Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению



Основаниями возникновения, изменения и прекращения по социальному обеспечению являются наступление установленных законом юридических фактов и их составов (то есть комплекса таких фактов).

Юридические факты в социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения. Уже в процедурных правоотношениях устанавливается, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основанного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении проверяются и устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, или есть, назначается ли этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его предоставлении, поскольку нет того или иного юридического факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь их основанием.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении – это факты – события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Причем такие юридические факты получили наименование «Социальные риски». Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значения имеют и факты – действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

В зависимости от срока существования юридические факты можно разделить на кратковременные и факт – состояния.

В юридической литературе существуют разные мнения о правовой природе состояний в системе юридических фактов. Одни авторы выделяют факты – состояния в отдельную группу, другие считают, что за состоянием не стоит никакого юридического значения.

Состояния являются такими юридическими фактами, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически порождают юридические последствия (временная нетрудоспособность, состояние в браке, иждивение и т.д). Но состояние не могут быть выделены в особую группу юридических фактов наряду с событиями и действиями.

События – это факты, происхождения которых не связано с волей участника правоотношений. К ним относятся: рождение ребенка, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста, болезнь и т.д

Действия – это факты, связанные с волей участников правоотношений. К ним можно отнести волеизъявления граждан, акты применения права. Они могут быть правомерными и неправомерными, то есть соответствующими праву или противоречащими ему.

Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может в одном случае правообразующим, в другом – правоизменяющим, а в третьем – правопрекращающим; в одном правоотношения он может быть основным, правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего правоотношения о ней. А в пенсионном правоотношении о пенсии по старости данного пенсионера его смерти является правопрекращающим юридическим фактом (уже не основным, а юридически значимым).

Основной юридический факт в сложном (комплексном) составе вызывает и инициативу гражданина на реализацию данного права на социальное обеспечение в соответствующем правоотношении о нем. Он определяет и вид, и объект соответствующего правоотношения по социальномк обеспечению.

Пенсионные правоотношения могут возникнуть, как правило, при наличии лишь нескольких юридических фактов. Это называется сложным составом их возникновения.

 


 

 Заключение

Рассмотрев и проанализировав все вышеизложенное мы можем сделать вывод, что правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами – гражданином и соответсвующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями – по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно – правовых способов его осуществления; правоотношения, имеющие претензионоо – обеспечительный характер, отличительной чертой которых являются материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физическое лицо и государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо), выступающие носителями субъективных прав и обязанностей, т.е. субъекты можно условно рахделить на:

1. Лиц – получателей благ по социальному обеспечению;

2. Лиц – предоставителей благ по социальному обеспечению.

В материальных правоотношениях по социальному обеспечению объектом является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов, а в процедурных и процессуальных – непосредственно само поведение субъектов. Основами содержания правоотношения по социальному обеспечению являются субъективное право и юридическая обязанность его субъектов, вытекающие из содержания действующего законодательства.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению служат специфические жизненные обстоятельства (юридические факты), закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

В итоге хотелось бы отметить, что, несмотря на схожесть правоотношений по социальному обеспечению по своему характеру, среди ученых нет единого мнения касательно данной темы. Это позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности, что создает известные проблемы при изучении данной отрасли права.


 

Библиография:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. ФЗ от 15.12.2001 №166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»//СЗ;

3. ФЗ от 17.12.2001 №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»//СЗ;

4. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2004. С. 18-19.

5. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России.М.: Издательство БЕК, 2010.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.009 с.)