Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценивания практических работ по технологии

Поиск

Класс

Составитель:

                                                                                                                       Боревич С.В.

                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                               высшей квалификационной

                                                                                                                категории

п. Малиновский

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1- 4 классов разработана в соответствии с ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п.Малиновский» и адресована для обучающихся 1-4 классов по  системе «Ритм»,

 на основе  авторской программы по технологии Н.А.Малышева,О.Н.Масленикова-2-е изд.,перераб.-М.:Дрофа,2012.

   Курс технологии имеет особое значение в орга­низации учебного процесса, сбалансированного раз­вития логического, наглядно-образного мышления, символико-моделирующей деятельности. Он играет важную роль в формировании у младших школьни­ков умения учиться.

Универсальные технологические способы позна­ния являются основой формирования универсаль­ных учебных действий (коммуникативных, познава­тельных, регулятивных), которые обеспечивают ус­воение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к само­стоятельному поиску и усвоению новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Технология — это опорный образователь­ный предмет для формирования следующих универ­сальных учебных действий: планирования и прогно­зирования, ориентирования в задании, преобразова­ния (планомерно-поэтапного), контроля, коррекции и оценки готовой работы и др.

Программа определяет ряд задач, решение кото­рых направлено на достижение основных целей на­чального технологического образования.

• Формирование картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой пред­метно-преобразующей деятельности человека.

• Формирование эстетической культуры на основе знакомства с наиболее распространенными ремесла­ми и традиционными народными промыслами, про­фессиями региона, России. Сохранение и развитие культурных традиций. Приобретение знаний о роли трудовой деятельности в создании предметного мира как основной среде обитания современного челове­ка.

• Развитие знаково-символического, пространст­венного и образного мышления, творческого и реп­родуктивного воображения на основе способности учащегося к моделированию.

• Формирование мотивации успеха и достиже­ний, творческой самореализации, интереса к пред­метно-преобразующей, художественно-конструктор­ской деятельности.

• Овладение начальными технологическими зна­ниями и умениями, развитие мелкой моторики рук.

• Формирование коммуникативных универсаль­ных учебных действий в целях осуществления сов­местной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненного, распределение общего объема работ, приобретение навыков сотруд­ничества и взаимопомощи.

• Овладение начальными формами познаватель­ных универсальных учебных действий (исследова­тельскими и логическими): наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.

• Формирование опыта организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных действий: планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществле­ния контроля и коррекции результатов действий.

• Формирование первичных представлений о ро­ли информации и информационных технологий в жизни людей и общества.

• Овладение простейшими приемами работы с компьютерными программными средствами.

• Воспитание таких социально ценных личност­ных и нравственных качеств, как трудолюбие, усид­чивость, аккуратность, организованность, добросо­вестное и ответственное отношение к делу, иници­ативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и его результа­там, культурному наследию.

• Стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике.

• Развитие знаково-символического, пространст­венного и творческого мышления творческого и реп­родуктивного воображения, творческого мышле­ния.

• Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразо­вательных действий.

• Овладение первоначальными умениями переда­чи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.

Учебные материалы позволяют организовать предметно-практическую, знаково-символическую деятельность, развивают интеллектуальные, конст­рукторские, художественные технологические спо­собности, а также абстрактное, логическое мышле­ние, что раскрывает индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Основными целями начального обучения технологии являются: осуществление развивающего характера обучения; технологическое развитие младшего школьника; формирование системы начальных технологических знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий. Изучение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в начальной школе должно способствовать формированию интереса к информационной деятельности, которая реализуется через межпредметную практическую деятельность. Формирование информационной активности, коммуникативных навыков происходит на основе использования теоретического и практического материала учебника тех- нологии, посредством информационного практикума. Выбор траекторий изучения ИКТ определяется приоритетами школы. При этом следует обратить внимание на значимость начального этапа изучения информационных технологий, который является фундаментом дальнейшего развития и обучения.

   Сроки реализации программы: 4 год.

