Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Принципы и методология научных исследований в садоводстве
1. Принципы исследований 2. Методология научных исследований в садоводстве Принципы исследований Планирование – важнейшая функция управления. Это прежде всего выбор целей развития управляемого объекта и стратегия их достижения, включая определение программы и образа действий, средств и ресурсов, сроков и исполнителей работ. При планировании необходимо предвидеть, какие ре- шения могут потребоваться в будущем, и выбрать оптимальные. Поэтому планирование можно рассматривать как процесс, с помощью которого возможности и ресурсы производственной или иной хозяйственной системы приспосабливают к изменениям внешних и внутренних условий. Планирование деятельности научных организаций – это система расчетов и эффективного опережающего воздействия на информационные, технические, организационные, правовые и социально-экономические отношения, которые складывают- ся в процессе всей работы данной организации. При управле- нии деятельностью научного учреждения выделяют планы: научной организации; по отдельным темам; научных, кон- структорских и других подразделений; научных сотрудников, конструкторов, инженерно-технических работников и служа- щих. Целями планирования являются: выбор направлений и тематики научных исследований и разработок; определение направлений развития научных организаций и их подразделений; уточнение программы и последовательности работ; рас- чет потребности в средствах и ресурсах; выбор исполнителей; определение сроков достижения промежуточных и конечных целей. Планирование деятельности научной организации разделяют на тематическое, технико-экономическое и социальное, объемно-календарное, оперативное. При тематическом планировании определяют направления и тематику научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, их номенклатуру, оценивают научно- технический уровень и эффективность тем, выбирают опти- мальные. Указывают также сроки и сметную стоимость работ (в том числе на планируемый период), исполнителей, ожидаемый экономический эффект. Тематические планы конкретизируют в календарных (по темам и подразделениям) и оперативных (для исполнителей). В планах технико-экономического развития отражены направления и тематика научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, их технико-экономические результа- ты, ресурсы, достижения коллектива. Структура комплексного плана включает в себя два раздела: основные показатели тех- нико-экономического развития научной организации, объеди- ненные в ряд групп; мероприятия, обеспечивающие достиже- ние плановых показателей. Иногда в таких планах предусмат- ривают поисковые и инициативные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Объемно-календарное и оперативное планирование спо- собствует выполнению тематического плана научной органи- зации по всей номенклатуре в заданные сроки и достижению показателей, предусмотренных планом технико- экономического и.социального развития. Задачи планирова- ния: дифференциация тем на подтемы, разделы, этапы, подэтапы и работы; доведение заданий до отделов, лаборато- рий, групп и конкретных исполнителей; определение сроков выполнения отдельных элементов и работ в целом с учетом мощности и загрузки каждого подразделения и исполнителя. В процессе объемно-календарного планирования опреде- ляют структуру каждой темы, план и перечень конкретных ра- бот для различных уровней (научной организации, отделов, лабораторий, секторов, групп); проводят укрупненные расчеты трудоемкости по темам и их структурным элементам для под- разделений; разрабатывают календарные планы-графики вы- полнения работ по каждой теме; определяют календарные сро- ки выполнения подразделениями плановых заданий; уточняют объемно-плановые расчеты по подразделениям, учитывая ка- лендарное распределение работ по темам и исполнителям; раз- рабатывают сводные оптимизированные календарные планы деятельности научной организации. Сетевое планирование – метод календарного планирова- ния, с помощью которого можно четко выявить связи между отдельными работами в сложных программах, установить ихнаиболее рациональную последовательность и сроки выполне- ния. Комплексные научно-технические программы различных уровней получили распространение в практике планирования развития науки и техники. Это связано с рядом тенденций, ха- рактерных для современной науки и техники: межотраслевым и межведомственным характером большинства современных научно-технических проблем; возрастанием их комплексно- сти; необходимостью непрерывного сквозного управления процессами создания, освоения, производства и потребления новой техники; увеличением масштаба научной деятельности; удорожанием исследований и разработок и необходимостью строгого отражения конечных целей и результатов в планах.
