Методы практических упражнений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы практических упражнений



Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как неспецифических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания – это словесные и наглядные методы), так и специфических (характерных только для процесса физического воспитания)

К специфическим методам физического воспитания относятся:

· методы строго регламентированного упражнения;

· метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод);

· метод использования упражнений в соревновательной  форме (соревновательный метод);

· метод сопряженных воздействий.

В практике физического воспитания используется большое разнообразие методов строго регламентированного упражнения. Условно их можно разделить на две группы:

· методы обучения двигательным действиям;

· методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств.

К строгорегламентированным методам обучения двигательным действиям относятся:

целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

расчлененный метод (метод расчлененно-конструктивного упражнения);

 метод  сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение не желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) как отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием последующим соединением в единое целое.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разучиваемые элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий, улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

Игровой метод

Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Характерными чертами игрового метода являются:

• большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная

деятельность;

• относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений

двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков,

метаний, преодоления препятствий и т.д.) и высокие требования к

инициативе;

• многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях

постоянно изменяющейся ситуации;

• наличие игрового сюжета;

• комплексный характер деятельности;

• ограниченные возможности точного дозирования     нагрузки          

и программирования действий;

• формирование межличностных и межгрупповых отношений;

• сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.

Эти особенности обусловливают важные для преподавателя методические особенности игрового метода, который:

• позволяет обеспечить       повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;

• способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений им пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;

• обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей до возможного предела;

• затрудняет дозирование нагрузок;

• создает особенно эффективные условия для развития координационных способностей;

• позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.

Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.

Соревновательный метод

Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека.

Это происходит на фоне высокого эмоционального напряжения, что позволяет:

• стимулировать  максимальное   проявление  двигательных

способностей и выявлять уровень их развития;

• выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

• обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

• содействовать воспитанию волевых качеств.

Отличительными чертами соревновательного метода являются:

• сопоставление сил в условиях соперничества;

• формирование межличностных и межгрупповых отношений;

• яркий эмоциональный и физиологический фон;

• высокая психическая напряженность;

• единые правила состязаний;

• ограниченные возможности для точного дозирования нагрузки;

• наличие игровых элементов;

• ограниченные возможности руководства деятельностью занимающихся.

Методы развития физических качеств

К методам развития физических качеств относятся следующие:

· равномерный метод;

· переменный метод;

· повторный метод;

· интервальный метод;

· метод круговой тренировки;

· игровой метод;

· соревновательный метод.

Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью (например, сохраняя неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений).

Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможность о применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс и др.). С помощью этого метода решаются следующие задачи: развитие общей и специальной выносливости, повышение экономичности движений, воспитание волевых качеств.

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений и т.д.

Задачи, решаемые с помощью переменного метода, весьма разнообразны: развитие скоростных способностей и выносливости (общей и специальной), координационных способностей, расширение диапазона двигательного навыка, приобретение определенных тактических умений, необходимых для выступления в соревнованиях; воспитание волевых качеств.

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через паузы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических упражнениях. Интенсивность нагрузки может быть: 75 – 95% от максимальной в данном упражнении, либо околопредельной и предельной – 95 – 100%. Длительность упражнения может быть самой разнообразной. На пример, в беге, гребле, плавании и т.д. применяется работа на коротких, средних и длинных отрезках. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее, они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.

Интервальный  метод внешне походит на повторный. Оба они характеризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.

Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью и интенсивностью), то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают также интервалы отдыха.

Интервальный метод в настоящее время используется в большинстве физических упражнений (бег, гребля, лыжные гонки, плавание, фигурное катание, спортивные игры, единоборства и др.).

Сущность этого метода заключается в том, что во время многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота сердечных сокращений к концу работы была 160—180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение частоты сердечных сокращений, потребление кислорода в течение первых 30 секунд увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим создаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.

По интенсивности нагрузки выделяют два варианта интервального метода:

1. Метод экстенсивного (неинтенсивного) интервального упражнения;

2. Метод интенсивного интервального упражнения.

По изменению длительности нагрузки при очередном повторении упражнения можно выделить следующие варианты интервального метода:

1. С постепенным увеличением длительности работы;

2. С постепенным    уменьшением  длительности выполнения упражнения;

3. С чередованием длительности работы в каждой серии.

По характеру изменения продолжительности интервалов отдыха между очередным выполнением упражнения можно выделить:

1. «Жесткий» интервальный метод, когда используются очень короткие или сокращающиеся интервалы отдыха при сохранении высокой интенсивности работы. Такая форма построения тренировочной работы осуществляется на фоне прогрессивно увеличивающегося утомления, и, естественно, что она предъявляет очень высокие требования ко многим органам и функциям организма человека. Поэтому этот вариант интервального метода применяется в основном при подготовке высоко квалифицированных спортсменов;

2. Облегченный (щадящий) интервальный метод, когда применяются постепенно увеличивающиеся интервалы отдыха, сохраняющие повышенную деятельность органов, повышенную деятельность систем в субкомпенсационной фазе восстановления работоспособности.

Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией», в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений. Данный метод используется для развития всех физических качеств.

Методы воспитания нравственных и морально-волевых качеств (методы формирования личности человека в процессе физического воспитания)

В системе методов воспитания нельзя рассматривать конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели.

Наиболее действенными методами воспитания являются:

· традиционно принятые – убеждение, упражнение (практическое приучение), поощрение, наказание, принуждение и пример;

· инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) – модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизации, творческая инвариантность и др.;

· неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близких);

· тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) – социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

· рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.03 с.)