Правотворческий процесс и его стадии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правотворческий процесс и его стадии



Правотворческий процесс – юридическая процедура, т.е. урегулированная правом последовательность совершения правотворческих действий, которые складываются из определённых стадий.

Правотворческий процесс начинается с принятия правотворческим органом решения о необходимости создания, изменения, дополнения, внесения поправки, отмены нормативного правового акта. Принятию решения предшествует правотворческая инициатива государственных органов, должностных лиц, субъектов гражданского общества, которая является демократической формой постановки вопроса о необходимости принятия конкретного нормативного правового акта. В Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит строго ограниченному кругу субъектов. Согласно ст. 104 Конституции РФ им обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения. Принятое решение о подготовке соответствующего нормативного правового акта, как правило, оформляется и вносится в планы законопроектных работ Государственной Думы. Стадия подготовки нормативного правового акта завершается представлением в правотворческий орган проекта нормативного правового акта для обсуждения. Так, законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Следующая стадия – обсуждение проекта нормативного правового акта – наиболее ответственная, во многом определяющая его содержание в будущем. Процесс обсуждения проектов нормативных правовых актах может проводиться в различных формах. Наиболее важные из них – парламентские слушания проводимые в Федеральном Собрании с приглашением практических работников, учёных, квалифицированных специалистов.

Следующая стадия правотворческого процесса – принятие нормативного правового акта. Процедура принятия законов Государственной Думой, Советом Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов РФ установлена в соответствующих регламентах. Важным моментом завершения процедуры принятия нормативных правовых является их подписание. Подписание принятых Федеральным Собранием законов осуществляет Президент РФ, законов субъектов РФ – президенты республик, губернаторы, главы администраций и т.д. Иные правовые акты подписываются должностными лицами исполнительных, судебных органов, правовые акты органов местного самоуправления – соответствующими должностными лицами.

Заключительной стадией правотворческого процесса является опубликование нормативных правовых актов. Так, федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства РФ». Органы местного самоуправления публикуют свои нормативные правовые акты в порядке, устанавливаемом муниципальным законодательством. Форма официального опубликования определяется в уставе муниципального образования.

Правотворческая деятельность органов внутренних дел осуществляется в формах внесения предложений по подготовке различных законопроектов или участия в их подготовке, экспертизе, рецензировании. Участием в правотворческом процессе следует признать и направление в высшие органы законодательной и исполнительной власти научно обоснованной информации об эффективности функционирования конкретной нормы или группы норм материального или процессуального права. Участие органов внутренних дел в правотворческом процессе выражается в издании ими письменных актов: приказов, положений, инструкций, решений, уставов, директив, договоров и соглашений с органами внутренних дел (полицией) других государств и др.

По своей направленности непосредственная правотворческая деятельность органов внутренних дел может быть подразделена на внешнюю и внутреннюю. К внешней – относятся рабочие операции органов внутренних дел по подготовке и изданию приказов, решений, инструкций, определяющих порядок обеспечения охраны общественного порядка, формы и методы осуществления мер принуждения, несения службы в экстремальных ситуациях и т.д. Внутреннему правотворчеству принадлежат нормативные акты, вызванные внутрифункциональной необходимостью. Таковыми, например, являются положения о порядке прохождения службы в органах внутренних дел, инструкции, определяющие внутренний распорядок системы органов внутренних дел или конкретных звеньев (милиции, следствия и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.004 с.)