Для реализации системного подхода к решению конкрет- ных научно-технических проблем требуется сформировать комплекс взаимообусловленных программ, направленных на достижение заданных социально-экономических целей. Метод управления, при котором создают такие программы, называют программно-целевым. Программно-целевое управление дает возможность выполнить планы по науке и технике от цели до конечных результатов и подготовить для каждой научно-тех- нической проблемы комплексную программу ее решения на разных уровнях: в рамках народного хозяйства в целом, его отраслей, регионов, предприятий и объединений, отдельных научно-исследовательских институтов. Главным критерием эффективности научных исследова- ний являются результаты. Их оценивают тем выше, чем выше научность выводов и обобщений, чем они достовернее и эф- фективнее. Полученные результаты служат основой для новых научных разработок. Одно из важнейших требований, предъ- являемых к научному исследованию, – научное обобщение, исходя из которого устанавливают зависимость между изучае- мыми явлениями и процессами, делают выводы. В структуре научных исследований различают научные направления, проблемы и темы. Под научным направлением понимают сферу исследований коллектива, посвященных ре- шению каких-либо крупных, фундаментальных теоретико- экспериментальных задач в определенной отрасли науки. Эффективность работы во многом зависит от того, насколько правильно обосновано научное направление. Под проблемой понимают сложную перспективную науч- ную задачу, которая охватывает значительную область иссле- дования. Экономический эффект от решения задачи иногда можно определить только ориентировочно, так как цель рабо- ты более общая - сделать открытие, научные выводы, обеспе- чивающие ускорение процесса общественного производства. Проблема состоит из ряда тем. Тема – это научная задача в определенной области исследования. Результаты решения имеют не только теоретическое, но главным образом практи- ческое значение, поскольку можно сравнительно точно уста- новить ожидаемый экономический эффект. При разработке темы выдвигают конкретные задачи исследования. Постановка (выбор) проблем или тем включает в себя ряд этапов: I этап – формулирование проблем. На основе анализа и с учетом направления исследования формулируют основную проблему и определяют в общих чертах ожидаемый результат. II этап – разработка структуры проблемы. Выделяют те- мы, подтемы, вопросы. По каждой теме выявляют ориентиро- вочную область исследования. III этап – обоснование актуальности проблемы. Для этого по каждой теме обосновывают несколько возражений и на ос- нове анализа методом последовательного приближения ис- ключают возражения, отстаивая реальность, перспективность и своевременность изучения данной темы. Затем окончательно разрабатывают структуру проблемы и обозначают условным кодом темы, подтемы и вопросы.
К теме предъявляют ряд требований. Одно из основных – ее актуальность. Критерия для установления степени актуаль- ности пока нет. Сравнивая две темы теоретических исследова- ний, каждую из них может оценить крупный ученый данной отрасли или научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок, как правило, ошибок не воз- никает: более актуальной считают ту тему, работа над которой дает больший экономический эффект. Важный критерий – новизна темы. Он означает, что темав данной постановке никогда не разрабатывалась и в настоя- щее время не разрабатывается. Однако новизна должна быть не инженерной, а научной, т. е. принципиальной, хотя грань между научными и инженерными исследованиями с каждым годом становится менее заметной. Если решают пусть даже новую задачу, но на основе уже открытого закона, то это об- ласть инженерных, а не научных разработок. Тема должна быть экономически эффективной и значи- мой. Необходимо, чтобы любые прикладные исследования да- вали экономический эффект в народном хозяйстве, который определяют уже на стадии выбора темы. При теоретических исследованиях более важной может быть значимость темы, т.е. она должна быть престижна для отечественной науки или мо- жет служить фундаментом для прикладных исследований. Тема должна соответствовать профилю научной органи- зации и его материальной базе. Специализация способствует накоплению опыта исследований, повышению их теоретиче- ского уровня, качества и экономической эффективности, со- кращению сроков выполнения работ. В работе ученых допу- стимы известный параллелизм и соревнование, развитие науч- ных школ и направлений, здоровая конкуренция между кол- лективами. Важная характеристика темы – реальность внедрения ре- зультатов исследования. Необходимо предварительно оценить, можно ли провести разработки в плановый срок и внедрить их в производственных условиях заказчика. Поэтому, обосновы- вая тему, научный работник должен хорошо знать запросы производства на данном этапе. По приведенным критериям можно всесторонне оценить и установить пригодность тем для научных исследований. Од- нако в процессе разработки тем, особенно долгосрочных, мо- гут измениться их актуальность и экономичность. Поэтому очень важны перспективность и стабильность тем. Для оценки с этой позиции недостаточно субъективных методов, и перво- степенное значение приобретают численные методы – матема- тический и экспертных оценок.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.) |