Характеристика цифровой оценки (отметки) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика цифровой оценки (отметки)



Класс

Составитель:

                                                                                                                       Боревич С.В.

                                                                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                                                                                  высшей квалификационной

                                                                                                                категории

 

п. Малиновский

2020 год

 

Пояснительная записка.

       Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана в соответствии с ФГОС НОО, основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Малиновский».

Адресована для обучающихся 1-4 классов по образовательной системе «РИТМ»

Учебной дисциплине «Литературное чтение» принадлежит особое место в системе начального об­разования, так как курс вырабатывает универсаль­ные учебные действия (УУД), имеющие первосте­пенное значение для обучения умению учиться, — умение читать.

«Литературное чтение» формирует потребность читать, что обеспечивает в дальнейшем приобрете­ние знаний, а чтение художественной литературы — нравственное развитие личности, самосовершенст­вование.

Предметом изучения в курсе «Литературное чтение» являются тексты, следовательно, пре­доставляется возможность формирования у учащих­ся метапредметных навыков работы с любыми текс­тами, что необходимо для обучения и саморазвития личности.

Художественная литература в силу своей образ­но-эмоциональной формы обладает эффективными возможностями духовно-нравственного воспитания учащихся, которое осуществляется по принципу ориентации на персонифицированный идеал и сле­дования нравственному примеру.

Названные потенциалы дисциплины «Литера­турное чтение» реализуются в предлагаемой про­грамме.

    Цели:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

- выработку универсальных учебных действий;

- получение обучающимися опорных предметных связей.

  Задачи:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов;
  • развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений;
  • формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности;
  • воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Срок реализации: 4 года

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
132 часа (33 учебные недели) 136 часов (34 учебные недели) 136 часов (34 учебные недели) 102 часа (34 учебные недели)

 

Система оценки достижений обучающихся:

 

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

 

Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки

Ошибки:

– искажения читаемых слов (замена, пере­становка, пропуски или добавления букв, сло­гов, слов);

– неправильная постановка ударений (бо­лее 2);

– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

– непонимание общего смысла прочитан­ного текста за установленное время чтения;

– неправильные ответы на вопросы по со­держанию текста;

– неумение выделить основную мысль про­читанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание ос­новного содержания прочитанного;

– нарушение при пересказе последователь­ности событий в произведении;

– нетвердое знание наизусть подготовлен­ного текста;

– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

– не более двух неправильных ударений;

– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чте­нии вслух;

– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

– неточности при формулировке основной мысли произведения;

– нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразитель­ность при передаче характера персонажа.

Чтение наизусть

Оценка "5" - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение текста

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" - допущены ошибки по трём требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трём требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки по трём требованиям

                                                          

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

 

В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля явля­ются достижение осмысления прочитанною текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения под­готовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основ­ных средств выразительности: пауз, логичес­ких ударений, интонационного рисунка.

Используемая система условных обозначений:

Типы уроков: ОНЗ- открытие нового знания, ОУиР - отработки умений и рефлексия, РК –развивающего контроля

СПЗ – систематизация полученных знаний.

 

Планируемые предметные результаты освоения литературного чтения

Решение основных задач реализации содержания всех предметных об­ластей учебного плана начального общего образования и достижение предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС пред­ставлено:

— в рабочих программах системы «РИТМ»;

— в предметном содержании, дидактическом и методическом обеспе­чении системы учебников «РИТМ».

Планируемые предметные результаты:

  • воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
  • читать плавно, по слогам и целыми словами вслух (в соответствии с индивидуальным темпом);
  • читать выразительно, орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения;
  • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
  • вычерпывать фактуальную информацию текста (герои, поступки героев, события);
  • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
  • пересказывать текст подробно с опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель текста);
  • представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной книги).

получат возможность научиться:

  • читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
  • самостоятельно определять главную мысль произведения;
  • задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Результатом формирования предметных действий будут являться следующие умения:

  • называть авторов и заголовки прочитанных или прослушанных произведений в классе;
  • находить в учебнике произведение в соответствии с заданными параметрами (тема, автор, название).

получат возможность научиться:

  • участвовать в организации выставки книг в классе;
  • находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
  • ориентироваться в литературных понятиях: читатель, автор, художественное произведение, тема, герой, рифма;
  • различать жанры произведений: сказка, рассказ, стихотворение;
  • различать малые фольклорные жанры: потешка, песенка, загадка, пословица, поговорка;
  • находить слова в тексте, которые помогают услышать представляемых в произведении героев (звукопись).

