Глобальные проблемы современности и пути их решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глобальные проблемы современности и пути их решения.



Правовое государство.

2. Свобода в деятельности человека.

1. К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.

Правовым государством называют такое, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятелыюсти обязаны подчиняться требованиям закона.

2) соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией данного принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида.

2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона (юридическая предпосылка);

5) важнейшая предпосылка правового государства — это гражданское общество

2. Свобода —- это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.

Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действителыюсти оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости.

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и всеми его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях — это основа современных демократических режимов, главнал ценность либерализма.

Билет № 3

Билет № 4

Потребности и интересы.

1. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Люди в своем каждодневном, обыденном взаимодействии постоянно подтверждают сложившиеся правила социальных отношений, которые передаются от старших к младшим, зачастую без объяснений, почему это делается так, а не иначе.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Материалъные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные — формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и семейные отношения; духовные — на моральные, политические, правовые, художественные, фйлософские и религиозные.

Особым видом общественных отношений являются межличностные, под которыми понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин (1889—1968) выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официалъные и неофициалъные. Они отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенцой нормативности. Так, официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены.

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).

Кроме того, среди форм межличностных отношений выделяют такие, как знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь.

2. Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностпъю в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человечеекой личности, социальной группы, общества в целом.

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группьг:

а) витальные (лат. — жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.) социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по-требностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.)»

б) экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.).

Вторичные потребности включают:

а) социальные (в социальных связях, общении), участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном рост и др.);

в) духовные (в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по мнению Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятелыюсти, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости ких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность.

Интересы различаются по степени общности (индивидуалъные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Билет № 5

Билет № 6

1. Многовариантность общественного развития.

Билет № 7

Политический процесс.

1. Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения.

Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию «прогресс» противоположно понятие «регресс», для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно сформировалось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.). Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. более сложными представлениями. Так, марксизм усматривал прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой — более высокой. Некоторые социологи считали, что суть прогресса состоит в усложнении социальной структуры, росте социальной неоднородности. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. с переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к постиндустриальному. Некоторые мыслители отвергают идею прогресса в общественном развитии, либо рассматривая историю как циклический круговорот с чередой подъемов и спадов (Дж. Вико), предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Шпенглер. Особенно ярок «антипрогрессизм» К. Поппера. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс.

Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркие свидетельства экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями» урбанизации. Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?

Французские просветители видели критерий в развйтии разума, в степени разумности общественного устройства. Некоторые мыслители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил приро-ды человеку, К. Маркс сводил общественное разви-тие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы). Применимость по-добного критерия оспаривается в современном обще-ствознании. Состояние экономического базиса не определяет характера развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека.

Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).

Различают две формы социалыюго прогресса — революция и реформа.

Революция — это полное, или комплексное, изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

2. Слово «политика» (греч. роНШса) означает «госу-дарственные дела», «искусство управления государством».

Политика существовала не всегда. Причинами ее возникновения стали поляризация общества, появление социальных противоречий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирования особых, отделенных от народа органов власти. Появление политической и государственной власти — это важнейшая предпосылка политики.

Наука предлагает различные определения понятия «политика».

1. Политика— это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отно-шения между государствами на международной арене.

2. 1. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

2. Политика — сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе. Среди функций политики выделяют:

1) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества;

2) интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества;

3) обеспечение дальнейшего развития общества;

4) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий;

5) политическую социализацию личности (т. е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).

По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и междуна-родную политику, а по срокам осуществления — текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от:

• социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений);

• общественного положения того или иного слоя, личности, социального института;

• субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.);

• других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя поли-тика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. и др.

Политика, как всякая сознательная деятельность, имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными.

Билет № 8

Рынок труда. Безработица.

2. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

1. Каждый человек в процессе своей жизни вступает с другими людьми в различные экономические отношения, в основном исполняя роль покупателя. Однако покупателем на рынке может стать только тот, кто в свою очередь способен предложить на продажу пользующийся спросом товар и получить за него деньги. Если человек не изготавливает материальные блага, которые можно обменять на другие материальные блага, то он может продать на рынке в качестве товара свою способность трудиться, т. е. рабочую силу. Для торговли рабочей силой существует особый рынок — рынок труда. Рынком труда называют общественные механизмы, при помощи которых одни члены общества — работники — имеют возможность найти работу, соответствующую их способностям, знаниям и умениям, а другие — работодатели, могут нанять именно тех работников, которые им необходимы.

На рынке труда продается и покупается особый товар, называемый рабочей силой. Рабочая сила — это физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции. Как и на других рынках, процессы, происходящие на рынке труда, регулируются законом спроса и предложения: работники предлагают свою рабочую силу за плату, которую они хотели бы получитъ, а работодатели обозначают свой спрос на необходимую им рабочую силу и ту цену, которую они готовы за нее заплатить.

