную роль коррупции в развитии современного общества, определяя ее в наиболее кратком выражении как злоупотребление публичной властью ради частной выгоды.

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34\169 Генеральной ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды. К коррупции также относятся незаконное присвоение денежных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных, друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации». Кроме того в документах данной сессии коррупция рассматривается с позиций выполнения должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностной инструкции, так и без их нарушения. В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией указывается, что «коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях».

В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» – как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. В тоже время нельзя не заметить, что акцент на «злоупотребление государственной властью» несколько сужает поле деятельности рассматриваемого явления и снижает опасность, которая от нее исходит. На самом деле государственная власть – это выработанная система управления обществом, а социальная опасность от коррупции – это ущерб, наносимый обществу принимаемыми решениями представителями органов власти и управления. Следовательно, происходит злоупотребление общественной властью в процессе управления, а это значит, не только происходит злоупотребление в системе органов государственной власти, но и управления в целях получения личной выгоды, третьих лиц или групп.

Межамериканская конвенция против коррупции, прошедшая в г.

Каракасе, Венесуэле 29. 02.96 г., отметила, что «коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении общества, государства, когда государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности, вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или групповых интересах.

Аналогичное определение коррупции содержится в отчете Всемирного банка, посвященного роли государства в современном мире – «это злоупотребление государственной властью ради личной выгоды».

Подобное понимание коррупции существует и в современной криминологии. Например, профессор А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных служащих или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узко корпоративных, корпоративных интересах официальных, служебных полномочий, связанных с ним авторитета и возможностей».

Американские исследователи проблемы коррупции определяют это явление как уклонение политических деятелей, сотрудников государственного аппарата, бизнесменов и других лиц от выполнения ими своих официальных обязанностей и государственных функций ради личных, семейных или групповых интересов в целях обогащения и повышения своего социального статуса.

Принятый на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике", дал определение коррупции как подкуп, получение или дача взятки, а также любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу. В этом определении сделана попытка описать все наиболее часто относимые к коррупции варианты действий должностных лиц и служащих. И, хотя это определение не решает всех проблем квалификации коррупционных действий, оно лучше, чем чисто юридическое описывает понятие коррупции.

В этой связи оно изучается и описывается с разных позиций, которые в

тоже время можно назвать разным пониманием коррупции либо наличием составляющих элементов, отражающих ее как явление. Поэтому для более

глубокого исследования коррупции необходимо рассматривать это явление и с позиций понимания в сфере экономики, политики, управления, права, социальных отношений и другие.

Экономическое понимание коррупции. Коррупцией в таком понимании, чаще всего, считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития экономики страны в целом, а также в некоторых случаях – в социальной сфере. Одновременно, рассматривая экономическое понимание коррупции, нельзя не отметить, что в любом случае коррупционер распоряжается не личным, а вверенным ему имуществом, денежными средствами, оказанием услуг.

Понимание коррупции с позиций управления. К коррупции в таком понимании чаще всего относится нарушение или разрушение нормального, нормативного, описанного в Конституции РФ, законах и других нормативных документах, государственного или муниципального управления, нередко приводящее к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминировать над государственными и общественными.

Социологическое понимание коррупции. Коррупцией в таком понимании, чаще всего, считается использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах. Процедуры решений таких проблем нередко связываются с фаворитизмом и протекционизмом, особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

Каждое из приведенных пониманий коррупции является ограниченным, но каждое содержит те или иные существенные признаки современной коррупции и потому в совокупности довольно полно описывают современную коррупцию.

В российском государственном управлении и в правоохранительных органах доминирует юридическое понимание коррупции. Поэтому в публичных заявлениях политиков и государственных деятелей коррупция связывается с совершением преступлений, со взяточничеством, а потому с уголовными преследованиями и арестами вовлеченных в такого рода действия должностных лиц. Считается, что чем выше их должности, тем больших успехов достигают правоохранительные органы в борьбе с коррупцией. Адаптируя такое понимание коррупции, средства массовой информации стремятся представить как сенсации сведения об арестах и судебных преследованиях за коррупцию, особенно, высоких должностных лиц.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273–ФЗ «О противодействии коррупции» впервые описывает коррупцию как социально- правовое явление, не дав в полном объеме самого понятия коррупции. В законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, в частности, «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»

В законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, являющихся проявлением коррупции, и указания на ее сущностный признак – злоупотребление служебным положением и полномочиями, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу, другими лицами, дача взятки, получение взятки. Также отражается, что предоставление услуг имущественного характера для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другим физическим лицам, что, естественно, осуществляется вопреки интересам общества и государства.

Такое определение коррупции согласуется с определением, изложенном в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. С практической точки зрения законодатель, перечисляя коррупционные действия, ограничил применение закона указанными проявлениями. В результате других также коррупционных действий (служебный подлог, превышение должностных полномочий, организация преступного сообщества при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, протекционизм, мошенничество) со стороны коррумпированных чиновников не вошли в этот перечень, как, к примеру, было предложено принятым на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в г. Санкт-Петербурге 15.11.2003 Модельным законом «Основы законодательства об антикоррупционной политике», в котором предлагается более расширенный перечень коррупционных противоправных действий. Это способствовало бы неэффективному, а порой некомпетентному функционированию государственного управления, отражаясь на конечных результатах. При анализе существующих понятий коррупции можно, обобщить этот термин как использование в системе государственной, муниципальной службы и управления служащим своего положения в обществе в личных целях. На основании анализа имеющихся понятий, где определяющее положение коррупции в системе общественных отношений рассматривается:

– Как нелегитимное, незаконное использование государственных ресурсов в частных целях, и прежде всего для личного обогащения. Это значит, что коррупция связана с государственной службой и управлением. В силу этой прямой зависимости неизбежно оказывает в разной степени воздействие на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе, что позволяет утверждать о ее не только криминальном, но и политическом содержании.

– Коррупция выходит за пределы взяточничества. Об этом говорит одно из общепринятых в международной практике определение коррупции «как отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны представителей власти ради незаконной личной выгоды».

– Многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования. Наиболее простой из них следует рассматривать экономическое поведение ответственного в системе управления лица при наличии у него альтернатив для принятия окончательного не коррупционного решения. В большинстве случаев коррупция наносит прямой экономический ущерб личности, обществу и государству.

Распространение коррупции позволяет делать вывод, что это один из видов социальных отношений. В любом случае коррупционное поведение рассматривается как отклоняющееся от преобладающих в социально-экономической и политико-правовой сфере норм и обусловленное мотивацией получения личной выгоды за общественный счет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.58 (0.02 с.)