получат возможность научиться:

  • определять особенности сказочного текста;
  • характеризовать героя произведения;
  • самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа.
  • создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных произведений;
  • придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными;
  • создавать свои собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.;
  • иллюстрировать прочитанное или прослушанное произведение;
  • разыгрывать произведение по ролям, используя мимику, жест, интонацию под руководством учителя.

получат возможность научиться:

  • придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
  • читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
  • инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности.

• овладение техникой чтения, умение понимать прочитанное и прослушанное, пользоваться различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое);

•   различение на практическом уровне видов текстов (художественные, научно-популярные, учебные);

•   ориентирование в содержании текстов разного вида; понимание смысла, определение темы, главной мысли, подбор к тексту заголовка, умение отвечать на вопросы по тексту и задавать вопросы, находить в тексте нужную информацию;

•   использование простейших приемов анализа (составлять план, устанавливать связи разного рода, характеризовать героев, находить средства выразительности, определять отношение автора к герою);

•   использование различных форм интерпретации содержания текстов;

•   ориентирование в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными нормами;

•   передача содержания прочитанного с учетом вида текста (пересказ полный, краткий, выборочный);

•   участие в обсуждении;

•   сопоставление произведений разных жанров; умение отличать прозаический текст от стихотворного, распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);

•   умение читать по ролям;

•   создание своего текста на основе интерпретации художественного произведения, репродукции картин, иллюстрации к произведению и личного опыта;

•   реконструирование текста.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

Предметные результаты

1 класс

Положительное отношение к книге и чтению. Самостоятельное целенаправленное рассматривание книг. Слушание произведений в чтении учителя.

Самостоятельное чтение отдельных произведений и книг под наблюдением учителя. Фактическое понимание текста.

2 класс

Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса со второго полугодия, понимание содержания текста. Выбор книги для чтения по заданной теме и произведения, доступного по объему.

 

3 класс

Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса, понимание содержания текста с элементами углубленного понимания.

Выбор книги с учетом личностных предпочтений. Понимание содержания текста. Эпизодическое самостоятельное чтение книг в связи с ситуативными интересами.

4 класс

Систематическое самостоятельное учебное чтение вне класса, понимание содержания текста с переходом на углубленное понимание.

Самостоятельное чтение книг по интересам и с учебными целями. Выбор книги с учетом личностных предпочтений, с учебными целями.

 

Содержание учебного предмета

1 класс

Предмет литературное чтение включает в себя модуль «Обучение грамоте» – 92 часа и обеспечивается учебниками «Азбука» 1,2части, авторы Г.М.Грехнева, К.Е.Корепова и модуль «Литературное чтение» 40 часов.

Обучение грамоте делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Длительность каждого периода обучения грамоте корректируется учителем с учетом дошкольной подготовки учащихся конкретного класса. Каждый из трех периодов имеет свою специфику В добукварный (добуквенный, подготовительный) период-происходит развитие устной речи первоклассников, формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи. Первоклассники учатся слушать и понимать звучащую речь, принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы, строить небольшие устные высказывания. Формированию действий чтения и письма предшествует важный аспект обучения добукварного периода, который составляет звуковой анализ слов. Слово, центральная единица языка, становится предметом анализа со стороны его звукового состава и лексического значения.

Учащиеся овладевают способами звукового анализа слов, учатся различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие. Это предусматривает вычленение слов из речевого потока, определение их последовательности и количества в предложении. В составе предложения прослеживается разница между самостоятельными и служебными словами. Большое внимание уделяется моделированию и конструированию слов и предложений.

В следующем, букварном (буквенном) периоде - учащиеся овладевают способами обозначения разных по своим характеристикам звуков буквами в соответствии с нормами русской графики. Они прослеживают соответствие каждой буквы определенному звуку.

 Послебукварный (после буквенный) период предназначен для совершенствования умения читать, для развития устной речи учащихся, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней. Занятия в этот период готовят учащихся к изучению отдельных курсу — литературного чтения. Немаловажной задачей периода обучения грамоте являются развитие у учащихся интереса к книге, формирование умения самостоятельно работать с ней. Такая работа предполагает листание, рассматривание книги, выяснение того, одно или несколько произведений в книге, где (на какой странице) их начало и конец и т. п. Школьники учатся высказывать предположения (на основе иллюстраций, заглавия, которое читает учитель) о возможном содержании текста, а после слушания делать вывод о правильности своих предположений. Со временем дети привлекаются к чтению заглавия книги, фамилии и имени автора, а к концу года — к самостоятельному чтению детской книги или ее фрагментов. Работая с учебной книгой — «Азбукой», дети учатся листать ее и находить нужную страницу, обнаруживать условные обозначения на форзаце и страницах учебника и др.

