Лекция 1: классификация социальных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1: классификация социальных технологий



ЛЕКЦИЯ 1: КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Сущность социальных технологий

 

Социальные технологии сегодня — что и динамично развивающаяся отрасль знаний, и выделенная область социальной практики.

Социальные технологии как инструмент социального управления способствуют целенаправленному воздействию на социальные системы (институты, организации) и процессы их развития.

 

Социальные технологии как дисциплина (или как тип знания, претендующий на некоторое дисциплинарное оформление), выступают связующим звеном между социологической теорией и социальной практикой, обеспечивая более эффективное воздействие субъектов управления (прежде всего государственных институтов, крупных корпоративных игроков) на управляемый социальный «объект» (те или иные социальные структуры, процессы, организации, практики и социальные группы);

Проблема разработки и внедрения новых современных социальных технологий стоит сегодня очень остро. При этом сама проблематика социальных технологий только ищет свое место в рамках устоявшейся социологической проблематики. Если говорить о научной институализации социальных технологий, то здесь мы видим достаточно много проблем исследовательских, методологических, организационных и кадровых.

 

Проблемы социальных технологий

 

• Отсутствие четкого однозначного определения понятия «социальных технологий» (множественные, часто противоречивые толкования)

• Низкий уровень институализации социальных технологий (отсутствие стандартов разработки и внедрения социальных технологий: отсутствие технологов, отсутствие средств правового, этического, экономического регулирования прктики применения социальных технологий)

• Отрыв от широкого контекста социальной инженерии (дискретность знания, несовместимость отдельных технологий, низкий уровень воспроизводимости результатов их применения)

 

Социальная инженерия — деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение и регулирование различных организационных структур социальных институтов, организаций)

По К. Попперу социальная инженерия — деятельность по проектированию новых социальных институтов, а также по перестройке и управлению уже существующими социальными институтами путем частичных, постепенных реформ и изменений («частичная» социальная инженерия)

 

Подходы к определению социальных технологий

 

Подход Социальная технология как Основные представители
Эпистемологический Система знаний Дятченко, Зайнышев, Луков
Деятельностный Деятельность социолога-практика Стефанов, Пригожин, Марков, Щербина
Инструментальный Средство социальных преобразований Афанасьев, Тощенко, Ионин, Зайцев
Утилитарный Инновационный метод оценки и использования социальных объектов Иванов, Капитонов, Патрушев

 

 

Социальная технология как система знаний

 

Социальная технология как система знаний о законах и закономерностях развития и управления социальными институтами и социальными процессами, а также знание о способах и средствах управления социальными институтами

 

Дятченко — СТ как специально организованная область знаний о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающего взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.»

 

Определения понятия в словарях

 

Современная западная социология: СТ — совокупность приемов, методов и воздейтвий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем

 

Российская социологическая энциклопедия: СТ — специфическое и стандартное средство деятельности социолога-практика в сфере управления; способ организации и упрядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, напрвленных на изменение социального объекта, достижение заданного результата, трансформация знаний, полученных акадмической наукой в средства практической деятельности

 

Проявления глобализации

 

• Глобализация (всесторонняя американизация «макдональдизация» (Дж. Ритцер))

• Макдональдизация как часть процесса рационализации

• 4 элемента формальной рационализации, лежащие в основе макдональдизации: эффективность, просчитываемость, предсказуемость, контроль

• Последствия дегуманизации труда, деквалификация персонала, превращение потребителя в бесплатную рабочую силу

 

Эффективность — подбор оптимальных средств для достижения цели

Просчитываемость (количественный фактор: замена качества количеством)

Предсказуемость

Контроль (система рейтингования в Китае)

 

Макдональдизация — превращение функциональных принципов в базовые принципы организации социальной жизни, способствующей ее рационализации

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — совокупность процессов, делающих единым социальный мир

 

• Развитие сети коммуникаций (интернет, транспорт, связи)

• Управление взаимозависимостей экономических, технологических, политических, финансовых, культурных

• Появление экономических, политических, экологических, культурных и др. оргаизаций наднационального характера

• Увеличение мобильности

 

Как следствие: единообразие

 

Деятельность Римского клуба

 

• Основан в 1968 г. Аурелио Печчеи

• Анализ глобальных проблем в системах «человек—природа» и «человек—общество»

• Доклады Римского клуба: Мировая экономика; Пределы роста; Человечество у поворотного пункта; За пределами роста; Нет предела обучению и др.