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
33 часа (33 учебные недели) 34 часов (34 учебные недели) 34 часов (34 учебные недели) 34 часов (34 учебные недели)

 

 

  Cистема оценки достижений планируемых результатов обучающихся

Под руководством учителя первоклассники вы­полняют коллективные и групповые творческие ра­боты, получают первоначальный опыт совместной деятельности: распределение общего объема работ, сотрудничество и взаимопомощь, уважительное об­щение со сверстниками.

Метод проектов позволяет привить младшим школьникам навыки самообразования, самовыра­жения и самоанализа, что ведет к самореализации личности в творческом процессе.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по предметам должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ.

  Оценочные шкалы (2-4 класс). Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в балльной шкале
90-100% 66-89% 50-65% меньше 50% высокий повышенный средний ниже среднего «5» «4» «3» «2»

 

Планируемые предметные результаты освоения технологии

     Выпускник начальной школы получит возможность научиться:

 - понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, уважительно относиться к труду людей;

- разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделие, демонстрировать готовое изделие;

-использовать приобретенные технологические знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры, оформлении своего дома, классной комнаты, создании подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий;

- решать конструкторские, художественно-конструкторские и технологические задачи, которые лежат в основе развития творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений;

- формировать внутренний план действий, мелкую моторику рук;

- понимать основы планирования и выполнять практическую работу с опорой на пошаговые действия, при необходимости внося коррективы; выполнять доступные действия по самообслуживанию; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации замысла (собственного или предложенного учителем);

- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

 - выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их, выполнять разметку с опорой на них, изготавливать плоские и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

 - прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей;

- соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изготовлениями их разверток; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи.

Использовать начальные сведения о компьютере как универсальном средстве обработки информации, инструменте моделирования и конструирования; владеть основами культуры работы с компьютерной техникой; обрабатывать несложную информацию с помощью компьютера. Курс технологии наглядно показывает динамику образовательных достижений.

Содержание учебного предмета

 

Класс (33 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности) (4 ч)

Рукотворный мир как результат труда человека

Гармония предметного мира и природы, выраже­ние связи человека и природы через вещи и предмет­ную среду. Народная игрушка. Предметы быта вче­ра и сегодня. Бытовая техника, ее назначение. Поль­за и красота вещей в старинном доме.

 

Трудовая деятельность в жизни человека.

Основы культуры труда

Профессии, без которых нельзя обойтись.

Мастерство ремесленника

Ремесла родного края, сохранение и преемст­венность традиций.

Народные традиции: праздничное печенье.

Искусство прядения нити.

Класс (34 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности) (5 ч)

Рукотворный мир как результат труда человека

Мозаика как украшение стен и полов храмов и дворцов. Керамика из глубины веков. История происхождения иглы и пуговицы. История возникновения узла, макраме. Старинное рукоделие — вязание крючком. Искусство оригами. Трудовая деятельность в жизни человека.

Основы культуры труда

Профессии людей, помогающих заглянуть в далекое прошлое: археолог, реставратор, работники музеев. Профессии людей, создающих детскую одежду: художник-модельер или дизайнер, конструктор, технолог, закройщик, швея-мотористка, гладильщица, контролер.

Мастерство ремесленника

Ремесленники и мастера. Мастерство горшечников и гончаров. Народные умельцы — кузнецы и чеканщики. Традиции и обычаи народов мира. Карнавал и маскарад. Из глубины веков. Традиции изготовления кукол. Металл в руках мастера.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (21 ч)

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Выбор материала для основы с учетом его свойств. Сравнение свойств различных видов материалов, используемых для одного и того же вида работ, например для гофрирования. Свойство нового вида материала (крепированной бумаги) — способность растягиваться. Общие свойства гибкости у разных материалов, используемых при плетении. Сравнение свойств фольги и бумаги при тиснении.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Правила организации рабочего места и гигиены. Правила безопасной работы режущими и колющими инструментами. Коллаж из декоративно обработанной бумаги, симметричных деталей, тисненых, прессованных, формованных деталей из фольги и фактурной бумаги.

