Тема 2. Принципы и методология научных исследований в садоводстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Принципы и методология научных исследований в садоводстве



1. Принципы исследований

2. Методология научных исследований в садоводстве

Принципы исследований

Планирование – важнейшая функция управления. Это прежде всего выбор целей развития управляемого объекта и стратегия их достижения, включая определение программы и образа действий, средств и ресурсов, сроков и исполнителей работ. При планировании необходимо предвидеть, какие ре- шения могут потребоваться в будущем, и выбрать оптимальные. Поэтому планирование можно рассматривать как процесс, с помощью которого возможности и ресурсы производственной или иной хозяйственной системы приспосабливают к изменениям внешних и внутренних условий.

Планирование деятельности научных организаций – это система расчетов и эффективного опережающего воздействия на информационные, технические, организационные, правовые и социально-экономические отношения, которые складывают- ся в процессе всей работы данной организации. При управле- нии деятельностью научного учреждения выделяют планы: научной организации; по отдельным темам; научных, кон- структорских и других подразделений; научных сотрудников, конструкторов, инженерно-технических работников и служа- щих. Целями планирования являются: выбор направлений и тематики научных исследований и разработок; определение направлений развития научных организаций и их подразделений; уточнение программы и последовательности работ; рас- чет потребности в средствах и ресурсах; выбор исполнителей; определение сроков достижения промежуточных и конечных целей.

Планирование деятельности научной организации разделяют на тематическое, технико-экономическое и социальное, объемно-календарное, оперативное.

При тематическом планировании определяют направления и тематику научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, их номенклатуру, оценивают научно- технический уровень и эффективность тем, выбирают опти- мальные. Указывают также сроки и сметную стоимость работ (в том числе на планируемый период), исполнителей, ожидаемый экономический эффект.

Тематические планы конкретизируют в календарных (по темам и подразделениям) и оперативных (для исполнителей).

В планах технико-экономического развития отражены направления и тематика научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, их технико-экономические результа- ты, ресурсы, достижения коллектива. Структура комплексного плана включает в себя два раздела: основные показатели тех- нико-экономического развития научной организации, объеди- ненные в ряд групп; мероприятия, обеспечивающие достиже- ние плановых показателей. Иногда в таких планах предусмат- ривают поисковые и инициативные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Объемно-календарное и оперативное планирование спо- собствует выполнению тематического плана научной органи- зации по всей номенклатуре в заданные сроки и достижению показателей, предусмотренных планом технико- экономического и.социального развития. Задачи планирова- ния: дифференциация тем на подтемы, разделы, этапы, подэтапы и работы; доведение заданий до отделов, лаборато- рий, групп и конкретных исполнителей; определение сроков выполнения отдельных элементов и работ в целом с учетом мощности и загрузки каждого подразделения и исполнителя.

В процессе объемно-календарного планирования опреде- ляют структуру каждой темы, план и перечень конкретных ра- бот для различных уровней (научной организации, отделов, лабораторий, секторов, групп); проводят укрупненные расчеты трудоемкости по темам и их структурным элементам для под- разделений; разрабатывают календарные планы-графики вы- полнения работ по каждой теме; определяют календарные сро- ки выполнения подразделениями плановых заданий; уточняют объемно-плановые расчеты по подразделениям, учитывая ка- лендарное распределение работ по темам и исполнителям; раз- рабатывают сводные оптимизированные календарные планы деятельности научной организации.

Сетевое планирование – метод календарного планирова- ния, с помощью которого можно четко выявить связи между отдельными работами в сложных программах, установить ихнаиболее рациональную последовательность и сроки выполне- ния.

Комплексные научно-технические программы различных уровней получили распространение в практике планирования развития науки и техники. Это связано с рядом тенденций, ха- рактерных для современной науки и техники: межотраслевым и межведомственным характером большинства современных научно-технических проблем; возрастанием их комплексно- сти; необходимостью непрерывного сквозного управления процессами создания, освоения, производства и потребления новой техники; увеличением масштаба научной деятельности; удорожанием исследований и разработок и необходимостью строгого отражения конечных целей и результатов в планах.

