Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип разделения властей и его значение в правовом государстве

Поиск

Важным принципом правового государства является разделение властей, по которому все три ветви действуют независимо друг от друга и не позволяют ни одной из них доминировать. Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Концепция разделения властей предполагает наличие такого механизма. Именно поэтому принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов.

Термины «соединение» и «разделение» властей обозначают принципы организации и механизм реализации государственной власти. Государственная власть едина, ее первоисточником является народ, но осуществляться она может по-разному.

Принцип соединения властей обладает рядом достоинств, в том числе, обеспечивает

быстрое разрешение всех вопросов и исключает возможность перелагать ответственность на другие органы. Однако принцип соединения властей имеет недостатки. Изначально публичная власть призвана регулировать отношения в интересах каждого и всего общества в целом. Однако она вскоре начинает проникать во все сферы человеческой жизни. Если в государстве отсутствует мощный противовес, способный ограничить такое вмешательство и сбалансировать интересы власти и граждан, постепенно устанавливается сначала авторитарный, а затем деспотический или тоталитарный режим. И если соединение двух первых властей - законодательной и исполнительной - это лишь угроза тирании, то соединение с правосудием ведет непосредственно к установлению деспотизма и гибели свободы. Принцип разделения властей -- это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Главное требование к разделению властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим создаются органы государственной власти, действующие на основе системы сдержек и противовесов. Высшие органы власти обладают самостоятельностью, но среди них должен быть лидирующий орган. Многие ученые считают, что такая лидирующая роль принадлежит законодательным органам. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Такое положение законодательных органов обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов и придает общеобязательный характер нормам права. Главная задача законодательных органов принимать такие законы, которые будут стоять на страже прав и законных интересов граждан. Помимо этого законодательные органы принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность. Однако главенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право отлагательного вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда РФ также можно рассматривать в качестве правосдерживающей. Пределы действия законодательной власти ограничены также принципами права, идеями свободы и справедливости. Исполнительная власть занимается реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность обязательно основана на законе. К исполнительным органам относятся правительство, главы региональных органов управления и другие, которые формируются различными путями. Исполнительная власть также не безгранична. Исполнительные органы и должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, содержащие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан. К ограничениям относят сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Сдерживание достигается посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин имеет право обжаловать незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право и правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в осуществляется только судебными органами, которые в своей деятельности руководствуются законом и не зависят от субъективных влияний. Суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, но он осуществляет организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судей и т.п. Однако такое деление на три ветви власти является неполным. Во-первых, существенную роль в государственном механизме занимает президент, который находится вне системы разделения властей. В его компетенцию входит координация и согласование деятельности всех ветвей власти. Во-вторых, нельзя не упомянуть органы надзора и контроля, в том числе органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека, прокуроры. Данные органы осуществляют проверку соответствия закону действий и актов государственных органов, должностных лиц. В некоторых странах органы надзора и контроля уполномочены давать Указания об устранении выявленных нарушений и привлекать к ответственности виновных должностных лиц. Принцип разделения властей проводится в той или иной мере во всех демократических странах. Его плодотворность определяется многими факторами. Во-первых, разделение властей приводит к разделению труда между государственными органами, что обеспечивает повышение эффективности их деятельности и рост профессионализма работников. Во-вторых, создается действующий взаимоконтроль государственных органов и предупреждается установление диктатуры. В-третьих, разделение властей повышает авторитет органов государственной власти. Таким образом, принцип разделения властей является одним из важных условий установления и развития правового государства. Каждая ветвь государственной власти обладает самостоятельностью, но при этом в государственно-правовом механизме предусмотрены средства ограничения. Данный принцип обеспечивает взаимоконтроль трех властей, именно поэтому его называют системой сдержек и противовесов.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.008 с.)