Технологические операции ручной обработки материалов

Приемы разметки: по шаблону, трафарету, линейке, на глаз, по месту, по выкройке. Подготовка природных материалов к работе: сбор, сортировка, сушка, хранение. Приемы композиционного решения декоративного панно. Правила приклеивания материалов на основу: засушенных листьев, сухоцветов, деталей, склеенных из лепестков, семян (рядами с частичным наложением на предыдущий ряд). Крепление объемной композиции на основу. Правила сушки аппликации из семян. Приемы обработки пластилина, раскатывание пластилиновой основы. Создание фактурной поверхности при помощи продавливания. Украшение поверхности, выполнение узора. Приемы работы с бумагой и картоном: резание по контуру, симметричное вырезание на сложенном квадрате, параллельные прорези «лапша», сгибание, складывание, гофрирование. Экономное использование материала. Оформление изделий: рисование, создание фактуры на поверхности изделия при помощи клея и мелких семян и т. д. Окрашивание бумаги в основные, дополнительные цвета. Получение оттенков одного цвета разной насыщенности. Получение светлых и темных оттенков. Знакомство с природными красителями. Соединение деталей встык. Соединение деталей при помощи скотча, клея, проволоки, щелевого замка. Резание одинаковых и сложенных вдвое полос в виде «лапши». Симметричное складывание — гофрирование бумаги. Преобразование плоского листа в объемное изделие с помощью склеивания, скручивания, гофрирования. Приемы работы с текстильными материалами: наматывание на карандаш толстой нитки, плетение, вышивание швом «вперед иголку с перевивом», пришивание пуговицы. Соединение деталей из текстильных материалов при помощи клея, связывания, сшивания, скотча. Последовательность и краткая характеристика операций из проволоки. Приемы работы с проволокой и фольгой: резание, формование, тиснение, прессование. Плетение из проволоки в цветной оплетке.

Графические изображения в математике, технике и технологии

Определение по рисунку, образцу, эскизу формы деталей изделия, их размеров и количества. Выполнение эскиза, рисунка, схемы, шаблона будущего изделия. Выявление дефектов. Внесение изменений в эскиз. Сравнение формы готовых деталей с их изображением. Знакомство с условным изображением на схеме. Понимание схемы. Язык значков и схем в оригами. Использование разных способов измерений.

Технологические процессы практических работ

Изготовление шаблонов из картона. Мозаика из семян на шаблоне из картона. Композиция из засушенных растений и готовых изделий (цветов). Лепка посуды. Фактурная поверхность на пластилине. Портреты и картины из пластилина. Мозаика из пластилина. Узор на раскатанном пластилине. Объемная лепка на каркасе. Комбинированные работы из пластилина и семян. Складывание игрушек. Складывание модулей и соединение их в изделие склеиванием. Работы с использованием соединения деталей встык. Многослойная аппликация. Изделия из крепированной бумаги. Игрушки из бумаги. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. Шитье мешочка швом «вперед иголку», «вперед иголку в два приема». Продергивание цветных ниток. Выдергивание «дорожек» на салфетке. Вышивание салфетки, мешочка швом «вперед иголку с перевивом». Изготовление из ниток куколки-кисточки. Картина из ниток и готовых деталей. Аппликация из воздушных цепочек. Плетение цепочек с использованием основного узла макраме: двойного плоского узла. Коллаж. Соединение готовых деталей, выполненных из разных материалов, разнообразными приемами. Формирование образа, например бабочки, стрекозы, в процессе плетения из отрезков проволоки. Комбинированная работа из фольги и бумаги.

3. Конструирование и моделирование (8 ч)

Изделие и его конструкция

Детали для зимней композиции: веточки ели; веточки рябины, бантики, соединение скручиванием; заснеженные ветки, соединение склеиванием. Выполнение деталей орнамента из пластилина. Соединение клеевое. Лепка деталей из пластилина. Детали геометрического конструктора: геометрические фигуры из картона. Соединение склеиванием. Гофрированные детали. Соединение с помощью щелевого замка, склеиванием. Детали — склеенные кружки из веревки. Соединение склеиванием. Детали — навивка нитки на карандаш. Соединение склеиванием.