  Литературное чтение

Ребятам о зверятах

Стихи, рассказы, загадки и потешки о животных. К. Д. Ушинский «Бишка», «Находка»; Ю.Могутин «Убежал»; Б. В. Заходер «Ежик»; Е. И. Чарушин «Томка»; Л. Н. Толстой «Котенок». Быль; М.М. Пришвин «Ребята и утята»; В. Д. Берестов «Выводок»

Что хорошо, что плохо

К. Д. Ушинский «Два козлика», «Две козы»; Л. Н. Толстой «Веник»; В. А. Осеева «Кто наказал его?»; А. Л. Барто «Катя»; Н. Н. Носов «Заплатка»; М. М. Зощенко «Ёлка». В сокращении; В. В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; потешки, пословицы, загадки, скороговорки.

Расскажу вам сказку старинную, не шибко короткую, не шибко длинную

 «Петушок— золотой гребешок». Русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого; К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка; В. Д. Берестов «Присказка»; А. С. Пушкин. Отрывки из сказок; загадки, пословицы.

 «В окно повеяло весною...»

Стихи и рассказы о весне. А. Н. Майков «Весна». Отрывок; А. Н. Плещеев «Весна». Отрывок; И. С. Соколов-Микитов «Весна в лесу»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...». Отрывок; Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Отрывок; К. Г. Паустовский «Весна». Отрывок из сказки «Стальное колечко».

Учиться всегда пригодится.

 Стихи и рассказы о школе и школьной жизни. Н. Н. Носов «Ступеньки»; Л. Н. Толстой «Филипок». Быль; Е. Л.Шварц «Как Маруся первый раз пришла в школу». Из повести «Первоклассница»; В.Ю. Драгунский «Англичанин Павля».

Смех да потеха в жизни не помеха

 Шуточные фольклорные и литературные произведения. Небылица. Г. Остер «Очень страшная история»; Б. В. Заходер «Бочонок собачонок»; В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква»; Б. В. Заходер «Где поставить запятую»; И. П. Токмакова «Невпопад».

Лето красное

Стихи и рассказы о лете. А. Н. Майков «Под дождём». Отрывок; С. Я. Маршак «Загадка»; В. Д. Берестов «Тучка»; Л. Н. Толстой «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза». Быль; Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...». Отрывок; Е. А. Благинина «По малину»; колыбельная песня; В. Д. Берестов «Июль», «Август»; загадки, народные приметы, присловья о лете.

 Сказки зарубежных писателей

Х. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка»; братья Гримм «Семеро храбрецов».

Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть

Игровой фольклор и литературные произведения об игре. Считалки. «Лиса». Игра; Л. Пантелеев «Карусели»; Е. А. Благинина «Осень спросим»; В. Д. Берестов «За игрой». Игровой фольклор может быть использован во внеклассной работе, литературные произведения прочитаны на уроке в качестве подготовки к разыгрыванию.

Класс

Первое сентября— первый день календаря

Стихи и рассказы о школе. С. Я.Маршак «Сентябрь», «Первый день календаря». Отрывок; Я. Л. Аким «Где ты ходишь, осень?»; Е. Л.Шварц «Как Маруся начала учиться». Из повести «Первоклассница»; В. В. Голявкин «Как я под партой сидел».

«Что такое хорошо и что такое плохо»

В. А. Осеева «Навестила»; О. Е. Григорьев «Яма»; С. Я.Маршак «Песенка о вежливости». Отрывок; Н. Н. Носов «Огурцы»; К. Д. Ушинский «Играющие собаки»; Л. Н. Толстой «Муравей и голубка», «Лев и мышь». Басни; И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Басни; Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывки из повести; скороговорки, пословицы.

 «Уж небо осенью дышало...»

Стихи и рассказы об осени. Е. А. Баратынский «Осень». Отрывок; «Утренник». По М.М.Пришвину; Н. М. Рубцов «У сгнившей лесной избушки». Отрывок; «Недосмотренные грибы». М.М.Пришвину; М.М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; В. А.Жуковский «Птичка»; В. А. Солоухин «Деревья». Отрывок; А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Из романа «Евгений Онегин»; пословицы, загадки, приметы, народные названия месяцев.

