Общие условия успешного запоминания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие условия успешного запоминания



 

1. Когда материал интересен для запоминающего;

2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал;

3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания;

4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации;

5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений;

6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений);

7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа;

8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социально-психологические методы исследования имеют своей целью раскрытие закономерностей и механизмов психики и поведения человека. При этом каждый метод обладает своими преимуществами и недостатками.

Методы опроса применяют на разных стадиях исследования, как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами. Умелое применение методов опроса (беседы, анкетирования, интервью) может дать весьма ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств, выдвижения новых гипотез.

Тесты, т. е. более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности, могут быть либо хорошо, либо плохо обоснованными. Хорошо обоснованный тест - результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют большое научное и практическое значение.

Основное достоинство метода наблюдения состоит в том, что его проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость, то, что наблюдения и фиксации единичных проявлений психических свойств недостаточно для надежных выводов.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых экспериментатором внешних условий. Это преимущество экспериментального метода объясняет его широкое применение в психологии. Основная масса эмпирических факторов в психологии получена экспериментальным путем.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.

В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда рассматривались как этапы такого развития.

Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которые несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга. Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга. Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации ни формации, приобретенной и используемой живым организмом.

Человеческая память - это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, т.е. всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, т. е. того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова.- Москва: Прогресс, 1980. – 528 с.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах. Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского.- Москва.: Педагогика, 1979.

3. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - Москва.: Прогресс, 1997. – 494 с.

4. Горшков М. К., Шегери Ф. Э. Как провести социологическое исследование. - Москва.: Политиздат, 1985. – 223 с.

5. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.- Москва.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 562 с.

6. Кузин В. С. Психология / под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. Москва.: Высш. школа,1982. – 256 с.

7.Лурия А. Р. Внимание и память.- Москва., Изд-во МГУ, 1975. – 106 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.007 с.)