Элементарные представления о конструкции

Конструкция из деталей конструктора разъемная. Конструкции изделий неразъемные, соединение неподвижное.

Конструирование и моделирование несложных объектов

Объемное моделирование зимней композиции. Конструктор «Орнамент». Конструктивный способ лепки. Геометрический конструктор. Детский городок из деталей конструктора. Моделирование изделий с применением гофрированных деталей. Моделирование из деталей. Детали — склеенные

кружки из веревки. Плоское моделирование из деталей. Детали — навивка нитки на карандаш.

Проектирование

Коллективный проект «Оформление класса к Новому году». В проект входят изделия, которые уже сделаны.

В результате обучения технологии ученик к концу 2 класса будет знать / понимать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- область применения и назначение материалов и инструментов;

- правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике;

- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой;

- термины, обозначающие технику изготовления изделий, и их значение (аппликация, мозаика, оригами, макраме);

уметь:

- экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;

- вырезать из бумаги детали в форме прямоугольника, круга, овала, треугольника, ромба;

- выполнять аппликацию из разных материалов и деталей, выполненных ранее;

- плести с использованием основного узла макраме;

- вышивать швом «вперед иголку с перевивом»;

- выполнять мелкий ремонт: пришивать пуговицу, аппликацию;

- продергивать цветные нитки в виде дорожек на редкой ткани (мешковине);

- складывать бумагу по прямой линии, в том числе приемом гофрирования;

- складывать изделия и модули, собирать и склеивать изделия из модулей;

- собирать изделия и конструкции из деталей конструктора, ранее выполненных элементов и готовых форм;

- контролировать правильность выполнения работ на каждом этапе и вовремя вносить корректировку;

- сравнивать и выделять особенности профессий: археолог, реставратор, дизайнер, конструктор, технолог, швея-мотористка, закройщик, кузнец, чеканщик, гончар и др.;

- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.

Класс (34 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности)

Рукотворный мир как результат труда человека

Из истории плетения разнообразными материалами. Солома в руках мастера. Легенда о возникновении узла Геркулеса, гордиев узел. Применение узлов в повседневной жизни. История возникновения кукольного театра. Трудовая деятельность в жизни человека.

Основы культуры труда

Технические модели создают люди следующих профессий: художник-конструктор, инженер-конструктор, технолог. Судном управляют люди профессий: капитан, штурман, механик, моторист, рулевой, матрос. Театрализованное представление создают люди этих профессий: режиссер-постановщик, художник по декорациям, художник-кукольник, актер. Люди этих профессий оберегают, спасают, охраняют природу в заповедниках: зоологи, биологи, экологи, географы и другие ученые. Книги делают люди следующих профессий: редактор, корректор, художественный редактор, печатник.

Мастерство ремесленника

Искусство обработки камня древних мастеров. Пропорции в русской архитектуре. История возникновения вышивки. Народные традиции. «Лоскутная мозаика». Старинное рукоделие — низание.

От работы ремесленника к современной технике

Из истории создания автомобиля. Из истории возникновения судна.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Сравнение свойств бумаги, проявляемых при размачивании (изменение формы). Подбор бумаги для папье-маше (она должна быть рыхлой, легко пропускать воду). Сравнение свойств бумаги и картона (толщина, упругость, прочность, гибкость). Выбор материала для работы с учетом его свойств. Знакомство с неткаными материалами, их свойствами. Различные свойства бумаги и ткани, проявляемые при их обработке. Уяснение зависимости размера плетеного изделия от толщины материала. Сравнение свойств материалов, используемых для вышивания и шитья игрушек.

Сравнение шерстяных и хлопчатобумажных ниток.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Правила организации рабочего места и гигиены. Приемы безопасной работы канцелярским ножом, пилкой, шилом, буравчиком. Выбор инструмента, соответствующего толщине нитки по номеру (игла, крючок, спицы). Правила организации рабочего места. Правила работы отверткой и гаечным ключом.