Для реализации системного подхода к решению конкрет- ных научно-технических проблем требуется сформировать комплекс взаимообусловленных программ, направленных на достижение заданных социально-экономических целей. Метод управления, при котором создают такие программы, называют программно-целевым. Программно-целевое управление дает возможность выполнить планы по науке и технике от цели до конечных результатов и подготовить для каждой научно-тех- нической проблемы комплексную программу ее решения на разных уровнях: в рамках народного хозяйства в целом, его отраслей, регионов, предприятий и объединений, отдельных научно-исследовательских институтов.

Главным критерием эффективности научных исследова- ний являются результаты. Их оценивают тем выше, чем выше научность выводов и обобщений, чем они достовернее и эф- фективнее. Полученные результаты служат основой для новых научных разработок. Одно из важнейших требований, предъ- являемых к научному исследованию, – научное обобщение, исходя из которого устанавливают зависимость между изучае- мыми явлениями и процессами, делают выводы.

В структуре научных исследований различают научные направления, проблемы и темы. Под научным направлением понимают сферу исследований коллектива, посвященных ре- шению каких-либо крупных, фундаментальных теоретико- экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Эффективность работы во многом зависит от того, насколько правильно обосновано научное направление.

Под проблемой понимают сложную перспективную науч- ную задачу, которая охватывает значительную область иссле- дования. Экономический эффект от решения задачи иногда можно определить только ориентировочно, так как цель рабо- ты более общая - сделать открытие, научные выводы, обеспе- чивающие ускорение процесса общественного производства.

Проблема состоит из ряда тем. Тема – это научная задача в определенной области исследования. Результаты решения имеют не только теоретическое, но главным образом практи- ческое значение, поскольку можно сравнительно точно уста- новить ожидаемый экономический эффект. При разработке темы выдвигают конкретные задачи исследования.

Постановка (выбор) проблем или тем включает в себя ряд этапов:

I этап – формулирование проблем. На основе анализа и с учетом направления исследования формулируют основную проблему и определяют в общих чертах ожидаемый результат. II этап – разработка структуры проблемы. Выделяют те-

мы, подтемы, вопросы. По каждой теме выявляют ориентиро- вочную область исследования.

III этап – обоснование актуальности проблемы. Для этого по каждой теме обосновывают несколько возражений и на ос- нове анализа методом последовательного приближения ис- ключают возражения, отстаивая реальность, перспективность и своевременность изучения данной темы. Затем окончательно разрабатывают структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы и вопросы.

К теме предъявляют ряд требований. Одно из основных – ее актуальность. Критерия для установления степени актуаль- ности пока нет. Сравнивая две темы теоретических исследова- ний, каждую из них может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок, как правило, ошибок не воз- никает: более актуальной считают ту тему, работа над которой дает больший экономический эффект.

Важный критерий – новизна темы. Он означает, что темав данной постановке никогда не разрабатывалась и в настоя- щее время не разрабатывается. Однако новизна должна быть не инженерной, а научной, т. е. принципиальной, хотя грань между научными и инженерными исследованиями с каждым годом становится менее заметной. Если решают пусть даже новую задачу, но на основе уже открытого закона, то это об- ласть инженерных, а не научных разработок.

Тема должна быть экономически эффективной и значи- мой. Необходимо, чтобы любые прикладные исследования да- вали экономический эффект в народном хозяйстве, который определяют уже на стадии выбора темы. При теоретических исследованиях более важной может быть значимость темы, т.е. она должна быть престижна для отечественной науки или мо- жет служить фундаментом для прикладных исследований.

Тема должна соответствовать профилю научной органи- зации и его материальной базе. Специализация способствует накоплению опыта исследований, повышению их теоретиче- ского уровня, качества и экономической эффективности, со- кращению сроков выполнения работ. В работе ученых допу- стимы известный параллелизм и соревнование, развитие науч- ных школ и направлений, здоровая конкуренция между кол- лективами.

Важная характеристика темы – реальность внедрения ре- зультатов исследования. Необходимо предварительно оценить, можно ли провести разработки в плановый срок и внедрить их в производственных условиях заказчика. Поэтому, обосновы- вая тему, научный работник должен хорошо знать запросы производства на данном этапе.

По приведенным критериям можно всесторонне оценить и установить пригодность тем для научных исследований. Од- нако в процессе разработки тем, особенно долгосрочных, мо- гут измениться их актуальность и экономичность. Поэтому очень важны перспективность и стабильность тем. Для оценки с этой позиции недостаточно субъективных методов, и перво- степенное значение приобретают численные методы – матема- тический и экспертных оценок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.)