Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология управления как наука. Психологические особенности управленческой деятельности. Основные функции руководителя. Стили руководства.
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. Практическая реализация разработок в области Психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т. д.
Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент. По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.
Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения . Основные функции руководителя. Психологические особенности деятельности обязательный компонент квалификации любого руководителя.−Повседневная деятельность руководящего лица состоит из множества относительно небольших актов общения, управленческих воздействий, взаимодействий. Каждый такой аспект деятельности руководителя способен порождать психологические проблемы. Умение их видеть и справляться с ними Управленческий процесс традиционно принято расчленять на пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением можно определить и основные функции руководящей деятельности: • стратегическая (планирование); • администраторская (организация); • коммуникативно-регулирующая (руководство людьми); • мотивационная; • контролирующая. Стратегическая функция. Стратегическое планирование работы организации принято считать главной функцией руководителя. Успешное выполнение им стратегической функции, как правило, упирается в три проблемы, имеющие явный психологический подтекст. Поскольку эта проблема, как и всё на свете, внутренне противоречива, приходится применять ситуативный подход, помня об общих принципах: коллективные решения надежнее индивидуальных, поскольку субъективные заблуждения и личные пристрастия не устранимы принципиально; в группах обычно возникает больше решений и лучшего качества; групповые решения усиливают атмосферу сотрудничества и отличаются большей продуманностью возможных последствий. Но при этом коллективные решения обычно требуют больше времени для их принятия, чем единоличные; коллективный способ принятия решений не имеет смысла, если руководитель много компетентнее рядовых ее членов и последние с этим согласны; привычка к групповым решениям может повысить степень конформизма поведения членов группы, которая имеет тенденцию «давить» разнообразие мнений (всеобщий «одобрямс», например). В современном менеджменте и управленческой психологии отдаётся предпочтение коллегиалъности, по крайней мере, на стадии подготовки принимаемых решений.
2) Проблема ограниченности времени. Преодолеть дефицит времени руководителю позволяют многие средства: чёткое планирование рабочего дня, стандартизация временных затрат на каждый вид деятельности (работа с документами, телефонные переговоры, совещания и пр.), резервирование времени на непредвиденные дела и т.д. Но есть и весьма модное с 70-х годов прошлого века организационное средство, получившее название – делегирование полномочий. Суть его проста: руководителю не надо делать ту работу, с которой успешно справятся его подчинённые. Выгода несомненна: освобождается время для собственно руководящих дел у начальника и возрастают самостоятельность и уверенность в себе у подчинённых. Однако широкое применение этого управленческого приёма может привести к постоянному уклонению начальника от своих непосредственных обязанностей. 3) Пробл нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе; стремление сохранить привычные социальные связи; неприязнь к внешнему вмешательству в личные дела и к лицам, внедряющим нововведения; уверенность в том, что любые новшества выгодны компании, а не работнику. И каждому руководителю, задумавшему какие-либо перемены, непременно придется заняться анализом таких причин.− восприятие критики современных методов работы как личной обиды; уменьшение чувства собственной значимости; нежелание расходовать силы на обучение; страх перед неопределенностью; социальные − боязнь безработицы; сокращения продолжительности рабочего дня и, как следствие этого, заработка; личностные −ема инновационной активности. Существуют причины сопротивления инновациям: экономические вот лозунг сегодняшнего дня. Это не значит, что наказания как вид управленческого воздействия отомрут. Общее правило, выведенное многочисленными исследованиями, состоит в том, что положительные подкрепления (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем отрицательные. Они много лучше обучают подчинённых, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей.−Администраторская функция. В обязанности руководителя входят не только вопросы стратегического плана, но и чистое администрирование, обозначающее директивные способы общения руководителя с подчинёнными. Особое место занимают разного рода наказания и поощрения. Этот вид воздействия с давних времен известен под названием универсального метода «кнута и пряника». Причем вся психология второй половины XX в. твёрдо стоит на том, что «пряник» гораздо предпочтительней «кнута» и много эффективнее в управлении людьми. «Управлять подчинёнными по их положительным отклонениям!»
феномен двусторонний, но от руководителя в данном случае зависит и требуется много больше, чем от подчинённого. Чем дальше руководитель от подчинённого, тем больше вероятность совершения ошибок, прежде всего, в оценке как качеств людей, так и их действий. Необходимо следовать некоторым общим принципам взаимоотношений с подчинёнными: стараться управлять людьми по их положительным отклонениям, замечать любые позитивные детали и приветствовать их публично; создавать атмосферу доверия; оценивать в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчинённый, а не его личность; стараться больше просить, чем приказывать; быть терпимым к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчинённых; не пренебрегать компромиссами, уступками; стараться чаще обращаться к своим подчинённым (не с критикой, конечно); даже незначительный знак внимания руководителя, как правило, наполняет сердце подчинённого благодарностью.− установление благоприятных отношений руководителя с подчинёнными. Сами собой такие отношения возникают редко. Их надо строить, то есть прикладывать осознанные усилия к тому, чтобы эти отношения развивались в нужном направлении. И хотя любое отношение −Коммуникативно-регулирующая функция еда, питьё, жилище, отдых, с−Мотивационная функция. Одной из главных задач любого руководителя является мотивирование подчинённых, то есть создание заинтересованности в результатах и качестве труда. В основе человеческого поведения лежат, как известно, многочисленные потребности. Их иерархия хорошо представлена в классической схеме Абрахама Маслоу. К физиологическим относятся потребности, обеспечивающие простое выживание человека Стили руководства
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.009 с.) |