Технологические операции ручной обработки материалов

Подготовка природного материала к работе: очистка, сушка, хранение. Приемы декоративной обработки. Правила нанесения краски на опавший лист и печати на подготовленный фон. Основные приемы составления композиции при оформлении кашпо и горшочков для цветов. Особенности выполнения приемов декоративной обработки бумаги: набрызга, отпечатков при помощи стекла, соли, песка, смятой бумаги. Закрепление семян на пластилине при помощи клея. Приемы выполнения каркаса из гибких веток, детали которых соединяют при помощи проволоки, лыка, специального скотча. Окончательная обработка изделия: сушка, разглаживание. Выращивание растения: размножение, подготовка почвы, посадка, уход за растением. Приемы обработки пластичных материалов: постепенное изменение формы (загибание, вдавливание, вытягивание, оттягивание). Новые приемы получения углубленного рельефа. Приемы черчения развертки детали, простого изделия. Оформление деталей или изделия: рисование, раскрашивание, аппликация, мозаика. Приемы разметки деталей по шаблону, на глаз, с применением разметочных инструментов (линейка, угольник). Язык значков и схем в оригами. Приемы работы по схеме. Приемы работы с бумагой и картоном: симметричное вырезание с предварительным нанесением контура, складывание из квадрата или прямоугольника, скручивание квадрата в кулек, сгибание и склеивание элементов из бумажных полосок разной длины, изготовление бумажного теста. Соединение деталей между собой и с фоном с помощью клея. Соединение деталей путем сшивания их сторон. Приемы работы в разных технологиях (макраме, «изонить», вязание, вышивание, «лоскутная мозаика», шитье). Приемы вязания крючком воздушной цепочки, столбика. Приемы работы: обматывание нитками разнообразных форм, каркасов, крестовины. Плетение, вязание, вышивание, шитье. Способы заполнения углов нитью в технике «изонить». Способы выполнения проволочного каркаса. Приемы выполнения гобелена.

Графические изображения в математике, технике и технологии

Определение формы, количества и размеров деталей изделия по рисунку. Выполнение эскиза детали и изделия, рисунка на изделии. Внесение изменений в эскиз. Понимание схем, условных обозначений и последовательности выполнения изделия. Сравнение готового изделия с образцом.

Выявление неточностей и их исправление. Понимание технического рисунка и чертежа. Условное обозначение на чертежах. Изготовление простейшего чертежа, лекал. Выявление дефектов чертежей и их исправление.

Технологические процессы практических работ

Изготовление фона на бумаге при помощи декоративной обработки. Отпечатки листьев. Использование красок основных цветов. Композиции из природных материалов и их отпечатков. Напечатанные декорации. Выращивание растения из листка, черенка или семечка. Оформление кашпо, горшка для цветка. Изготовление каркаса из гибких веток для комнатных растений. Картина на плоской гальке. Декоративное оформление раковины. Углубленный рельеф на пластилине и глине. Комбинированная работа из пластилина, семян, ракушек, гальки. Изготовление нетрадиционной игрушки из старых газет с последующим оформлением (окрашивание и аппликация). Папье-маше. Изготовление изделия. Сундучок для мелочей и ячейки для него. Преобразование плоского листа в объемную настольную карточку. Изготовление развертки: упаковки, рамочки. Составление композиции: на объемной упаковке, в рамочке. Изготовление прищипанной мозаики. Технология мультипликации. Декорации из вырезок. Складывание базовых форм, плоских, подвижных и объемных изделий. Изготовление открытки. «Изонить». Заполнение угла нитью. Моделирование образа из таких элементов. Применение узлов в повседневной жизни. Плетение простых цепочек (из тесьмы) и узоров основными узлами макраме — двойным плоским (ДПУ), репсовым. Образование рядов линий при помощи плетения репсовых узлов. Обмотка нитками плоских и объемных фигур. Коллаж, композиции из выполненных ранее деталей и плетеных цепочек. Вязание полосок разной ширины, длины, расцветки. Изделия из них. Вязание крючком круга. Игрушки из вязаных кругов. «Звездное ткачество». Наматывание нити на крестовину. Шитье простой мягкой игрушки. Аппликация из ткани. Кукла для театрального представления. Выполнение проволочного каркаса. Соединение его с различными материалами. Бисерное плетение при помощи проволоки. Плетение ромбов. Сборка изделий из них. Вышивание крестом. Украшение изделия вышивкой. Обметывание края детали косыми и петельными швами. Сундучок для мелочей.

