Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подпрограмма «Культурно-творческие практики»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРОЕКТ «ТЫ ОТКУДА, РУССКАЯ, ЗАРОДИЛАСЬ МУЗЫКА?» Подпрограмма «Культурно-творческие практики» Номинация конкурса: «Поколение открытий»
Автор: Наталья Анатольевна Горячун, Музыкальный руководитель
Санкт-Петербург 2021
Оглавление ПАСПОРТ ПРОЕКТА.. 4 ВВЕДЕНИЕ. 4 Тип проекта. 4 Участники проекта. 4 Актуальность. 4 Проблема проекта. 5 Идея. 5 Цели и задачи проекта. 5 Ожидаемые конечные результаты.. 6 Продукт проектной деятельности. 6 Ресурсное обеспечение проекта. 6 Интеграция (образовательные области). 7 Этапы реализации проекта. 7 Подготовительный этап: сентябрь 2020 г. 7 Основной этап: октябрь 2020 г. – март 2021 г. 7 Заключительный этап: март – апрель 2021 г. 8 Перспективное планирование работы с детьми. 8 План работы с родителями. 9 Заключение. 12 Выводы.. 14 Рекомендации. 15 Список литературы и электронных ресурсов. 16 Приложения. 17 Приложение 1. Образец анкеты для родителей «Фольклорные досуги в ДОУ». 17 Приложение 2. Альбом «Русские народные музыкальные инструменты и музыканты». 17 Приложение 3. Картотека загадок о русских народных музыкальных инструментах. 17 Приложение 4. Рекомендации для воспитателей «Оснащение музыкального уголка и уголка по театрализованной деятельности в группе». 17 Приложение 5. Подборка сказок о музыкальных инструментах. 17 Приложение 6. Положение конкурса «Самодельный музыкальный инструмент». 17 Приложение 7. Сценарий фольклорного мероприятия «Ты откуда, русская, зародилась музыка». 17 Приложение 8. Презентация к сценарию.. 17 Приложение 9. Видеозапись фольклорного мероприятия «Ты откуда, русская, зародилась музыка» 18 Приложение 10. Альбом конкурса «Самодельный музыкальный инструмент». 18 Приложение 11. Альбом детских рисунков. 18 Приложение 12. Авторские игры Н.Горячун для детей. 18 Приложение 13. Альбом видеофильмов и видеофрагментов. 18 Приложение 14. Пример авторского видеофильма «Гармонь». 18
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ВВЕДЕНИЕ Одна из основных целей современного образования – воспитывать гармонично развитую и социально ответственную личность на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Принцип культуросообразности, который представляет культуру и культурную среду как определяющие условия развития, воспитания и обучения ребёнка в единстве индивидуальных, национальных и общечеловеческих начал, – один из самых значимых в работе педагога. Изучение корней своего народа, своей страны способствует полноценному формированию личности, благоприятно влияет на психологическое здоровье подрастающего поколения. Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.
Тип проекта Творческий, межпредметный, групповой долгосрочный (с 1 сентября 2020 по 20 апреля 2021 года). Участники проекта Воспитанники старшей группы, воспитатели сада, родители. Актуальность В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие личности. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности, развивает творческие способности. Но есть затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при восприятии серьезной музыки, которые во многом объясняются отсутствием у детей первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию. Тем самым происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом. Чтобы избежать этой ситуации, необходимо первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах.