Таким образом, на рынке труда, как и на иных рынках, имеются предложение, спрос и цена, т. е. заработная плата. Заработная плата — это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение определенного времени

На пересечении интересов работников и работодателей образуется равновесная цена товара (рабочей силы), т. е. зарплата. Минимальная цена рабочей силы определяется прожиточным минимумом.

Прожипгочный минимум — это такой уровень доходов, который нужен работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.

Заработная плата может выплачиваться работнику в нескольких формах.

1. Повременная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы прямо пропорционально зависит от количества часов, отработанных работником.

2. Сделъная заработная плата представляет собой такой метод оплаты труда, при котором размер заработной платы зависит от количества выполненных работ или произведенных работником товаров.

3. Смешанная форма зарплаты представляет собой метод оплаты труда, сочетающий элементы и повременной, и сдельной оплаты. Подобная форма оплаты труда сегодня является одной из наиболее популярных. При ней размер заработной платы зависит не только от количества отработанного работником времени, но и от личного вклада последнего в дело, от успехов и доходов всей фирмы в целом.

Те, кому работодатели предоставляют возможность трудиться, называются занятыми, а те, кто не смог найти работу, — безработными.

Безработицей считается такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям. В экономической науке существует много различных теорий, раскрывающих причины безработицы. Можно выделить три основные точки зрения на данный вопрос:

1) причиной безработицы является слишком высокая заработная плата;

2) безработица как результат слишком низкого спроса на рабочую силу;

3) безработица предопределена негибкостью, характерной для рынка труда, что затрудняет установление необходимого соотношения между спросом и пре дложением.

2. Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.

Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Родиной науки в Европе считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.

Важнейшими социалъными функциями науки являются:

а) познавательно-объяснительная — наука призвана познавать и объяснять устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая — наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая — наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких из-менений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития об-щества й дать рекомендации по их преодолению.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целем условно делятся на естественные, общественные и технические науки. Естественные науки (физика, химия, биология и др.) изучают мир живой и неживой природы; общественные, или социалъногуманшпарные (философия, история, социология, политология, этика, экономика, право и др.) — общество; технические (материало-1 ведение, сопротивление материалов, гидравлика| и др.) — технику и технологию производства.

Каждая из указанных наук отличается своим объектом, предметом и методами исследования. Под объектом научных исследований понимают некую, не зависящую от ученого реальность (природную или социальную), на которую направлено познание. Предмет науки — те свойства, стороны, отношения и процессы в данной реальности, которые непосредственно подвергаются изучению. Метод — это способ достижения цели исследования, так называемая совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

В зависимости от степени связи с практикой науки подразделяют на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаменталъных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и практических проблем.

Будучи особой формой общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Выполняя социальный заказ, она тем не менее развивается по своим внутренним законам. Например, существует закон «развития науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для этого наукой уже накоплен соответствующий объем знаний. Если же такового запаса нет, то выполнить общественный заказ наука не в состоянии.

 

Билет № 10

Спрос и предложение.

Мораль, ее категории.

1. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Спрос это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет.

Согласно данной модели, в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

В соответствии с этими законами производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем, и в теории она может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если спрос падает, то падает и цена, а выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому потребители всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже.

Таким образом, в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;

б) цена предложения — минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

2. 2. Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль. Моралъ (лат. — нравственный, относящийся к характеру, складу души, привычкам) — это форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.

Моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений сильно отличаются. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в морали, так и их абсолютизация.. Современная мораль являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, истории, человека и его бытия.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной рёгуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь и чувство собственного достоинства.

Совестъ — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

3.

Честъ — это этическая категория, включающая моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Мораль, выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов. Единство между ними выражается в следующем:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4.

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и нормами морали существует много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах — общественное мнение;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппара-том, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. гг.);

5) для правовых норм характерна болыная, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в епециальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают болыпий простор для их толкования, чем правовые;

6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

Билет № 11

Билет № 12

Государственный бюджет.

Билет № 13

Социализация индивида.

1. Под жономическим ростом понимается количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства. Достижение экономического роста является одной из важнейших задач развития общества как на микро, так и на макроуровне. На уровне отдельного предприятия экономический рост ведет к усилению его роли и места на рынке, повышению благосостояния работников предприятия. На уровне общества экономический рост порождает прирост национального богатства, способствует улучшению условий труда и жизненного уровня людей, ведет к усилению международного влияния и престижа страны. Однако процесс экономического роста может иметь и отрицательные черты: на микроуровне — вызвать увеличение затрат и чрезмерную интенсификацию труда, породить проблему сбыта произведенного товара; на макроуровне — привести к исчерпанию ресурсов и ухудшению экологического состояния окружающей среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.121 с.)