3. Конструирование и моделирование

Изделие и его конструкция

Выполнение из бумажных полосок деталей: «луковица», «листик», «сердце». Детали из готовых форм. Готовые детали конструктора. Детали из картона для подвижного соединения. Детали кулечки. Выполнение деталей из бумаги разного вида. Элементарные представления о конструкции

Конструкция изделия разъемная. Конструкция изделия неразъемная. Соединение подвижное. Соединение неподвижное. Приемы крепления подвижных деталей при помощи проволоки. Способы крепления: винтовое, сшивное, при помощи скручивания проволоки.

Конструирование и моделирование несложных объектов

Моделирование из деталей, выполненных из бумажных полосок. Декорации из таких изделий. Конструкция технической игрушки (автомобиля) из готовых форм по модели. Конструкции из металлических, пластмассовых полосок готового конструктора по образцу. Конструкция игрушки из картона с подвижными деталями по образцу. Конструкции из кулечков по образцу. Конструкции технических игрушек (парусника) из разных материалов. Конструирование из приготовленных деталей по эскизу (пейзаж по представлению).

Проектирование

Этапы создания коллективного проекта. Коллективный проект «Кукольное представление для родных и друзей».

4. Знакомство с информационной технологией. Графическая информация

Рукотворный мир как результат труда человека

Из глубины веков. Графическая информация. Из истории возникновения книги.

Элементы графической грамоты

Выполнение эскиза, рисунка. Оформление изделия. Изготовление технического рисунка, чертежа, выкройки. Понимание схем.

Технологические сведения и приемы обработки

Способы соединения листов с обложкой книги. Этапы создания макета книги.

Технологические процессы практических работ

Изготовление записной книжки.

Проектирование

Изготовление макета книги, переплета. Оформление книги: рисунками, аппликацией, мозаикой, коллажем.

В результате обучения технологии ученик к концу 3 класса будет знать / понимать:

- роль трудовой деятельности в жизни человека;

- распространенные виды профессий;

- область применения и назначение материалов и инструментов;

- правила безопасного труда, личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике;

- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой;

- термины, обозначающие технику изготовления изделий, и их значение (папье-маше, каркас, «лоскутная мозаика», «изонить», «звездное ткачество»);

уметь:

- экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой;

- самостоятельно ориентироваться в рисунках, схемах, технических рисунках, простых чертежах, выполнять их самостоятельно;

- размечать детали при помощи угольника, линейки;

- выполнять технологические приемы: лепить ажурные композиции из пластилина на проволочном каркасе, набирать петли на спицы, вязать крючком воздушную косичку;

- работать в техниках, предусмотренных программой, по схемам;

- выполнять комбинированные работы с бумагой, картоном, веревкой, бусами, неткаными материалами, готовыми формами;

- выполнять сборку изделий, композиций, конструкций, моделей, предусмотренных программой;

- оформлять готовые изделия или его детали: рисунком, вышивкой, аппликацией, мозаикой;

- контролировать на каждом этапе правильность выполнения работ и вовремя вносить коррективы;

- сравнивать и выделять особенности профессии: редактор, печатник, капитан, матрос, зоолог, художник-конструктор, режиссер-постановщик, художник-кукольник, актер и др.;

- использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.

Класс (34 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).

Основы культуры труда, самообслуживания

Рукотворный мир как результат труда человека

История возникновения утюга. Из глубины веков. Ковер, гобелен. Стиль в искусстве, архитектуре, одежде. Трудовая деятельность в жизни человека.

Основы культуры труда

Строительство и отделку зданий осуществляют люди следующих профессий: архитектор, строитель, монтажник, каменщик, крановщик, электрик и др. Современные машины, приборы, станки создают люди этих профессий: дизайнер, инженер-конструктор, инженер-технолог. Люди этих профессий: биолог, технолог, эколог — помогают решать возникшие сегодня экологические проблемы.