Про хитрую лису, глупого волка и других зверей

«За лапоток— курочку, за курочку— гусочку», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», «У страха глаза велики». Русские народные сказки о животных; М.М. Пришвин «Журка». Рассказ; пословицы, загадки, скороговорки.

Делу время— потехе час

«Долгоногий журавель», «Совушка-сова». Русские народные потешки; «Мышку по воду послали». Литовская потешка; «Косари». Молдавская потешка; «Сенокос», «Веселье». Чешские потешки; К. Д. Ушинский «Ученый медведь»; «Воробей пиво варил». Русская народная песня; «Андрей-воробей». «Я посею, я посею». Русская народная песня; загадки, народные приметы, скороговорки.

Сказки русских писателей

В. В. Бианки «Лис и Мышонок»; Н. Д. Телешов «Покровитель мышей»; К. И. Чуковский «Федорино горе»; А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...». Из поэмы «Руслан и Людмила»; Сказка о рыбаке и рыбке»; пословицы.

 Родина любимая

П. Н. Воронько «Лучше нет родного края»; К. Д. Ушинский «Наше Отечество». В сокращении; С. А. Васильев «Россия»; «Русь». По С. Т. Романовскому; «Вижу чудное приволье...». Песня. Из стихотворения Ф. Савинова; пословицы.

«Ой ты, зимушка-зима»

Стихи и рассказы о зиме. П. А. Вяземский «...Здравствуй, русская молодка...». Из стихотворения «Масленица на чужой стороне»; А. А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...»; И. З. Суриков «Детство». Отрывок; А. А. Фет «Чудная картина...»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Отрывок; И. С. Никитин «Елка». Отрывок. В. В. Бианки «Синичкин календарь».

 «Ой ты, зимушка— зима

Стихи и рассказы о зиме. В. В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль»; «Ой ты, зимушка-зима». Русская народная песня; Д. Б. Кедрин «Мороз на стеклах»; М.М. Пришвин «Морозный день»; Ч. Янчарский «Мороз». Глава из повести «Мишка Ушастик». Перевод и пересказ В.Приходько; загадки о зиме, народные приметы.

Словесные забавы

 Скороговорки; Н. П. Колпакова «Ненецкая скороговорка»; колыбельные песни, присловья; «Женитьба комара». Русская народная песня; пословицы, загадки, небылицы; К. И. Чуковский «Путаница»; молчанки, докучные сказки.

Сказки разных народов

 Сказки о животных. «Хвост». Чукотская сказка; «Олешек и солнце». Эвенкийская сказка. Пересказ Н. П. Колпаковой; «Кто сильнее?». Африканская сказка. Перевод М. А. Смирновой.

О братьях наших меньших

Н. М. Рубцов «Воробей», «Коза», «Ласточка»; К. Г. Паустовский «Барсучий нос»; Б. П. Корнилов «Как от меда у медведя зубы начали болеть»; О. Туманян «Кот-скорняк». Перевод С. Я.Маршака; М.М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой», «Собака-идеалист», «Жулька и бабочка»; Н.М. Рубцов «Про зайца».

Прилетел кулик из заморья— принес весну из неволья

Стихи и рассказы о весне. Ф. И. Тютчев «Весна»; В. В. Бианки «Синичкин календарь. Март»; М.М. Пришвин «Грачи прилетели»; В. А. Солоухин «О скворцах»; А. С. Пушкин «Птичка»; Ф. А. Туманский «Птичка»; А. Н. Майков «Весна! выставляется первая рама...»; С. Я.Маршак «Апрель»; А. Н. Майков «Весна»; В. И. Белов «Весна». Отрывок из книги «Лад»; К. Д. Ушинский «Утренние лучи»; скороговорки, заклички, загадки, приметы, народные названия весенних месяцев.

Сказки зарубежных писателей

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик», «Смоляное чучелко», «Как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса». Из «Сказок дядюшки Римуса». Перевод М. Гершензона; Р. Киплинг «Слоненок». Перевод К. И. Чуковского.

Лето красное

Стихи и рассказы о лете. С. Я.Маршак «Июнь»; В. Д. Берестов «Легкий вздох иль ветерок...». Отрывок из стихотворения «Одуванчики»; А. А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Жди ясного на завтра дня...». Отрывок; «Березонька». Русская народная песня; А. А. Прокофьев «Люблю березу русскую...».