 

Роль Римского клуба

 

• «Отец» глобального прогнозирования — Дж. Форрестер использовал математические методы ЭВМ для создания модели экономического развития общества с учетом двух факторов численности населения и загрязнения среды

• К его исследованиям подключился Д. Медоуз — доклад «Пределы роста», вызвавший бурную полемику

• Моделирование показало, что при сохранении темпов роста населения и промышленного производства в первые десятилетия 21 века минеральные ресурсы будут исчерпаны, рост производства прекратится, загрязнение среды станет необратимым. Необходимо сократить темпы роста населения и промышленного производства, свести их к уровню простого воспроизводства

• Разделение понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Уровень жизни — ВВП на душу, качество жизни — плотность населения, уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспеченность ресурсами, экология.

• Чем выше уровень жизни (связанный с темпами роста производства), тем быстрее истощаются минеральные ресурсы, загрязняется среда, выше скученность населения, хуже показатели здоровья, больше стресса

• Критика: не учитывали различия между странами, экстраполяция тенденция 60-х гг. (В 80-е много изменений), нет предложений по выходу из кризиса

 

«4 образа глобального порядка» (Р. Робертсон)

Глобальная общность I: Мир — мозаика замкнутых, отграниченных друг от друга общин; Они равноправны, уникальны: сохранение культурной идентичности

Глобальная общность II: Идея достижения некого общечеловеческого консенсуса

Глобальное общество I: Мозаика суверенных независимых национальных государств, которые связаны узами сотрудничества в экономической, политической и культурной сфере. «Концепция мирного существования»: эгалитарная версия (все равны), иерархическая (ведущие державы)

Глобальное общество II: Уход с мировой арены национальных государств и начало региональной, а затем наступление глобальной унификации под эгидой государства или национального правительства (наднациональное регулирование). Пример — ЕС

 

Политическая модернизация

 

Целостные и культурные установки способны блокировать любые политические и экономические решения в развитии страны

 

Политическая модернизация — формирование, развитие и распространенние современных политических институтов и практик.

Современные политические институты и практики — те, которые способны обеспечить адекватное распространение и приспособление политической системы к изменяющимся условиям

 

• Для формирования и развития современных политических институтов и практик часто используются механизмы модернизаций через заимствование (копирование, имитацию) образцов

• «2 типа имитации: имитация алгоритма (копируется содержание, функции процесса) и имитация формы (симуляция)

 

Противоречия модернизации

 

• Политическая модернизация часто проходит в условиях конфликта между индивидуальными политическими культурами и «общецивилизционными ценностями»

• Возможно возникновение кризиса участия (правящая элита не дает доступа к власти), кризиса легитимности (отсутствие признавания обществом данной политической системы), кризис регулирования конфликтов (вопрос о действенности власти)

 

Типы модернизации

 

2 основных типа политической модернизации: первичная («органическая») и вторичная («отраженная», «догоняющая»)

1 тип. Первичная. Характерная для Западной Европы и США (модернизационное ядро).
Начало — эпоха промышленной революции.
Трансформация экономики, социальной структуры, культуры, провозглашение равных гражданских прав, демократизация.
Эволюционный путь на основе традиций

2 тип. Вторичная. Латинская Америка, Азия, Африка, Россия. Модернизация за счет социокультурных контактов «отстающих» с модернизационным ядром, имитационные процессы.
«Неравномерная» модернизация — одни элементы созрели, другие нет.
Постепенная демократизация, принятие помощи развитых демократий.
Попытки ускоренной модернизации экономики (авторитарные режимы)

 

Специфика цветных революций

 