Мастерство ремесленника

Искусство обработки дерева. Орнамент в народном искусстве. Обработка дерева. Узорное ручное ткачество. Народный костюм.

От работы ремесленника к современной технике

Памятники архитектуры. Особенности архитектуры жилища, материалов, используемых в строительстве. Ткацкий станок вчера и сегодня. Из истории техники: Двигатели. Локомотив. Авиация. Электричество. Достижения человечества. Совершенствование технологий производства.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

Сравнение разных приемов плетения из полосок бумаги (плоского, объемного). Подбор материала для плетения (прочный, пластичный). Выбор материала с учетом зависимости размера плетеного изделия от толщины материала. Сравнение свойств материалов, используемых для вышивания и шитья игрушек. Исследование (наблюдение, сравнение) шерстяных и хлопчатобумажных ниток. Сравнение помпонов, выполненных разными способами (плотность, форма, размер). Свойства проволоки, ее обработки.

Инструменты и приспособления для обработки материалов

Правила организации рабочего места и гигиены. Правила безопасной работы инструментами и приспособлениями для обработки дерева, фанеры (пила, лобзик, нож). Правила работы с циркулем. Выбор инструмента, соответствующего толщине нитки по номеру (игла, крючок, спицы). Правила техники безопасности при работе электроприборами. Правила техники безопасности при электротехнических работах.

Технологические операции ручной обработки материалов

Приемы разметки на просвет, складыванием, при помощи угольника, циркуля. Способы геометрической резьбы по дереву. Приемы выпиливания. Способ соединения спилов (клеевой). Особенности выполнения окраски, рисунка по шаблону, трафарету. Приемы работы по схеме. Анализ и чтение схем. Приемы резьбы треугольного элемента. Воплощение мысленного образа в материале, соблюдая приемы безопасного и рационального труда. Прогнозирование получения практических результатов в зависимости от выполняемых действий. Выбор способа плетения. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и готового изделия. Способы крепления элементов на объемной поверхности. Способы увеличения деталей. Понятие масштаба.

Графические изображения в математике, технике и технологии

Выполнение эскиза композиции по собственному замыслу. Сравнение формы готовой композиции с изображением на рисунке или образцом. Изготовление шаблона, трафарета нужной формы. Чтение и понимание технического рисунка, чертежа, схемы, условных обозначений. Умение анализировать конструкторско-технологические особенности задания. Самостоятельное выполнение эскиза, схемы, технического рисунка, чертежа, лекал (шаблонов), выкроек. Практический поиск и получение новых конструкций, мысленных образов.

Технологические процессы практических работ

Изготовление ваз и горшков для цветов из готовых форм. Комбинированная работа с разными материалами. Применение спилов в изделии. Резьба орнамента по дереву. Работы с использованием выпиливания лобзиком. Деление окружности на равные части при помощи измерительных инструментов. Гофрирование прямоугольного листа бумаги. Получение складочек заданной ширины. Соединение деталей из бумаги и картона. Способы их соединения (клеевое, проволочное, ниточное, винтовое, при помощи щелевого замка). Вырезание из бумаги, сложенной гармошкой.

Объемная композиция из вырезок (дворцы и замки). Геометрический орнамент. Использование его в оформлении изделия. Вырезание из бумаги орнамента в круге. Плоское и объемное плетение из полосок бумаги, ткани, упаковочной ленты и др. Складывание модулей. Соединение модулей в плоские и объемные изделия. Вышивание при помощи тамбурного, стебельчатого швов, навивного узелка. Мелкий ремонт одежды. Аппликация из толстой несыпучей ткани с элементами вышивания. Комбинированная работа из веревки, бусин, нетканых материалов. Изделия из них. Изготовление помпонов и игрушек из них. Разные способы заполнения круга. Моделирование образа из таких элементов.

3. Конструирование и моделирование

Изделие и его конструкция

Изготовление <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.013 с.)