Проблема проекта Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно важной. Идея В процессе работы с детьми по воспитанию в детях бережного, любовного отношения к русской культуре и народным традициям необходимо заинтересовать их, пробудить неподдельный интерес. При использовании на занятиях шумовых музыкальных инструментов, большинство которых имеет древние народные корни, необходимо, чтобы ребенок не только знал название и несколько приемов игры на них, но и погрузился в историю возникновения этого инструмента, всегда интересную и самобытную. Историю создания инструмента можно подать как сказку, еще более увлекая ребенка в мир музыки и художественно-эстетических образов. В процессе деятельности необходимо способствовать тому, чтобы дети погрузились в культурную среду, воссозданную с помощью рассказов, репродукций картин, музыки – то есть использования максимума выразительных художественных средств, – чтобы эта среда произвела впечатление на детей настолько, что им захотелось бы еще больше узнать на эту тему, чтобы они полюбили культуру родной страны и вспомнили свои культурные корни. В спрогнозированной ситуации активизировались творческие способности и самостоятельность, инициативность детей, они тоже ощутили себя творцами, увидели, как в результате всеобщей деятельности рождается художественный продукт. Этому также способствовали партнерские отношения на занятиях, когда дети по собственной инициативе выбирали, как они будут участвовать в празднике: петь частушки, изображать роли в театрализации, просто танцевать или петь. Цели и задачи проекта Цель проекта: приобщить детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами и народной музыкой. Задачи: · способствовать развитию любви к музыке, вызывать музыкально-эстетический отклик на произведения народного жанра; · знакомить детей с видами разных музыкальных инструментов и историей их возникновения; · воспитывать интерес к самостоятельному извлечению звуков на различных музыкальных инструментах, к детским оркестрам; · создавать условия для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки, музыкального исполнительства и театрализованной деятельности (включающей пение, ритмопластику и игру на детских музыкальных инструментах); · развивать эмоционально-психологическую сторону личности через эмоциональное восприятие музыки, фольклора; · развивать коммуникативность (общение в процессе совместной игры), творческое сознание, эстетический вкус детей; · обеспечивать эмоционально-психологическое благополучие, охрану и укрепление здоровья детей путем использования возможностей музыкального искусства; · поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности и формировать уверенность детей при публичном выступлении. Этапы реализации проекта План работы с родителями
Заключение Знакомство с новыми тембрами музыкальных инструментов, как пассивное (в ходе восприятия), так и активное (в ходе исполнительской деятельности), призвано эффективно решать проблему отсутствия сформированного, богатого звукового сенсорного опыта у дошкольников. В старшем дошкольном возрасте звуковой сенсорный опыт становится для ребёнка средством самовыражения в игре, художественной деятельности, в познании. Дети учатся не только слушать, но и слышать. Чем богаче звуковой сенсорный опыт ребёнка, тем больше перспектив у него в развитии музыкальности и музыкальных способностей. В ходе проекта дети не только слушали звучание русских народных музыкальных инструментов и учились на них играть. Также они узнали, что первые музыкальные инструменты произошли от простых бытовых предметов: пилы, стиральной доски, рубеля (утюга), узнали некоторые особенности быта наших предков, и о том, как тесно была вплетена в этот быт музыка. Это повысило интерес к исполнительской музыкальной деятельности и к музыкальным занятиям в целом. В работе широко использован принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. На досуговых занятиях и в процессе НОД дети знакомились с русскими народными инструментами, в том числе изображенными на картинах художников, видеофрагментами, представляющими игру на этих инструментах, стихами, сказками и загадками про них. В группе в социальной сети «Вконтакте» выкладывались дополнительные материалы: передачи и их фрагменты об инструментах, с которыми дети знакомились на занятиях, интересные факты и изображения (см. План работы с родителями). Гусельная музыка была включена в режимные моменты – подготовки ко сну, релаксации (Кирилл Богомилов: Славянские гусли [канал YouTube]. URL: https://www.youtube.com/channel/UCnNDvtXhQcHJoGUWouqC93Q). Для закрепления знаний были созданы авторские игры для детей «Инструменты русского народного оркестра» по типу игры «Парочки» с помощью ресурса learningapps.org https://learningapps.org/view18568019 (группа духовых инструментов) https://learningapps.org/view18567924 (группа ударных инструментов) https://learningapps.org/view18567700 (группа струнных инструментов) https://learningapps.org/view18565631 (оркестр народных инструментов) В процессе работы над проектом музыкальным руководителем освоены элементарные приемы игры на гуслях и балалайке. Эти инструменты часто были использованы в НОД, которая в связи с карантинными мероприятиями в этом году очень часто проходила в группах, где нет фортепиано, а не в музыкальном зале (https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_274, https://vk.com/videos-27768532?section=album_1&z=video-27768532_456239045%2Fclub27768532%2Fpl_-27768532_1). Для наглядности и соблюдения критерия полноты и достаточности приобретены музыкальные инструменты и игрушки: гармошки и балалайка, диатонический ксилофон (https://vk.com/lancie), различные свистульки (https://vk.com/musikids) и рожки, шаркунки (https://vk.com/sharkunok), музыкальные шарманки, хрустальные колокольчики и т.д. Самостоятельно изготовлен реквизит: муляж русского народного инструмента гудок (https://vk.com/photo-27768532_457239297), штоковые куклы птичек. Материал по проекту проработан технологически, структурирован и оформлен. Обращение к персональной странице музыкального руководителя в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/muzic_shkatulka) позволит любому педагогу использовать в работе указанные в приложениях материалы: изображения (фотографии инструментов, картины художников с изображением инструментов и музыкантов, играющих на них), текстовые документы, разработанные для педагогов и родителей, видеофрагменты, отобранные по темам и содержащие большой объем аудиопримеров, аудиосказки по теме проекта, авторские интерактивные игры. Таким образом практическая значимость проекта велика, материала много и его можно использовать не только в ДОУ, но и в школе или в заведениях дополнительного образования. Сценарий итогового мероприятия является авторским эксклюзивным материалом. В основу сценария легли скоморошьи и ярмарочные кричалки, частушки и стихи про русские народные инструменты, которые бережно собирались в интернете, в основном на сайтах, посвященных русской народной традиционной культуре (см. список использованных ресурсов). Материал занятий также полностью скомпонован автором проекта. Для наглядности к каждому занятию про русский народный инструмент сделан видеофильм в видеоредакторе Movavi с использованием иллюстраций картин художников, фотографий народных инструментов и видеофрагментов играющих на них музыкантов. Выводы Работа над проектом показала, что данная тема чрезвычайно актуальна и перспективна, более того, она востребована и нужна детям. Дети с нетерпением ждали занятий, увлеченно расспрашивали о музыкальных инструментах, с удовольствием играли на них. Непосредственно диагностика не была запланирована и не проводилась документально, однако в процессе занятий повышение уровня образованности воспитанников в данной темебыло достигнуто и это было видно в процессе занятий. Если в начале работы по теме даже балалайку узнавали не все, не говоря уже о других инструментах, то к апрелю уже многие не только знали названия, но и точно определяли, к какой группе инструмент относится: ударной, струнной, духовой или язычковой пневматической (язычковой клавишной). Также научились достаточно точно узнавать инструменты по звучанию. Освоили и закрепили приемы игры на рубеле, ложках простых и веерных, трещотках, бубенцах, бубне. Ориентированность на личностное развитие заключалась в распределении более сложных партий и ролей более развитым ребятам. Например, игра на ксилофоне (не вошло в праздник, требовало дальнейшей проработки), выступление ложкарей, выразительное исполнение частушек; проработка в таком случае шла индивидуально и по подгруппам, что позволяло этим детям расти и двигаться дальше. Рекомендации Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами необходимо продолжать и расширять. С этой темой обязательно нужно знакомить детей старшего возраста. Желательно расширять арсенал доступных музыкальных инструментов в саду. После снятия официальных ограничений, наложенных в связи с пандемией, запланировано провести совместное мероприятие, на котором дети и родители смогут сыграть в оркестре русских народных шумовых инструментов, а также изготовить своими руками несколько инструментов. Работу над данной темой планируется проводить ежегодно и систематически, постоянно пополняя материал. Считаю, что предложенный проектный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов-специалистов в качестве методического пособия для работы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами народной инструментальной культуры.