• «Цветные революции» как новый тип политических технология по смене политической власти

• Это высокотехнологичный продукт эпохи глобализации, который стал возможен только по достижению обществом определенного уровня развития во всех сферах (науке, экономике, средствах связи и коммуникации)

• Цветные революции как «симулякр» революции как комплекс процессов, имитирующих социально-политическую революцию

• Классические революции не являются ни чисто политическими, ни экономико-политическим процессом, но представляют собой, прежде всего идеологический и духовно-нравственный переворот, который происходит сначала в общественном сознании в системе ценностей, в только затем в общественном бытии

• Должна появляться новая идея, новая доктрина, новый смысл человеческого существования («цветные революции» чаще безыдейны)

• «Революция невозможна без революционной ситуации» (В.И. Ленин)

 

Признаки революционной ситуации:

1. Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство, «кризис верхов»

2. Обострение нужды и бедствий угнетенных классов

3. Значительное повышение активности масс

 

• Настоящую революцию невозможно спроектировать искусственно, когда народ к ней не готов

• В странах, где осуществлялись цветные революции, революционной ситуации не было (уровень жизни до революции выше, чем после революции, например, на Украине)

• Цветные революции не ставят важнейшую для классических революций цель — изменения политического строя и форм собственности (т.е. всей социальной системы), они направлены именно на смену политических режимов

• Цветная революция предполагает «ненасильственный» перехват власти у того правительства, которое не решается ею воспользоваться или останавливается перед употреблением легитимного насилия (разгон несанкционированных митингов, протестных действий)

• Любая революция предполагает наличие лидера.
Должно пройти укрепление блока всех оппозиционных партий. Необходимо появление такого лидера, который незапятнан сотрудничеством с прежним режимом и не уличен в связях с «Западом»
Правящий режим сталкивается с единым фронтом оппозиции. При цветных революциях часто наблюдается «безлидерские движения», партии-големы (протестный электорат всех спектров, «недовольные», «против всех»). Нет единого руководства — большая неуязвимость

• Отмечается экспрессивный и молниеносный характер действий революционеров. За счет массированного применения финансовых ресурсов и использования информационных технологий срок подготовки свержения режима сокращается до 1-2 лет
Активно используются возможности информационного общества, сетевые структуры, манипулирование общественным сознанием через СМИ, нейропрограммирование
Огромную роль играет политическая символика (цвет, символизм)

• Цветная революция предполагает быструю мобилизацию больших масс в момент «Х». Этот момент чаще всего связан с выборами. Два базовых сценария:

- Если выборы не назначены, существующий режим объявляется нелегитимным и диктаторским. Требования отставки власти

- В процессе предвыборной кампании заранее власть обвиняется в фальсификации итогов выборов. Революционеры заявляют о своей победе (мирный или силовой захват власти)

• Огромная роль внешних сил при реализации цветных революций. Под внешним влиянием может подразумеваться как социокультурное влияние (восприятие Запада как желательной нормы и образа будущего, так и политическое вмешательство.
Происходит финансирование оппозиции, революционные действия поддерживаются как легитимные (соответственно действия власти по своей идее априори нелегитимны).
Возможно открытое внешнее вмешательство на уровне экономическом и политическом (вплоть до военного вторжения)

• Важнейшей отличительной чертой цветных революций является активное участие в них молодежи. Молодежное протестное движение управляется с помощью современных информационных технологий (twitter-революции)

• Создание протестного (молодежного) движения — преобразование его в политическую толпу — использование этой силы против действующей власти в качестве инструмента политического шантажа

 

Модель цветной революции

 

• Цветная революция начинается с формирования в стране организованного протестного движения

• Создание инцидента (событие, шокирующее общество: фальсификция итогов выборов, акты самосожжения). Широкий резонанс

• Выведение недовольных, людей на улице (использование информационных технологий)

• Формирование политической толпы (большая площадь, где размещаются массы народа)

• От толпы к власти выдвигаются ультимативные требования. Массовые беспорядки, мятежи