Фантазеры

Е. И. Чарушин «Томкины сны»; К. И. Чуковский «Радость», «Обжора»; В.Ю. Драгунский «Друг детства»; М. М. Пришвин «Золотой луг»; Н. Н. Носов «Фантазеры».

Класс

       В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд лите­ратуры, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.

«Славная осень» (10 ч.)

       Произведения разнообразных жанров (стихи и проза) об осени. Тема осени получает развитие за счёт аспектов наблюдения, а также благодаря развитию и усложнению понятий, введённых во 2 классе. Вычленения в общей теме её конкретных разновидностей углубляет представления детей о временах года и связанных с ними изменениях в природе.

 

Сказки – несказки (4 ч.)

       Основную часть раздела составляют литературные сказки особого вида: в них в форме сказки авторы дают некоторые естественнонаучные сведения о природе. Работая над произведениями раздела, организуется разнонаправленное сравнение.

Класс

Унылая пора! Очей очарованье!..

Стихи и рассказы об осени. Народные приметы, пословицы, загадки об осени. А. С. Пушкин «Осень». Отрывок; «Дни поздней осени бранят обыкновенно...». Отрывок из стихотворения «Осень»; П. А. Вяземский «Уж падают желтые листья...», «Кокетничает осень       с нами!..». Отрывок; «Осенняя пора». Отрывок из повести «Золотая роза». По К. Г.Паустовскому; В. В. Бианки «Учебные площадки»; И. А. Бунин «Вчера в степи я слышал отдаленный...». Отрывок; В.М. Песков «Земляки в Африке»; Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...». Отрывок; В. И. Белов «Осенние заботы крестьянина». Отрывок из очерков «Повседневная жизнь Русского Севера»; А. А.Фет «Ласточки пропали...»; А. С. Пушкин «Встает заряво мгле холодной...». Отрывок из романа «Евгений Онегин»; Г. А. Снегирев «Кто сажает лес»; И. А. Бунин «Листопад». Отрывок; С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...». Отрывок; Н.М. Рубцов «Осень! Летит по дорогам...». Отрывок; народные приметы, пословицы, загадки об осени.

Что хорошо, что плохо

К. Д. Ушинский «Слепая лошадь»; М.Ю. Лермонтов «Нищий». Отрывок; Л. Н. Толстой «Ивины». Глава из повести «Детство»; Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Главы из повести; Ю. В. Сотник «Учитель плавания».

В мире сказки

Волшебные сказки: «Медное серебряное и золотое царства». Русская народная сказка. В обработке И. В. Карнауховой; «Петушок— золотой гребешок и жерновцы». Русская народная сказка. Из сборника А. Н. Афанасьева. Бытовые сказки: «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. Из сборника А.Н. Афанасьева; «Петр I и находчивый солдат». Русская народная сказка.

Делу время— потехе час Русский и зарубежный шуточный фольклор. Шуточные стихи.«Ходила чечетка». Шуточная русская народная песня; К. И. Чуковский. «Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка...», «Всюду, всюдумы вдвоем...», «Если бы сосны да ели...»; Т. А.Маврина «Птицы на море». По русским народным песням; английские народные шуточные песни в переводах К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.

О братьях наших меньших

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы», «Кот-ворюга»; Г. А. Скребицкий «Кот Иваныч»; И. С. Соколов-Микитов «В берлоге»; Н. И. Сладков «Медвежья горка», «Плясунья», «Почему я пишу о природе»; В. К. Арсеньев «Лесной лакомка»; Ю. И. Коваль«Веер»; В. П. Астафьев «Гуси в полынье».

Сказки русских писателей

С. В. Афоньшин «Как Анютка медведя убаюкала»; П. П. Бажов «Серебряное копытце»; В. В. Бианки «Сова»; И. С. СоколовМикитов «Листопадничек»; Д. Н.Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»; К. Г. Паустовский «Стальное колечко». В сокращении. А. Н. Майков «Колыбельная песня»; «С горы на гору шла...». Из русской народной песни. Идет волшебница зима

(8 ч). Стихи и рассказы о зиме.

«Из-за леса, леса темного...» Из русской народной песни; А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...». Отрывок из романа «Евгений Онегин»; С. А. Есенин «Поет зима— аукает...». Отрывок, «Пороша»; А. А. Коринфский «Одеяльце»; Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок». Отрывок из поэмы «Крестьянские дети»; А. Н. Толстой «Детство Никиты». Главы из повести.