Список литературы и электронных ресурсов 1. Бублей С.П. Детский оркестр: Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений // Издание 2-е. Л., Музыка, 1989. 2. Бутылофон [Электронный ресурс] // Федор Григорьев. Музыка в стекле [Страница в социальной сети «Вконтакте» музыканта-исполнителя на бутылофоне Григорьева Ф.] URL: https://vk.com/butilophone 3. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975 4. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М.: Музыка, 1976. 5. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. — СПб.: Алетейя, 2001. 6. Гармоника // Большая российская энциклопедия. Том 6. М., 2006. 7. Девятова Т.Н. Звук – волшебник. М.: Линка-Пресс, 2006. 8. Каплунова И.М. Наш веселый оркестр: Методическое пособие с аудиоприложением // Выпуск II. СПб.: Лансье, 2019. 9. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя детского сада. М.: Просвещение, 1990. 10. Мир гуслей [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/guslivsemm 11. Музей забытой музыки [Электронный ресурс] // [Страница в социальной сети «Вконтакте» частного музея старинных русских народных музыкальных инструментов С.Плотникова в Воронеже] URL: https://vk.com/museum3music 12. Музыкальный словарь в рассказах / Сост. Л.В. Михеева. Москва, 1984. 13. Новгородский областной дом народного творчества [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/gbuknodnt53 14. Рытов Д.А. Домашний оркестр. М.: Полиграфиздат, 2007. 15. Рытов Д.А. Русская ложка. Музыкально-игровая энциклопедия. Учебно-методическое пособие. СПб.: Композитор, 2011. 16. Обоева М. Свистульки // Народная игрушка России. От традиции к современности. Артпроект, 2015. 17. Оркестр из ничего как образ жизни [Электронный ресурс] // Хохрякова Г. [Страница в социальной сети «Вконтакте» члена ОРФ-общества Хохряковой Г.] URL: https://vk.com/club_vsyo_zvu4it 18. Тютюнникова Т.Э. Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа // Дошкольное воспитание. №7. 1999. 19. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. Том 1, вып. 2. М.-Л.: Государственное издательство, 1928. 20. Фольклорные инструменты Александры Шериной [Электронный ресурс] // [Страница в социальной сети «Вконтакте» Шериной А.] URL: https://vk.com/folk_instruments_of_sherina
Приложения Приложение 1. Образец анкеты для родителей «Фольклорные досуги в ДОУ» https://vk.com/doc-27768532_591923125 Приложение 2. Альбом «Русские народные музыкальные инструменты и музыканты» https://vk.com/album-27768532_278896647 Приложение 3. Картотека загадок о русских народных музыкальных инструментах https://vk.com/doc-27768532_591923191 Приложение 4. Рекомендации для воспитателей «Оснащение музыкального уголка и уголка по театрализованной деятельности в группе» https://vk.com/muzic_shkatulka?w=wall-27768532_385 Приложение 5. Подборка сказок о музыкальных инструментах https://vk.com/audios27768532?section=playlists&z=audio_playlist776528_39562744 Приложение 6. Положение конкурса «Самодельный музыкальный инструмент» https://vk.com/doc-27768532_591922750 Приложение 7. Сценарий фольклорного мероприятия «Ты откуда, русская, зародилась музыка» https://vk.com/doc-27768532_592648165 Приложение 8. Презентация к сценарию https://vk.com/doc-27768532_592664183 Приложение 9. Видеозапись фольклорного мероприятия «Ты откуда, русская, зародилась музыка» https://youtu.be/JH-WOFcqBwk Приложение 10. Альбом конкурса «Самодельный музыкальный инструмент» https://vk.com/album-27768532_278896152 Приложение 11. Альбом детских рисунков https://vk.com/album-27768532_278966715 Приложение 12. Авторские игры Н.Горячун для детей «Инструменты русского народного оркестра» https://learningapps.org/view18568019 (группа духовых инструментов) https://learningapps.org/view18567924 (группа ударных инструментов) https://learningapps.org/view18567700 (группа струнных инструментов) https://learningapps.org/view18565631 (оркестр народных инструментов) Приложение 13. Альбом видеофильмов и видеофрагментов https://vk.com/videos-27768532?section=album_2 Приложение 14. Пример авторского видеофильма «Гармонь» Видео к занятию по теме «Гармонь», созданного с помощью редактора Movavi (сделаны к каждому занятию). https://youtu.be/KkX-mtQ_-Cw
ПРОЕКТ «ТЫ ОТКУДА, РУССКАЯ, ЗАРОДИЛАСЬ МУЗЫКА?» Подпрограмма «Культурно-творческие практики»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.01 с.) |