• Цветная революция начинается с формирования в стране организованного протестного движения

 

Цветная революция в России

 

2005 год — движение «Оборона»

 

Популярные символы — белая лента, маска Гая Фокса

 

Прогнозирование в экономике

 

• В 1913 году Й.Шумпетер указывал, что главной движущей силой экономического развития являются Н-Т инновации. При внедрении инновации в экономику происходит «вихрь созидательного разрушения», уход старых технологий, структур, появление новых отраслей. Инновации поддерживаются инвестициями

• НТП развивается циклически

• Шумпетер развивал учение Н.Кондратьева, который в 20-е гг обнаружил длинные циклы экономической коньюктуры в мировой экономике. Длинные циклы — 40-50 лет, «повышательные стадии» связаны с волнами технических изобретений и их практического использования в виде инноваций

• Многие экономисты ждут нового большого цикла Кондратьева в 2020-2040 гг

 

Вывод

 

«Эффект колеи» возникает в результате случайного институционального выбора и закрепляется культурой, то есть структурой неформальных институтов. Это и создает проблему модернизации, то есть перехода к состоянию успешного экономического развития. Есть ограничивающие условия социальных порядков — это некоторые договоренности о том, как нужно контролировать инструменты насилия, как делать законы и как устраивать преемственность в управлении, то есть конвенции по поводу общественных благ. И успешные, и неуспешные траектории различаются именно тем, как устроены конвенции. Отсюда предположение: может быть, общественный договор, социальный контракт — это и есть тот замок, который удерживает развитие на той или другой траектории, создает эффект колеи или выпускает из нее?

 

Современная модернизация (Взгляд А. Аузана)

 

• В англосаксонских обществах — Англии и США — доминирует бизнес, а общество и власть имеют несколько подчиненное положение.

• Во Франции и Германии бизнес и власть находятся в определенном равновесии

• Австралия, Канада и Новая Зеландия — доминирует общество, контролирующее власть

• В скандинавских странах бизнес лавирует между обществом и властью

• В России доминирующий угол в отношениях — власть, в стране низкие издержки осуществления принуждения, высокие издержки защиты прав собственности и высокие издержки коллективных действий. Все это совершенно не случайно, потому что у нас большая дистанция власти

• Модель социального контракта в России — в качестве ценности предлагается не стабильность, а принадлежность к великой державе

• Выход из колеи по А.Аузану — налоги и образование. «Налоги должны проходить через головы населения». Формирование ценностей по Р.Инглхарту происходит в 18-25 лет. Следовательно внимание на студентов. «Университеты производят общественное благо, культуру нации, выбор ценностей, поведенческих установок, в результате которых одни социальные контакты размываются и уходят, а другие — формируются»

 

 

Модели социальной политики

 

Ранние модели социальной защиты «Бисмарковская» и «бевериджская»

 

О.Бисмарк. Устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Выплата отчислений (страховые взносы)

Беверидж: Любой человек имеет право на минимальную защищенность. Финансирование через налоги государственного бюджета. Принцип национальной солидарности

 

Социальные индикаторы

 

• Ориентиром для социально-экономической политики является система индикаторов нижние (пороговые) значения ведут к социальной напряженности. Сюда относят величину доходов (размер з/п, пенсий, стипендий, пособий..)

• Индекс потребительских цен, задолженность по з/п, уровень безработицы, соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др

• Надо измерять уровень жизни, качество жизни, качество образования, социального обеспечения, коэффициент Джинни, децильный коэффициент и др

 

Национальные проекты России

 

• «Доступное и недорогое жилье — гражданам России»

• «Развитие агропромышленного комплекса»

• «Здоровье»

• «Образование»

 

Национальный проект «Образование»

 

• Модернизация институтов образования как инструментов социального развития

• Развитие инновационного характер базового образования как основы становления экономики знаний

• Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров

 

Реформы системы образования в России: сложности и противоречия

 