Сказки разных народов

«Заячье сало». Украинская народная сказка; «Как мужик с барином пообедал». Белорусская народная сказка; «Долговязый, Патлатый и Разиня». Венгерская народная сказка. Перевод Т. Воронкиной; «Ворон, волк и олень». Дунганская народная сказка. В пересказе М. Ватагина; «Как вороны хотели чайку убить». Чукотская народная сказка.

Аз. Буки. Веди

Рассказы о школьной жизни, учебе. В. Г. Ян «Школьный «козел». Глава из исторического рассказа «Никита и Микитка»; Л. Н. Толстой «Детство». Главы из повести; А. Н. Толстой «Аркадий Иванович». Глава из повести «Детство Никиты»; М. Горький «Детство». Отрывок из повести; Ю. И. Коваль «Полынные сказки»; В. П. Астафьев «Сельский учитель».

«Идет-гудет Зеленый Шум...» Стихи и рассказы о весне. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...». Отрывок; М. М. Пришвин «Разговор деревьев»; Н. А. Некрасов «Зеленый Шум...». Отрывок; Г. А. Скребицкий «Воробей»; П. П. Ершов «Песня птички»; В. Д. Берестов «Ель»; А. А.Фет «Уж верба вся пушистая...». Отрывок; К.М.Фофанов «Под напев молитв пасхальных...».

Сказки зарубежных писателей

Х. К. Андерсен «Оле-Лукойе». Главы: «Понедельник», «Вторник», «Среда», «Воскресенье». Перевод А. Ганзен; Р. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе». Перевод К. И. Чуковского; Э. Лабулэ «Как петушок попал на крышу». Испанская сказка. В сокращении. В пересказе Т. Габбе; Дж. Родари «Принцесса Веселина».

Россия, Русь...

Стихи и рассказы о Родине. И. В. Северянин «О России петь— что стремиться в храм...»; «Слово о русской земле». Отрывок из древнерусского памятника «Слово о погибели русской земли»; С. А. Есенин «Колокол дремавший...»; Н. М. Рубцов «Видения на холме». В сокращении; Ф. Н. Глинка «Москва». Отрывок; А. С. Пушкин «Как часто в горестной разлуке...». Отрывок из романа «Евгений Онегин»; Н. А. Некрасов «Школьник»; Ю.М. Нагибин «Рассказы о Гагарине» («В сурдокамере», «Звезды»).

Фантазеры

Рассказы о детской мечте и фантазии. В.Ю. Драгунский «Двадцать лет под кроватью»; В. К.Железников «Разноцветная история». В сокращении; Ю.М. Нагибин «Заброшенная дорога»; Е. Н. Носов «Где просыпается солнце». В сокращении; А. К. Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». В сокращении. Перевод Л. Горлиной; А. Линдгрен «Мио, мой Мио». Перевод Н. Лунгиной.

Лето красное

 Стихи и рассказы о лете. В. И. Белов «Лето». Отрывок из очерков «Повседневная жизнь Русского Севера»; И. В. Северянин «В июле». Отрывок; А. А. Блок «Гроза прошла, и ветка белых роз...»; В. Д. Берестов «Подсолнух»; А. Т. Твардовский «Рожь, рожь... Дорога полевая...». Отрывок; К. Г. Паустовский «Есть дожди моросящие...». Отрывок, «Золотой линь»; Н. П. Колпакова «Радуга-дуга»; В. А.Жуковский «Загадка»; Е. И. Носов «Радуга».

Делу время— потехе час

Шуточные произведения русского и зарубежного фольклора. Рыбацкая и охотничья байки. Пересказ В. П. Аникина; «За дровами и на охоту». Старинная пинежская сказка. Пересказ С. Г. Писахова; Дж. Родари «Песня наоборот», «Пустые головы». Перевод Л. Тарасова; Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Отрывки из глав 1 и 2; «Глупец без головы». Русская народная шутка; «Была ли у охотника голова?». Аварская народная шутка.


Тематическое планирование 1 класс

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные работы Контрольные работы

Литературное чтение (40 ч.)

8 Ребятам о зверятах. 5    
9 Что хорошо, что плохо 9    
10 Расскажу вам сказку старинную, не шибко ко­роткую, не шибко длин­ную 6    
11 «В окно повеяло вес­ною...» 3    
12 Учиться всегда приго­дится 5    
13 Смех да потеха в жизни не помеха 3    
14 Лето красное 4    
15 Сказки зарубежных писателей 4    
16  Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались по­играть 1    

Итого:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.122 с.)