![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические аспекты исследования родительстваСодержание книги Поиск на нашем сайте
Существует множество определений феномена родительства, поскольку оно охватывает множество аспектов человеческой жизни, и рассматривать его можно с самых разных углов, однако, наиболее подходящим в контексте данной работы можно считать определение Р. В. Овчаровой: «Родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой совокупность знаний, ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности, стиля семейного воспитания и соответствующих конкретных поведенческих практик»[1]. И. С. Кон же определяет родительство как систему взаимосвязанных факторов: 1. Привязанность к детям, родительские чувства, любовь; 2. Нормативные предписания культуры и специфические социальные роли; 3. Реальное поведение, отношение к детям, стиль воспитания и т.д. Другой исследователь, рассмотревший психологию родительства в культурно-историческом контексте – Т. А. Гурко, делает акцент на различиях между пониманием родительства на Западе и в России по критериям: 1) Трансформация институтов брака и семьи; 2) Историческое изменение функций семьи; 3) Различия в понимании понятия «семья» в разных культурах с разными религиозными взглядами; 4) Уровень занятости мужчин и женщин; 5) Трансформация ценностей; 6) Глобализация культуры; 7) Демографические показатели и отношение к рождению детей; 8) Отношения родителей и детей-подростков; 9) Сексуальная зрелость и материнство несовершеннолетних; 10) Супружество и родительство в различных структурных типах семей; 11) Трансформация устройства детей, лишенных попечения[2]. Стадиями родительства являются следующие: 1) Бездетность или предродительство – включает в себя период согласованности, совместного обсуждения, поиска единения взглядов супругов на сроки рождения и число детей в семье, формирование плана семьи; 2) Репродуктивное родительство – когда начинается непосредственная реализация планов семьи. Психологическая готовность к зачатию предполагает ответственное и осознанное желание быть родителем, оценку готовности своего партнера в браке за организацию жизненного пространства, формирование перинатальной культуры, создание благоприятной и культурно обогащенной среды вокруг еще неродившегося ребенка;
3) Социализационное родительство – начинается с рождения ребенка и заканчивается его вступлением в брак, рождением внука; 4) Прародительство [3]. Разумеется, институт семьи, а значит, и родительство, всегда претерпевал изменения в ходе исторического развития общества. В. Ф. Федотов в своей статье «Родительство как социокультурный феномен» выделяет следующие типы семей[4]: 1) традиционный тип – здесь, как отмечает автор, дети и родители не были связаны особенно теплыми чувствами, особенно ярко это выражалось в семьях высшего общества. Дети, как правило, в первую очередь выполняли функцию продолжения рода, и интерес к ним родители начинали проявлять в относительно осознанном возрасте, когда было пора начинать подготовку к будущему. Родительские чувства наиболее заметно выражались разве что в обеспечении наследства своим детям, что относится не только к семьям высшего общества, поскольку крестьянские родители растили своих детей прежде всего для своего собственного блага в старческом возрасте; 2) открытый родовой – В доиндустриальные времена небольшая автономная крестьянская семья с малолетними детьми имела мало шансов на успешное выживание на протяжении даже нескольких лет, так как очень многое зависело непосредственно от главы семьи, и если с ним что-то случалось, это непременно сказывалось на всей семье. Отсюда важность большого количества членов семьи – она включала в себя множество других родственников помимо супружеской пары (а иногда и супружеских пар могло быть несколько). Нередко в патриархальную семью входили и приемные дети, ученики, приживалы. Как отмечал Беккер, такая семья «представляет собой эффективную страховую компанию». Можно заметить, что данный тип семьи слабо отличается от предыдущего, связи между родителями и детьми все так же слабо проявлены; 3) изолированный патриархальный – тип семьи, приходящий на замену открытому родовому, и являющийся более схожим к общепринятому сегодня образу семьи. Как отмечает Стоун, этот тип семьи просуществовал весь XVI век. Изолированная патриархальная семья была распространена, в основном, среди высших слоев населения. Важными моментами данной формы семьи являются проявление материнской любви к своим детям, равно как и родительской любви в целом. Роль отца все еще аналогична абсолютному монархизму, а дети все так же являются одним из ключевых способов «выживания», то есть, они уходят на заработки, стараются всячески делать вклад в экономическую жизнь своей семьи, что часто становится причиной отдаления от родителей, поскольку многие дети попутно начинали самостоятельную жизнь и могли больше не видеться с родителями;
4) замкнутый привязанный к дому нуклеарный – данный тип, сохранившийся до начала XX века, начал вытеснять изолированную патриархальную семью, и главное отличие ее от предыдущих представленных форм заключается в повышенном внимании к процессу воспитания детей со стороны непосредственно родителей. Для такой семьи были свойственны близкие эмоциональные связи между их членами и высокий уровень обособленности самой семьи. Такая трансформация объясняется ростом эмоционального индивидуализма, иначе говоря, заключением брака на основе личностных предпочтений и чувств. Отвечая на вопрос о нынешнем состоянии института семьи, обратимся к статье Л. Д. Ерохиной и Н. В. Соколюк, которые выделяют тип постсовременной семьи, или же «супружеского союза»[5]. Если раньше традиционное супружество всегда характеризовалось потребностью в детях, то сейчас это перестало быть чем-то обязательным, что очевидно сводит нас к кризису как родительства, так и супружества. Большинство исследователей связывают это с развитием идеи свободы личности. В современном обществе очень большое значение уделяется ментальному здоровью и личному счастью в целом, идет отход от типичных паттернов поведения, в данном контексте это означает то, что не все люди хотят быть родителями, и мнение таких людей начинает учитываться, идет спад осуждения со стороны несогласных. Разумеется, такая тенденция имеет множество положительных сторон, но, как упоминалось выше, это ведет к кризису института родительства. Проявляется это в дисфункции родительства как социального института. Родительство как социальный институт включает в себя две основные функции: 1) Практика детского воспитания; 2) Механизм воспроизводства культуры. Речь идет о невыполнении этих функций родительства как социального института, что, на первый взгляд, связано с падением его социального престижа и персонализацией, иначе говоря, подчинением интересам отдельных лиц. Однако, не все так просто. Если углубиться в причины дисфункции института родительства, то Лущенко Э. М. пишет о том, что главными помехами долгой семейной жизни в России считаются отсутствие жилья, финансовые трудности и алкоголизм, то есть, низкое качество жизни. Проявлениями этого кризиса служат такие показатели, как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей, а также массовый отказ от детей, сдача их в родильные или детские дома, бегство детей из дома, жестокое обращение с детьми[6]. Причины кризисного положения института родительства, в свою очередь, можно разделить на 2 вида[7]: 1) Социальные (алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов); 2) Экономические (потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда).
В заключение отметим, что родительство является если не вечным, то близким к таковому, социокультурным феноменом, так как институт семьи всегда являлся одним из основных институтов во всех известных нам обществах, и он остается таковым и по сей день, поскольку семья – неотъемлемая часть жизни подавляющего большинства людей. Тем не менее, не стоит забывать о том, что во всякой нормально функционирующей системе, в том числе и родительстве, по разного рода социальным, экологическим и физическим причинам происходит разрушение его полноты, начиная с первых дней вступления в брак и заканчивая завершающими стадиями его жизненного цикла.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.85.46 (0.007 с.) |