• Введение ЕГЭ

• Переход на многоуровневую систему высшего образования

• Сокращение числа вузов

• Сокращение профессорско—преподавательского состава

• Введение элементов платного образования в школах

• Сокращение бюджетных мест, снижение доступности высшего образования

• Проблемы финансирования сферы образования и науки, «Рейтингование» ВУЗов, проблема эффективности и неэффективности ВУЗов

• Проблемы федеральных государственных образовательных стандартов

• Образование как услуга

 

Классификация краудсорсинга

 

По сфере жизни: бизнес (создание логотипа, рекламного слогана), социальный (сбор средств на социальные нужды, благотворительность), государственный (проекты обслуживания реформ, сбор средств на политическую кампанию)

 

По типу решаемых задач: создание продукта (Википедия), голосование (отбор и сравнение результатов), поиск решения («открытые инновации»), поиск людей (Liza Alert), сбор мнений, сбор средств (крайдфайндинг — привлечение финансирования от большого количества людей)

 

Социальное прогнозирование

Прогнозирование — формирование научно обоснованного предположения о возможных состояниях рассматриваемого объекта в будущем и сроках их достижения

 

Задача прогноза — содействовать научному обоснованию планов и программ развития

 

Прогноз — это вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности

 

Важно не просто предвидеть те или иные явления будущего, но и способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении

 

• Будущее стремятся предвидеть, предсказать, предвосхитить, прогнозировать. НО будущее также можно планировать, программировать, проектировать

• И.В. Бестужев-Лада рассматривает прогнозирование как один из уровней предвидения. Предвидение как общее понятие, объединяющее все разновидности получения информации о будущем. Оно разделяется на научное и ненаучное (интуитивное, обыденное, религиозное)

• Сам термин «прогнозирование» (грея. «предвидение», «предсказание»)

 

Социальное прогнозирование — определение вариантов развития социального объекта и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений. Это «будущее в вариантах»

 

Технологии социального прогнозирования — ценный инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира

 

Виды прогнозов

 

Поисковый прогноз — такое предвидение социальной ситуации в определенной точке будущего, которое основывается на анализе состояния социального явления или процесса в прошлом и настоящем. Что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?

• Поисковый прогноз важен для оценки жизнеспособности социального проекта (прогноз тенденций, выявление потенциала нововведения, предупреждение о негативных последствиях)

 

Нормативный прогноз — предвидение будущих состояний социального явления (процесса) при условии, что по отношению к нему осуществляются активные действия в соответствии с заранее установленными целями, правилами и показателями. Какими путями можно достичь желаемого?

 

• Это оптимизация управленческого решения (выбор лучшего варианта в соответствии с поставленной целью)

 

• Исходя из горизонта планирования (периода времени) различают прогнозы оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

• Врменная градация прогнозов зависит от характера и цели данного прогноза

• Для социально-экономических прогнозов принята следующая временная градация:

- Опреативные (до года)

- Краткосрочные (1-5 лет)

- Среднесрочные (5-10 лет)

- Долгосрочные (15-20 лет)

 

По объекту исследования различают:

 

• Естествоведческие: метеорологические, гидрологические, геологические, биологические, медико-биологические, космологические

• Научно-технические: развитие науки и техники

• Обществоведческие: экономические, социологические, демографические, социаьно-медицинские, социально-экологические, юридические, внутриполитические, внешнеполитические, военные)

 

Социальная экспертиза

Социальная экспертиза — проводимое специалистами (экспертами) исследование, включающее диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования

 

Социальные объекты — люди, социальные общности, социальные институты, процессы, организации, социальные ценности, социальные проекты и др.

 

Функции социальной экспертизы:

- диагностическая

- информационно-контрольная

- прогностическая

- проектировочная

 

Цель социальной экспертизы: установление соответствия деятельности органов гос власти, других социальных институтов, интересам граждан и задачам социальной политики, а также формирование предложений по достижению этого соответствия

 

Эксперты устанавливают социальные последствия социальных проектов, соответствие первоначальным замыслам, адекватность восприятия проектов населением

 

Методы работы с экспертами

 

Метод экспертной оценки: опрос экспертной группы при изучении сложного социального объекта (Больше открытых вопросов — меньше стандартизация)

 

Метод фокус-группы: можно эффективно использовать для пилотажной проверки гипотез

 

Ситуационный анализ: установление причинно-следственных связей конкретной ситуации. Заседания «круглого стола», обмен мнениями (аналог «консилиума врачей»)

 

Контент-анализ (на какие стороны объекта обращается внимание читателей в ряде публикаций)

 

Методы активизации инновационной деятельности и нешаблонного мышления: мозговая атака, инновационные игры

 

Метод «Делфи». Цель методы — преодоление конформизма экспертов, искажающего качество экспертизы. Используется анонимичность экспертов и сложная процедура проведения. При коллективной работе экспертов психологически не устранимо влияние на отдельных экспертов мнения большинства.

 

Каждый эксперт дает свою числовую оценку процесса, явления, объекта. Организатор опроса подсчитывает среднюю оценку (медиану) и показатель разброса, т.е. кто дал крайние оценки, дают письменные анонимные объяснения, которые анализируются остальными. Потом еще раз идет оценка. Происходит сближение позиций, меньший разброс мнений

 

Итоги социальной экспертизы

 

Форма представления социальной экспертизы: экспертное заключение, экспертное наблюдений и проектная разработка

 

Эффективность социальной экспертизы: учет ее итогов для ограничения выбора стратегий: применение итогов экспертизы для корректировки избранной стратегии

 

Социальные проекты

 

Основные направления социального проектирования:

 

1. Проекты в поддержку социально незащищенных слоев населения

2. Поддержка искусства, религии, культуры

3. Поддержка спорта и здорового образа жизни

4. Поддержка образования и науки

5. Помощь одаренным детям и молодежи

6. Благотворительность

7. Социальный маркетинг

8. Корпоративные проекты

9. Экологические проекты

 

Школа социальных систем

 

Ч. Барнард, Г.Саймон, А.Гоулднер, Ф.Селзник (50-60е гг ХХ века)

 

• Совмещение понимания организации как искусственной системы, рационально созданной для достижения цели, с пониманием организации как естественного социального образования.

• Акцент на взаимодействии формального и неформального начал в организации

• Организация как сложная система, состоящая из множества подсистем и элементов (коммуникация, принятие решений, взаимодействие с внешней средой)

• Организация как социотехническая система

• Саймон: Мы не можем знать всех вариантов решения проблемы, поэтому мы не можем принимать рациональных решений

• Теория дивергенции целей (Селзник): человек, работающий в своем подразделении, начинает думать, что цель его подразделении важнее цели всей организации

 

Организация как сложная система гетерогенная система, состоящая из как минимум 2 подсистем: технико-технологической и социальной. При этом технико-технологическая рассматривается как доминирующая, влияющая на состояние социальной (Вудворд, Дабин, Райс, Трист)

 

• Внедрение новых технологий изменяет отношения между работниками, функции управления

• Нужны новые техники управления, обеспечивающие регулирование поведения людей в больших системах

• Дж. Вудворд доказала связь типа производства с конфигурацией организационной структуры, стандартизацией деятельности, формализацией поведения

 

1. Единичное и мелкосерийное производство — структура плоская, формализация низкая, линейные должности преобладают, контроль постоянный персонифицированный

2. Крупносерийное и массовое — высокая структура и профессиональная дифференциация, высокая формализация, основные должности преобладают над вспомогательными, контроль избирательный

3. Поточное производство — умеренная, структурная и профессиональная дифференциация, средний уровень формализации, функциональные должности преобладают над линейными, контроль постоянный безличный

 

Ситуационный подход

 

Лоуренс, Лорш, Шерман, Томпсон

 

• Антинормативистский подход

• Организация — слишком сложный и динамичный объект, чтобы применять универсальные подходы

• «Невозможно обеспечить создание таких структур, методов и типов организационного порядка, которые были бы идеально приспособлены для любого времени, любых целей, ситуаций и условий деятельности»

• Надо определить условия, в которых те или иные принципы принесут желаемый результат

• Центральное понятие — управленческая ситуация

 

Управленческая ситуация — совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих условия жизнедеятельности организации и организационного поведения ее работников.

Не надо применять бюрократическую модель при динамичной внешней среде, естественную модель — при низко квалифицированном персонале, децентрализацию — при высоком уровне автоматизации

 

Эта проблематика развивается в рамках теории управленческого консультирования

Классификация инноваций

 

• Говоря о нужных рынку продуктах, сегодня мы думаем об инновационности (инновационная продукция и инновационные технологии)

Классификация инноваций возможна по множеству оснований:

 

1. По источнику появления — инновации, ориентированные на удовлетворение внутренних потребностей (организации, производства и др) и инновации, направленные на удовлетворение внешних потребностей (рынка)

2. По причине возникновения — реактивные инновации, обеспечивающие выживание фирмы и являющиеся реакцией на нововведения конкурентов, и стратегические инновации, которые внедряются для получения конкурентных преимуществ в будущем

3. По конечному результату — продуктовые инновации, которые включают получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке, и процессные, которые означают новые элементы, введенные в производственные, управленческие, маркетинговые и другие процессы

4. По типу новаций — организационные, финансовые, психологические, информационные, комбинированные

5. По сфере применения — организационно-управленческие, экологические, технологические, социально-политические, государственно-правовые, инновации в духовной сфере

6. По степени новизны — радикальные, улучшающие псевдоинновации

7. По сфере распространения — глобальные, национальные, религиозные, локальные, точечные

 

Локус контроля

 

Интерналы — люди, которые считают, что могут контролировать свою жизнь, должны отвечать за свои поступки. «Я — хозяин своей судьбы!»

 

Экстерналы — люди, которые чувствуют себя «во власти судьбы», часто оправдывают свое поведение обстоятельствами, ситуацией. «Я — заложник судьбы!»

 

Гипертимный тип

• энергичный

• ничего не воспринимает близко к сердцу

• поверхностно воспринимает жизнь и людей

• привлекает к себе людей («энергетический донор»)

• Популярный до определенного момента

• Отсутствие эмпатии

 

Возбудимый тип

• низкий самоконтроль (мне плохо/хорошо — показываю)

• если что-то случилось — этому человеку вряд ли скажут

 

Эмотивный тип

• очень волнительный

• склонный к сочувствию

• болезненная тактичность

• эмоционально подвижный

• над ними часто издеваются

 

Депрессивный тип

• все плохо—будет еще хуже

• «я вас предупреждал»

• пунктуальны

• всегда все делают

 

Невротический тип

• Повышенная склонность к страхам

• Ипохондрия

• Заниженная самооценка, неверие в собственные силы

• надежность

• дружелюбие

• ответственность

 

Циклотимичный тип

• постоянная неустойчивость настроения

• сочетание несочетаемого (романтичность и серьезность)

• все зависит от внутреннего состояния

 

Паранойяльный тип

• неустойчивое поведение, характеризующееся «застреванием»

• борцы за одну идею, которая определяет отношение к жизни

• ярко выраженная принципиальность

• подозрительность

• мстительность

• не прощает предательства

• постоянно ищет врагов

• может пожертвовать собой ради идеи

 

Педантичный тип

• гипертрофированное упорядочивание внешней и внутренне жизни

• постоянно все поправляет

• в работе главный недостаток: большое внимание уделяет инструкции и правилам

 

Демонстративный тип

• артистизм

• умение говорить

• иногда наигранные эмоции

• «эгоизм в маске участия»

 

Теория 16 типов MBTI

 

50-е гг ХХ века

Типология построена на выявлении:

• двух разных способом пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала: интроверсия I - экстраверсия Е)

• двух разных способом сбора информации (Шкала: сенсорика S — интуиция N)

• двух различных способом принятия решений (шкала: логика Т — этика F)

• двух разных способов организации взаимодействия с внешним миром(рациональность J — иррациональность Р)

 

MBTI

&n



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.277 с.)